"Проект Семь и школа как механизм взаимодействия в воспитательном пространстве ОУ"
методическая разработка по внеклассной работе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проект «Семья и школа» как механизм в развитии воспитательного пространства ОУ
В современном обществе школа становится всё более открытой социально- педагогической системой, стремится к диалогу, общению, широкому социальному взаимодействию. В результате его развиваются обе стороны.
Родители становятся настоящими партнёрами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно- творческих дел. Только тройственный союз: школа- семья- ученик будет качественно направлен на благополучие и гармоничное развитие личности.
В условиях модернизации российского образования возникла необходимость в разработке социально – значимого проекта «Семья и школа».
Создание единого воспитательного пространства ОУ является главной идеей проекта.
Цель проекта: создание оптимальных условий для конструктивного взаимодействия и позитивных взаимоотношений семьи и школы.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач: Задачи:
- Повышение психолого- педагогической компетентности родителей, обеспечивающей оптимизацию детско - родительских отношений.
- Изучение семьи на основе личностно- ориентированного и системного подходов; Формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
- Определение наиболее эффективных форм взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
- Обеспечение динамики участия родительской общественности в учебно- воспитательном процессе.
В своем проекте мы рассматриваем механизмы взаимодействия семьи и школы через процесс взаимодействия семьи и школы.
Мы предполагаем, что реализация данного проекта обеспечит плодотворное сотрудничество семьи и школы.
Для доказательства выдвинутой гипотезы мы провели ряд исследований:
Изучение социального статуса семей показало, что жизненный уровень семей ниже среднего, хотя в 2007-2008 уч. году наблюдается повышение социального статуса семей. Этот показатель зависит от повышения общего уровня жизни и стабильности экономики страны на этот период времени.
Анализ социального статуса родителей показал, что 70% родителей имеют статус рабочих, 35% родителей являются безработными. Причём, прослеживается увеличение процента безработных.
В ходе данного анализа были выявлены следующие проблемы.
- Уровень жизни большинства семей соответствует показателю «низкий» и «ниже среднего».
- Невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей.
В силу выше обозначенных проблем, в том числе и неблагоприятных внешних факторов в сложных современных условиях, семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны ОУ.
Одним из путей такого взаимодействия мы считаем активное включение родителей в учебно- воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Сравнительный анализ участия родителей в образовательном процессе показал, что уровень активности родителей низкий. Поэтому возникла необходимость в разработке данного проекта. Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
На Подготовительном этапе
1.Были определены участники проекта:
- Администрация МОУ ООШ №7
- Инициативная группа разработчиков проекта
- Родительская общественность
- Совет старшеклассников ОУ.
- Разработана нормативно- правовая база проекта.
- Была создана Модель взаимодействия семьи и школы, в ней определены 6 основных направлений взаимодействия школы с семьёй:
- Консультативно – диагностическое
- Управление в сотрудничестве
- Работа с проблемными семьями
- Взаимодействие классного руководителя с родителями
- Привлечение родителей к участию в образовательном процессе
- Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
В рамках проекта была разработана программа, которая стала одним из механизмов его реализации.
Цель программы:
Активизация взаимодействия школы и семьи через использование различных форм и методов работы.
Задачи:
- Изучение и формирование банка современных форм и методов работы с семьёй.
- Внесение изменений и коррективов в нормативно- правовую базу ОУ, разработка новых локальных актов.
- Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии со школой.
На экспериментальном этапе осуществлялась пробация модели взаимодействия в учебно- воспитательном процессе, корректировка программы.
Итогом второго этапа стала разработка Критериев и показателей эффективности совместной работы школы с родителями.
Было определено 8 основных критериев оценки, в содержании которых заложены все 6 основных направлений программы. Каждому критерию относятся по 2-3 показателя, которые переведены в баллы.
Данная система мониторинга позволит определить эффективность созданной структуры, соотнести с желаемым результатом и внести необходимые коррективы.
Следующий этап Практико-внедренческий предполагает реализацию программы и внедрение мониторинга результативности деятельности школы с семьёй.
Предполагаемым результатом реализации проекта будет:
- Повышение уровня психолого- педагогической, правовой культуры родителей.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и негативным зависимостям в детской и подростковой среде.
- Оказание практической помощи родителям при возникновении воспитательных проблем.
- Повышение мотивации к ЗОЖ.
- Улучшение микроклимата в семьях учащихся.
Светлакова Наталья Викторовна,
заместитель директора по УВР МОУ ООШ №7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во взаимодействии которых определяется и вектор личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
формы взаимодействия семьи и школы...
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие, поэтому одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педаго...
Педагогический совет «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель: наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями....
Доклад «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает с...
Взаимодействие семьи и школы, как залог успеха учебно-воспитательного процесса учащихся, состоящих на ВШПУ
Взаимодействие семьи и школы, как залог успеха учебно-воспитательного процесса учащихся, состоящих на ВШПУ...
Доклад"Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса"
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главны...