методическое объединение социальных педагогов
статья по теме
тема: Методы исследования в работе социального педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.obedinenie.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила Мамчур И.П.
Методическое объединение социальных педагогов
Методы исследования в работе соц.педагога
Диагностический инструментарий соц.педа включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют всевозможные справки, отчёты, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочая документация, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении.
Самым распостраннёным и естественным в работе соц.педагога является метод наблюдения. Он используется для изучения для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Соц.педагогу необходимо выработать умение точно наблюдать все аспекты внешних проявления клиента: действия, движения, речь, мимику. Но самое главное научиться правильно истолковывать их социальное значение. Систематическая, тщательная фиксация поступков, поведенческих реакций, высказываний может выявить реальные особенности личности и возможные закономерности её формирования.
Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д. если есть необходимость, слова и поступки клиента можно записывать. Предпочтительно до начало наблюдения составить план и отметить в нём то, на что нужно обратить особое внимание.
Нередко соц.педагог прибегает к беседе. Этот метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и даёт возможность для понимания её проблем.
Анкетирование – метод сбора информации путём письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему.
По форме вопросы могут быть:
- закрытыми (проводятся вне варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный);
- открытыми (не содержащими подсказок )
Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:
- использовать разговорный стиль общения;
- учитывать возможности отвечающего;
- устранять влияние третьих лиц.
Тестирования – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Могут быть использованы тесты развития, графические, ассоциативные и др. как правило тесты сопровождаются инструкцией по выполнению заданий, ключём расшифровки полученных результатов и правилами их толкования.
Все методики делятся на 4-е блока в зависимости от цели которую вы себе ставите:
1-й блок.
Исследование индивидуально-типологических особенностей
личности
- методика исследования личности «дом-дерево-человек» Дж. Бука;
- методика диагностика уровня школьной тревожности Филлипса;
- тест «несуществующее животное»;
- тест- опросник Г. Айзенка- EPI (темперамент);
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко
- методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка;
- методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки;
- методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда;
- методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко
2-й блок.
Диагностика психологических отклонений и отклоняющего
поведения
- методика определения склонности к отклоняющемуся поведению А.И. Орел;
- методика определения социально-педагогической запущенности Овчерова;
- методика диагностики склонности к суицидальному поведению;
- методика определения характеристик социальной адаптации А.К.Осницкий;
- методика оценки уровня социального развития дезадаптированных подростков С.А. Беличева.
3-й блок.
Диагностика коллектива, межличностных отношений и поведений
- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «социометрия» Дж. Морено;
- методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;
- методика диагностики ЦОЕ учебной группы (ценностно-ориентационного единства);
- методика диагностики личностной предрасположенности к конфликтному поведению К.Томас
4-й блок.
Диагностика семьи и внутрисемейных отношений
- методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столин;
- методика PARi Е. Шеффер и Р. Белла «семейная жизнь глазами матери»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение "Социально-педагогическая поддержка семей переселенцев и их детей"
Рассмотрение понятий «мигрант», «миграция», «эмиграция», «иммиграция».Обсуждение причин миграции населения.Просмотр видеоматериала с выступлением В.В. Путина «Защитим права мигрантов».Обобщение предст...
Протоколы работы городского методического объединения социальных педагогов за 12-13 уч.год
Протоколы работы городского методического объединения социальных педагогов...
Выступление на методическом объединении "Социальное здоровье"
В выступлении представлена программа по социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, для успешной социализации их в обществе....
Выступление на методическом объединение "Роль педагога в повышении качества образования на уроках математики"
Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение , которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития о...
Краевой конкурс методических разработок «Социальный педагог в образовательной организации в 2020 году» Номинация «Социальная активность»
С 2019 года в нашей школе введена новая добрая традиция – ежегодно проводить мероприятия, посвященные Всемирному Дню волонтера, на которых освящается деятельность волонтерского движе...
Выступление на методическом объединении: "Компетентность педагога ,проводящего реабилитацию с детьми младшего школьного возраста по вопросам воспитания"
Знать психологические особенности ребёнка,корректировать рабочую программу в соответствии с особенностями ребёнка,изучать и использовать технологии,расширять знание через применение межпредметных связ...
Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»
Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»...