Выступление на методическом объединении "Социальное здоровье"
статья на тему
В выступлении представлена программа по социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, для успешной социализации их в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_sotsialnoe_zdorove.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бесполезен разум
Геродот
(СЛАЙД №15)
Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело.
Социальное здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [Устав ВОЗ, 1946]. (СЛАЙД №16)
Очень часто рассматривая понятие «здоровье», делается упор на медицинской стороне, обращается внимание в основном на телесное и психическое здоровье школьников; другие аспекты здоровья: нравственный, эстетический, социальный затрагиваются в гораздо меньшей степени. Между тем проблема социального здоровья сегодня одна из самых актуальных в школьном образовании.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. (СЛАЙД №17)
Социально здоровый человек – это социально адаптированный человек.
Критерии, которыми пользуются для определения социального здоровья:
- удовлетворённость собственной жизнью;
- уважение дома и на работе;
- адекватное восприятие социальной действительности;
- интерес к окружающему миру;
- ответственность перед другими;
- бескорыстие;
- демократизм в поведении. (СЛАЙД №18)
Социальное здоровье выражается в способности соотносить свои устремления с устремлениями других людей, бесконфликтно решать спорные ситуации, сотрудничать при выполнении совместной работы.
Можно выделить пять групп социального здоровья:
1. Социально здоровые. Эту группу представляют люди, имеющие систему идеалов, которая не позволяет им совершать противоправные либо безнравственные поступки, наносящие вред другим людям. Эта группа самая малочисленная. Они находят удовлетворение в творчестве, хорошие профессионалы, способные постоянно совершенствовать своё мастерство. Толерантны к любым точкам зрения. Испытывают отвращение ко всем видам насилия, жестокости, несправедливости. (СЛАЙД №19)
2. Социально конформные (так называемые обыватели). Наиболее распространённый тип, предрасположенный к социальным болезням. Его представляют люди, некритично принявшие правовые и нравственные нормы общества. Они готовы нарушить эти нормы, если уверены в том, что их непосредственное социальное окружение закроет глаза на их проступки. Находят удовлетворение в достижении запланированного уровня социального благополучия. Толерантны ко всему, что не касается их лично. (СЛАЙД №20)
3. Социальные невротики (карьеристы). Это люди, поражённые социальным недугом стремления к высокой должности, учёной степени, дружбе с высокопоставленными или знаменитыми лицами. Довольно многочисленная категория. При возникновении социальной фрустрации могут прибегать к наркотикам, алкоголю, находить удовлетворение в действиях, оскорбляющих личность. (СЛАЙД №21)
4. Социальные психопаты (уголовники – потенциальные и состоявшиеся). Лица с «перевёрнутыми» ценностями: всё, что значимо в социуме, отвергается ими. Они принимают как норму своего образа жизни то, что обществом порицается (воры, мошенники, грабители). (СЛАЙД №22)
5. Социальные «идиоты». Люди, достигшие высокого положения в обществе или государстве, в результате чего стали невосприимчивы к проблемам других людей, к проблемам страны, мира. Единственное стремление – укреплять собственное финансовое и властное положение, либо – как минимум – сохранить status quo. (СЛАЙД №23)
С каждым годом увеличивается число социально нездоровых детей и подростков. Это выражается в росте числа детских и подростковых правонарушений, преступлений; увеличением количества безнадзорных и беспризорных детей; ранняя алкоголизация и наркотизация детей и подростков.
Для укрепления и формирования физического здоровья необходима физическая активность, также и для формирования социального здоровья необходима социальная активность. (СЛАЙД №24)
Социальная активность – это сознательная деятельность, ориентированная на формирование социальных качеств личности, на преобразование объективных социальных условий. Она отражает степень реализации и развития социальных возможностей человека. Социальная активность у детей и подростков проявляется тогда, когда они, включаясь во взаимодействие со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями и другими людьми осваивают различные роли (роль ученика, сына или дочери, покупателя, друга или подруги и т.п.). (СЛАЙД №25)
В нашем учреждении в рамках программы «Школа правоведения» проводятся занятия, которые помогают воспитанникам с особыми образовательными потребностями бесконфликтно решать спорные ситуации, сотрудничать при выполнении совместной работы.
Данная программа, использует широкий набор методических приёмов и техник, что помогает учащимся контролировать свои поведенческие реакции, уменьшает их настороженность, снижает предрасположенность к девиантному поведению, помогает социально адаптировать наших воспитанников.
Программа состоит из нескольких этапов: диагностического, деятельностного, рефлексивного и поискового.
Деятельностный этап программы состоит из:
1.Тренинговых занятий:
- занятие: «Знакомство с эмоциями».
- занятие: «Узнавание эмоций».
- занятие: «Способы выражения эмоций».
2. Беседы «Наши документы: паспорт, трудовая книжка и др.
3. Лектория по курсу «Ваша жилплощадь»:
- занятие «Вы стоите на РУ или имеете свое жильё» (для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
- занятие «Продажа, обмен жилья».
- занятие «Содержание жилья».
4. Просветительского часа: «Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (алименты, пенсии, пособия, материальное обеспечения).
С детьми проведены тренинговые занятия по знакомству, узнаванию и способам выражения эмоций. Это позволило расширить знания подростков о чувствах и эмоциях, способствовало повышению эмоциональной зрелости воспитанников. На занятиях формировались умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций. Будучи уравновешенной личностью, воспитанники способны находить безопасные выходы для негативных эмоций.
Рефлексивный этап программы состоит из следующих мероприятий:
1. Диспут: «Что такое ответственность?».
2. Беседа: «О пользе критики».
3. Тренинговое занятие: «Крутой или уверенный в себе?»
4. Дискуссия: «Выбор жизненных целей».
В декабре месяце с воспитанниками проведён диспут: «Что такое ответственность?» и дискуссия: «Выбор жизненных целей». На этих занятиях подростки учились конструктивно оценивать свои действия и поступки, реалистически оценивать свои возможности, самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях.
Поисковый этап состоит из следующих занятий:
1.Беседа «Мой гнев».
2.Цикл групповых тренингов «Оцени себя»:
- занятие: «Я и конфликты».
- занятие: «Я, мои успехи и неудачи».
- занятие: «Кто я, какой я?».
Данные занятия способствовали развитию коммуникативных навыков, формированию чувства ответственности за себя, свою жизнь, оказывали помощь в профессиональном и личностном самоопределении воспитанников с ОВЗ, дали представление о значимости труда в жизни людей. На тренинговом занятии «Я, мои успехи и неудачи» ребята учились объективно оценивать свои удачи и поражения.
Несмотря на некоторые положительные изменения в социальном здоровье воспитанников, проблемы по его укреплению еще остаются.
Рекомендации для сохранения и укрепления социального здоровья:
Для формирования положительной социальной активности необходимо:
- уметь активно слушать и понимать переживания и потребности ребенка;
- стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять ему и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;
- поддерживать успехи подростка;
- исключать непоследовательные требования и пустые нарекания;
- не выражать недовольство ребенком;
- не унижать достоинства подростка;
- не требовать от ребёнка того, что не соответствует его возрасту;
- не допускать непоследовательности в требованиях;
- не угрожать ему;
- не морализировать, не допускать назойливых назидании;
- не потакать подростку;
- не опекать его излишне;
- не вымогать у него обещаний. (СЛАЙД №26)
Социальный педагог: Е.В.Прокофьева
Список литературы:
- Методика и технологии работы социального педагога. / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Социальный педагог: проблемы подготовки и профессионального становления./ под. Ред. М.Н. Акимовой.- Самара, Изд. СИПКРО, 2001.
- Словарь по социальной педагогике./ под ред. Л.В.Мардахаева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
- Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Учебно-методическое пособие. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выступления АГИТБРИГАДЫ «МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЬЕ!»
Сценарий выступления АГИТБРИГАДЫ«МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЬЕ!»...
Тема: «Здоровье сгубишь, новое не купишь». (выступление на методическом объединении)
Как гласит народная мудрость – «Здоровье сгубишь, новое не купишь». Чтобы сохранить свое здоровье необходимо в первую очередь понимать значение этого термина, который рассматривается как нормаль...
Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».
Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...
Выступление на методическом объединение " Методические аспекты решения задач с параметром"
Решение задач с параметром. Подготовка к ЕГЭ....
Выступление на методическом совете школы Инновационные пути развития методической службы школы
Перспективные направления методической инновационной работы школы: формирование коллектива педагогов единомышленников, сетевая организация методической службы ОУ, эффективная структура методической сл...
2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справка об участии
2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справ...
Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».
Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...