Методическое объединение "Социально-педагогическая поддержка семей переселенцев и их детей"
материал по теме

Рассмотрение понятий «мигрант», «миграция», «эмиграция», «иммиграция».

Обсуждение причин миграции населения.

Просмотр видеоматериала с выступлением В.В. Путина «Защитим права мигрантов».

Обобщение представлений социальных педагогов о миграционной педагогике.

Социально-педагогические проблемы мигрантов.

Обобщение опыта работы социальных педагогов в рамках проекта: «Мы вместе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 «Комплексный центр социально  досугового обслуживания детей и молодежи»

отдел социально-педагогической работы

Методическая разработка

Тема: “Социально педагогическая поддержка семей мигрантов и их детей”

                                                                                                   

                                                                      Социальные педагоги:

А.А. Бабаева

                                                                                                     И.Х. Илькаева

                 

г. Ноябрьск

2012г.

Цель: повышение информационной и профессиональной грамотности социальных педагогов по вопросу организации и проведения работы с семьями мигрантов и их детьми.  

Задачи:

  1. раскрыть  актуальность проблемы;
  2. обобщить представления социальных педагогов о миграционной педагогике;
  3. рассмотреть основные виды помощи и поддержки семьям мигрантов и их детям на примере проекта: «Мы вместе».

Форма проведения: семинар.

Категория участников: социальные педагоги отдела СПР.

Количество участников: 21 человек.

Место, дата и время проведения: офис МБУ «КЦСДОДиМ», 05.04.2012г.  в 14.00.                                                          

Ответственные: социальные  педагоги п/к «Магистраль» - А.А. Бабаева;

                                                                     к/ш «Шанс» - И.Х. Илькаева.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. экран, видеопроектор, ноутбук;
  2. презентация по теме (  слайдов);
  3. презентация по проекту (  слайдов);
  4. презентация-тест «Проверь себя» (  слайдов);
  5. видеоматериал с выступлением В.В. Путина;
  6. буклеты: - «Если ваша семья нуждается в поддержке», «Путеводитель для переселенцев», «Памятка для переселенцев с детьми из стран ближнего и дальнего зарубежья»

План мероприятия

I.Вводная часть:

1.1. Организационный момент.

1.2. Сообщение темы и плана работы.

II.Основная часть: 

2.1. Рассмотрение понятий «мигрант», «миграция», «эмиграция», «иммиграция».

2.2. Обсуждение причин миграции населения.

2.3. Просмотр видеоматериала с выступлением В.В. Путина «Защитим права мигрантов».

2.4. Обобщение представлений социальных педагогов о миграционной педагогике.

2.5. Социально-педагогические проблемы мигрантов.

2.6. Обобщение опыта работы социальных педагогов в рамках проекта: «Мы вместе».

III Заключительная часть:

3.1.Тест «Проверь себя».

3.2. Подведение итогов.

Использованная литература:

  1. Дюжакова, М.В. Актуальные проблемы образования России в контексте миграционных процессов/ М.В. Дюжакова //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. «Общественные и гуманитарные науки». - 2008. - № . 12 (88). – С.122-131.
  2. Дюжакова, М.В. Организационно-содержательные модели интеграции детей-мигрантов в новые условия жизни средствами школьного образования (на примере Воронежской области)/ М.В. Дюжакова //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. «Общественные и гуманитарные науки». - 2008. - № 11 (78). – С. 182-190. (0,8 п.л.)
  3. Дюжакова, М.В. Миграция населения как источник проблем образовательной политики/ М.В. Дюжакова //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 6 (62). - 2008. – С. 265-270. (0,4 п.л.)
  4. Источник: http://www.sovet-naroda.ru/deti-migrantov-v-sovremennoj-rossii.html

Социальная сеть "Дети Богов" - 21986

Человек способен на великие дела. 

Вот почему следует желать,

чтобы он видоизменил человеческую «природу»

и превратил её дисгармонию в гармонию…

И.И. Мечников

 I. Вводная часть

Выступление А.А. Бабаевой.

1.1. и 1.2. Организационный момент и сообщение темы.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего МО: «Социально педагогическая поддержка семей мигрантов и их детей» (слайд 1).

Человек способен на великие дела. Вот почему следует желать, чтобы он видоизменил человеческую «природу» и превратил её дисгармонию в гармонию…. (слайд 2).

Ссылаясь, на высказывание Мечникова, хочется сказать, что семьи мигрантов в основном дисгармоничны ввиду того, что особенно вынужденная миграция влечёт за собой ряд проблем, с которыми в одиночку семьи не могут справиться. Поэтому, социальным педагогам приходится «дисгармонию» семей мигрантов, превратить в гармонию, осуществляя при этом взаимодействие и профилактическую работу с семьёй.  Не случайно в нашем  мониторинге имеется строка, где в показателях деятельности с семьями динамического наблюдения,  фиксируется и количество семей беженцев (имеющих удостоверение). Следует отметить, что в данной строке цифры единичны,  так как информация об этой категории населения документально подтверждается редко. Несмотря на это, социальные педагоги осуществляют свою работу с семьями  мигрантов.

II. Основная часть

2.1. Рассмотрение понятий «мигрант», «миграция», «эмиграция», «иммиграция».

Но вначале рассмотрим следующие понятия:

- кто такой  мигрант? - что означает миграция населения?

Мигрант - это лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного места жительства.

Миграция населения (от лат. migratio - переселение) – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. (Слайд 3)

Вероятно в силу многоплановости понятия ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет однозначного определения миграции. В экономической, экономико-географической литературе существует широкое и узкое толкование понятия миграции населения. В широком смысле под миграцией понимают совокупность всех перемещений людей в пространстве, включая и маятниковую миграцию - ежедневные поездки из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно, посещение торговых предприятий, учреждений культурно-бытовой сферы, рекреационных зон (мест отдыха населения), командировки и т.д. В узком смысле слова миграция - перемещение людей, связанное со сменой постоянного места жительства. Однако следует отметить, что все формы (виды) перемещений людей, не связанные с переменой постоянного места жительства, не являются миграцией. (Слайд 4)

Наряду с понятием «миграция» используются термины «эмиграция» и «иммиграция», отличающиеся по смыслу друг от друга. Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение (добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства. Внешняя миграция населения (международная) связана с пересечением государственной границы, ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную. Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства. (Слайд 5)

 К внутренней миграции населения относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.д. Внутрипоселенные перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) не рассматриваются как миграция населения.

2.2. Обсуждение причин миграции населения.

(Какие вам известны причины миграции?)

Причины увеличения  миграции довольно просто вычленить: притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей; вооруженные конфликты, особенно в Закавказье, на Северном Кавказе, Молдове, Таджикистане; ухудшение криминогенной обстановки; резкое понижение экономического благосостояния людей; желание попасть на историческую родину. Среди причин миграции традиционно доминируют демографические и экономические причины. (Слайд 6)

Из сообщения в новостях. В Лиепае (городе на западе Латвии) местная полиция возбудила административное дело в отношении представителя общества "Родной язык" Евгения Осипова. Его хотят привлечь к ответственности за табличку, на которой название улицы было указано не только на латышском, но и на русском языке. Табличку, о которой идет речь, Осипов прикрепил на принадлежащий ему дом в Лиепае. В полиции расценили это - как нарушение закона, отметив, что текст на табличках должен быть написан только на государственном языке.

Тюменская область, в частности ЯНАО, является одним из регионов массового притяжения мигрантов из разных республик бывшего Советского Союза. ЯНАО привлекает мигрантов тем, что социально-экономические условия на данной территории лучше, чем в той местности, откуда идёт миграция населения. У нас в городе самая многочисленная группа мигрантов представлена выходцами из Украины, на втором месте - представители Азербайджана,  далее – Узбекистан, Таджикистан. Таким образом, в г. Ноябрьск  семьи мигранты пытаются реализовать себя в трудовой деятельности, тем самым, улучшая благосостояние семьи.

2.3. Просмотр видеоматериала с выступлением В.В. Путина «Защитим права мигрантов».

Следует отметить, что большое количество детей мигрантов, переселенцев, испытывают огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре, не только в нашем регионе, а повсеместно, где проходит усиленная миграция.

Изучением проблем мигрантов занимаются философы, политики, правоведы, а также педагоги. Данная проблема является актуальной не только в области научной педагогики, но и на уровне  государства, где неоднократно обсуждалась политическими деятелями. Предлагаем вам видеоматериал, где В.В. Путин (будучи, кандидатом в президенты РФ)  на площадке общероссийского народного фронта говорит о защите мигрантов на законодательном уровне. (Просмотр видеоматериала).

2.4. Обобщение представлений социальных педагогов о миграционной педагогике.

С конца 90-х годов в отечественной педагогике  происходит развитие новой области педагогической науки – миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В. Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности.  Особый интерес  представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения – Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном образовательном пространстве. 

Согласно исследованиям теории миграционной педагогики в научной школе Е.В. Бондаревской под "мигрантской педагогикой" понимается интегрированная область современной педагогики, изучающая процесс адаптации детей мигрантов и их семей в иноязычном культурном пространстве (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова). (Слайд 6)

2.5. Социально-педагогические проблемы мигрантов.

Анализируя трудности, с которыми сталкиваются мигранты при смене места жительства, можно выделить следующие группы проблем: правовые; лингвистические; социальные; культурологические; педагогические, религиозные.

Для нас интерес представляют педагогические проблемы, если можно будет сформулировать социально-педагогические проблемы. Наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др. В результате наблюдается общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям специалистов учебных заведений, наличие негативных стереотипов, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания. Негативная позиция родителей-переселенцев стимулирует неуважительное отношение детей к учителям, атмосферу вседозволенности и безнаказанности. Уровень общей образовательной подготовки детей переселенцев невысок, поэтому они сразу же оказываются в группе отстающих нарушителей дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чрезвычайно серьезной оказывается проблема неприятия, изоляции школьников – мигрантов. Ребенок - мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования в детском саду и школе культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру, в то же время, предотвращая опасность деэтнизации (процесса утраты этнической традиции), и маргинализации (находящийся на краю; социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами; «культурный гибрид»). Еще одна педагогическая проблема – это проблема адаптации к социокультурным условиям нового региона детей разных возрастов. Если у младших школьников эта проблема связана, преимущественно, с незнанием языка, непониманием и неумением общаться на языке, то в подростковом и юношеском возрасте адаптация осложняется специфическими возрастными проблемами. В силу возрастных, социальных и психологических особенностей, критичности данного возрастного периода подростки - мигранты в наиболее полной мере подвержены эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности и испытывают психологический кризис. Одним из проявлений этого кризиса является дезадаптация, дезориентация в построении Я - концепции, мировоззрении, вхождении во взрослую жизнь. Подростки-мигранты – это особая социальная и возрастная категория населения, которая нуждается в специальных условиях адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Поэтому данная категория семей, равно как и все семьи динамического наблюдения нуждается в проведении нами:- социальными педагогами профилактической работы, настолько насколько мы являемся, компетентны в оказании социально педагогических услуг.

О том какая работа социальными педагогами проводится в п\к «Шанс»  рамках проекта: «Мы вместе» направленного на оказание социально педагогической поддержки семьям мигрантов вас ознакомит Илькаева И.Х.

2.6. Обобщение опыта работы социальных педагогов в рамках проекта: «Мы вместе».

(Слайд 1). В рамках данной темы в январе текущего года нами, социальными педагогами подросткового клуба «Шанс» разработан и успешно реализуется программа «Мы вместе», который позволяет семьям переселенцев, их детям скорее достичь аккультурации и избежать «культурного шока».

(Слайд 2). Проект направлен на комплексную социально-воспитательную, социально-педагогическую и информационную помощь семьям  переселенцев  из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья,  имеющих детей.

Основной целью нашего проекта является: содействие успешной социализации и интеграции в общество семей переселенцев с детьми.

Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:

  1. способствовать эффективной адаптации к новым жизненным условиям семей переселенцев, имеющих детей;
  2. организовать комплексную социально-педагогическую и информационную помощь семьям переселенцев с детьми;
  3. содействовать ознакомлению участников проекта с историческим и культурным развитием города Ноябрьск.
  4. укреплять детско-родительские отношения, воспитательный потенциал семей, участвующих в проекте;
  5. развивать у представителей различных народностей толерантное  отношение друг к другу.

Запланированные мероприятия по проекту реализуются на базе подросткового клуба «Шанс» с января по декабрь текущего года.

На сегодняшний день сформирован актив детей (12 детей от 9 до 12 лет) и 6 семей переселенцев.

(Слайд 3) Ведущие направления реализации нашего проекта:

Диагностическое. 

Выявления уровня социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности детей (методика изучения социализированности личности), исследование национальной толерантности детей от 9-12 лет (методика «Сестренки

Адаптационное.

Данное направление реализации проекта состоит из комплекса занятий для детей из семей переселенцев, которые расположены в определенной последовательности, и с учетом психолого-возрастных особенностей.  В игровой форме ребята знакомятся с особенностями русского менталитета. Занятия способствуют воспитанию у детей толерантного сознания, необходимого для жизни в современном российском обществе, как результат успешности социокультурной адаптации.

Консультации, информирования и беседы – это основные виды работы с родителями переселенцев. Именно проведение таких форм работы с семьями переселенцев способствует их быстрой и комфортной адаптации в новых условиях.

Воспитательное.

         Проект способствует воспитанию в детях терпимости и снижению агрессивности. Работа в группе помогает создать гуманную атмосферу, детям-переселенцам чувствовать себя комфортно в инокультурном  пространстве. Для этого необходимо воспитание детей в духе дружбы, взаимопонимания, доброжелательного отношения к людям других национальностей, ибо гражданское согласие и терпимость в межнациональных отношениях являются решающим условием экономического и духовного развития общества.

(Слайд 4) Тематический план мероприятий проекта состоит из двух блоков:  

  1. проведение с детьми тематических мероприятий;
  2. проведение консультативной и информационной работы с их родителями.

(Слайд 5) Ответственная за проведение тематических мероприятий с детьми является социальный педагог Семененко Ларисой Фаиловной. Она проводит с ними  цикл занятий, направленных на повышение уровня культуры детей переселенцев, на адаптацию их в нашем городе.

(Слайд 6) Ответственными за второй блок тематического планирования являются социальные педагоги Абдулова Фания Тухфатовна и Илькаева Ильсияр Халилулловна. Среди семей переселенцев, преобладают лица, имеющие низкий уровень образования, квалификации, со слабым знанием русского языка, правовой непросвещенности, не владеющими нормами и правилами проживания в нашей стране. Для таких семей планируется проведение индивидуальных и групповых консультаций, беседы, и по мере необходимости предоставление материальные помощи в виде продуктовых наборов или вещей.

        

(Слайд 7) Данная деятельность позволяет семьям переселенцев, их детям скорее достичь адаптации и интеграции в общество

В результате реализации данного проекта ожидается:

  1. социально-педагогическое и информационное  сопровождение семьей переселенцев с детьми;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  1. успешная социализация и интеграция семей переселенцев и их детей в изменившихся социальных условиях;
  2. освоение культурного и исторического наследия города Ноябрьск;
  3. осознание детьми переселенцев стойкого уважительного отношения друг к другу представителей различных народностей;
  4. укрепление детско-родительских отношений;

(Слайд 8) В рамках промежуточного отчёта по проекту можно проследить следующие результаты.  С детьми проведены 3 мероприятия, направленные на знакомство и формирования доброжелательного отношения друг к другу, на  культуру поведения и манере общения. На этих занятиях основное внимание обращалось поведению детей дома, на улице, и манере общения друг с другом и с взрослыми.

За первый квартал 6 семьям переселенцам предоставлены такие виды помощи как: консультирование информационного плана – 19 консультации, проведено 11 бесед, предоставлено 11 материальных помощи в виде продуктовых наборов и вещей б/у. При этом нам приходилось взаимодействовать специалистами УСЗН и психологом.

(Слайд 9) С целью обмена опытом наш проект опубликован на сайте «Большая перемена» и мы получили свидетельство о публикации.

(Слайд 10).  В рамках данного проекта разработаны буклет «Если ваша семья нуждается в поддержке». В данном буклете кратко описывается наш проект, что реализуется специалистами подросткового клуба «Шанс» , которые помогут детям и  семьям переселенцев быстрее адаптироваться в городе.  

Буклет «Путеводитель для переселенцев». Предоставлена краткая информация о нашем городе и здесь же указаны адреса и телефоны служб города, которые необходимы для человека, недавно приехавшего в город.

Буклет «Памятка» для переселенцев с детьми из стран ближнего и дальнего зарубежья. Здесь предоставлена информация о том, что должен знать иностранный гражданин при въезде в РФ, что такое разрешение на временное проживание, как получить вид на жительство и гражданство РФ и как приобретают гражданство РФ дети.

Миграция людей регулируется законодательством, есть определённые правила и нормы, которых нужно выполнять при въезде в государство и выезде из него.  В основном миграционный процесс граждан регулируется Федеральным Законом «О гражданстве Российской Федерации». И мы сейчас предлагаем в занимательной форме пробежаться по статьям данного закона (переход к занимательным тестовым заданиям).

 

Заключительная часть

Подведение итогов. На основе рассмотренного материала можно сделать вывод, что использование социальным педагогом в своей работе информации о влиянии стилей родительского воспитания в неполных семьях  будет способствовать построению социально-педагогической работы.

Рефлексия. Социальным педагогам предлагается в невербальной форме выразить свое отношение к проведенному методическому объединению.

 

Масштабные исследования  по поддержке, защите, адаптации и реабилитации детей-мигрантов проводятся ростовскими учеными научной школы Е.В. Бондаревской. Они выделили основные задачи образовательного пространства своего Южного региона по поддержке и защите детства. Задачи своей работы  ростовские исследователи определяют  следующим образом: преодоление отчуждения личности ребенка от воспитательного процесса; насыщенность содержания воспитания реальными проблемами детской жизни; осознание ребенком своих прав, защита их, уважение к правам и достоинству других; включение ребенка в активную социальную жизнь на любом уровне; создание условий для развития самобытности каждой личности; развитие механизмов самоактуализации личности; формирование коммуникативных качеств, культуры диалога; внедрение технологий адаптации и реабилитации личности в инокультурную среду.

В Ростовской области, где проблема миграции сверхактуальна, были разработаны  интегративные курсы «Поддержка и защита детства на материалах миграционной педагогики», «Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании», «Основы межкультурного общения», что позволило обеспечить совершенствование подготовки социальных  педагогов, учителей, студентов к организации и осуществлению педагогической поддержки учащихся в поликультурном образовательном пространстве.

Как показывает исследования, проблемы социальной адаптации не возникают у детей мигрантов из Белоруссии, Украины, Прибалтики, у детей русских соотечественников, возвращающихся в Россию.  Возникают они в основном у детей мигрантов не славянской этнической принадлежности, приехавших из азиатских стран СНГ,  Кавказа, Афганистана. В первую очередь проблемы  возникают у детей, которые приехали тогда, когда им пора идти в классы средней школы. Им сложно учиться. Им трудно изучать школьные предметы, особенно такие, как “русский язык” и “литература”. Школы боятся, что дети не смогут сдать  ЕГЭ. К тому же степень  адаптивности у этих детей к жизни в незнакомой для них русской среде крайне низка. Сформировавшиеся  в родной для них среде поведенческие стереотипы и принципы оценки окружающих, они автоматически переносят на чуждый для них русский мир, что приводит к множеству повседневных конфликтов, потасовках  во дворах и между учениками в школах. И уже слышится в московских дворах: «Эй, рюсский!  Тэперь  это НАШ двор!».

 Другая острая проблема заключается в том, что дети мигрантов в младших классах плохо говорят по-русски или не говорят совсем. Жители Москвы стремятся устроить своих детей в те школы, где у них не будет одноклассников из семей мигрантов. Уже дошло до разделения на «белые» и «черные» классы, пишет «Комсомольская правда», ссылаясь на родителей. «У нас в микрорайоне «белые» только классы «А». В них не пробиться!», — рассказали родители. Как выяснило издание, в спальных районах столицы в Чертаново, Южном и Юго-Восточном округах до половины учеников –  дети мигрантов. В младших классах –  еще больше. Родители констатируют, что почти 60% детей в младших классах столицы плохо владеют русским языком или не владеют вовсе. «Чему может научить учитель, если половина учеников по-русски не говорит!»,  – возмущаются они.  Кроме того, дети мигрантов не только плохо понимают учителей, но и своим поведением ставят их в тупик. Кроме языковой проблемы, учителя отмечают и сложности с традиционным отношением  к женщине. Зачастую дети не воспринимают информацию из уст преподавателя-женщины и не выполняют ее задания. Между тем учителей женского пола в школах подавляющее большинство.

 В некоторых школах удаётся проводить “скрытую сегрегацию”,  распределяя всех детей с трудностями в русском языке в один из классов потока. Но в некоторых районах таких ребят слишком много, и классы все равно перемешиваются. В результате встает острая проблема формирования классов с учетом кардинально разного уровня подготовки детей. Многие москвичи перед началом учебного года ночами стоят в очереди, жгут костры возле школ, чтобы записать своих детей в первый класс (как правило, класс ”А”), где нет детей мигрантов.

Преподавание

Этнические особенности класса. Давать этническую характеристику класса Сочувствовать, понимать ребенка - мигранта Помогать учителям других предметов понимать ребенка – мигранта Использовать информацию об особенностях разных национальных культур в образовательном процессе

Национальные и этнокультурные особенности учащихся разных национальностей Владеть технологиями поликультурной поддержки учащихся Строить взаимодействие с ребенком другой национальности Помогать создавать пространство взаимодействия ребенка-мигранта с другими детьми в школе Интегрировать информацию о странах, откуда приехали дети-мигранты, в содержание преподавания

Понимание основ теории поликультурного образования.  Строить образовательный процесс в контексте «диалога культур» Понимать особые трудности ребенка в общении с другими детьми Пропагандировать и демонстрировать толерантное поведение в классе, школе, вне школы Создавать информационную среду для расширения контактов детей-мигрантов

 Выявлять трудности детей-мигрантов в обучении и находить пути их преодоления

 Способствовать распространению достоверной информации о странах, откуда приехали дети-мигранты

Работа с родителями, населением района

Знать этнические особенности национальностей детей-мигрантов Строить взаимодействие контексте «диалога культур» Учитывать особенности смешанных браков Помогать осваивать культуру страны проживания (России) Использовать разные способы информирования о поликультурных праздниках и культурных акциях

Знать культурные традиции наций, необходимые для построения взаимодействия Привлекать родителей детей-мигрантов к участию в деятельности школы, класса Строить взаимодействие с родителями других национальностей Содействовать привлечению родителей детей-мигрантов к внеурочной работе школы

 Проводить поликультурные праздники с участием родителей

Содействовать проведению культурных акций, проводимых диаспорами

 Управление (школьный администратор)

нать этнические особенности национальностей детей-мигрантов Строить взаимодействие контексте «диалога культур» Учитывать особенности смешанных браков Содействовать проведению культурных акций, проводимых диаспорами Использовать разные способы информирования о поликультурных праздниках и культурных акциях

Знать теорию поликультурного образования Организовывать поликультурные праздники с участием родителей и представителей диаспор Строить взаимодействие с родителями других национальностей Создавать пространство взаимодействия ребенка-мигранта с другими детьми в школе Создавать информационную среду для расширения контактов детей-мигрантов

Знать культурные традиции наций, необходимые для построения взаимодействия Давать этническую характеристику школы Строить взаимодействие с другими ОУ, в которых обучаются дети-мигранты Пропагандировать и демонстрировать толерантное поведение в классе, школе, вне школы Представлять интересы учащихся разных национальностей при проектировании образовательных программ

Знать основы конфликтологии Выявлять трудности детей-мигрантов в обучении и находить пути их преодоления Строить взаимодействие с национальными диаспорами

 Оказывать помощь учителям в разрешении конфликтов на национальной почве

 Самообразование

Расширять знания о культурных традициях и особенностях разных национальностей, представленных в школе. Уметь ставить задачи, связанные с обучением детей-мигрантов. Уметь критически анализировать результаты своей работы с детьми-мигрантами и их родителями. Соблюдать этические нормы межкультурных взаимоотношений. Использовать различные источники информации для расширения знаний по проблемам работы с детьми-мигрантами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – педагогическая поддержка семей и детей,

Одним из главных направлений деятельности социального педагога является социально – педагогическая поддержка семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию....

Деятельность АНО «Центр поддержки семьи и помощи детям «Мы вместе» г.Тамбов

Информация о деятельности некоммерческой организации "Мы вместе", о ее задачах и направоениях работы....

Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании

В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ....

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...

«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Психолого-педагогическая поддержка  семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТМНР

Появление в семье ребенка с хроническим заболеванием или инвалидностью – это серьезное испытание. Жизнь семьи меняется раз и навсегда. Окружающий мир вдруг становится кошмаром, а ребенок, его ро...

Система социальной поддержки семей детей с ограниченными возможностями здоровья

Система социальной поддержки семей детей с ограниченными возможностями здоровья...