Выступление на методическом объединении: "Компетентность педагога ,проводящего реабилитацию с детьми младшего школьного возраста по вопросам воспитания"
статья
Знать психологические особенности ребёнка,корректировать рабочую программу в соответствии с особенностями ребёнка,изучать и использовать технологии,расширять знание через применение межпредметных связей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Выступление на методическом объединении по теме:
«Компетентность педагога, проводящего реабилитацию с детьми младшего школьного возраста по вопросам воспитания»
Учитель-дефектолог:
Сидорова Н.Н.
г.Москва,г.Троицк
2021 г
«Компетентность педагога, проводящего реабилитацию с детьми младшего школьного возраста по вопросам воспитания».
В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. К определению понятия «профессиональная компетентность учителя» существуют разнообразные подходы, с которыми знакомят педагогов в ходе педагогического совета.
Компетенция позволяет выяснить, насколько успешны действия человека относительно собственных требований и требований, выдвигаемых со стороны. Социальная связь помогает
понять, как складывается взаимодействие человека с другими людьми и насколько позитивно он воспринимает аспекты коммуникации.
Уровень развития профессиональной компетентности зависит от множества факторов как объективных, так и субъективных.
Чрезвычайно важной задачей современного образования является развитие у педагога такого уровня профессиональной компетентности, который бы позволил ему осваивать все новое, что появляется в педагогической науке и практике, быть активным участником происходящих преобразований, вносить свой вклад в построение развивающейся гуманитарно-ориентированной школы.
Кроме того, педагог помог выявить, что профессия педагога предъявляет серьёзные требования к эмоциональной сфере личности. Работа учителя требует от него огромных душевных сил. Поэтому в педагогической деятельности особую актуальность приобретает
вопрос об эмоциональной культуре педагога.
Педагогическая деятельность насыщена разными напряжениями ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Как выйти из сложившейся сложной ситуации? На что обратить внимание? Как помочь себе и ребёнку,сохранив при этом здоровье своё и окружающих. Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную и здоровую зрелость личности и влияет на имидж педагога.
Педагог учится определять очень простой прием самодиагностики коммуникативных типов.
В практической деятельности педагогов в рамках педагогического совета стоит цель –наглядно показать педагогам необходимость формирования ученических групп, для плодотворной деятельности, учитывая их психо-физиологические особенности.
К определению понятия «профессиональная компетентность учителя»
существуют разнообразные подходы, но ключевым словом является «способность». Остановимся на определении профессиональной компетентности профессора Т.Г. Браже, которая рассматривает это понятие как деятельность учителя. Учитель должен владеть не только базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала.
Рассмотрим определение профессиональной компетентности, которое дано профессором А .Л. Тряпицыной.
Профессиональная компетентность- интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно,компетентность проявляется в деятельности.
Классификация компетентностей.
Выделяются базовые, специальные и ключевые компетентности. Рассмотрим каждую в отдельности.
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессии (педагогика, медицина и др.).
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы (математика, естествознание, история искусств и др.)
Ключевые компетентности отражают способность решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации.
Компетенция (умение) решать проблемы, не появляющиеся в результате многократного механического повторения действий, компетенция принятия решений не развивается там, где нет возможности решения, компетенция контроля не формируется там, где контроль осуществляется извне.
Компетенция позволяет выяснить, насколько успешны действия человека относительно собственных требований и требований, выдвигаемых со стороны. Социальная связь помогает понять, как складывается взаимодействие человека с другими людьми и насколько позитивно он воспринимает аспекты коммуникации.
Уровень развития профессиональной компетентности зависит от множества факторов как объективных, так и субъективных.
Объективными факторами содержания и процесса развития профессиональной компетентности являются особенности конкретного исторического периода развития общества. Уровень развития психолого-педагогической науки и господствующей в ней парадигмы также отражает требования к личности педагога и является фактором, влияющим на развитие компетентности.
Субъективные факторы отражают личностные особенности педагога, его ценностные ориентации и приоритеты, интересы и потребности, которые непосредственно отражаются на процессе становления профессиональной компетентности. К субъективным факторам содержания
и развития профессиональной компетентности педагога можно отнести нравственно-духовную и интеллектуальную готовность и деятельную состоятельность. Можно сделать вывод о том, что чрезвычайно важной проблемой современного образования является развитие у педагога такого уровня профессиональной компетентности, который бы
позволил ему осваивать все новое, что появляется в педагогической науке и практике, быть активным участником происходящих преобразований, вносить свой вклад в построение развивающейся гуманитарно-ориентированной школы.
Компетенции педагога.
∙
Знать психологические особенности каждого ребёнка, использовать в организации
учебного процесса.
∙
Уметь корректировать учебную программу предмета в соответствии с учебным планом
школы, реабилитации.
∙
Расширять знания учащихся через применение межпредметных связей.
∙
Овладеть умением составлять программы реабилитации,профильных предметов, спецкурсов, элективных
курсов.
∙
Изучать и использовать в образовательном и реабилитационном процессах технологии, способствующие
овладению учащимися активными способами познания.
∙
Развивать навыки рефлексии.
o
Овладеть умением обобщать собственный опыт работы.
o
Научиться представлять собственный опыт коллегам.
o
Использовать возможность представления опыта работы на страницах печатных
изданий.
«Эмоциональная культура педагога как показатель профессиональной компетенции».
Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности.
В её «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога. Профессия педагога предъявляет серьёзные требования к эмоциональной сфере личности. Работа учителя требует от него огромных душевных сил.
Поэтому в педагогической деятельности особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.
Специфика педагогической деятельности такова, что педагогу необходимо развиваться не только как специалисту в области своего предмета, но и как личность. А развитие личности не представляется возможным без самопознания, с каким тесно связаны эмоциональные
переживания: чем более познание связано с сердцевиной «Я», тем в большей мере в ней задействованы эмоции.
Культура проявления эмоций и чувств человека позволяет судить не только о его воспитанности, но и об умении общаться с другим человеком.
Педагогическая деятельность насыщена разными напряжениями ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.
Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции наблюдаются не только у молодых педагогов, но и учителей со стажем. Многие педагоги отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается (головные боли, расстройства пищеварения, заболевания сердечно-сосудистой системы и т. д.), а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому
«эмоционального выгорания», следовательно и профессионального.
Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные
К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает негативное отношение к своему труду и к ученикам.
Редукция профессиональных достижений - это возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки.
Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя.
Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе реабилитации.
Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.
Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть
разнообразной. Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость - это способность педагога правильно понимать,искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.
Эмпатия - образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.
Итак, можно сказать, что эмоциональная культура педагога является динамическим образованием личности, характеризующее эмоциональную направленность стиля профессионального поведения и проявляющееся во владении механизмами управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом учащихся, в стремлении к совершенствованию своего эмоционального опыта.
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную и здоровую зрелость личности и влияет на имидж педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Работа с трудными детьми младшего школьного возраста"
Работа с трудными детьми в условиях санаторной школы-интерната...
«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»
Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразры...
Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"
В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...
«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»
Хореография для детей развивает музыкальные и танцевальные способности ребенка. Умение двигаться грациозно и красиво – это детская хореография....
Доклад "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»Первомайского района Тамбовской области Доклад на тему:...
Методическая работа на тему "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроке по саксофону"
1. Возрастные особенности работы с детьми младшего школьного возрастаМладший школьный возраст (9-10 лет) является важным событие в жизни ребенка, ведь именно в этом возрасте происход...
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...