Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
проект (7 класс) по теме
Внеурочная деятельность «Я-исследователь!» состоит из отдельных разделов. Практическая направленность курса обуславливает успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.
Содержание курса составляют сведения о различных видах учебно-исследовательских проектов, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В содержании программы внеурочной деятельности подробно рассматривается алгоритм проведения исследовательской деятельности, ее основополагающие моменты. Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_issledovatel_7-8_kl.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!»
Учителя физики Скачковой Татьяны Викторовны
(7-8 класс)
2015 г
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебно-исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебно-исследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);
- Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» пгт Уренгой Пуровского района.
Цель программы внеурочной деятельности:
Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.
Задачи программы внеурочной деятельности:
- Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;
- Научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности;
- Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;
- Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;
- Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
- Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;
- Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.
- Формировать универсальные учебные действия.
Общая характеристика
Внеурочная деятельность «Я-исследователь!» состоит из отдельных разделов (модулей). Практическая направленность курса обуславливает успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.
Содержание курса составляют сведения о различных видах учебно-исследовательских проектов, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В содержании программы внеурочной деятельности подробно рассматривается алгоритм проведения исследовательской деятельности, ее основополагающие моменты. Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Основными методами обучения являются: проблемный, исследовательский, словесно-иллюстративные методы, наблюдение, сравнение, анализ и др.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ и т.д.
Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 1,5 года обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Я – исследователь»
№п/п | Тема | Количество часов |
1. | Организационные занятия. | 1 |
2. | Исследовательская деятельность, её назначение и задачи. | 1 |
3. | Тема, цель и задачи исследований. | 1 |
4. | Организация и методика исследований. | 3 |
5. | Оформление полученных результатов. | 3 |
6. | Представление результатов. Подготовка к защите. Защита исследовательских работ. | 6 |
7. | Профессии, связанные с исследовательской деятельностью. | 1 |
8. | Анализ достигнутых результатов. Подведение итогов работы за учебный год. | 1 |
Итого | 17 |
Тематический план. 51 (17+34) час.
№ п/п В теме (в разделе) | Темы занятий | Форма проведения | Дата |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ | |||
1(1). | Организационные занятия. | Выбор и закрепление за учащимися объектов наблюдений. Фото. | |
3(1). | Исследовательская деятельность, её назначение и задачи. Актуальные научные проблемы на новом технологическом этапе развития общества. | Лекция. | |
4(1). | Основные виды исследовательских работ. Доклад. Стендовый доклад. | Лекция. Демонстрация исследовательских работ. | |
Лекция, беседа. | |||
5(1). | Литературный обзор. Рецензия. | Обзор литературы. Анализ готовых рецензий. | |
6(1). | Научная статья. Научный отчёт. Реферат. Проект. Основные понятия научно-исследовательской работы. | Общая схема хода научного исследования | |
7(1). | Виды исследований. Теоретические методы исследований. Практические методы исследований. Общая схема хода научного исследования. | Анализ методов исследований. практика. | |
8(1). | Поиск информации: виды информации. Методы поиска информации. | Лекция, Поиск информации в интернете, из литературных источников. | |
9(1). | Постановка проблемы. Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Составление плана работы над темой исследования. | Практическое занятие. | |
10(1). | Обзор литературы. Составление банка данных. | Обзор литературы. | |
11(1). | Организация исследований. Консультации по их выполнению. | Практические занятия. | |
12(1). | Способы диагностики результатов. | Лекция. | |
13(1). | Прогнозирование результатов исследований. | Практическое занятие. | |
14(1). | Оформление исследовательской работы. | Представление образцов исследовательских работ | |
15(1). | Выводы и рекомендации по тематике исследований. | Практическое занятие. | |
16(1). | Подведение итогов работы над проектами. | Коллективное обсуждение. | |
17(1). | Анализ достигнутых результатов. | Анализ достигнутых результатов. | |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ | |||
1(1). | Анализ достигнутых результатов . | Практическое занятие. | |
2(1). | Подготовка к защите. Подготовка плана, текста доклада для выступления. | Практическое занятие. | |
3(1). | |||
4(1). | Индивидуальные консультации по подготовке докладов для выступлений. | Консультации. | |
5(1). | |||
6(1). | |||
7(1). | Изготовление текстов, макетов, схем, чертежей и других пособий. | Практическое занятие. | |
8(1). | Изготовление слайдов. Слайдовая презентация. | Практические занятия. | |
9(1). | |||
10(1). | |||
11(1). | Составление рецензии на исследовательские работы. | Практические занятия. | |
12(1). | |||
13(1). | |||
14(1). | Устранение недостатков, рекомендаций, замечаний. | Консультация. | |
15(1). | Требования к защите проектов. | Лекция, беседа. | |
16-17(2) | Выступление с докладом по проделанной работе. | Представление результатов работы. | |
18-23(6). | Защита исследовательских работ. | Самопрезентация. | |
24(1). | Профессии, связанные с исследовательской деятельностью. | Лекция. Обсуждение. | |
25(1). | Профессиональные пробы. Анкетирование. | Практическое занятие. | |
26-28(3). | Мониторинг результатов всех исследовательских работ. | Мониторинг полученных результатов. | |
29-30(2). | Коллективный самоанализ проектов и самооценка деятельности. | Коллективный самоанализ. Дискуссия. | |
31(1). | Межпредметные проекты. | Лекция, обсуждение. | |
32(1). | Надпредметные проекты. | Лекция, обсуждение. | |
33(1). | Анализ достигнутых результатов. | Анализ работы за год. | |
34(1). | Подведение итогов работы за учебный год. | Анализ работы за год. |
Тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Содержание | Количество часов по разделу | Количество часов по теме | Форма проведения занятий |
Февраль | ||||
1 | Организационные занятия | 1 | 1 | Выбор и закрепление за обучающимися объектов наблюдений. Фото. |
2. | Исследовательская деятельность, её назначение и задачи. | 1 | 1 | |
3. | Значение исследовательской деятельности. Основные понятия, необходимые при выполнении научно-исследовательских работ. | 1 | 1 | Лекция |
4. | Актуальные научные проблемы на новом технологическом этапе развития общества. | 1 | 1 | |
5. | Основные виды исследовательских работ. | 1 | Обзор литературы | |
Март | ||||
6. | Доклад. Стендовый доклад. | 1 | 1 | |
7. | Литературный обзор. Рецензия. | 1 | 1 | |
8. | Научная статья. Научный отчёт. | 1 | 1 | |
9. | Реферат. Проект. | 1 | 1 | |
Апрель | ||||
10. | Основные понятия научно-исследовательской работы. | 1 | 1 | |
11. | Виды исследований. | 1 | 1 | |
12. | Теоретические методы исследований. | 1 | 1 | Беседа, обзор по данному вопросу, подготовка сообщений, обсуждение сообщений. |
13. | Практические методы исследований. | 1 | 1 | |
Май | ||||
14 | Организация исследований. Консультации по их выполнению. | 1 | 1 | |
15 | Способы диагностики результатов. | 1 | 1 | |
16. | Прогнозирование результатов исследований. Оформление исследовательской работы | 1 | 1 | |
17 | Выводы и рекомендации по тематике исследований. Подведение итогов работы над проектами. | 1 | 1 |
Содержание программы внеурочной деятельности
«Я – исследователь»
Введение (1 час)
Что такое исследовательская деятельность? История исследовательской деятельности. Учебно-исследовательские проекты в современном мире. Понятие об исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Раздел 1. Проектируем исследовательскую деятельность (17 часов).
Тема 1. Способы мыслительной деятельности. Как мы думаем. Логика мысли.
Тема 2. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Тема 3. Что такое проблема. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами»
Тема 4. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Гипотеза и доказательства. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта.
Тема 5. Целеполагание. Планирование исследовательской деятельности. Лист планирования и продвижения по заданию.
Тема 6. Методы исследования.
Мыслительные операции. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Эксперимент. Наблюдение. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Тема 7. Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Тема 8. Наблюдение и эксперимент – способы исследования. Опыты.
Тема 9. Источники информации. Способы первичной обработки информации. Ориентиры в информационном поле. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая работу по установлению параметра поиска информации в каталоге; работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Практическая деятельность учащихся: работа с карточным (желательно и электронным) каталогом; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Тема 10. Поиск информации в каталоге по заданному параметру. Виды каталогов.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Раздел 2. Работаем над учебно - исследовательским проектом (6 часов).
Тема 1. Организация учебно-исследовательской деятельности.
Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы. Свидетельства достижения цели. Способ убедиться в достижении цели. Риски.
Тема 2. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Тема 3. Сотрудничество. Работаем в команде.
Тема 4. Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Предъявление собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения.
Раздел 3. Рефлексия учебно-исследовательской деятельности (4 часа).
Тема 1. Оценка выполненного исследования.
Тема 2. Подготовка к защите. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Тема 3. Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Раздел 4. Подготовка мультимедийного сопровождения проекта.
Тема 1. Понятие презентации. Отбор содержания презентации. Жанр презентации. Создание мультимедийной презентации в программе Open Office.org Impress (Microsoft Power Point). Макет слайда. Создание слайда. Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда.
Практическая деятельность учащихся:
Создание мультимедийной презентации по тексту защиты учебно-исследовательского проекта.
Тема 2. Настройка анимации текста, рисунков.
Применение эффекта анимации. Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации.
Практическая деятельность учащихся:
Анимация и озвучивание объектов презентации материалов проекта учащегося.
Список литературы.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2008. – 176 с.
- Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2009.
- Плюснина С. Подготовка ученика к самостоятельной работе после окончания школы: библиотечный урок для старшеклассников // Школьная библиотека. - 2001. - № 7. -С. 40-43.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
- Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для 5 класса
Программа внеурочной деятельности краеведческого направления...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....