«Формирование ключевых компетенций на уроках гуманитарного цикла».
статья на тему

Светличная Ирина Александровна

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информации, умение ее осмысливать и использовать являются настоятельной необходимостью для современного человека, гражданина. Следовательно, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_ped.chtenie_svetlichnoy_.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вам представляется   работа на тему «Формирование ключевых компетенций на уроках гуманитарного цикла».

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информации, умение ее осмысливать и использовать являются настоятельной необходимостью для современного человека, гражданина. Следовательно, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

В теоретической части работы я опиралась на труды российских исследователей ( Зинченко, Иванова Д.А. ) и  зарубежных ученых докт. Христиан –Вайсбах, приват доцента университета в Тюбингена, преподавателя по обучению общения с людьми, его работа «Эмоциональный интеллект» и педагога Урсула Дакс по курсу «Поведение и связи между людьми».

Впервые понятие «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века  связи с проблемой определения качеств успешного профессионала. Литература характеризует понятие компетенции:

Ключевые компетенции –наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Признаки  ключевых компетенций:

  1. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
  2. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества.
  3. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекса наработанных средств.
  4. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.
  5. В современном западном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенций составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием.
  6. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.

 

 Сегодня люди все больше начинают понимать, что уровень интеллекта не имеет решающего значения ни для профессионального успеха, ни для удовлетворения личной жизнью. Многие, отнюдь не гении, подкупают своим умелым обращением с другими. Обширные исследования в Америке и Европе показали, что  за последние годы в профессиональном мире изменились критерии и требования к общественному  определению успеха. Интерес проявляется все больше к личности в целом, а не к документам и дипломам – балансу успеха. В собеседованиях при приеме на работу обсуждаются личные жизненные обстоятельства и личные интересы, а впечатлению, которое оставляет человек как личность придается большее значение. Т.е. интересует «эмоциональный интеллект», способствует личному успеху человека примерно на 80%, тогда как уровень интеллекта – всего лишь на 20 % под успехом понимается не только профессиональная карьера, но и успех в своих отношениях с окружающими, в семье и в повседневном общении с другими людьми.  Во многих объявлениях о приглашении на работу это формулируется термином «социальная компетентность».  При этом имеются в виду такие качества как дух коллективизма (умение работать в команде), способность к сотрудничеству, партнерский стиль руководства, гибкость, общительность и способность воспринимать критику. Всегда приходиться работать в команде, а это значит – не просто рядом, но вместе друг с другом. Естественно возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла ведущее в нем место. Причина такого интереса к компетенциям в современном западном и российском образовании связана с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным  изменениям в повседневной жизни. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет, и чтобы быть успешным, человеку приходится не только менять место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. Соответственно претерпели серьезные изменения и требования к сотрудникам:

образ работника инициативного,

умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях,

умеющего работать в группе на общий результат,

самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

Практическая часть

Следовательно в современном обществе наши дети оказались в затруднительном положении, на них обрушился огромный поток информации, которую они не всегда могут осмыслить. Поэтому выполняя задачу- формирование личности гражданина, учителю приходиться проявлять свое педагогическое мастерство. Учитель должен использовать такие формы работы, которые будут способствовать успешной социализации обучающихся.

В своей практике я применяю технологии «критического мышления» и метод проектов. Самое простое (и я уверена, что это использует каждый педагог) – попросить учащихся высказать свое мнение по конкретному социальному вопросу. Получается интересно и эффективно, т.к. кроме детской радости, от перового публичного выступления, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ученика. Для этого я использую творческие методы (проблемно-сообщающие, частично-поисковые и исследовательские) и активные формы работы (групповые, индивидуальные):нестандартные уроки – уроки путешествия в прошлое, уроки суды, уроки игры; работа с историческими документами, исторические портреты, тексты с ошибками;работа над проектами

Внеклассная работа: обсуждение острых актуальных проблем современного общества « Смертная казнь: за и против», «Я и закон»

- подготовка обучающихся к письменному экзамену в форме ЕГЭ-выполнение всех видов заданий- написание эссе, решение тестовых заданий.

Данный метод требует нормального психологического климата в классе, очень важно формировать группы по критериям: дружба, личные симпатии, интеллектуальные качества и др. Оценивание работы в группах происходит методом рейтинговой оценки, что позволяет ученикам оценивать самого себя, и каждого участника по критериям инициативность, умение брать на себя ответственность и принимать решения.

Следовательно становится возможным выработка каждым моим учеником на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций:

1.Самостоятельно выбирать темы  своих проектов, научно-исследовательских работ, способов и форм работы.

2. Самостоятельная учебная работа (подготовка выступлений, семинарских занятий, презентаций, олимпиадных заданий) 89%

3. Умение решать проблемы

4. Умение работать в группах (самостоятельно распределяют обязанности, планируют свою деятельность, оценивают деятельность и рефлексивное обсуждение результатов). 80%

5. Использование системы оценивания - портфолио достижений, дневников достижений, перспективное планирование своей деятельности.

По итогам анкетирования, в результате обучения у моих учащихся сформированы такие качества:

-73% имеют собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир;

-44% спокойно  реагировать на замечания в свой адрес;

- умеют брать ответственность за результат своей деятельности;

- 55%понимать других;

- 66%умеют с уважением выслушивать мнения других.

В результате   обеспечиваю стабильные знания и положительную динамику качества знаний учащихся: качество знаний по истории 88 % , по обществознанию 95 %,  успеваемость за последние три года составила 100 %, На выпускных экзаменах все учащиеся подтвердили оценки. Результатом работы стал выбор 43 выпускниками профессий менеджера и юриста.

Моих учеников отличает активная жизненная позиция, самостоятельность, творческий подход к порученному делу; большинство участвует в общественной жизни класса, школы, города -Мои ученики награждены Грамотой лидера молодежной организации «Норильчане 21 века» за активную позицию в общественной жизни, Грамотой за творческую инициативу в культурной жизни «Губернаторского ТОС Красноярского края»,

Результаты моей педагогической деятельности позволяют сказать, применение активных форм помогает формировать необходимые компетенции учащихся, способствуют их успешной социализации.

Реалии глобального мира открыли перед Россией целый ряд новых возможностей  и от того, как мы будем делать свое дело, во многом зависит будущее государства, его историческая судьба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Статья "Формирование ключевых компетенций на уроках эстетического цикла".

В данной ствтье рассматривается прблема формирования гармонично развитой личности на уроках музыки, искусства, ИЗО и МХК....

Методическая тема "Формирование гражданской компетенции на уроках гуманитарного цикла"

Именно в стенах школы происходит социализация  ребенка, становление его личностью с определенной системой нравственных норм поведения и гражданскими установками. Литература-это средство, которое ...

"Формирование учебно - познавательной компетенции на уроках гуманитарного цикла"

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций обучающихся. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихс...

Формирование ИКТ-компетентности на уроках гуманитарного цикла в рамках реализации ФГОС ООО

Презентация раскрывает способы и приемы формирования ИКТ-компетентности...

Рабочий лист как средство формирования функциональной грамотности на уроках гуманитарного цикла

использование рабочих листов на уроках гуманитарного цикла способствует активизации познавательной деятельности обучающихся...