Методическая тема "Формирование гражданской компетенции на уроках гуманитарного цикла"
статья по теме
Именно в стенах школы происходит социализация ребенка, становление его личностью с определенной системой нравственных норм поведения и гражданскими установками. Литература-это средство, которое и служит формированию нравственных установок учащихся, их воспитанию и становлению личности. В результате изучения литературы на образцах поведения автора и его героев учащиеся учатся социальным ролям, знакомятся с этапами становления личности. В результате ученик участвует в собственной социализации и в выражении им ценностей и норм культуры. Начинается поиск своего «Я». Складывается собственная система представлений о себе самом, о мире и других людях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шапарова О. А.,
учитель русского языка и литературы
1 кв. категории МОКУ СОШ пгт Опарино, 2014 год.
«Формирование гражданской компетенции
на уроках русского языка и литературы»
Вопрос о гражданском воспитании является приоритетным и актуальным в политике образования. Основные документы, регламентирующие образовательную политику страны, в основе своей содержат требования к реализации вопроса воспитания личности гражданина:
1) Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. (Закон РФ «Об образовании»)
2) Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности («Стандарты второго поколения»)
3) Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)
4) В «Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России» сказано: «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».
Поэтому гражданское воспитании является главной целью образования. (Слайд 2, 3, 4)
Именно в стенах школы происходит социализация ребенка, становление его личностью с определенной системой нравственных норм поведения и гражданскими установками. Литература-это средство, которое и служит формированию нравственных установок учащихся, их воспитанию и становлению личности. В результате изучения литературы на образцах поведения автора и его героев учащиеся учатся социальным ролям, знакомятся с этапами становления личности. В результате ученик участвует в собственной социализации и в выражении им ценностей и норм культуры. Начинается поиск своего «Я». Складывается собственная система представлений о себе самом, о мире и других людях.
Задача учителя-словесника - стимулировать процесс нравственного развития личности, ее взаимосвязь с социальной средой. Поэтому, воспитательные возможности нашего предмета огромны. Но, даже исходя из этого малого количества часов, мы уделяем большое внимание воспитательным целям, и одной из главных таких целей в образовании является гражданское воспитание (Слайд 5).
Гражданское воспитание - «это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Главным интегративным качеством личности является стремление добиться самого лучшего для себя, учитывая интересы других людей и «наивысшего блага» всего социума» («Педагогический словарь»). Понятие «гражданское воспитание» базируется на таких ключевых понятиях, как «нравственные идеалы», «патриотизм», «личная ответственность», «гражданский долг».
В «Стандартах второго поколения» по русскому языку и литературе заложены ключевые компетенции по формированию гражданственности: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания. (Слайд 6, 7, 8)
Содержание учебного материала по литературе раскрывает понятие гражданского воспитания на изучение произведений различных периодов, начиная с произведений фольклора и древнерусской литературы и заканчивая литературой 20 века. Я остановлюсь на некоторых произведениях, при изучении которых необходимо уделить внимание гражданскому воспитанию учащихся. (Слайд 10)
«Слово о полку Игореве». В этом произведении автор изложил свои раздумья о честолюбии и человеческой гордыне. Учит сопереживанию и любви к своей земле. Слышим боль за судьбу Русской земли. Объясняет читателю, в чем сила русского народа: в единстве, в способности почувствовать чужую боль и в помощи в горе. «Слово о полку Игореве» - урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле. Почастный анализ произведения, построенный как мини-исследование, позволит сделать вывод: каждая часть дает возможность увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек. Описать авторский идеал защитника – цель работы над произведением.
В «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова изложены глубокие мысли о гражданственности, о гражданском воспитании. Главное для оды - тема России, ее процветание. Учащиеся должны уловить торжественный тон, патриотический восторг, призыв:
Злободневной является и вопрос о воспитании молодого поколения. Мысль Ломоносова продолжает Д.И.Фонвизин в своей комедии «Недоросль», но глубже. Автор вскрывает проблемы гражданственности, образования и воспитания. Утверждает: вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом - об уме.
Каждое из произведений, выборка которых представлена в таблице, целью своей ставит работу над нравственными понятиями, такими как: патриотизм, боевое товарищество, долг, честность. Если ребенок после знакомства с Митрофанушкой перестает смеяться над его жизненным девизом «не хочу учиться, а хочу жениться», а серьезно задумается над своим жизненным ориентиром - значит личностный результат, заложенный в ФГОСе и включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, словесником-воспитателем достигнут.
Реализация задачи по формированию гражданской компетенции осуществляется в процессе изучения жизни, деятельности и творчества писателей: на примере их жизни и деятельности можно раскрыть и обсудить самые разные вопросы и проблемы, при обсуждении на уроках произведений великих людей можно проследить формирование мировоззрения личности. Именно литературные образы позволяют видеть сложность становления личности, увидеть противоречия, которые свойственны герою, позволяют вовлечь школьников в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции героев, высказать свою точку зрения на поступки героев, потому что именно на героях произведений можно рассмотреть конкретную ситуацию с различных точек зрения, обсудить проблемные вопросы. На уроках есть возможность вовлечь школьников в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции как героев, так и авторов. Поэтому, я считаю, что эффективными приемами в гражданском воспитании являются те, которые развивают самостоятельность суждений, готовят учеников к реальной жизни, где проявляется моральное суждение ученика. В своей практике я использую такие приемы, как: дискуссия (А.С.Пушкин «Евгений Онегин» - «Смог бы Онегин стать полезным обществу?»; «Как, на ваш взгляд решается проблема маленького человека в современном обществе?» (рассказы А. П. Чехова). «Можно ли провести параллель между одой Державина и настоящим временем?» (Ода «Властителям и судиям»); ролевая игра – «Суд над Германом» (по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»); просмотр фильмов («Судьба человека» М. Шолохов, «Мертвые души» Н. В. Гоголя и др.); написание исследовательских мини-проектов («Украина на страницах моих книг» Словарь Гоголя», «История моей фамилии», «Что в имени тебе моем?») (Слайд 10)
Так, к примеру, проект создания словаря по книгам Гоголя включал в себя не только исследовательскую работу над словами, требующими толкования и объединению их в тематические группы, но и знакомство с жизнью и бытом родственного славянского народа. Такая работа формирует представление о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народов, направлена на формирование гражданской идентичности (единство России и других стран, солидарность) (Слайд 11)
Подготовка к государственной итоговой аттестации в 9 классе и единому государственному экзамену в 11 классе представляет собой определенный результат работы по гражданскому воспитанию и возможность учителю пожать труды своей работы в по этому направлению. Написание сочинения – рассуждения на морально-этическую тему – сложный для 9-классников вид работы не только в плане языковой «подкованности», но и в способности понять и интерпретировать текст. Так, демонстрационные варианты включают тексты, где учащимся предлагаются тексты Б. Васильева, А. Алексина, которые предлагают поразмышлять над вечными вопросами о человеческой черствости, самопознания личности, памяти военных лет. Тексты публицистического стиля для сжатого изложения, как знаем, также включают размышления автора над такими понятиями. (Слайд 12+ аудиозапись)
Вопрос о воспитании патриотизма как главной составляющей гражданского образования я решаю различными методами. Тема Вов является одной из главных тем по воспитанию ученика-патриота. Уже традиционными стало проведение мною таких мероприятий, как: музыкально-литературных композиций «И этот день мы приближали как могли»,»Священный бой поэзии рукой» (Слайд 14+аудиозапись) уроки – изложения «Герои-земляки», написаний сочинений «Они сражались за Родину», «Письмо ветерану». Большая работа при проведении подобных мероприятий отводится подготовке по созданию наглядного и звукового фона (песенной подборке, созданию презентаций). (Слайды 13,14,15+ аудиозапись «Ветераны», «Память»). В 2012 году я стала дипломантом конкурса методических разработок уроков по литературе на тему Вов «Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель», проводимом Образовательно – издательским центром «Академия» г. Москва. Конкурсная работа опубликована на сайте «Академии».
Практикую библиотечный урок как форму воспитательной работы: беседы на краеведческую тематику («Семь чудес Опаринского района»), встречи с местными поэтами (А. Быстровым, Т. Тунгусовой), чтение их стихов и написание творческих работ учениками. Сотрудничаю с местной газетой, где опубликованы мои статьи об актуальных вопросах нашего района.
Развитие ребенка протекает успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов – социализации и индивидуализации. Максимально успешно разрешать эту сложную проблему помогают рефлексивные воспитательные технологии. Рефлексия (от позднелат. «reflexio» - обращение назад) – обращение субъекта на свое знание или на свое собственное состояние.
В психологии, а также, в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Одной из разновидностей технологии рефлексивной деятельности является творческая мастерская.
Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
Сущность технологии заключается в том, что школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Напомню, что при традиционной организации урока источником знания является учитель. При использовании данной технологии существенно изменяются роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, оракулом, он – руководитель, консультант, помощник. А самое важное, что открытия, озарения в мастерской обязательно случаются. Сверяя старые знания с полученными, которые ученик самостоятельно приобрел, он начинает верить в свои силы. В мастерской создаются условия, для самостоятельного выдвижения идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной деятельности.
Наше время – время перемен. Очень важно, чтобы дети были творчески развитыми, т.к. социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А для этого нужна правильная организация учебного процесса в работе творческой мастерской.
Правильная работа по организации труда учащихся требует от учителя большого мастерства и высокой методической подготовки. Сегодня сам учитель знает, что сам не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. Основой совершенствования педагогического мастерства я считаю самообразование. Изучая опыт коллег, творчески его перерабатывая, внедряю в практику своей работы. Так, мною были разработаны и проведены такие творческие мастерские, как «Весна! Как много в этом слове…» (5 класс), «Чудеса народных мастеров» (6 класс). Методическая разработка урока творческой мастерской в 2013 году была отмечена дипломом победителя в районном конкурсе «Современный урок». Говоря о творческих мастерских, следует отметить и приемы развития критического мышления, которые являются неотъемлемой частью рефлексивной деятельности учащихся. К примеру, одним из таких реализуемых приемов является составление кластера. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Целью применения данного приема является подготовка к осознанному написанию творческой работы-сочинения путем осмысления и переработки литературного текста. Так, в 9 классе было проведено факультативное занятие «Истинность дружбы», где использовался данный прием. Сюда же можно отнести и раскрытие герменевтического подхода в изучении литературы – «технологии думания». Опыт по использованию технологии критического мышления был обобщен мною на РМО.
Важным элементом гражданского образования является и культуроведческий подход в изучении языка, который предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, национальных традиций, религии, нравственно- этических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых. Такой подход реализуется через уроки развития речи. Особую группу занятий составляют уроки сочинения по картине. На них осуществляется работа над основными словами-концептами, особыми «квантами знаний о картине мире» (Л. П. Сычугова). Рассмотрение таких основных концептов, как: Родина, Милосердие, Долг, Закон имеет воспитательное значение. При работе с этими понятиями важно привести учащихся к осознанию того, что надо любить «свое» (свою Родину, семью, народ), знать и уважать «чужое» (иную культуру, другой народ) и заимствовать из чужого целесообразное, рациональное. Это особенно актуально сегодня, когда происходит неоправданное засорение русской речи американизмами.
Воспитанию любви к своей Родине, высокого духа, осознанию своей личности как неотъемлемой части родного народа способствует включение в учебный процесс работы над произведением живописи. Кроме этого, сборник, содержащий экзаменационные тексты, требует такого вида работы. Так, к примеру, содержатся тексты, где без зрительного образа картины не обойтись.
(С.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли», Б. М. Кустодиев «Портрет Ф. И. Шаляпина», В. И. Суриков «Боярыня Морозова»). Лия Павловна Сычугова, доцент кафедры русского языка ВятГГУ, предлагает следующие приемы для работы над картиной: Прием виртуального перемещения себя в мир культуры; Прием обращения к эмоциональным струнам человеческой души; Прием выявления ассоциаций. Использование данных приемов направлено на осознание личности неотъемлемой частью русской культуры, вовлечению его в историю и формированию образов-понятий, воспитание гордости за культурное достояние России. (Слайд 17)
Достижению этой же цели способствуют и бинарный урок (Слайд 18).
Каждая учебная дисциплина вносит неоценимый вклад в достижение цели образования и воспитания человека. Однако учебные предмет «Русский язык» и «Литература» вкупе с другими дисциплинами гуманитарного направления становятся особо значимыми для интеграции филологического, гуманитарного знания. Наши предметы выступают как важнейшая организующая основа образовательного процесса. Следуя этому принципу, совместно с учителем английского языка был разработан бинарный урок по творчеству С. Есенина. Есенин является одним из популярных русских поэтов за рубежом, его охотно читают и переводят. Узнать причину такого внимания к личности и творчеству поэта, заинтересовать учеников, воспитывать в них чувство гордости за литературное наследие русского народа и стало целью русско-английского разговора.
Таким образом, можно сказать, что на учителе-словеснике лежит большая ответственность за личность, которую он воспитывает. Учитель, глядя в будущее, должен работать на результат, который определен в ФГОСе как «портрет выпускника». (Слайд 19). Выпускник- это личность, обладающая следующими характеристиками:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
Кем бы ни стали в будущем наши ученики, мы должны быть уверены, что они станут достойными гражданами своей страны, выберут активную жизненную, будут ответственно относится к своим правам и обязанностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
оптимизация учебного процесса на уроках гуманитарного цикла
презентация к засаданию школьного методического обединения учителей гуманитарного цикла...
Педагогические технологии на уроках гуманитарного цикла
выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...
Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)".
Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)"....
"Формирование учебно - познавательной компетенции на уроках гуманитарного цикла"
В настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций обучающихся. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихс...
«Формирование ключевых компетенций на уроках гуманитарного цикла».
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...
Методический семинар " Приёмы развития читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла в условиях малокомплектной школы"
Сегодня мы с вами обсуждаем такую, по моему стойкому убеждению, важную тему, как читательская грамотность. К сожалению, современные дети не очень любят читать, и уж тем более не любят читать такие про...
Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла
Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла...