Статья "Формирование ключевых компетенций на уроках эстетического цикла".
статья по музыке по теме
В данной ствтье рассматривается прблема формирования гармонично развитой личности на уроках музыки, искусства, ИЗО и МХК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetenciy_na_urokah_esteticheskogo_cikla.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций на уроках эстетического цикла.
Бондарь Б.А.
Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий.
В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации среднего образования для Европы определил те основные, ключевые компетентности, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы. Соответственно и цель образования в России стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в текстах двух российских документах - «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Новая структура стандарта образования призвана обеспечить внедрение компетентностного подхода. В этом же направлении изменяется образование и всех развитых стран. Развитие этого подхода связано с коррекцией целей образования. Одним словосочетанием это можно выразить как получение «образование для жизни».
В связи с этим существует проблема формирования ключевых компетенций современного человека, которые призваны решать множество проблем современного общества:
- умение учиться
- добывать самостоятельно информацию
- адаптироваться к новым ситуациям
- ставить проблемы и принимать решения
- работать в команде
- отвечать за качество своей работы
- анализировать ситуацию
- иметь волю к успеху
- быть компетентным в сфере гражданско-общественной деятельности.
Другими словами, общеобразовательная школа должна подготовить всесторонне развитую и социально-адаптированную личность, владеющую: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально- трудовой и личностной компетенциями.
В наш век зла, насилия, агрессии много детей имеют проблемы эмоционально – личностного характера.
И именно педагогам чаще всего приходиться сталкиваться с хамством, агрессией, раздражительностью, сквернословием, нетерпимостью наших детей, непосредственно в школе – на уроках и переменах.
С самого детства закрепляется модель такого поведения, в силу сложившейся в современном обществе обстановке, которая является зоной ближайшего развития наших детей. С такой моделью поведения мы выпускаем наших детей во взрослую жизнь, детей, не умеющих адекватно общаться с окружающими, понимать и принимать их, не способных к принятию ответственности за свои действия, не способных к сопереживанию и не владеющих нравственными нормами поведения. Все эти характеристики относятся к личностной и межличностной компетенции человека. Чем раньше начнётся формирование функциональной грамотности у детей в этой сфере, тем наиболее стойкий результат воспитания и обучения мы получим в конечном итоге воздействия. Одним из таких средств формирования личностной компетенции является творческая коммуникация. Творческая коммуникация – это особого рода деятельность, основное содержание которой составляет более свободное, чем в повседневной жизни, общение людей, сопровождающееся получением нового опыта и преодолением коммуникативных проблем, и тем самым дающее толчок развитию личности.
В развитие творческих способностей ребят на основе интеллектуальных и коммуникативных и креативных начал вносят свой вклад предметы эстетического направления. В музыкальной творческой работе формируются системные компетенции: креативность, стремление к успеху, развитие кругозора, а также формирование гуманистических ценностей. Кроме того, закладываются основы межличностных компетенций, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства, работать в группах, ответственности за дело. Эти предметы помогают сохранить и культурно-исторические и нравственно - социальные ценности, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие.
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение на уроках музыки и искусства, являются:
- Технология проблемного обучения;
- Технология проектного обучения;
- Технология развития критического мышления;
- Технология когнитивного обучения;
- Технология обучения в компьютерно - информационном пространстве
Очень часто эти технологии переплетаются, трудно выделить их проявление на уроке, но самое главное, что темы урока и рассказ учителя подводит ребят к большим диалогам и спорам, в которых действительно рождается истина, истина жизни, которая, хочется надеяться, сделает сегодняшних школьников настоящими гражданами, живущими по законам нравственности и морали, и любящими свою Родину и уважающими её традиции и обычаи, незабывающими историю своего народа.
Убеждение, что подлинно гражданская позиция юного человека формируется лишь тогда, когда они основаны не только на знании, но и на работе собственной мысли, когда они переплавлены в эмоцию, чувства, мораль, должно быть приоритетным для планирования уроков эстетического цикла. Искусство – это действительно «Образование для жизни», что является основой для формирования образовательных компетенций современного образования.
Можно привести много примеров, когда разговор о музыке на уроках выходит за пределы музыки и оставляет след в душе ученика, формирует его убеждение, вооружает школьников системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшей адаптации в обществе, что способствует, в конечном итоге, успешности человека в жизни.
Большие возможности для формирования нравственных компетенций детей средних классов дает беседа на тему «Война и музыка». В годы тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны не расставались люди с музыкой. Знакомство с поэмой «Василий Теркин» по теме 5 класса «Музыка и литература»:
Учитель: « Почему солдатам нужна музыка, и тем более веселая, а, ведь каждый день погибают твои товарищи?»
Дети: « Музыка это сама жизнь. Человек должен радоваться в жизни. И солдат слушая веселую, шутливую музыку, вспоминает свой дом, родных и у солдата находятся силы и вера в себя, чтобы завтра идти в бой».
Учитель: «Почему же сейчас очень редко можно услышать песни глубокого содержания по телевизору? Что же мешает услышать музыку? Почему ее слышали голодные, умирающие люди, воины, идущие в последний бой, и почему не каждый ученик в классе ее слышит? Кто в этом виноват – музыка, которая не слишком хороша, или вы, ваше нежелание или неумение ее услышать?»
Эти вопросы для размышления, очень часто встают перед учителями музыки, и нужно стараться ставить их перед классом. Ответы на эти вопросы учитель должен искать вместе с учениками. Язык музыки и искусства так же многообразен, как и китайский или немецкий язык. И эти языки невозможно выучить за 1 урок в неделю. И можно посоветовать детям почаще соприкасаться с языком красоты. Искусство извечно было и будет полем боя за духовную красоту.
Уроки эстетического направления - это прикосновение к высокому искусству, но, прикасаясь к нему, нередко остаются духовно «пустыми» те мальчики и девочки, которым немало страниц посвящает наша пресса, телевидение. Вокруг дизайн, сервис, умные книги, красивая жизнь, деньги, эротика и даже наркомания. И теперь в наше «тяжелое время», когда истинно счастлив человек только с деньгами, перед нами встаёт много проблемных вопросов.
Урок в 6 классе. Тема: «В чем сила музыки?»
Учитель: «Ребята, что вам ценнее, музыка, которую мы с вами послушали, или много денег?» Тут у нас возникает проблемный спор. Многие, особенно мальчики, выбирают деньги. Утверждают, что если иметь деньги, то красоту увидеть и услышать легче. За деньги можно красиво одеваться и жить. А музыка учит красоте. И от нехватки денег человек только опускается к пропасти и у него обнищается духовное состояние. А одна ученица так и заявила: «Я бы предпочла иметь деньги, и иметь возможность красиво жить, ездить в другие страны,
восхищаться красотой и иметь возможность заходить в оперный театр. Покупать диски с такой красивой музыкой. А хорошая музыка никогда не ведет к безнравственности. Она делает нас добрее, чище, а деньги во многом наоборот. Как показ по телевидению плохих сериалов и американских фильмов за деньги».
Отношение к Родине, к ее судьбе, к революции. Без этих вопросов невозможно правильно трактовать музыку. И музыка, а также судьбы композиторов классиков, дают нам правильную жизненную линию. История нам доказывает, что все большие перемены: революция, войны, межнациональные конфликты, где теряются человеческие ценности – это большое горе для народа. Чем больше проблемных вопросов встают перед нами, тем ближе мы приближаемся к истине.
И такие человеческие качества, как в музыке И.Баха—«Терпение, терпение», Бетховена «Бороться, бороться», Чайковского –«Любовь и утешение» дают нам большую духовную пищу для жизни. После таких бесед, размышлений и музыка серьезная воспринимается лучше, а значит, цели уроков становятся более достижимыми.
Глубокие нравственные беседы проходят в 8 классе, когда изучаем тему «Музыка «легкая» и «серьезная».
Учитель: « Как вы относитесь к рок- музыке и музыке классической?»
Дети: « Рок – современная форма исповеди, а классика – язык со времен Пушкина, Грибоедова, Чайковского, другой век».
Учитель: « Значит, вы считаете музыку композиторов классиков устаревшей?»
Дети: «Нет. Нам ближе современная жизнь и мы хотим жить нынешней жизнью, да и по-другому у нас не получится».
Учитель: «Вы хорошо понимаете, что легкая музыка в основном для развлечения. И вы хотите жить без проблем и раздумий?»
Дети: «Человек не может жить без проблем и размышлений. И мы придем к этому возрасту, когда нам придется решать серьезные проблемы. А учеба - разве развлечение? После серьезного хочется отдохнуть».
Учитель: «И так, мы приходим к выводу, что рок и классическая музыка в жизни необходимы людям. Главное, научится в жизни не пропустить мимо ушей серьезную музыку и воспринимать ее как музыку, заставляющую нас задуматься о смысле жизни, нашем предназначении в ней».
Если определить понятие «компетентность» как интегративную способность школьника решать нестандартные проблемы, используя опыт, приобретённый на всех образовательных предметах, то становится понятным, что говорить следует о ключевых компетенциях, между которыми невозможно провести резких границ: “Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, но в первую очередь, от умения думать, рассуждать и общаться. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках эстетического цикла
Методическая разработка на тему сочетания традиционных и информационных технологий...
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики
В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики
В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...
Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.
О развитии ключевых компетенциях на уроках информатики....
«Формирование ключевых компетенций на уроках гуманитарного цикла».
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...
Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках эстетического цикла.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования....