Анализ и самоанализ воспитательного занятия
методическая разработка (9 класс) по теме

Виды анализа и самоанализа занятия. Памятка для самоанализа занятия. Анализ воспитательного мероприятия. Примерная схема анализа воспитательного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_i_samoanaliz_uchebnogo_zanyatiya.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ и самоанализ воспитательного занятия

Выполнила: воспитатель Шамина Е.В.

Анализ и самоанализ воспитательного занятия

“Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!”

(Пьер Гренгор )

Качество и эффективность занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести.

При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного мероприятия, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

Любое занятие оценивается по достижению цели:

  • цели достигнуты;
  • цели частично достигнуты;
  • цели не достигнуты.

Самоанализ и анализ позволяет выявить то в занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.

Виды анализа и самоанализа занятия:

  • краткий (оценочный)
  • структурный (поэтапный)
  •  полный
  • структурно-временной
  • психологический
  • дидактический
  • аспектный
  • комплексный.

Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.

Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося занятия и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.

Самоанализ воспитательного занятия — процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведенного им занятия (как правило, по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов). Можно привести следующие аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа воспитательного занятия и необходимости развития у педагогов умений проводить его:

1. Без самоанализа невозможно надеяться на серьезные успехи в профессиональном развитии воспитателя, рост его потенциала. Дело в том, что развитие не происходит без проблематизации прежнего опыта, без переживания и разрешения кризисов компетентности, когда воспитатель чувствует и понимает необходимость начать работать по-новому и меняться как личность. Рефлексия, самоанализ - универсальные способы погружения воспитателя в ситуацию, которая способна перевести его в режим саморазвития.

2.  Самоанализ — прекрасное средство психологической самозащиты педагога, поддержания у него того самочувствия, которое великий К. С. Станиславский называл «творческим рабочим самочувствием». Если учитывать ранимость педагога, как и других представителей творческих профессий, то придется признать, что право на самоанализ и оценку своей работы может избавить педагога от многих лишних тревог и переживаний.

3.  Без самоанализа педагогу невозможно реально улучшить качество своей работы. Такое улучшение не может произойти только за счет изучения передового опыта и научных достижений. Плохо понимая свою собственную работу и свои проблемы, воспитатель вряд ли сможет органично встроить чужие достижения в систему своей деятельности. В этом случае он оказывается неподготовленным заказчиком на научную продукцию и опыт коллег. Ход от своих проблем к опыту «классиков» оказывается многократно более плодотворным, чем копирование чужого опыта без примерки на собственную индивидуальность!

4. Без самоанализа воспитателю трудно осознать себя полноценным и полноправным автором своих собственных разработок, какими бы скромными они ни были. Можно сказать и более жестко: человек, не владеющий самоанализом, вряд ли может быть признан зрелым профессионалом.

5. Без оперативного самоанализа только что проведенного занятия невозможно выстроить целостную и непрерывно развивающуюся систему образовательного взаимодействия «воспитатель — воспитанник». Даже при самом блистательном календарно-тематическом планировании необходимо реально отслеживать, что удалось и что не удалось сделать.

6. В условиях либерализации внешнего контроля только своевременный самоанализ и коррекция своей работы страхуют воспитателя от снижения качества обучения и воспитания школьников.

7.  Самоанализ способствует существенной экономии времени на техническую работу. Имеется в виду, что в работе по подготовке к занятиям достаточно четко выделяются, по меньшей мере, две стадии — творческая и техническая. На первой из них мы в творческих муках вынашиваем план занятия, и на этом этапе вряд ли уместно экономить время и силы. Другое дело — вторая стадия, когда воспитатель в удобной для себя форме превращает свой замысел в рабочий план занятия. Здесь экономия времени вполне уместна и желательна.

Памятка для самоанализа занятия

А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла занятия?

1.1. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к занятию (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения занятия?

5. Чем обосновывается конкретный ход занятия? характер взаимодействия воспитателя и воспитанников? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения занятия и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе занятия? какие? почему? К чему они привели?

В. Удалось ли:

  • решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи занятия и получить соответствующие им результаты обучения;
  • избежать перегрузки и переутомления учащихся;
  • сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка занятия?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом занятии следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы необходимо сделать на будущее?

Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.

До любой внешней оценки урока воспитатель сам характеризует его по определенным критериям: качество результатов, отсутствие перегрузок, мотивация и самочувствие школьников.

Большинство воспитателей сходится на том, что анализ занятия необходим для повышения качества обучения. Однако под основным механизмами, помогающими достичь более высокие результаты в воспитании, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний.

Анализ воспитательного мероприятия

Главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать:

  • анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;
  • оптимальность применяемых форм и методов;
  • реализация поставленных целей,
  • отношения воспитателя и воспитанников;
  • профессионализм педагога-воспитателя.

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия

I. Общие сведения 

  • Название мероприятия.
  • Дата и место его проведения. Кто проводит?
  • Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.
  • Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
  • Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие
  • Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:

а) соответствие занятия общим воспитательным задачам,
б) уровню развития классного коллектива,
в) возрастным особенностям учащихся.

II. Анализ подготовки мероприятия 

1. Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.

2. Методика подготовки мероприятия:

  • планирование,
  • разработка,
  • участие в них детей.

3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

III. Ход мероприятия 

1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?

2. Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?

3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?

4. Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?

5. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?

6. Каково его воздействие на отдельных учащихся:

  • Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
  • Этика труда, художественная деятельность;
  • Эстетика поведения.

7. Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.

8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия 

1. Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?

2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.

3. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.

V. Анализ деятельности воспитателя 

1. Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?

2. Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?

3. Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.

4. Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?

В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами занятия и анализировать занятие применительно к различным целям. Занятие анализируется с позицией деятельности воспитателя и воспитанников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного образования

Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и пр...

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Структура анализа и самоанализа логопедических занятий...

Самоанализ открытого воспитательного занятия на тему:«Они сражались за Родину!»

Занятие проводилось в разнополой группе обучающихся в 6 – ом классе. Возраст подростков разный: от 12 лет до 17 лет ; в основном 15 лет....

Самоанализ воспитательного занятия «Добрый и злой огонь».

Самоанализ воспитательного занятия «Добрый и злой огонь»....

«Методические рекомендации по проведению анализа и самоанализа занятия (мероприятия)»

laquo;Методические рекомендации по проведению анализа и самоанализа занятия (мероприятия)»...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Карта анализа и самоанализа занятия и мероприятия"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Карта анализа и самоанализа занятия и мероприятия"...