Анализ и самоанализ воспитательного занятия
методическая разработка (9 класс) по теме
Виды анализа и самоанализа занятия. Памятка для самоанализа занятия. Анализ воспитательного мероприятия. Примерная схема анализа воспитательного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_i_samoanaliz_uchebnogo_zanyatiya.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ и самоанализ воспитательного занятия
Выполнила: воспитатель Шамина Е.В.
Анализ и самоанализ воспитательного занятия
“Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!”
(Пьер Гренгор )
Качество и эффективность занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести.
При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного мероприятия, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.
Любое занятие оценивается по достижению цели:
- цели достигнуты;
- цели частично достигнуты;
- цели не достигнуты.
Самоанализ и анализ позволяет выявить то в занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.
Виды анализа и самоанализа занятия:
- краткий (оценочный)
- структурный (поэтапный)
- полный
- структурно-временной
- психологический
- дидактический
- аспектный
- комплексный.
Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.
Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося занятия и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.
Самоанализ воспитательного занятия — процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведенного им занятия (как правило, по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов). Можно привести следующие аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа воспитательного занятия и необходимости развития у педагогов умений проводить его:
1. Без самоанализа невозможно надеяться на серьезные успехи в профессиональном развитии воспитателя, рост его потенциала. Дело в том, что развитие не происходит без проблематизации прежнего опыта, без переживания и разрешения кризисов компетентности, когда воспитатель чувствует и понимает необходимость начать работать по-новому и меняться как личность. Рефлексия, самоанализ - универсальные способы погружения воспитателя в ситуацию, которая способна перевести его в режим саморазвития.
2. Самоанализ — прекрасное средство психологической самозащиты педагога, поддержания у него того самочувствия, которое великий К. С. Станиславский называл «творческим рабочим самочувствием». Если учитывать ранимость педагога, как и других представителей творческих профессий, то придется признать, что право на самоанализ и оценку своей работы может избавить педагога от многих лишних тревог и переживаний.
3. Без самоанализа педагогу невозможно реально улучшить качество своей работы. Такое улучшение не может произойти только за счет изучения передового опыта и научных достижений. Плохо понимая свою собственную работу и свои проблемы, воспитатель вряд ли сможет органично встроить чужие достижения в систему своей деятельности. В этом случае он оказывается неподготовленным заказчиком на научную продукцию и опыт коллег. Ход от своих проблем к опыту «классиков» оказывается многократно более плодотворным, чем копирование чужого опыта без примерки на собственную индивидуальность!
4. Без самоанализа воспитателю трудно осознать себя полноценным и полноправным автором своих собственных разработок, какими бы скромными они ни были. Можно сказать и более жестко: человек, не владеющий самоанализом, вряд ли может быть признан зрелым профессионалом.
5. Без оперативного самоанализа только что проведенного занятия невозможно выстроить целостную и непрерывно развивающуюся систему образовательного взаимодействия «воспитатель — воспитанник». Даже при самом блистательном календарно-тематическом планировании необходимо реально отслеживать, что удалось и что не удалось сделать.
6. В условиях либерализации внешнего контроля только своевременный самоанализ и коррекция своей работы страхуют воспитателя от снижения качества обучения и воспитания школьников.
7. Самоанализ способствует существенной экономии времени на техническую работу. Имеется в виду, что в работе по подготовке к занятиям достаточно четко выделяются, по меньшей мере, две стадии — творческая и техническая. На первой из них мы в творческих муках вынашиваем план занятия, и на этом этапе вряд ли уместно экономить время и силы. Другое дело — вторая стадия, когда воспитатель в удобной для себя форме превращает свой замысел в рабочий план занятия. Здесь экономия времени вполне уместна и желательна.
Памятка для самоанализа занятия
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла занятия?
1.1. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к занятию (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения занятия?
5. Чем обосновывается конкретный ход занятия? характер взаимодействия воспитателя и воспитанников? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения занятия и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе занятия? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
- решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи занятия и получить соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка занятия?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом занятии следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы необходимо сделать на будущее?
Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.
До любой внешней оценки урока воспитатель сам характеризует его по определенным критериям: качество результатов, отсутствие перегрузок, мотивация и самочувствие школьников.
Большинство воспитателей сходится на том, что анализ занятия необходим для повышения качества обучения. Однако под основным механизмами, помогающими достичь более высокие результаты в воспитании, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний.
Анализ воспитательного мероприятия
Главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать:
- анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;
- оптимальность применяемых форм и методов;
- реализация поставленных целей,
- отношения воспитателя и воспитанников;
- профессионализм педагога-воспитателя.
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
I. Общие сведения
- Название мероприятия.
- Дата и место его проведения. Кто проводит?
- Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.
- Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
- Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие
- Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:
а) соответствие занятия общим воспитательным задачам,
б) уровню развития классного коллектива,
в) возрастным особенностям учащихся.
II. Анализ подготовки мероприятия
1. Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.
2. Методика подготовки мероприятия:
- планирование,
- разработка,
- участие в них детей.
3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.
III. Ход мероприятия
1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?
2. Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?
3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?
4. Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?
5. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?
6. Каково его воздействие на отдельных учащихся:
- Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
- Этика труда, художественная деятельность;
- Эстетика поведения.
7. Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.
8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
1. Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?
2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
3. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.
V. Анализ деятельности воспитателя
1. Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?
2. Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?
3. Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.
4. Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?
В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами занятия и анализировать занятие применительно к различным целям. Занятие анализируется с позицией деятельности воспитателя и воспитанников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)
1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....
Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного образования
Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и пр...
АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Структура анализа и самоанализа логопедических занятий...
Самоанализ открытого воспитательного занятия на тему:«Они сражались за Родину!»
Занятие проводилось в разнополой группе обучающихся в 6 – ом классе. Возраст подростков разный: от 12 лет до 17 лет ; в основном 15 лет....
Самоанализ воспитательного занятия «Добрый и злой огонь».
Самоанализ воспитательного занятия «Добрый и злой огонь»....
«Методические рекомендации по проведению анализа и самоанализа занятия (мероприятия)»
laquo;Методические рекомендации по проведению анализа и самоанализа занятия (мероприятия)»...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Карта анализа и самоанализа занятия и мероприятия"
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Карта анализа и самоанализа занятия и мероприятия"...