АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
учебно-методический материал на тему

Хуснулина Лилия Наильевна

Структура анализа и самоанализа логопедических занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_i_samoanaliz_logopedicheskogo_zanyatiya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.
Предлагаемые схемы предназначены для логопедов




Схема анализа логопедического занятия
Ф.И.О. логопеда______________________________________________________
Город (район) ______________________________________ дата ________
Анализирующий _____________________________________________________
Цель посещения ______________________________________________________
Этап работы _________________________________________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)_______________ ____________________________________________________________________
Тема _______________________________________________________________
Возраст, количество детей _____________________________________________
1. Место данного занятия в системе занятия по теме.
2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.
3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
4. Анализ целей и задач занятия:
— правильность постановки;
— соответствие содержанию занятия;
— единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;
— способы постановки и доведения до детей (ребенка);
— степень достижения.
5. Анализ структуры и организации занятия:
— соответствие теме, цели, задачам;
— основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь;
— четкость перехода от одного этапа к другому;
— целесообразность распределения времени между этапами занятия;
— наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
— продолжительность занятия и его этапов;
соответствие фактического хода занятия запланированному;
— отступления от конспекта, их причины.
6. Анализ этапов занятия:
— содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу;
— соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);
— адекватность выбора речевого материала задачам занятия;
— методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;
— реализация дидактических принципов обучения;
— эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО;
— степень усвоения нового материала;
— подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
7. Оценка коррекционной направленности занятия:
смена видов деятельности; — своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
— посильность речевого и дидактического материала;
— разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;
— соответствие использованных методов и приемов возможностям детей (ребенка);
— включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
— индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
— доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
— упражнения на развитие общей и тонкой моторики.
8. Анализ работы и поведения детей на занятии:
— общая оценка работы группы (ребенка);
— активность детей (ребенка) в процессе занятия;
— устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах;
— особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка);
— формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков;
— степень сформированности структуры деятельности;
— выполнение единых требований;
— качество выполнения заданий детьми (ребенком);
— умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях;
— степень овладения практическими навыками. 9. Личность логопеда:
— знание материала занятия;
— владение методами и приемами работы на занятии;
— осуществление коррекционных приемов обучения;
— умение использовать методические пособия;
речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
— соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
— мастерство педагогического общения.
10. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим ___________________________________________
11. Результаты занятия:
— достижение цели, задач занятия;
— оптимальность обучающих действий логопеда;
— тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка);
— оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка);
— качество знаний, умений, навыков, полученных детьми (ребенком).
12. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов ______________________________________________
13. Недостатки занятия:
— диагностика причин ________________________________________________
— предложения по их устранению_______________________________________
14. Общие выводы и предложения ______________________________________ 15. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений _____________________________________________________________________________

Схема самоанализа
логопедического занятия

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3. Характеристика логопедом ребенка (группы).
4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.
6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.
7. Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).
8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Анализ и самоанализ воспитательного занятия

Виды анализа и самоанализа занятия. Памятка для самоанализа занятия. Анализ воспитательного мероприятия. Примерная схема анализа воспитательного мероприятия....

Конспект индивидуального логопедического занятия для первоклассников, посещающих логопункт и его самоанализ.

Публикуемый материал представляет собой конспект занятия и самоанализ к нему. Материал относится к разделу "Работа с детьми". Может быть интересен и родителям, и педагогам....

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе.

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе....

Самоанализ логопедического занятия

Представлен самоанализ логопедического занятия по теме: «Транспорт. Формирование фразы из двух слов с «указательными» словами (вот, тут, там, здесь, это) и словами 1- го класса ...