Информационная культура ученика и учителя.
методическая разработка по теме
Проблемный семинар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_kultura_uchenika_i_uchitelya.doc | 768.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МОУ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ
( ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР )
МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВИЛА И ОФОРМИЛА
СОЛОВЬЕВА ЗОЯ ЮРЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ, БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ
ПОС. КИРОВСКИЙ
Цели семинара:
- Способствовать формированию информационной компетенции педагогов МО и организации повышения качества профессионального уровня учителя по определению принципов, определяющих специфику использования ИКТ в обучении и воспитании школьников.
- Создать условия для презентации своего опыта по проблеме семинара, посредством участия в деловой игре и подготовке некоторых вопросов семинара.
- Способствовать расширению кругозора, формированию научного мировоззрения в едином образовательном пространстве.
Задачи семинара:
- Изучить следующие теоретические вопросы:
- Информационная компетентность учащихся. Приемы и способы ее формирования.
- Проектирование компьютерного урока. Метод обучения – презентация.
- Стратегии и тактика эффективной презентации.
- Разработать базовую модель методической системы, направленной на формирование информационной компетентности учащихся.
- Познакомиться с опытом коллег по организации работы для формирования ИК - компетентности ученика и использованию ИКТ на уроках и во внеклассной работе.
Форма проведения – проблемный семинар, с обязательным активным
включением всех участников.
Принципы, реализуемые в ходе семинара:
- Принцип деятельности
- Принцип вариативности
- Принцип целостного представления мира
- Принцип психологической комфортности
- Принцип индивидуальной рефлексии
ПЛАН СЕМИНАРА
- ЛАБИРИНТ ИК – КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Доклады:
- Информационно-коммуникативная компетентность.
- Основные направления использования компьютера на уроке.
- Основные этапы внедрения информационных технологий в процесс обучения
- Формирование самостоятельной компетентности учащихся при работе с информационными источниками.
Разработка базовой модели методической системы,
направленной на формирование информационной
компетентности школьников.
- ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ПО
ТЕМЕ «СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ».
- Бразилия.
- Мексика и др.
- ПАУТИНА КОМПЬЮТЕРНОГО УРОКА (Проектирование компьютерного урока).
Доклады:
- Концептуальные положения компьютерного урока
- Цели и задачи компьютерного урока
- Средства компьютерного урока
- Особенности контроля и оценивания компьютерного урока
- Структура компьютерного урока
- Методы компьютерного урока. Метод обучения – презентация.
- МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «СТРАТЕГИИ И ТАКТИКА ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ»
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
СТРУКТУРА СЕМИНАРА:
ЭТАП СЕМИНАРА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТНИКОВ | ПРИМЕЧАНИЯ |
1. Орг. момент. | 1. Приветствие. 2. Объявление темы семинара и лозунга : «Через теоретические тернии к практическому использованию ИК технологии» | 1. Подготовка рабочего места. | Создание положительного и эмоционального внутреннего настроя на работу всех участников Акцентирование внимания на теме семинара. |
2. Целеполагание. | 1. Знакомит с целями, задачами и планом проведения семинара. | 1. Изучают план работы семинара, задают уточняющие вопросы. | Обеспечение понимания учителями личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания. |
3. Лабиринт ИК компетентности. | 1. Создает проблемную ситуацию и просит из предложенных терминов составить логико-смысловую модель, которая позволила бы включить формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в ходе образовательно-воспитательного процесса. 2. Организует представление 1-2 моделей, без оценки и комментариев
3. Предоставляет слово коллегам, т.е организует выступление докладчиков по темам, обозначенным в плане (материалы см.в Приложении ) 4. Организует обсуждение и подведение итогов 5. Предлагает еще раз обратиться к своим моделям и, возможно, дополнить или изменить их 6. Организует разработку единой базовой модели методической системы, направленной на формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся (схема 1, Приложение ) | 1. Из предложенных слов (ученик, учитель, партнеры, компьютер, формы, методы, средства, диагностика, содержание учебного материала, использование и освоение) составляют свою модель. 2. Представляют свои схемы и коротко обосновывают их 3. Выступают с докладами, слушают, конспектируют, задают вопросы, участвуют в обсуждении. Работают с предложенным раздаточным материалом по организации работы учащихся с различными информационными источниками. (Приложение ) 5. Рассматривают модели, вносят изменения 6. Предлагают свои варианты, участвуют в обсуждении | Выявление субъективного опыта педагогов. Развитие умений представлять и обосновывать свою точку зрения Расширение и углубление знаний по проблеме, совершенствование коммуникативных умений Развитие логического и критического мышления. Активизация мыслительной познавательной деятельности. |
4. Деловая игра для педагогов. | 1. Проводит деловую игру для педагогов (см Приложение ) | 1. Участвуют в игре, предлагают возможные варианты представления любой страны Латинской Америки | Повышение информационной культуры учителя Стимулирование развития инициативы и творчества педагогов Реализация принципа вариативности (выбор вида и формы содержания, способа оформления и представления информации) |
5. Паутина компьютерного урока. | 1. Обращает внимание на схему на доске и предлагает «распутать паутину» компьютерного урока, выявить его специфику и структуру. 2. Определяет очередность выступления коллег по отдельным вопросам (материалы выступлений в Приложениях ) 3. Организует обсуждение. 4. Подводит итоги, акцентируя внимание на методе обучения – презентация (см. Приложение ) | Выступают с докладами, слушают, обсуждают. | Организация повышения профессиональных знаний учителя по диагностическому определению и формулировке целей урока в системе ИКТ. |
6. Мультимедийная презентация по теме «Стратегии и тактика эффективной презентации» | Демонстрирует мультимедийную презентацию, комментирует слайды, отвечает на вопросы слушателей. | Участвуют в просмотре и обсуждении презентации. | Создание условий для педагогического мастерства и повышения качества профессионального уровня учителя по составлению мультимедийной презентации. |
7. Подведение итогов. Рефлексия. | Формулирует выводы по семинару. Проводит рефлексию. | Дополняют, уточняют, высказывают свое мнение о прошедшем семинаре. | Рефлексивный анализ деятельности, уточнение вопросов для подробного изучения на следующем семинаре. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации"
Одним из путей решения проблемы адаптации сельского ученика является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Условия применения ИКТ : оснащение компьютерн...
Формирование информационной культуры учителя
Материал полезен как для тематического педсовета, так и для проблемного семинара. Акцент в работе делается на компетентностный подход в образовании. Рассматриваются аспекты ИКТ- компетентности учителя...
Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности
Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельностиновационной деятельности...
Самопрезентация. Критерии определения уровня сформированности информационной культуры учителя.
Эссе учителя истории и обществознанияГБОУ СОШ № 1392 им. Д.В. РябинкинаБулаш Татьяны Леонидовны...
Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся
Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся...
Информационный буклет "Памятка для учителя Как помочь ученику освоить УУД"
В данном материале собраны методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий...