Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся.
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации учителям.
Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся.
1-й уровень. Поисково-репродуктивная работа.
А - комментированное чтение и Б – ответы на вопросы к параграфу. Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке( при проведении письменных работ). В качестве примера рассмотрим ответ на следующий вопрос : «Какой из химических элементов содержится в живых организмах в наименьшем количестве : 1 – азот, 2 – кислород, 3 – углерод, 4 – водород?»
Азот организмом из окружающей среды в свободном виде не усваивается и содержится в продуктах распада белков и НК, следовательно, меньше всего азота.
В - заполнение таблиц. Этот метод способствует развитию умений краткости изложения и отбора необходимой информации. Например, работа с параграфом, ученики получают задания заполнить таблицу.
Характеристика соцветий
Вид соцветия | Схематический рисунок | У каких растений имеется |
Г- работа с терминами. Предполагает найти и выписать новые термины и определения к ним, суметь записать терминологический текст, вставить в тексте пропущенные с термины, заполнить таблицу .
Д - составление кратких и развернутых схем (метод «паука»)
Листья
метод «паука»:
Е-составление опорных конспектов для помощи в изложении учебного материала.
Ж- составление плана к тесту параграфа .Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания , формирует умение выделять главные мысли .
2-й уровень . Сравнительно -аналитическая работа с учебником.
А-задание по работе с иллюстрациями учебниками . В значительной мере помогает осмыслить и повторить изучаемый материал .Например :» Рассмотрите рисунок учебника и составьте рассказ о развитии однолетнего или многолетнего растения , о поведении в природе животного ».
Более сложный характер носят задания на сравнение. Пример: «Рассмотрите рисунки «Строение луковицы» и «Строение вегетативной почки». Сравните их и, прочитав соответствующий текст учебника, сформулируйте вывод». Положительный результат дает выполнение заданий на воспроизведение в рисунке строения семени, цветка, соцветия, листа и т.д.
Б – сравнительный анализ данных таблиц или схем.
Пример: «На основании данных приведенных ниже таблицы сделайте вывод о закономерности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью проходящего в них обмена веществ».
Содержание воды в разных тканях человека
Название ткани | Содержание воды (в %) |
1. Мышечная | 76 |
2. Нервная: А) серое вещество мозга Б) белое вещество мозга | 84 70 |
3. Жировая | 25-30 |
4. Костная | 16-40 |
В – «Пометки на полях».
Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что не знают, что хочется узнать больше. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей известной темы.
Г – метод «Фишбоун».
Проблема причина причина Вывод
факты факты
3-й уровень. Творческая работа с учебной литературой.
А – составление вопросов творческого характера.
Приведем два примера. Первый пример – задания на установление соответствий:
Эпителий – ткань : аорта - ?
а) сердце, б) внутренний орган, в) артерия, г) вена, д) кровь.
Второй пример – задания на отражение последовательности событий: «Установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в нужном порядке:
- снятие информации с ДНК,
- узнавание антикодоном РНК своего кодона на иРНК,
- отщепление аминокислоты от тРНК,
- поступление иРНК на рибосомы,
- присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 5».
Б - составление рассказа с биологическими ошибками.
Этот вариант заданий требует хорошего знания теоретического материала, умения работы с текстом учебника, способствует развитию речи и творческих способностей. Например, при изучении темы «Ракообразные» можно создать такой текст: «Речной рак – восьминогое животное, ведущее хищный образ жизни. Наиболее активен в светлое время суток. Имеет три пары усиков и пару глаз. Предпочитает только чистую воду для обитания».
В – составление текстов с пропущенными словами.
Этот способ развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, удобен для дифференциального обучения. Например, при изучении в 10 классе темы «Нуклеиновые кислоты» можно предложить текст следующего содержания: «Молекула ДНК имеет … спираль. В ее состав входит углевод …, азотистые основания …, остаток фосфорной кислоты. Основная роль ДНК в организме - … наследственной информации».
Г – составление различного вида тестовых заданий.
Прежде всего это традиционные задания с выбором одного правильно ответа. Например:
- С помощью какого метода изучают сезонные изменения в живой природе: а) экспериментального, б) наблюдения, в) проведения опытов, г) палеонтологического?
- Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро и органоиды, - это: а) вакуоль, б) лизосома, в) цитоплазма, г) комплекс Гольджи.
- В процессе деления материнской клетки с уменьшением вдвое набором хромосом образуются: а) эпителиальные клетки, б) нервные клетки, в) мышечные клетки, г) яйцеклетки.
К этой же группе относятся задания на установление соответствий. Например:
1. Установите соответствие между функцией растения и органом, который ее выполняет.
Функции: 1) обеспечивает процесс фотосинтеза, 2) выделяет кислород, 3) снабжает растение водой и минеральными веществами, 4) укрепляет растение в почве, 5) осуществляет испарение воды.
Органы: а) лист, б) корень.
Функции (№) | |||||
Органы |
Д — Составление кроссвордов, ребусов, загадок.
Этот тип заданий способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Педагогически организованная работа с обучающимися с учебной литературой, проводимая целенаправленно и систематически, обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений, формирует культуру работы с различными источниками информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...
Компьютерная графика как способ формирования эстетической культуры обучающихся в общеобразовательной школе.
В статье рассматривается проблема использования в учебном процессе компьютерной грвфики....
выступление на семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»
Выступление на районном семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников», где я делюсь своим опытом работы в общеобразовательном учреждении...
Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...
Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся
Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся...
Проектная деятельность как один их способов формирования информационной культуры
По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Возникает постоянная потребность в новой информации, особенно это четко прослежив...