статья "Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации"
статья по теме
Одним из путей решения проблемы адаптации сельского ученика является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Условия применения ИКТ : оснащение компьютерной техникой и максимальное использование мультимедийных средств. В связи с этим изменение структуры урока учителя с использованием мультимедиапродуктов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья : «Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации»
Автор: Мурзакова Раиса Александровна
Место работы: МОУ СОШ с. Акшуат МО «Барышский район» Ульяновской области
Должность: учитель математики
Сущность социализации состоит в том, что в данном процессе должны разумно сочетаться приспособление (адаптация) и обособление (индивидуализация) ученика, как на уроке, так и во внеурочное время.
На адаптацию сельского ученика влияют многие факторы: открытость общения на селе, немногочисленность контактов школьника (бедность поля общения), общинность сельского образа жизни. Для индивидуализации школьника малочисленной сельской школы условия явно недостаточны, потому что у него «мало зеркал», в которых ученик видит своё «Я», отсутствует реальная картина разносторонней современной жизни. Поэтому социализация сельского школьника зависит во многом от решения этих проблем. Пути их решения пересекаются в процессе обучения, но не всегда, а при соблюдении следующих условий: «Позитивная социализация происходит только тогда, когда учебный процесс настолько насыщен и привлекателен, что создаёт возможность для удовлетворяющего общения с товарищами и вызывает стремление общаться с ними…» (А.В.Мудрик)
Одним из путей решения этих проблем и является внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательный процесс. У компьютеризации обучения много противников и сторонников. Компьютерные технологии, на мой взгляд, позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей ребёнка – ощущение полезности своей деятельности. А осознание востребованности своей деятельности-это одна из ведущих мотиваций ребёнка в учёбе. Новые информационные технологии создают прекрасное пространство для самовыражения сельского школьника в различных сферах его жизнедеятельности.
Как же создать ситуацию, когда обучение с ИКТ для сельского ученика может быть посильным, интересным значимым?
Во- первых, школа должна быть оснащена компьютерной техникой. Благодаря участию нашей школы в национальном проекте «Лучшие инновационные школы», мы приобрели компьютерный класс, установили локальную сеть и Интернет. Второе условие – это максимальное использование мультимедийных средств в жизнедеятельности школьника, в повышении его познавательной мотивации. Это задача заставила меня, как учителя математики, изменить уроки так, чтобы каждый мой ученик с интересом и увлечением выполнял порой скучные задания. Для изучения некоторых тем по математике дети используют готовые или разрабатывают сами электронные рабочие тетради с домашними заданиями, презентации, тесты. Например, по геометрии в 11 классе создавались презентации по теме « Круглые тела» после предварительной проработки материала из учебника, просмотра соответствующего материала в Интернете. С этими работами ученики выступили на уроке в роли учителя на этапе объяснения нового материала и первичного его закрепления. Ребята, имеющие компьютер дома, выполняли практически всю работу самостоятельно дома, приходя на консультации к учителю. Остальным ребятам были предоставлены ПК в школе. Ученики 9 классов творили свои видеоуроки по
теме: «Движения». Небольшие по объему видеоролики учащихся на все виды движений объединились в одну серию «Движения». В своих видеоматериалах ученики представили не только материал из учебника, но и много познавательного и интересного материала из других источников. Свои ролики девятиклассники демонстрировали не только на уроке геометрии в своём классе, но с удовольствием показывали учащимся 7 классов, где геометрия только начинает преподаваться.
Также я задаю домашнее задание в электронном варианте, тем самым формируя у учащихся навыки работы на компьютере: набор текста, копирование и оформление текста и иллюстраций, навыки работы с различными программами для создания презентаций, обработки фотографий, рисунков, создания видеоматериалов, работы с информацией из различных сайтов. Например для подготовки учащихся 9-ых и 11-ых классов к ЕГЭ, я использую сайт «uztest.ru». Каждому ученику выдается пароль и логин для входа на сайт и я составляю задания и общие для всего класса, и индивидуальные, чтобы ликвидировать пробелы учащихся.Работая с заданиями данного сайта, у выпускников повышается уверенность в успешной сдачи экзамена.
Примером информационной компетенции как необходимого компонента развивающего социального опыта школьника служат разрабатываемые моими учениками элементы мультимедийного сопровождения урока. Такие же элементы они разрабатывают и для других уроков в процессе творческого сотрудничества с учителями –предметниками. Владение информационно-коммуникативными технологиями, несомненно, способствует успешной социализации и ученика, и учителя. Приобщение к современному информационному пространству является условием их социальной адаптации, а новые возможности результативного творческого самовыражения повышают их самооценку и обогащают индивидуальное обособление: особенно важен данный вывод для педагогов и учащихся малочисленной сельской школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/09/picture-25678-1533781717.jpg)
Успешная социализация сельского школьника как результат воспитательной
Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной, социально значимой жизни есть важнейшая задача общества, государства. В связи с преобразованиями, происходящими в современной России, осложн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/02/picture-59025-1496423053.jpg)
Рациональная организация свободного времени ученика как одно из условий для успешной социализации личности.
Дискуссионный клуб для классных руководителей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-440731-1398246400.jpg)
Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.
Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со...
УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ СКО ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.КЫЗЫЛА
Формировнае и воспитание к здоровому образу жизни в школе-интената 1 вида г.Кызыла...
УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ СКО ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.КЫЗЫЛА
Формирование здорового образа жизни школы-интерната 1 вида в городе Кызыле ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/06/picture-466220-1410023159.jpg)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА КАК ОСНОВА ЕГО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
В статье рассмотрена практическая проектная деятельность учащихся, приведены примеры различных видов проектов...
Описание опыта работы по теме «Сотрудничество учителя и ученика как компонент образовательной практики»
В описании опыта работы по теме «Сотрудничество учителя и ученика как компонент образовательной практики» изложены теоретические и практические выкладки о формах и методах обучения в технологии сотруд...