статья "Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации"
статья по теме
Одним из путей решения проблемы адаптации сельского ученика является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Условия применения ИКТ : оснащение компьютерной техникой и максимальное использование мультимедийных средств. В связи с этим изменение структуры урока учителя с использованием мультимедиапродуктов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья : «Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации»
Автор: Мурзакова Раиса Александровна
Место работы: МОУ СОШ с. Акшуат МО «Барышский район» Ульяновской области
Должность: учитель математики
Сущность социализации состоит в том, что в данном процессе должны разумно сочетаться приспособление (адаптация) и обособление (индивидуализация) ученика, как на уроке, так и во внеурочное время.
На адаптацию сельского ученика влияют многие факторы: открытость общения на селе, немногочисленность контактов школьника (бедность поля общения), общинность сельского образа жизни. Для индивидуализации школьника малочисленной сельской школы условия явно недостаточны, потому что у него «мало зеркал», в которых ученик видит своё «Я», отсутствует реальная картина разносторонней современной жизни. Поэтому социализация сельского школьника зависит во многом от решения этих проблем. Пути их решения пересекаются в процессе обучения, но не всегда, а при соблюдении следующих условий: «Позитивная социализация происходит только тогда, когда учебный процесс настолько насыщен и привлекателен, что создаёт возможность для удовлетворяющего общения с товарищами и вызывает стремление общаться с ними…» (А.В.Мудрик)
Одним из путей решения этих проблем и является внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательный процесс. У компьютеризации обучения много противников и сторонников. Компьютерные технологии, на мой взгляд, позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей ребёнка – ощущение полезности своей деятельности. А осознание востребованности своей деятельности-это одна из ведущих мотиваций ребёнка в учёбе. Новые информационные технологии создают прекрасное пространство для самовыражения сельского школьника в различных сферах его жизнедеятельности.
Как же создать ситуацию, когда обучение с ИКТ для сельского ученика может быть посильным, интересным значимым?
Во- первых, школа должна быть оснащена компьютерной техникой. Благодаря участию нашей школы в национальном проекте «Лучшие инновационные школы», мы приобрели компьютерный класс, установили локальную сеть и Интернет. Второе условие – это максимальное использование мультимедийных средств в жизнедеятельности школьника, в повышении его познавательной мотивации. Это задача заставила меня, как учителя математики, изменить уроки так, чтобы каждый мой ученик с интересом и увлечением выполнял порой скучные задания. Для изучения некоторых тем по математике дети используют готовые или разрабатывают сами электронные рабочие тетради с домашними заданиями, презентации, тесты. Например, по геометрии в 11 классе создавались презентации по теме « Круглые тела» после предварительной проработки материала из учебника, просмотра соответствующего материала в Интернете. С этими работами ученики выступили на уроке в роли учителя на этапе объяснения нового материала и первичного его закрепления. Ребята, имеющие компьютер дома, выполняли практически всю работу самостоятельно дома, приходя на консультации к учителю. Остальным ребятам были предоставлены ПК в школе. Ученики 9 классов творили свои видеоуроки по
теме: «Движения». Небольшие по объему видеоролики учащихся на все виды движений объединились в одну серию «Движения». В своих видеоматериалах ученики представили не только материал из учебника, но и много познавательного и интересного материала из других источников. Свои ролики девятиклассники демонстрировали не только на уроке геометрии в своём классе, но с удовольствием показывали учащимся 7 классов, где геометрия только начинает преподаваться.
Также я задаю домашнее задание в электронном варианте, тем самым формируя у учащихся навыки работы на компьютере: набор текста, копирование и оформление текста и иллюстраций, навыки работы с различными программами для создания презентаций, обработки фотографий, рисунков, создания видеоматериалов, работы с информацией из различных сайтов. Например для подготовки учащихся 9-ых и 11-ых классов к ЕГЭ, я использую сайт «uztest.ru». Каждому ученику выдается пароль и логин для входа на сайт и я составляю задания и общие для всего класса, и индивидуальные, чтобы ликвидировать пробелы учащихся.Работая с заданиями данного сайта, у выпускников повышается уверенность в успешной сдачи экзамена.
Примером информационной компетенции как необходимого компонента развивающего социального опыта школьника служат разрабатываемые моими учениками элементы мультимедийного сопровождения урока. Такие же элементы они разрабатывают и для других уроков в процессе творческого сотрудничества с учителями –предметниками. Владение информационно-коммуникативными технологиями, несомненно, способствует успешной социализации и ученика, и учителя. Приобщение к современному информационному пространству является условием их социальной адаптации, а новые возможности результативного творческого самовыражения повышают их самооценку и обогащают индивидуальное обособление: особенно важен данный вывод для педагогов и учащихся малочисленной сельской школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешная социализация сельского школьника как результат воспитательной
Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной, социально значимой жизни есть важнейшая задача общества, государства. В связи с преобразованиями, происходящими в современной России, осложн...
Рациональная организация свободного времени ученика как одно из условий для успешной социализации личности.
Дискуссионный клуб для классных руководителей....
Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.
Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со...
УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ СКО ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.КЫЗЫЛА
Формировнае и воспитание к здоровому образу жизни в школе-интената 1 вида г.Кызыла...
УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ СКО ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.КЫЗЫЛА
Формирование здорового образа жизни школы-интерната 1 вида в городе Кызыле ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА КАК ОСНОВА ЕГО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
В статье рассмотрена практическая проектная деятельность учащихся, приведены примеры различных видов проектов...
Описание опыта работы по теме «Сотрудничество учителя и ученика как компонент образовательной практики»
В описании опыта работы по теме «Сотрудничество учителя и ученика как компонент образовательной практики» изложены теоретические и практические выкладки о формах и методах обучения в технологии сотруд...