Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся
статья по биологии на тему

Клок Галина Давидовна

Методические рекомендации учителям.

 

Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_uchitelyam.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации учителям.

Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся.

1-й уровень. Поисково-репродуктивная работа.

     А - комментированное чтение и Б – ответы на вопросы к параграфу. Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход  к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке( при проведении письменных работ).                                                                                                                                                                                                                                                                                     В качестве примера рассмотрим ответ на следующий вопрос : «Какой из химических элементов содержится в живых организмах в наименьшем количестве : 1 – азот, 2 – кислород, 3 – углерод, 4 – водород?»  

Азот организмом из окружающей среды в свободном виде не усваивается и содержится в продуктах распада белков и НК, следовательно, меньше  всего азота.

В - заполнение таблиц. Этот метод способствует развитию умений краткости изложения и отбора необходимой информации. Например, работа с параграфом, ученики получают задания заполнить таблицу.

                         Характеристика соцветий

Вид соцветия

Схематический рисунок

У каких растений имеется

Г- работа с терминами. Предполагает найти и выписать новые термины и определения к ним, суметь записать терминологический  текст, вставить в тексте пропущенные с термины, заполнить таблицу .

 

Д - составление кратких и развернутых схем (метод «паука»)

 

        Листья

        

метод «паука»:

                       

Е-составление опорных конспектов для помощи в изложении учебного материала.

Ж- составление  плана к тесту параграфа .Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания , формирует умение выделять главные мысли .

2-й уровень . Сравнительно -аналитическая работа с учебником.

 А-задание по работе с иллюстрациями учебниками . В значительной мере помогает осмыслить и повторить изучаемый материал .Например :» Рассмотрите рисунок учебника и составьте рассказ о развитии однолетнего или многолетнего растения , о поведении в природе животного ».

 

Более сложный характер носят задания на сравнение. Пример: «Рассмотрите рисунки «Строение луковицы» и «Строение вегетативной почки». Сравните их и, прочитав соответствующий текст учебника, сформулируйте вывод». Положительный результат дает выполнение заданий на воспроизведение в рисунке строения семени, цветка, соцветия, листа и т.д.

  Б – сравнительный анализ данных таблиц или схем.

Пример: «На основании данных приведенных ниже таблицы сделайте вывод о закономерности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью проходящего в них обмена веществ».

Содержание воды в разных тканях человека

Название ткани

Содержание воды (в %)

1. Мышечная

76

2. Нервная:

    А) серое вещество мозга

    Б) белое вещество мозга

84

70

3. Жировая

25-30

4. Костная

16-40

  В – «Пометки на полях».

Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что не знают, что хочется узнать больше. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей известной темы.

 

    Г – метод «Фишбоун».

Проблема                                причина                       причина         Вывод

                                                   факты                           факты

                                   

3-й уровень. Творческая работа с учебной литературой.

  А – составление вопросов творческого характера.

Приведем два примера. Первый пример – задания на установление соответствий:

      Эпителий – ткань : аорта - ?

      а) сердце,  б) внутренний орган,  в) артерия,  г) вена,  д) кровь.

Второй пример – задания на отражение последовательности событий: «Установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в нужном порядке:

  1. снятие информации с ДНК,
  2. узнавание антикодоном РНК своего кодона на иРНК,
  3. отщепление аминокислоты от тРНК,
  4. поступление иРНК на рибосомы,
  5. присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.

Ответ: 1, 2, 3, 4, 5».    

 

  Б - составление рассказа с биологическими ошибками.

Этот вариант заданий требует хорошего знания теоретического материала, умения работы с текстом учебника, способствует развитию речи и творческих способностей. Например, при изучении темы «Ракообразные» можно создать такой текст: «Речной рак – восьминогое животное, ведущее хищный образ жизни. Наиболее активен в светлое время суток. Имеет три пары усиков и пару глаз. Предпочитает только чистую воду для обитания».

  В – составление текстов с пропущенными словами.

Этот способ развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, удобен для дифференциального обучения. Например, при изучении в 10 классе темы «Нуклеиновые кислоты» можно предложить текст следующего содержания: «Молекула ДНК имеет … спираль. В ее состав входит углевод …, азотистые основания …, остаток фосфорной кислоты. Основная роль ДНК в организме - … наследственной информации».

  Г – составление различного вида тестовых заданий.

Прежде всего это традиционные задания с выбором одного правильно ответа. Например:

  1. С помощью какого метода изучают сезонные изменения в живой природе: а) экспериментального, б) наблюдения, в) проведения опытов, г) палеонтологического?
  2. Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро и органоиды, - это: а) вакуоль, б) лизосома, в) цитоплазма, г) комплекс Гольджи.
  3. В процессе деления материнской клетки с уменьшением вдвое набором хромосом образуются: а) эпителиальные клетки, б) нервные клетки, в) мышечные клетки, г) яйцеклетки.

К этой же группе относятся задания на установление соответствий. Например:

1. Установите соответствие между функцией растения и органом, который ее выполняет.

 Функции: 1) обеспечивает процесс фотосинтеза, 2) выделяет кислород, 3) снабжает растение водой и минеральными веществами, 4) укрепляет растение в почве, 5) осуществляет испарение воды.

  Органы: а) лист, б) корень.

Функции (№)

Органы

Д — Составление кроссвордов, ребусов, загадок.

Этот тип заданий способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Педагогически организованная работа с обучающимися с учебной литературой, проводимая целенаправленно и систематически, обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений, формирует культуру работы с различными  источниками информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...

Компьютерная графика как способ формирования эстетической культуры обучающихся в общеобразовательной школе.

В статье рассматривается проблема использования в учебном процессе компьютерной грвфики....

выступление на семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»

Выступление на районном семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников», где я делюсь своим опытом работы в общеобразовательном учреждении...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...

Проектная деятельность как один их способов формирования информационной культуры

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Возникает постоянная потребность в новой информации, особенно это четко прослежив...