Информационный буклет "Памятка для учителя Как помочь ученику освоить УУД"
методическая разработка на тему
В данном материале собраны методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_uchitelya_kak_formirovat_uud.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД:
1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.
4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Регулятивные УУД:
1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы
Стажировочная площадка
«Система формирования совокупности универсальных учебных действий в преподавании социально-политических дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
учитель истории и обществознания
высшей категории
Варлапова Ольга Васильевна
Памятка для учителя
Как помочь ученику освоить УУД
Личностные УУД:
1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Познавательные УУД:
1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)
2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
Типовые задания по формированию УУД
Задание № 1: «Справедливость древних»
Цель: развитие способности к анализу содержания законов древнего времени и аргументация их справедливости. (личностные УУД)
Возраст: 10–12 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, обществознание)
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: учащимся, индивидуально или поделенным на группы по 2–3 человека, предлагается оценить, справедливыми ли были законы царя Хаммурапи. При выступлении необходимо устно аргументировать свой ответ.
Документ: «Из законов Хаммурапи».
«Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.
Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.
Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.
Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой»[3].
Критерии оценивания:
- умение полно и адекватно характеризовать содержание законов;
- умение аргументировать свой ответ;
- последовательность
Задание № 2: «Распорядок дня»
Цель: формирование умения планировать свою деятельность в течение недели, составление шаблона распорядка дня в виде таблицы. (регулятивные УУД)
Возраст: 12–14 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (обществознание).
Форма выполнения задания: индивидуальная работа.
Описание задания: в рамках темы «Делу время, потехе час» учащимся предлагается составить график своей деятельности в течение дня и оформить его в виде таблицы.
Мой распорядок дня
Время суток | Время | Рабочий день | Время | Выходной день |
Утро |
|
|
|
|
День |
|
|
|
|
Вечер |
|
|
|
|
Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Является ли такой график оптимальным?
- Почему распорядок рабочего дня отличается от распорядка выходного дня?
- Тратится ли время выходного дня с пользой?
- Удается ли вам придерживаться регулярно такого распорядка дня?
Критерии оценивания:
- умение аргументированно защитить свою позицию
Задание № 3: «Проблемы на карте»
Цель: развитие умения искать информацию в тексте, включая прием постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него. (познавательные УУД)
Возраст: 10–12 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история).
Форма выполнения: индивидуальная работа.
Описание задания: учащимся предлагается карта с изображением страны и хаотично расположенными информационными точками (надписями, названиями, понятиями, изображениями). Учащимся необходимо самостоятельно сформулировать вопрос по каждой информационной точке и найти на него ответ в тексте учебника или дополнительного текста.
Критерии оценивания:
- умение формулировать вопрос
- умение выделять главное в тексте
- умение грамотно формулировать ответ
Задание № 4: «Собери мозаику»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. (коммуникативные УУД)
Возраст: 10–14 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (обществознание).
Форма выполнения: групповая работа.
Описание задания: учащимся, в рамках темы «Малая группа. Коллектив» (или любой другой), предлагается объединиться в группы и собрать из разрозненных элементов целое изображение (например, изображение родной школы). Задача учащихся – сделать это быстрее, чем остальные группы. После выполнения задания происходит анализ совместной деятельности и рефлексия типичных ошибок работы в группе. Делается акцент на правильное распределение ролей в группе для достижения наилучших результатов работы группы.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Довольны ли вы результатом?
- Кто был лидером, а кто – ведомым?
- Правильно ли были распределены роли в группе?
- Легко ли было договариваться?
- Можете ли вы назвать себя коллективом?
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
- умение договариваться, убеждать, аргументировать
- взаимный контроль по ходу выполнения работы
- взаимопомощь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-технологическое обеспечение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Презентация на тему "Организация и проведение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования". Информация для учащихся и родителей....
Как помочь ученику
Метод проектов занимает ведущее место в обучении. Как можно организовать свою деятельность, каковы принципы отбора материала, этапы работы - все это представлено с первой части статьи. Во второй част...
Как помочь ученикам овладеть нормами русского ударения
Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударе...
Как помочь ученикам в процессе подготовки к итоговой аттестации
В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводит...
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения компетентности ученика)...
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ "Как помочь ученикам в процессе подготовки к ОГЭ"
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ "Как помочь ученикам в процессе подготовки к ОГЭ"...
Уроки профориентации: как помочь ученику выбрать профессию (вебинар для учеников и учителей)
Уроки профориентации: как помочь ученику выбрать профессию (вебинар для учеников иучителей)...