Речевая зарядка на уроках чтения.
учебно-методический материал по теме
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.
Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_zaryadka_na_urokakh_chteniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая зарядка на уроках чтения
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.
Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.
Речевая разминка помогает решать коррекционные задачи обучения в классе для детей с нарушениями речи, так одним упражнения по технике речи помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки и всем – подготовить речевой аппарат к говорению.
Задачи речевой зарядки:
- установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;
- дифференциация сходных единиц чтения;
- накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения;
- слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова;
- совершенствование произносительных навыков, так как прочтение слогов предполагает четкость их артикулирования.
Коррекция личности:
- осознают частью коллектива;
- замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более расковано, свободно;
- регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.
Каждый комплекс упражнений для речевой разминки на уроке состоит из 4 этапов:
I этап – «Подышим, подышим...»
- Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.
- «Сколько слов мы произнесем на одном вдохе.
- «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).
«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.
- Транспорт: поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; ... – постепенно наращиваем темп.
- Выдох через соломинку.
- Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением (замедлением) темпа.
- Ножницы – указательный и средний пальцы рук превратились в ножницы. Звук «чик».
- Пушинка.
II этап – «Разомнем язычок» (артикуляционные упражнения)
- Колечко – загнуть кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли. 2-3 секунды подержите в таком положении, а затем расслабьте.
- Язык змеи – высунуть язык, сделать его кончиком 2-3 движения вверх-вниз и быстро убрать.
- Хоботок – губы сжать в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство и выпятить их.
- Покажи зубки.
- Самый длинный язык.
- Грустно-весело – сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.
- Трубочка.
- Проколю щечку.
- У меня губы краснее.
- Ежик – «пых-пых».
III этап – «Не запутайтесь в звуках!»
Виды упражнений, используемые на III этапе речевой зарядки:
- Дифференциация сходных слогов и слов:
ла – ра ма – мя дом - том
ло – ро мо – ме Дима - Тима
лу – ру му – мю кадушка – катушка
- Чтение слогов по подобию (см. Таблицу слогов):
а о у
ма мо му
са со су
ла ло лу
Предлагая упражнения, сходные с №2, учитель обращает внимание на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, то есть положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
- Чтение слов по подобию:
сом Маша шапка
лом Даша лапка
ком Паша папка
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.
- Чтение слогов и слов с подготовкой:
о – то – сто – стол с – то – сто – ит
у – ту – сту – стул с – та – ста – ли
а – ра – вра – враг с – ня – сня – ли
Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.
- Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами или порядком их расположения:
кто – кот следы – слезы мука – муха лыжи – ложись
- Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес – лесок шел – пошел
трава – травка нырял – нырнул
решила – решала увидел – увиделся
- Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:
прошел увял
проделал увел
просмотрел увез
Выполнение упражнений №5, 6, 7 предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно.
На заключительном этапе «Не сломайте язык!» - проговариваем чистоговорку с постановкой логического ударения.
- Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами:
Был у бабушки баран
Бил он бойко в барабан.
Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.
Упражнения выбираются с учетом общего состояния навыка чтения у детей и характера их ошибок, а так же в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста.
Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. На речевую зарядку отводится 4-5 минут в зависимости от объема материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая зарядка на уроке английского языка
Речевая зарядка необходима для введения учащихся в атмосферу иноязычного общения...
речевая зарядка на уроках английского языка
Эти рифмовки помогут еще раз потренировать произношение и интонацию английского языка. Вспомнить буквы и звуки....
Речевая зарядка на уроках немецкого языка
В данной статье автор делится личным опытом организации и проведения речевой зарядки как одного из важных этапов урока, её формами и содержанием.Статья будет полезнаю молодым учителям, ...
Речевая зарядка на уроках английского языка
Речевая зарядка, как известно, используется на уроках как по традиционной, так и нетрадиционной методике преподавания английского языка, так как призвана настроить учащихся на урок и заинтересовать их...
Использование тематической речевой зарядки на уроках английского языка в патриотическом воспитании учащихся
В статье рассматривается роль и место речевой зарядки как этапа урока иностранного языка в основной школе. Авторы делятся личным опытом преподавания, использования на уроке новостных ресурсов, личност...
Речевая зарядка на уроке английского языка.
Речевая разминка - ‘Warming-Up’ - это вид деятельности в начале урока. Он помогает учащимся войти в языковую среду, дать позитивный настрой на весь дальнейший урок. Кроме того, с помо...
Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке
Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...