Речевая зарядка на уроках немецкого языка
учебно-методический материал по немецкому языку (5 класс) на тему
В данной статье автор делится личным опытом организации и проведения речевой зарядки как одного из важных этапов урока, её формами и содержанием.Статья будет полезнаю молодым учителям, имеющим трудности в создании на уроке неформальной ненадуманной языковой среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_zaryadka_na_urokakh_nemetskogo_yazyka.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая зарядка на уроках немецкого языка
Часто мы, учителя иностранного языка сетуем, что сначала учащиеся абсолютно все горят желанием изучать язык, но вскоре при встрече с первыми трудностями таких ребят становится меньше, а через несколько лет – уже единицы. Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало?
Собственный многолетний опыт обучения немецкому языку позволяет нам сделать вывод – начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока.
Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учащихся в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой в форме диалога.
При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке. А доброжелательный тон учителя создаёт рабочий контакт с учениками, настраивает их на общение.
Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет:
повторить и прочно усвоить лексику, связанную с календарём, школьной жизнью, погодой и т. д.;
закрепить в памяти учащихся новые грамматические структуры и речевые обороты, которые ещё недостаточно прочно усвоены в процессе работы с учебником;
лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, отвечать на них.
Для осуществления поставленных целей мы стараемся:
вовлечь в беседу как можно больше учеников, используя заранее намеченный и рационально отобранный языковой материал;
связать вводную беседу с основным этапом урока, стремясь логически перейти к обучающему этапу;
избегать монотонности, однообразия и шаблона в проведении вводной беседы.
Мы полагаем, что первое требование не нуждается в пояснении. Два последующих требования поясним на конкретном языковом материале. Как увязать вводную беседу с темой урока на этапе его закрепления?
По мере того как учащиеся знакомятся с формами глагола в Prȁsens, Perfekt, Prȁteritum, Futurum, эти грамматические явления мы сразу включаем в речь.
Примеры диалогов, которыми начинается урок.
Lehrerin (L.): - Wie ist das Wetter heute?
Schȕler 1 (S1): - Das Wetter ist nicht schȍn.
L.: - Scheint die Sonne?
S2: - Nein, die Sonne scheint nicht.
L.: - Regnet es heute?
S3: - Nein, es regnet nicht.
L.: - Welche Stunden habt ihr heute?
S1: - Wir haben Russisch, Deutsch, Literatur, Mathe und Geschichte.
L.: - Habt ihr die Russischstunde schon gehabt?
S2: - Nein, die Russischstunde kommt nach Deutsch.
L.: - Hast du deine Hausaufgaben in Deutsch gemacht?
S3: - Ja, ich habe meine Hausaufgaben gemacht.
L.: - Was hast du gemacht? Hast du gelesen, geschrieben, Wȍrter gelernt?
L.: - Welcher Wochentag ist heute?
S1: - Heute ist Freitag.
L.: - War gestern Donnerstag?
S2: - Ja, gestern war Donnerstag.
L.: - Und welcher Wochentag war vorgestern?
S3: - Vorgestern war Mittwoch.
L.: - Wie viel Stunden habt ihr gestern gehabt?
S1: - Wir haben gestern sechs Stunden gehabt.
L.: - Habt ihr gestern eine Russischstunde gehabt?
S2: - Ja, wir haben gestern eine Russischstunde gehabt.
L.: - Und eine Deutschstunde?
S3: - Nein, wir haben gestern keine Deutschstunde gehabt.
Знание степеней сравнения прилагательных даёт нам возможность вести с учениками такую беседу:
L.: - Ist der Tag heute lȁnger als gestern?
S1: - Ja, der Tag heute ist lȁnger als gestern.
L.: - Sind die Tage im Mȁrz oder im April kȕrzer ?
S2: - Die Tage im Mȁrz sind kȕrzer.
L.: - Wann ist es wȁrmer: im Mȁrz oder im April?
S3: - Es ist wȁrmer im April.
L.: - Ist das Wetter heute kȁlter als gestern?
S4: - Ja, das Wetter heute ist kȁlter als gestern.
Беседа в начале урока позволяет прочно закрепить грамматические структуры с модальными глаголами, а также вводные слова, речевые обороты, характерные для разговорного немецкого языка. Вот, например, такие микродиалоги:
S.: - Verzeihung. Ich habe mich verspȁtet. Darf ich hinein?
L.: - Ja, bitte. Aber du sollst zur nȁchsten Stunde rechtzeitig kommen.
L.: - Welche Ȕbung musstest du schriftlich machen?
S1: - Ich musste Ȕbung 3 auf der Seite 15 schriftlich machen.
L.: - Und du?
S2: - Leider konnte ich diese Ȕbung nicht machen.
L.: - Ich sehe, A. fehlt heute. Weiβt du, was mit A. los ist? Warum fehlt er?
S1: - Ich vermute, A. ist krank.
L.: - Wer kann A. besuchen?
S2: - Ich kann. Mit Vergnȕgen. A. ist mein Freund.
Изучение иностранного языка предполагает многократное повторение языкового материала. Однако, чтобы избежать шаблона в проведении речевой зарядки, не следует повторять одно и то же на каждом уроке в течение всего учебного года. И, конечно же, диалог в V классе отличается от диалога в VII классе. Общеизвестно, что механическое проговаривание одного и того же материала приводит к потере интереса.
Когда мы видим, что учащиеся твёрдо усвоили определённый круг вопросов и ответов, мы стараемся, в зависимости от обстановки, конкретной ситуации, ввести что-то новое в диалог с учащимися.
Вот несколько примеров.
Если изменилась погода. После традиционных вопросов о погоде мы можем спросить: «Gefȁllt dir das Wetter heute? Warum (nicht)? Was machst du gewȍhnlich bei gutem Wetter?»
На первом уроке в начале месяца или времени года возможны такие реплики и вопросы учителя:
- Der Herbst ist gekommen. Gefȁllt dir der Herbst? Warum?
- Ihr habt Frȕhlingsferien gehabt. Wie waren sie?
На последнем уроке недели учащиеся с удовольствием говорят о предстоящем отдыхе. Учитель может спросить:
- Was mȍchtest du am Wochenende machen? Wirst du zu Hause bleiben oder ins Kino gehen?
На первом уроке недели мы спрашиваем: «Wie hast du die Zeit am Wochenende verbracht?»
Перед праздником мы организуем беседу на уроке, задавая вопросы:
«Werdet ihr morgen in die Schule kommen? Warum kommt ihr morgen in die Schule nicht? Wie mȍchtet ihr eure Feiertage verbringen?»
Речевой зарядкой может также служить обсуждение различных сторон школьной жизни:
L.: - Wie viel Stunden habt ihr heute? Welche Stunde war die erste, die zweite …? Welches Schulfach ist dein Lieblingsfach? Warum? Welches Schulfach fȁllt dir leicht/ schwer? Fȁllt dir Deutsch schwer? Warum? Was machst du in der Deutschstunde besonders gern?
Можно начать речевую зарядку с сообщения учителя о событии его жизни, например:
L.: - Ich war gestern im Museum.
- Ich habe am Wochenende das Theater besucht.
- Ich habe die Zeit am Wochenende sehr schȍn verbracht.
Учащиеся задают учителю вопросы с целью получения большей информации.
Мы стараемся связать беседу, начатую в рамках речевой зарядки, с темой урока и логически перейти к обучающему этапу. Это отвечает практической направленности данного этапа урока.
На различных этапах обучения форма речевой зарядки, как и её содержание, меняется. В конце V класса мы, убедившись, что ученики прочно усвоили определённый круг вопросов, уступаем свою роль классу, и учащиеся беседуют с дежурным учеником. На более позднем этапе лучшие ученики выступают в роли учителя и ведут беседу с классом.
Возможны такие формы диалога: учитель - класс, учитель – дежурный ученик, класс – дежурный ученик, дежурный ученик - класс. На старшем этапе диалог «учитель – класс» является более продуктивным, так как у старшеклассников всегда есть желание и мотивация высказаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая зарядка на уроке английского языка
Речевая зарядка необходима для введения учащихся в атмосферу иноязычного общения...
речевая зарядка на уроках английского языка
Эти рифмовки помогут еще раз потренировать произношение и интонацию английского языка. Вспомнить буквы и звуки....
Речевая зарядка на уроках английского языка
Речевая зарядка, как известно, используется на уроках как по традиционной, так и нетрадиционной методике преподавания английского языка, так как призвана настроить учащихся на урок и заинтересовать их...
Использование тематической речевой зарядки на уроках английского языка в патриотическом воспитании учащихся
В статье рассматривается роль и место речевой зарядки как этапа урока иностранного языка в основной школе. Авторы делятся личным опытом преподавания, использования на уроке новостных ресурсов, личност...
Речевая зарядка на уроке английского языка.
Речевая разминка - ‘Warming-Up’ - это вид деятельности в начале урока. Он помогает учащимся войти в языковую среду, дать позитивный настрой на весь дальнейший урок. Кроме того, с помо...
Речевая зарядка на уроке английского языка
речевая зарядка...
Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке
Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...