Использование тематической речевой зарядки на уроках английского языка в патриотическом воспитании учащихся
статья по английскому языку (11 класс)

Голощапова Елена Викторовна

В статье рассматривается роль и место речевой зарядки как этапа урока иностранного языка в основной школе. Авторы делятся личным опытом преподавания, использования на уроке новостных ресурсов, личностно значимой информации .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В. Голощапова, ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации, преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории, к.п.н.

Е.А. Тушкова, ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации, преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории;

Роль тематической речевой зарядки на уроках английского языка

в патриотическом воспитании суворовцев

Речевая зарядка или речевая разминка – это специфический этап урока иностранного языка. Учащиеся приходят после уроков истории, физики или математики. Они должны не только переключиться на новый предмет, но и «войти» в иноязычную среду. И таким «мостиком» для перехода на уроках иностранного языка является речевая зарядка [1].

Начиная с мотивирующей речевой зарядки по теме в начале урока, преподаватель может перейти к постановке его цели, обеспечив, тем самым, логичный переход к основному обучающему этапу, реализующему поставленные задачи. Речевая зарядка, не связанная с последующим ходом урока, не несет смысловой нагрузки.

В понятие «тематическая речевая зарядка» ключевым словом является «тематическая». Она проводится в течение ряда уроков, целью чего является закрепление лексических единиц по данной теме. Определяя содержание речевой зарядки, мы ориентируемся на возрастные и индивидуально-психологические особенности личности учащихся. На старшем этапе переход на другой язык можно начать еще на перемене, включая различные английские видео или аудиоматериалы, которые на речевой зарядке обязательно нужно дополнить сюжетами, исходя из темы, целей, ситуации урока и интересов учащихся.

Работа по подготовке достаточно короткого этапа урока речевой зарядки требует, однако, основательной подготовки. Дело в том, что актуальные в жизни учащихся события, новости являются наилучшим мотивирующим материалом для речевой зарядки, но ни один учебник не может угнаться за современными средствами коммуникации. Преподавателю требуется время для поиска релевантной информации, которая бы заинтересовала учеников, обладала бы воспитательным потенциалом. Следующий этап подготовки речевой зарядки – методическая обработка материала, подготовка на его основе языковых, фонетических, речевых заданий.

Очень важно избегать шаблона и однообразия в проведении речевых зарядок, ведь их основная задача – вызвать интерес к уроку и желание говорить на иностранном языке [2]. Старшеклассникам можно предложить самые разнообразные формы работы: описать картинку по теме урока, сравнить две картинки – сказать, что у них общего и в чем отличия, либо составить рассказ по картинке. Если персонажи изображены в определенной ситуации, можно попросить обучающихся придумать и озвучить беседу между ними. Игра «Кто дольше всех сможет говорить о …»/«How long can you talk about…?» способствует развитию спонтанной монологической речи. Выигрывает, соответственно тот, кто говорил дольше всех. Преподаватель может провести блиц-анкетирование, предложив ученикам 1-2 простых вопроса на интересующие их темы, связанные также с темой урока. Ученики записывают ответы в тетради, а потом преподаватель выборочно просит их поделиться своими ответами.

Речевую зарядку можно организовать в вопросно-ответной форме в парах, предложив для обсуждения вопросы, связанные с темой предстоящего урока. Например: Have you ever been to the Olympics? Where did you go? Do you know the results of our skiers / female figure skaters at the PyeongChang Olympics? Do you know that our president invited the winners of the PyeongChang Olympics to the Kremlin? Why? What do you think? Was the Olympic victory of our hockey players at the PyeongChang Olympics a big gift for millions of Russian fans? Why? 

Как вариант речевой зарядки можно проводить игру «Эксперт»/«Expert». Учитель назначает одного из обучающихся экспертом в какой-то области (например, «Поддержание мира»/ «Peacekeeping») Другие обучающиеся задают «эксперту» вопросы по его теме, в то время как эксперт должен ответить, стараясь убедить других, что он действительно разбирается в этой теме. К подобной категории относится и игра «Интервью»/«Interview». После обсуждения в парах преподаватель просит нескольких обучающихся поделиться своими ответами с классом и затем переходит к основному этапу урока.

Дифференцированный подход реализуется в вариативности заданий: для учащихся с более высоким уровнем сформированности речевых навыков можно дать задание составить предложения со словами-логическими связками (например, that’s why, moreover, although), остальным можно предложить составить предложения из отдельных словосочетаний. В качестве визуальной опоры могут быть карточки-схемы со знаками препинания и заглавными буквами. Применение заданий различного уровня создает ситуацию успеха, т.к. каждый делает упражнения соответствующее его возможностям [3], таким образом реализуется задача вовлечь в беседу как можно больше учеников.

Речевая зарядка может проводиться в виде коротких новостных сообщений о важных событиях в училище, стране, мире, самостоятельно подготовленных к уроку. Это обычно вызывает у группы больший интерес. Например, в этом году старшеклассники на речевых зарядках обсудили фестиваль «Спасская башня», 205-летие Бородинской битвы, 80-летний юбилей В. Высоцкого, 95-летний юбилей Л. Гайдая, премьеру ледового мюзикла «Руслан и Людмила», победы российских олимпийцев на зимних играх в Пхёнчхане и многое другое. Таким образом, тематическая речевая зарядка является средством развития не только коммуникативных, метапредметных компетенций, но и реализации целей воспитания, в нашем случае, патриотического.

В 11 классе был проведен цикл тематических речевых зарядок, посвященных военному летчику Пешкову Олегу Анатольевичу, выпускнику нашего училища, который погиб в октябре 2015 года при выполнении боевого задания. Цикл речевых зарядок был подготовлен в формате ЕГЭ и состоял из нескольких блоков. Первый блок посвящен личности О.А. Пешкова. Второй блок реализовался на уроках предмета «Военный перевод»: речевые зарядки были посвящены миротворческой операции российских вооруженных сил в Сирии. Описание реальных военных событий мотивировало учащихся на активизацию лексики по военной терминологии.

Таким образом, использование тематической речевой зарядки на системной основе позволяет учащимся не только актуализировать лексику по определенной теме, но и развивать умения спонтанной речи.

Несмотря на то, что длительность этапа речевой зарядки составляет всего 5-7 минут, она может выполнять одновременно и учебные, и воспитательные задачи, не только являясь средством развития познавательных УУД, расширения вокабуляра, контроля уровня сформированности речевых навыков и умений, но и воспитания патриота и будущего защитника Отечества.

Список использованных источников

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам.) М.: Издательство ИКАР, 2009 – 448 с.

2. Ахмедханова С.М. Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 489-491.

3. Гайнанова С.Р. Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка [электронный ресурс]: Режим доступа: vso-mon.ru/14899. nsportal.ru

4. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб.: КАРО, 2004. – 224 с. – С. 15-20.

5. Панафидина Т.В. О любви к отечеству и народной гордости. / Т.В. Панафидина, О.А. Северина и др. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 233 с. – С. 7-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая зарядка на уроке английского языка

Речевая зарядка необходима для введения учащихся в атмосферу иноязычного общения...

речевая зарядка на уроках английского языка

Эти рифмовки помогут еще раз потренировать произношение и  интонацию английского языка. Вспомнить буквы и звуки....

Речевая зарядка на уроках английского языка

Речевая зарядка, как известно, используется на уроках как по традиционной, так и нетрадиционной методике преподавания английского языка, так как призвана настроить учащихся на урок и заинтересовать их...

Тематические фонетические зарядки на уроках английского языка

Тематические фонетические зарядки красочны, просты и доступны для  применения на уроке....

Речевая зарядка на уроке английского языка.

Речевая разминка - ‘Warming-Up’ - это вид деятельности в начале урока. Он помогает учащимся войти в языковую среду, дать позитивный настрой на весь дальнейший урок. Кроме того, с помо...

Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...