Коррекция нарушения развития личностной сферы ребенка с помощью художественной выразительности.
учебно-методический материал по теме
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на уроках по изодеятельности, но и на других уроках и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности, развивается воображение, эмоциональное восприятия, формируются нравственные представления и образы изображаемых предметов или явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_risovaniya.docx | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушения развития личностной сферы ребенка с помощью художественной выразительности.
“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде”. Роден
Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего, оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.
Ребенку необходимо иметь ясное представление о тех качествах и свойствах предметов, которые ему следует передать в рисунке. Образовывать представления надо путем восприятия предмета, т. е. через непосредственное чувственное познание. Процесс рисования включает припоминание зрительно воспринятого предмета, поэтому обучение детей изобразительной деятельности невозможно без целенаправленного совершенствования зрительного восприятия и формирования зрительных образов у детей.
Особенно важное значение при обучении рисованию приобретает работа по формированию специальных приемов при обследовании предмета, изучении его качеств и свойств. Восприятие окружающего мира для его реального отображения требует целенаправленности и осознанности. Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.
Анализируя детские рисунки по представлению и с натуры, можно заметить, что последние информативно точнее и конкретнее передают основные признаки предметов. Это подчеркивает значение наблюдений за предметами в обогащении представлений о предметном мире и развитии способов зрительной ориентации у детей с нарушением зрения. Таким образом, коррекционное значение занятий по рисованию становится весьма очевидным и значимым.
На занятиях по рисованию решается ряд весьма важных коррекционных задач:
коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, уточнения образа предмета; усиление и активизация восприятия при анализе объекта; конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения; преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др. Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры), в процессе которой осуществляются обогащение и коррекция чувственного опыта, уточнение образов предметов окружающего мира.
Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: "каракули", "головоноги", "прозрачность".
Их фантазия удивительна схожа. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово. Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения".
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.
Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Поэтому нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Начиная с раннего возраста, нужно побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
К нетрадиционным методам рисования можно отнести:
1. Пальцевая живопись.
2. Печатка.
3. Монотипия. (оттиск)
4. Набрызг.
5. Скомканный лист.
6. Рисование на мокрой бумаге.
7. Волшебная нить.
8. Трафарет.
9. Рисование свечёй.
10. Объёмная аппликация.
11. Точечный рисунок.
12. Кляксография.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на уроках по изодеятельности, но и на других уроках и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности, развивается воображение, эмоциональное восприятия, формируются нравственные представления и образы изображаемых предметов или явлений.
Оказывается, рисование влияет в первую очередь не на развитие воображения, а на улучшение координации движений! Оно объединяет в себе процессы работы мозга, зрения и рук. А еще ученые-физиологи выявили влияние цвета на настроение: оранжевый вселяет оптимизм, а зеленый успокаивает. Установлено, что рисование, так же как и каллиграфическое письмо, снимает напряжение и снимает частоту сердечного ритма. Кроме того, посредством рисунка ребенок может рассказать о своих страхах, о которых ему порой так трудно поведать словами. Рисунок – невербальный язык, на котором ребенок рассказывает о себе окружающим.
Рисование помогает развивать воображение, которое возникает на стыке других психических процессов (внимания, памяти и мышления), и обрабатывает то, что мы познали с помощью органов чувств и запомнили. В результате рождаются образы, которые художник может склеивать и расчленять, уменьшать и увеличивать. Развитие воображения – процесс двусторонний: с одной стороны, надо получить зрительные и чувственные впечатления, с другой – суметь их выразить.
ДОКЛАД
К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ
ТЕМА: «Коррекция нарушения развития личностной сферы ребенка с помощью художественной выразительности».
Подготовила:
Кавкаева А.Н.
2011-2012 уч. г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?
Консультация для родителей....
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?
Консультация для родителей....
Коррекция компетенций эмоционально-личностной сферы
Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не ...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
В работе рассматривается состояние проблемы изучения роли семьи в коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи и исследование роли семьи в коррекции нарушений эмоц...
Диагностика интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением эмоционально-личностной сферы
Карта дефектологического обследования детей с нарушением эмоционально - волевой сферы...
В данной работе представлен материал к программе психологической коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами кейс - технологии на тему: «Волшебный чемоданчик». Автор О.А. Сатылбаева г. Стрежевой Томская
В данном приложении к моей программе систематезирован материал по кейсам, применяемым в дошкольном образовании. Педагоги могут воспользоваться им при применении данной технологии на своих занятиях....