Коррекция компетенций эмоционально-личностной сферы
рабочая программа по психологии (7 класс)

Малкова Наталья Валерьевна

Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выготский Л.С.). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.

У подростков с нарушением слуха отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и  истощаемостью, может серьезно  тормозить  их  обучение  и  развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их состояниями. Подростки с нарушением слуха могут допускать срывы в своём поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на  коррекцию компетенций эмоционально-личностной сферы «Когда знаешь, как себя вести»

Педагог-психолог:

Малкова Н.В.

2020-2021 г.

Пояснительная записка.

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие,  имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с нарушением слуха – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.  

Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выготский Л.С.). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.

У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, у детей с нарушением слуха,  возможны более серьезные нарушения, отклонения.

У подростков с нарушением слуха отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и  истощаемостью, может серьезно  тормозить  их  обучение  и  развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их состояниями. Подростки с нарушением слуха могут допускать срывы в своём поведении.

Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений в поведении у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений - повышенная сексуальность, нарушения половой самоидентификации. Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.

Однако анализ нарушений у подростков с нарушением слуха подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.

Программа  коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

 Программа  направлена на обеспечение  коррекции  нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы  подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 12-16 лет.

Адресат программы – обучающаяся 7 А класса.
         Психокоррекционный процесс рассчитан на 19 занятий.  Продолжительность одного занятия - 40 минут. Частота занятий - 1 раз в 2 недели.

Цель программы: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач.

Задачи:

  • Мотивация на формирование первичных навыков самоанализа.
  • Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.
  • Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.
  • Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
  • Мотивировать на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.
  • Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
  • Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.

Приёмы и формы работы:

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

- ритуал приветствия,

- разминку,

- основное содержание,

- рефлексию по поводу данного занятия,

- ритуал прощания.

В ходе работы используются:

- игровые методы,

- метод обсуждения,

- ролевые игры,

- арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание),

- сказкотерапия,

- психогимнастика.

После каждой игры проводится обсуждение. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.

Все занятия имеют одни и те же цели:

познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;

регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;

коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.

Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.

Перечень средств, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Неаппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

  • Функционально-ориентированные пособия.
  • Арсенал для техники АРТ-терапии (сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, кисти, баночки для воды, восковые карандаши, пластилин).
  • Таблицы и рисунки, раздаточный материал на каждого ученика – наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. д.;
  • Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами).
  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, и т.д.

Ожидаемые результаты:

Педагогическим результатом деятельности по данной программе является:

  • становление и развитие личности обучающейся как субъекта психической активности, способной брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;
  • умение адаптироваться в сложных современных условиях;
  • повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  • развитие эмпатии как чувства сопереживания к другому человеку;
  • уменьшение негативных эмоциональных проявлений (негативизм, немотивированное упрямство, склонность к агрессивным проявлениям в межличностном взаимодействии с одноклассниками, замкнутость, апатичность); 
  • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях;
  • формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию;
  • формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.




ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

РАЗДЕЛ I. Личностное самоопределение.

1

Первичная диагностика

1

2

Представление о самом себе

1

3

Познание своего Я

1

4

Формирование адекватной самооценки

1

5

Расширение круга близких людей

1

6

Активное слушание

1

7

Как вести переговоры

1

8

Мои права и права других людей

1

РАЗДЕЛ II. Учимся жить в современном мире.

1

Эмоции и чувства. Функции чувства

1

2

Работа с обидами

1

3

Преодоление трудных ситуаций

1

4

Межличностные стрессы

1

5

Мои проблемы

1

6

Агрессивное (конфликтное) поведение

1

7

Эффективные способы общения 1

1

8

Умение принимать критику

1

9

Звездная карта моей жизни

1

10

Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре»

1

11

Вторичная диагностика

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Формируемые представления

Обеспечение занятия

Диагностика коммуникативных умений и навыков

Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко

Представления о самом себе

Знакомство с чертами личности, возможность распознавать личностные качества

Листы бумаги, карандаши, правила поведения на тренинге

Познание своего Я

Принимать самого себя, адекватно осознавать достоинства и недостатки как свои, так и чужие

Листы цветной бумаги, карандаши, ножницы, релаксационная музыка, магнитофон

Формирование адекватной самооценки

Личностная рефлексия, создание внутренних критериев самооценки

Листы бумаги, цветные и простые карандаши, карточки с предложениями

Расширение круга близких людей

Роль общения в жизни, необходимость совершенствования навыков общения

Конверт с призом, карточки с ситуациями для ролевой игры

Активное слушание

Умение слушать другого человека

Повязки для глаз, слова печатные «переговоры», «компромисс», карточки с ситуацией для ролевого моделирования.

Как вести переговоры

Конкретные навыки общения

Карточки с ситуациями, релаксационная музыка, магнитофон

Мои права и права других людей

Принципы взаимодействия, подразумевающие учет мнения других людей

Презентация, компьютер, магнитофон, музыка релаксационная, листы бумаги, цветные карандаши, краски.

Эмоции и чувства. Функции чувств

Эмоциональная сфера личности

Бланки с таблицей и ситуациями, музыка, магнитофон.

Работа с обидами

Навык уверенного поведения, умение справляться с обидой

Листы бумаги. Карандаши.

Преодоление трудных ситуаций

Навыки преодоления стресса

Карточки с ситуациями, листы бумаги, карандаши, бланки с иррациональными мыслями.

Межличностные стрессы

Навыки преодоления межличностного стресса

Презентация « Проявления стресса», музыка релаксационная, магнитофон.

Мои проблемы

Осознание своих проблем и поиск их решения

Листы бумаги, карандаши.

Агрессивное (конфликтное) поведение

Приемы регулирования эмоционального состояния

Мягкая игрушка, анкета «Мое поведение»

Эффективные способы общения I

Способы невербального общения

Повязки на глаза, стулья по числу участников.

Эффективные способы общения II

Базовые коммуникативные умения, способы самоанализа и самокоррекции

Повязки на глаза, листы бумаги, карандаши; несколько игрушек, сделанных из разных материалов

Я тебя понимаю

Самоанализ, навыки коммуникативного общения

Пустая рамка от картины, релаксационная музыка, магнитофон

Звездная карта моей жизни

Анализ и определение психологических характеристик ( своих и окружающих)

Лист ватмана, краски, карандаши.

Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре»

Согласованность действий с партнерами, адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций

Чистые листы бумаги, ручки, карандаши, музыка, магнитофон

Диагностика коммуникативных умений и навыков

Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко


Используемая литература

1. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями «Умникам и умницам». Курс РПС (1,2,3,4 классы класс

2. Холодова О.А., Е.А. Моренко «Умникам и умницам»

3. Е.В. Соколова  «Наблюдаем и сравниваем» Академия развития

4. Л.В. Мщенкова «25 развивающих занятий » Академия развития

5.Экспериментальная программа. Сборник№5 /  Г.М. Касымова – А,2002

6. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004

7. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003

8. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004

9. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

10. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Эмоционально-личностная сфера лиц юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье приведены краткие статистические сведения о проблеме инвалидности в аспекте нарушений опорно-двигательного аппарата на данный момент, а также обзор литературных источников, посвященных пробле...

Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  о...

«Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей»

laquo;Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей»...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...

Индивидуальная психолого-педагогическая программа, направленная на коррекцию компетенций эмоционально-волевой сферы

Индивидуальная программа психологического сопровождения младшего школникаснарушением слуха с ТМНР...

"Жизненные навыки" Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций

Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоциональн...