Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.
статья по теме
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_-_psikhologa.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог — психолог ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»
Яранцева А. В.
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.
В современном мире одним из важнейших компонентов образовательной среды для детей-инвалидов выступает система дистанционного обучения. В последние годы она приобретает все большую популярность.
Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование, так как такие дети требуют некоторой специфики при обучении.
Дистанционное образование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) получить полноценное образование и в дальнейшем успешно адаптироваться в жизни.
Из — за ограничений в общении с окружающими детей — инвалидов наблюдаются проблемы, связанные с нарушением межличностного взаимодействия, которые приводят к замкнутости, избеганию общения, дети замыкаются «в четырех стенах».
Эти проблемы в сочетании с заниженной самооценкой, состоянием здоровья могут привести к формированию комплекса неполноценности. В решении этих проблем детям — инвалидам помогают педагоги — психологи. В Центре дистанционного обучения (далее ЦДО) основными направлениями деятельности психолога является развитие эмоционально — волевой сферы и межличностного взаимодействия.
Эмоциональная сфера одна из составляющих благополучного развития личности. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Дети у которых часто плохое настроение, снижен интерес к окружающему миру, будут в меньшей степени, чем их жизнерадостные сверстники, склонны к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Исходя из этого, психолог огромное внимание уделять именно этому компоненту.
В своей работе я учитываю все индивидуальные особенности детей и с их учетом выделяю основные направления работы, к которым можно отнести: развитие самостоятельности и формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, снятие нервно — психического напряжения и развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения. На начальном этапе проводится качественное обследование каждого ребенка, в последствии на каждого составляются индивидуальные программы развития. Вся работа организовывается в двух формах: очной и дистанционной.
Несомненно, занятия с психологом лучше проводить в очной форме, но это не всегда удобно и целесообразно. При непосредственном взаимодействии ребенок лучше усваивает материал и легче развивать его эмоциональность. Но так как наши ученики часто болеют, или по каким - то другим причинам не могут посещать школу, на помощь приходит именно дистанционная форма обучения. В своей работе с детьми - инвалидами по развитию эмоционально - волевой сферы я использую программы: Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников», Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я».
В результативности работы психолога очень важную роль играет помощь и заинтересованность родителей, они выступают связующим звеном между педагогом и ребенком.
При работе с родителями в ЦДО используются следующие виды взаимодействия: тренинги, консультации, беседы. Наибольшей популярностью у родителей пользуются следующие проблемы: «Я это сделаю — как приучить ребенка к самостоятельности», «Невроз, что делать». Одной из самых продуктивных форм моей работы является круглый стол, где совместно с родителями решаются насущные проблемы. В 2012 — 2013 учебный год были проведены круглые столы по следующим темам: «Проявление родительской любви в общении с ребенком», «Стили семейного воспитания. Правила общения с ребенком». На мой взгляд, именно от стиля семейного воспитания, зависит дальнейшее развитие личности ребенка.
Следующим направлением деятельности является взаимодействие с педагогами в ЦДО. По запросам педагогов регулярно проводятся беседы, консультации, тренинги, круглые столы. С особым интересом со стороны педагогов были проведены консультации по темам: «Подходы к формированию адекватной самооценки», «Замкнутый ребенок — как ему помочь?», «Профилактика эмоционального выгорания учителей».
Исходя из выше сказанного важно отметить, что практическое внедрение дистанционного образования даёт возможность организовать полноценный учебный процесс для детей с проблемами здоровья. Психолог в этой системе помогает детям социально реабилитироваться, развить навыки межличностного взаимодействия и повысить самооценку детей.
Список литературы:
- Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
- Воронкова, В. В. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование / В. В. Воронкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. - № 3.
- Зеньковский Л. П. Психология детства. – М.: ЭКСМО, 2006.
- Никольская, И. А. Роль дистанционного образования в преодолении барьеров в обучении детей с особыми потребностями: [компьютеризация образования] / И. А. Никольская // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. - № 1. – С.
- Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя/А.В.Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОВЗ...
Публичное выступление "Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников"
Доклад на районном семинаре«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»в МКОУ Козловская ООШдошкольная ступень образования1 октября 2015 года."Развитие...
Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, о...
Коррекционная программа по развитию эмоционально-личностной сферы «Сказки из жизни» для подростков 5-7 классов
Коррекционная программа «Сказки из жизни» по развитию эмоционально-личностной сферы подростков предназначена для обучающихся 5-7 классов...
«Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей»
laquo;Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей»...
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии как средство развития эмоционально-волевой сферы ребенка"
В данном мастер-классе представлены практические игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников....