"Системно-деятельный подход в обучении"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Системно - деятельностный подход в обучении
Б. Шоу « Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования.
Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
Поэтому перед нами ставятся задачи:
- научить получать знания (учить учиться)
- научить работать и зарабатывать (учение для труда)
- научить жить (учение для бытия)
- научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Преподавание курса ОБЖ, в силу его непосредственной связи с явлениями природы, жизнедеятельностью человека, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода. Курс этого предмета включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения ставить и решать задачи, исследовать проблемные ситуации, анализировать и сравнивать, используя знания различных предметов во взаимосвязи. Для вовлечения в процесс познания этого предмета активно используются знания учащихся полученные на других предметах.
Таким образом учителями должна формироваться комплексная наполняемость материала урока. Конечно же это непросто, потому что при подготовке к уроку мы должны:
- в полной мере, в полном объеме владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо по этой теме урока;
- хорошо знать материал того учебного предмета, на темы которого мы опираемся или с которым происходит непосредственная интеграция;
- видеть единую картину мира, единое пространство
Подготовить материал к уроку, видеть взаимосвязи с другими предметами, их изучаемый материал -это только одна сторона медали использования системно -деятельностного подхода. Ни для кого не секрет, что практически любого ученика необходимо постоянно мотивировать на изучение предметов.
Мотивация учащихся осуществляется через подборку интересных фактов к учебному материалу, через яркую демонстрацию, поставленный опыт, через организацию учебно -познавательной деятельности. Если у детей не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, уточнить или поспорить, то это значит, что урок был полезным, но оставил их равнодушным.
Конечно сложно каждый урок сделать эмоциональным, зрелищным, но создать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, ситуацию успешности -это под силу учителю сделать на каждом уроке. На уроках не нужно навязывать ребенку одно единственное решение той или иной ситуации, задачи, а лучше дать ему самому попробовать найти решение, находясь не над «ним», а «рядом с ним».
Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках используются разнообразные виды деятельности:
- исследовательский;
- проектный;
- игровой;
- проблемно-поисковый;
- метод коллективного решения проблем;
- методы управляемого открытия,
широко используются активные и интерактивные методы.
Для достижения этой цели учителя используют различные типы уроков:
- Урок «открытия» нового знания,
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- Урок рефлексии,
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
- Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
- Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует нас, учителей, на такую организацию учебного процесса, в котором основная роль отводится самостоятельной деятельности школьников.
Учащимся представляется незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. При этом специально планируются коммуникативные задачи урока.
Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От нас, учителей, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы ребенок смог решить ее, совершив для себя открытие. При этом мы должны оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать даже минимальные успехи. И что особенно существенно принимать и поощрять, выражаемую учеником, собственную мысль, позицию, иное мнение и обучать корректным формам их выражения.
Демократический стиль и доброжелательный тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Рефлексия -один из важнейших компонентов урока. Она способствует формированию и развитию критического мышления у школьников. Учащиеся побуждаются к обдумыванию и оцениванию своих действий, достижений, определяют уровень эмоционального комфорта урока.
Формы рефлексии:
- это могут быть вопросы, помогающие оценить эмоциональное состояние учащегося, состояние мотива учения и деятельности (как учащегося так и своей)
- оценочные высказывания,
- рефлексивная мишень (фронтальная и индивидуальная);
- тестовые задания;
- «продолжи предложение»
- и другие.
Здесь организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цели и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Синквейн «Системно-деятельностный подход»
Деятельностный подход,
интригующий, трудоемкий.
Озадачить, взаимодействовать, воплощать.
Изменяет мое отношение к ученикам.
Сотрудничество.
И в заключении хотелось бы сказать учиться учителю необходимо в течение всей жизни и применять тот подход в обучении, который является способным развить ученика, обеспечив его различными универсальными умениями, чтобы знания и умения учащегося позволили совершить ему успешное вхождение во взрослый мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образовани...
Доклад на тему: "Реализация системно-деятельного подхода в обучении французскому языку"
Реализация системно-деятельного подхода в обучении французскому языку...
Интегрированный урок по системно-деятельному подходу в обучении русскому языку "Наклонения глагола"( 6 класс)
Интегрированный урок по системно-деятельному подходу в обучении русскому языку "Наклонения глагола"( 6 класс)...
"Системно-деятельный подход в обучении"
О качестве образования...
Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии
Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географииИнструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии...
Системно-деятельностый подход в обучении математике
Системно-деятельностный подход - это способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются активными участниками учебного процесса, а не пассивными приемниками инфо...
«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление
Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...