Системно-деятельностый подход в обучении математике
статья по теме

Ирина Викторовна Алтухова

Системно-деятельностный подход - это способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются активными участниками учебного процесса, а не пассивными приемниками информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении математике

Мастер  – это особенно сведущий или искусный в своем деле. 

В.И. Даль

Слайд 2

Учитель – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Цели работы учителя определяются обществом, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности школьников в рамках действующего образовательного стандарта.

Слайд 3

Традиционный взгляд на образование предполагает, что основная задача школы - дать хорошие прочные знания.

Современный подход ориентирован на развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, вместо передачи суммы знаний.

В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

Слайд 4

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году. Соединились две системы обучения: системный подход который разрабатывали Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, и деятельностный подход, который был всегда системным, его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

Системно-деятельностный подход - это способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются активными участниками учебного процесса, а не пассивными приемниками информации. Такой подход был предложен еще в 19 веке американским ученым Д. Дьюи.

Слайд 5

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.

Слайд 6

Реализация технологии системно-деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности 

2) Принцип непрерывности 

3) Принцип целостности 

4) Принцип минимакса 

5) Принцип психологической комфортности

6) Принцип вариативности 

7) Принцип творчества 

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). 

Технология системно-деятельностного метода обучения

Слайд 7

По мнению А. Дистервега, системно-деятельностный метод обучения является универсальным: «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Слайд 8

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Основной результат – это развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Слайд 9

Достижение результатов предполагает использование современных образовательных технологий, которые включают в себя:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • коллективный способ обучения;
  • поисково-исследовательские методы обучения.

Слайд 10

1. Технология личностно-ориентированного обучения

Данная технология обучения математике обусловлена следующими целями:

  • заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  • развивать творческий потенциал учащихся;
  • развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка;
  • помочь школьникам познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

При использовании личностно-ориентированного обучения рекомендуется:

  • подбирать учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал появление содержания личного опыта учащихся, включая опыт предшествующего обучения;
  • активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая возможность самообразования, саморазвития и самовыражения;
  • предоставить учащимся право самостоятельно выбирать и использовать наиболее приемлемые и значимые способы проработки учебного материала;
  • обеспечивать разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  • использовать различные формы коррекции, индивидуальной работы на уроке для обеспечения более точной оценки учения, как субъективной деятельности учащихся.

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности школьника в процессе обучения является:

I - создание на уроке ситуации выбора,

II - создание ситуации успеха.

Технология личностно-ориентированного обучения побуждает не только к передаче определенной суммы знаний от учителя к учащемуся, но и развивает школьника как активную личность, способную добывать и применять знания в нестандартных ситуациях. В то же время и учитель, постоянно находясь в поиске эффективных форм и методов обучения, ориентированных на результат, совершенствуется в своем педагогическом мастерстве.

Слайд 11

2. Коллективный способ обучения

Коллективным способом обучения является такая организация урока, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Особенности методики КСО:

  • коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;
  • коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;
  • коллективные способы обучения создают условия психологического комфорта;
  • коллективные способы обучения приветствуют воспитательное взаимовлияние учеников: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;
  • коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

  • наличие сменных пар учащихся;
  • взаимообучение;
  • взаимоконтроль;
  • взаимоуправление.

Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях.

В процессе обучения математике целесообразно применять методику «взаимообмен заданиями». Цель данной методики отработать практические умения и навыки на типовых заданиях. Суть методики заключается в том, что включаясь в активную работу в течение урока, каждый ученик выполняет всю предусмотренную работу с различными партнерами.

Еще одним видом организации КСО является работа в парах (группах) сменного состава. Класс разбивается на группы или пары. Каждому ученику дается такая карточка с заданием, с которым он может справиться. Выполнив задание, учащийся рассказывает решение каждому члену группы. Работа по вопросникам в парах сменного состава может активно способствовать повторению.

Слайд 12

3. Поисково-исследовательская технология

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главная цель такого обучения - формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры.

Задачи поисково-исследовательской работы:        

  • создание устойчивой мотивации к учению;        
  • развитие у школьников механизма самообразования;        
  • развитие самоорганизации.        

Исследовательская работа с учащимися способствует:

  • развитию творческих способностей учащихся;        
  • формированию исследовательской компетенции;
  • воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося;
  • развитию предпрофессиональных навыков.

Инструментом к формированию мышления учащихся служат исследовательские задачи - задачи «на сообразительность», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи.

Ценность поисково-исследовательского метода заключается в том, что учитель подводит учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствует формированию у школьников таких качеств, как: вдумчивость,        терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность.

Слайд 13

Таким образом, применение системно-деятельностного подхода позволяет учителю органично включать в урок разнообразные формы: работа учащихся в группах; работа в парах; фронтальная беседа диспут; самостоятельная работа; лабораторная работа; решение практических и расчетных задач.

Технология системно-деятельностного подхода оптимально сочетается с информационными коммуникационными технологиями, на уроках можно использовать компьютерные программы и учебные электронные пособия.

Деятельностный подход повышает эффективность образования, придает результатам образования социально и личностно значимый характер, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области.

Системно-деятельностный подход не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно он является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком.

Именно в действии порождается знание. Слайд 14


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход в обучении математике

Слайд 2

Мастер – это особенно сведущий или искусный в своем деле. В.И. Даль

Слайд 3

Современный подход Основная задача школы – дать хорошие прочные знания Ориентация на развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, вместо передачи суммы знаний Традиционный взгляд

Слайд 4

Системный подход Деятельностный подход Б.Г. Ананьев Б.Ф. Ломов Л.С. Выготский Л.В. Занков А.Р. Лурия Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов

Слайд 5

Основные задачи образования сегодня: сформировать у учащегося умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.

Слайд 6

Система дидактических принципов 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества

Слайд 7

Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося. А. Дистервег

Слайд 8

Структура уроков введения нового знания 1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Слайд 9

Современные образовательные технологии: Личностно-ориентированное обучение Коллективный способ обучения Поисково-исследовательские методы обучения

Слайд 10

Личностно-ориентированное обучение Основа: Создание ситуации успеха Основные принципы: - заинтересовать каждого учащегося и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; - развить творческий потенциал учащихся; - развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка; - помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Слайд 11

Коллективные способы обучения Основа: Обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Положительные особенности: - участвуют все учащиеся; - каждый является то учеником, то «учителем», он то говорит, то слушает; - изучаемый вопрос ученик излагает нескольким одноклассникам, работая с каждым в отдельности, что необходимо для полного и прочного овладения изучаемым материалом.

Слайд 12

Поисково-исследовательский метод Исследовательская работа с учащимися способствует: - развитию творческих способностей учащихся; - формированию исследовательской компетенции; - воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося; - развитию предпрофессиональных навыков. Основа: Поиск ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Слайд 13

Системно- деятельностный подход Работа учащихся в группах Работа в парах Фронтальная беседа, диспут Самостоятельная работа Лабораторная работа Решение практических и расчетных задач

Слайд 14

Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле. Сенека



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации урока

в рамках системно-деятельностного подхода

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

а) восприятие информации;

б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

в) запоминание (создание образа);

г) самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально–ценностная оценка – я считаю так то…. (формирование мировоззрения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Ревнякова Татьяна Сергеевна учитель математики МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко, кто просто плавно вместе со всем классом пер...

Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"

Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6562397","attributes":{"alt":"","class":"media-image...

«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление

Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...

Интеллектуальные игры как деятельностный подход в обучении математике. Выступление на городском семинаре учителей математики.

В содержании дано значение и место интеллектуальных игр в обучении и воспитании учащихся, о возможности этих игр при подготовке к ЕГЭ, приведена технология  математической  игры "Домино"....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике

Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...