РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_sistemnostatya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Л.В.Голованева, учитель математики высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования РФ, муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Елизово, Камчатский край
Нет ничего нового под Солнцем,
но есть кое-что старое, чего мы не знаем.
Лоренс Питер, американский педагог
В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Одной из основных особенностей современного процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, организационных форм, технологий для развития личности. Личностно-ориентированное образование отличается от других существующих моделей и педагогических систем, в первую очередь, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль, а наоборот, учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка.
Результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, то есть иметь не только предметный формат, но и характер универсальных (метапредметных) умений. Характерной особенностью развивающей обучающей технологии обучения является то, что учебный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащегося. Таким образом, на первый план выходят задачи, требующие решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов и надпредметных компетенций.
В основу технологии развивающего обучения могут быть положены теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, теория проблемного обучения М.И.Махмутова, И.Я.Лернера и др.
Проблемное обучение — это такая организация урока, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик». Поэтому требования, предъявляемые к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы. Возникают вопросы:
Какой должна быть структура урока?
Как его подготовить?
Как добиться того, чтобы учащиеся включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет?
Поэтому необходимо создание учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и, научиться ими пользоваться. Постепенно становятся аксиомой слова Г.А. Цукерман: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Предлагаются наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации:
- подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
- задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
- формулирование темы урока в виде вопроса.
Один из методов проблемного обучения – проблемное изложение. Условия реализации проблемного изложения хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Учащимся чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить на вопрос и т. п., а потом проверить или уточнить ответ.
Проблемное обучение связано с выполнением учащимися осознанных учебных действий с учебным материалом. Н.Ф. Талызина пишет: «Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». Наиболее эффективный путь формирования требуемых умений достигается в том случае, если обучение идёт не по пути накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.
Усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Проблемный урок – новое или хорошо забытое старое?
Мы, учителя, широко применяем проблемные вопросы и ситуации для активизации мышления учащихся, но построить целый урок, и не один, а в системе, удается не всегда. Учащиеся сами на уроке должны захотеть открыть «закон Ньютона», а учитель должен создать такие условия, при которых учащиеся захотят сделать это сами. Мотивировать учащихся может далеко не каждый учитель, и далеко не всегда. Мешает авторитаризм и установка «делай как Я!». Если учитель всегда говорит и объясняет всё сам, не привлекая к поиску знаний учащихся, ему будет невозможно создать условия и «смотивировать» на деятельность учащихся.
Используя основные принципы проблемного обучения, многими была опробована и внедрена в свою практику проведения урока базовая модель формирования у учащихся критического мышления.
В уроке выделяют следующие стадии:
I. Вызов:
1) собственно вызов
2) актуализация знаний
II. Осмысление:
1) постановка учебной задачи
2) открытие нового знания
3) составление алгоритма
4) первичное закрепление
III. Рефлексия:
1) самостоятельная работа – самоконтроль
2) собственно рефлексия
Данная модель проведения урока имеет ряд позитивных моментов:
- реализация всех дидактических принципов РО.
- использование многих современных технологий, в т.ч. ИКТ.
- использование различных способов деятельности
- составление алгоритма действий
- использование различных оценочных шкал
- зрелищность формы проведения урока
Проблемное обучение позволяет учителю органично включать в урок разнообразные формы, такие как работа учащихся в группах, работа в парах, фронтальная беседа, самостоятельная работа, решение практических и прикладных задач. Использование в образовательном процессе прикладных задач реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Прикладные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.
Проблемное обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, ставит приоритетной поисковую учебно-познавательную деятельность учащихся, т.е. открытие под руководством учителя способов приложения знаний к практике.
Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности на уроке - работа по микрогруппам в коллективе. Каждая группа получает свою часть нового материала. Изучает его и предъявляет на всеобщее обсуждение.
Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Роль и позиция учителя на таком уроке - организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, незаметно направляет, радуется успехам и находкам учащихся. Но вместе с тем, учитель обобщает сказанное учащимися и, если надо, помогает им сделать выводы.
Современный урок отличается организацией учебной, образовательной деятельности учащихся. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных учебных действий учащихся через технологию проблемного обучения
Выступление на Городских методических чтениях....
Технология проблемного обучения как способ формирования универсальных учебных действий
Над этой темой я работала на курсах повышени квалификации. Затем я поделилась своиминароаботками с коллегами на заседании кафедры иностранных языков....
Методические приемы и педагогические технологии, связанные с формированием у учащихся критического мышления
Обобщение опыта...
Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"
Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....
Презентация "Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку"
Презентация к выступлению на методическом объединении учителей русского языкаи литературы....
Развитие универсальных учебных действий школьников через технологию проблемного обучения на уроках географии
За последние годы четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского образования. Стратегия модернизации образования в Российской федерации предполагает, что...
Формирование литературоведческой компетенции учащихся через технологию проблемного обучения
Тема по самообразованию...