Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии
опыты и эксперименты (география) по теме

Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географииИнструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии

Современное образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества.

       Одна из задач образования, которая является доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал. А это немыслимо без самопознания, которому способствуют внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самокритике.

Для этого ему необходимо выстроить следующую «образовательную траекторию:

1.Ввовлечь учащегося в процесс решения проблем, используя при этом основные научные методы

2.Поделиться с учащимися информацией, благодаря которой возникнет мотивация к творческой деятельности, ведь при педагогическом подходе «сверху вниз» редко возникает желание учиться;

3.Развивать умения и навыки работы в коллективе, которые помогут решать проблемы и выходить из конфликтных ситуаций, проявляя при этом терпимость и уважение к интересам своих соучеников;

Важный элемент проектирования урока - определение содержания, объема учебного материала. Объем и содержание урока нужно определять не по параграфам или разделам учебника, учебного пособия, а по понятиям, законам и закономерностям, явлениям, практическим действиям и др., которые на нем должны быть усвоены, в соответствии с государственным стандартом, учебной программой предмета, конкретными требованиями производства.

     Для глубокой проработки на уроках  педагоги отбирают только базисный, основной учебный материал, отражающий сущность изучаемого предмета, темы. Усвоение остального материала (особенно на более поздних этапах учебного процесса) обычно переносится на самостоятельную работу учащихся с учебником, учебными пособиями, другими источниками. Это обеспечивает, учитывая ограниченное время урока, понимание, осмысление, закрепление, запоминание основных положений изучаемого материала, приобретение учащимися умения оперировать полученными знаниями.

 Таких основных положений, выносимых для усвоения на уроке, должно быть обычно немного (не более 3-4) - в противном случае целенаправленное внимание учащихся рассеивается и они не могут усвоить материал урока в целом.

«Проектируя» урок, готовясь к его проведению, преподавателю очень важно «смоделировать себя», т. е. суметь увидеть самого себя «со стороны», мысленно оценить свои действия, свое состояние. При этом методы и методические приемы, намечаемые для проведения урока, должны соответствовать опыту педагога, его возможностям, вписываться в его «педагогический почерк», педагогический стиль. Не менее важно при проектировании урока представлять систему и последовательность не только своих действий, но и действий учащихся. Это трудно, но необходимо, чтобы успешно руководить процессом обучения и развития учащихся. Такое мысленное воссоздание хотя бы в общих чертах содержания учебной деятельности учащихся можно назвать педагогическим предвидением, педагогическим воображением. Достигается это, конечно, не сразу, приходит с опытом и требует умелого «педагогического самовоспитания».

Особого внимания и педагогического мастерства преподавателя требует подготовка к уроку, на котором предполагается применение «активных» форм и методов обучения. Планируя использование этих педагогических средств, надо быть уверенным, что применение их успешно, эффективно, эффектно, что «активные» методы действительно будут стимулировать активность учащихся, «захватят» их. При неумелом использовании «активных» форм и методов ведения учебного процесса, при отсутствии атмосферы поиска, творчества все усилия и старания педагога могут оказаться напрасными, более того, дадут отрицательный результат.

Структуру, содержание, технологию проектирования урока можно представить в виде определенного «алгоритма» подготовки к уроку, выработанного на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта:

  • внимательно изучить раздел учебной программы предмета, который предстоит изучить на уроке, выделяя при этом основные, узловые, базовые вопросы содержания его;
  • проанализировать итоги, результаты предыдущих уроков по теме, представить мысленно коллектив группы, конкретных учащихся, уровень их реальной подготовленности к усвоению материала урока;
  • сформулировать образовательную цель урока, продумать воспитательную и развивающую цели его, пути достижения этих конечных результатов;
  • четко определить содержание материала урока, лично изучить или просмотреть фактический материал, намеченный на урок;
  • решить все задачи, которые будут предлагаться учащимся, практические работы, которыми будет сопровождаться объяснение и закрепление материала урока;
  • на основе педагогического замысла определить организацию урока, основные его структурные элементы;

Современная  дидактическая структура урока состоит из четырех этапов:

1.Актуализация  опорных знаний и способов действий, стимулирование познавательной активности учащихся. В процессе актуализации возможно создать проблемную ситуацию и сформулировать  учебную проблему (цель урока)

«Карта – «язык» географии». Урок географии в 6 классе.

 Загадка: Ее с собой берет геолог,

Турист, водитель, археолог.

Тема урока ( учащиеся формулируют сами)

Действительно, карта может рассказать о многом. Перед вами физическая карта мира. О чём мы можем узнать, глядя на неё?

Великий географ 20 столетия Н.Н. Баранский назвал карту – альфой и омегой географии. В чем смысл этого выражения мы с вами попытаемся ответить после изучения нового материала.

А  сейчас   отправляемся в «Картографию»  страну изучения карт Земли

Вопрос: как вы думаете, что появилось раньше: карта или письменность?

Урок в 7 класса «Южная Америка»

Объясните, с чем у вас ассоциируется Южная Америка.  Что вы представляете в первую очередь, когда кто – то произносит «Южная Америка»

Видеоряд (слайд – шоу)  цель: создать краткое общее представление о материке.

Опережающее задание «Рекорды Южной Америки» ( учащимися формулируется цель темы, урока)

Повторение плана характеристики географического положения материка

Организация практической работы по характеристике  физико – географического положения материка

Урок в 8 классе «Природно-ресурсный потенциал России»

•Вы хотели бы гордиться нашей страной?

•Чем должна обладать страна, какой она должна быть, чтобы вы ею гордились?

•Благодаря чему наша страна может стать такой, чтобы вы ею гордились?

( формулируется цель урока , дается определение «природные ресурсы»)

Работа с понятием по тексту учебника, структурирование и систематизация.

Можно ли восстановить ресурсы? Все ресурсы восстановимы? Какие ресурсы можно восстановить?

2.Формирование новых понятий и способов действий. Именно на этапе усвоения используются основные приемы мыслительной деятельности учащихся и развиваются универсальные учебные действия: вычленение, сравнение, выявление противоречий, постановка вопросов, выдвижение гипотез.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций).

Применяю такие приемы, как: «свернуть» информацию, данную в виде текста в таблицу, схему.

Составить краткий опорный  конспект по тексту, теме урока. Проанализировать и сделать вывод.

Часто использую прием на составление рекламного проспекта страны или географического объекта и защита этой работы ( особенно в 7 классе при изучении отдельных стран и в 11 классе при характеристике регионов)

Урок 6 класс «Погода и климат»

Где говорится о погоде, где о  климате? Обоснуйте свой ответ.

 «Такого ветра просто не запомню. У нас на укреплениях треск стоит.  

Воображаю, в море  что творится, Какие брусья могут устоять,

Когда валы величиною с гору!»

        (Шекспир В.)

Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями  на потопленные луга.

С улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.

(А.С. Пушкин)

Снег падает, мелькает, вьется, ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает

(С.Есенин)

- Скажите, можно ли предсказать погоду, если нет научных знаний?

- Да, можно, по местным признакам, приметам.

Действительно, древние люди так и делали, они наблюдали за погодой, за поведением растении и животных и делали выводы. Посмотрите на карточку и попробуйте определить, где говорится о предстоящей хорошей погоде, а где - о плохой?        

Урок в 8 классе «Природные зоны»

Каждая группа ученых исследует свою природную зону, и в виде схемы (кластера) представляет отчет об итогах исследования. Класс делю на  группы.  Идет работа с планом изучения природных зон. Используя  текст учебника, карты атласов, научный текст, план, группы составляют уже подробный кластер по заданной природной зоне На данном уроке – это различный раздаточный материал  с планом изучения природной зоны, научный текст. Используется компьютерные презентации, фотографии.

«Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра» применяю такую таблицу:

Арктические пустыни

Линии сравнения

Тундра

Географическое положение

Внешний облик зоны

Климатические условия

Почвы и их свойства

Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны

Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны

Возможность использования природной зоны человеком

Проблемы и охрана природной зоны

          Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы.

При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.

Так, при изучении темы «Металлургический комплекс» объясняю, что это «грязная отрасль». После изучения темы предлагаю составить проблемную ситуацию, используя следующий текст : «Важное направление развития чёрной металлургии – строительство автоматизированных мини-заводов. Они работают на металлоломе, экологически относительно чисты, быстро реагируют на изменения спроса». В этом тексте ученики должны увидеть фразу, которая противоречит имеющимся у них знаниям, и составить проблемную ситуацию примерно следующего содержания:

«Известно, что металлургические предприятия являются сильными загрязнителями окружающей среды. Предприятия чёрной металлургии выбрасывают в атмосферу до 15 % вредных веществ, а цветной – до 22%. Почему часть предприятий данного комплекса считают экологически чистыми. На производстве чего они специализируются?»

3. Применение знаний, формирование умений и  навыков .За усвоением должна идти самостоятельная переработка информации, в результате формируются умения применять   усвоенные способы действий. Для этого необходимо предлагать обучающимся задания на применение знаний в ситуации неопределенности

8 класс «Природно-ресурсный потенциал России»

Самостоятельная творческая деятельность разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны:

•Как вы думаете, есть ли необходимость в охране природных ресурсов при таком их количестве в нашей стране?

•Зачем и от чего их нужно охранять?

•Что необходимо сделать, чтобы обеспечить сохранность природных ресурсов в нашей стране?

•Как этого можно добиться? Разработайте план мероприятий или собственную стратегию, которая обеспечит сохранность  природных ресурсов.

Прием «Да-нет»

Загадываю  какого-либо путешественника или объект, а ученики должны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача ученика состоит в том, чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов. Если использовать этот прием на уроке для проверки знаний, то вводится следующий принцип выставления оценки: угадавший с 4 вопросов получает «5», с 5 - 6 вопросов – «4», с 10 вопросов – «3». Здесь задача ученика сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта, то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать.

4.Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия  помогает учащимся сформулировать получаемый результаты, осознать свою индивидульность, предопределить цели дальнейшей работы.

Основные приемы: групповая дискуссия, синквейн, составление кластера.

СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому – либо поводу.

Правила написания синквейна:

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4.Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

1.Загадочная, южная

2.Удивляет, покрывается, отличается

3.Поражает красотой, противоречивостью

4.Антарктида

1.  Россия

2. Могучая, великая, святая  

3. Развивается, преображается, живет

4. Земля, на которой я живу

5. Отечество

Задание на  развитие образного мышления, памяти. Определить страну по описанию.

                      11 класс. Обобщающий урок «Страны Европы»

  1. Австрия 2) Швейцария 3) Бельгия 4) Испания 5) Исландия 6) Греция 7) Швеция 8) ФРГ

( на доске названия, либо контуры стран)

- Эта горная страна не имеет выхода к морю. Специализируется на производстве оптического оборудования, часов. Особую роль в экономике играют банковские услуги.

- Страна является членом Большой Семерки стран Запада. Её столица, расположенная согласно легенде на семи холмах - музей под открытым небом. В ТСХ можно выделить промышленно развитый Север и отсталый аграрный Юг.

- Внутриконтинентальная страна. Государственный язык - немецкий. Столице этого государства, расположенной на крупной судоходной реке, И. Штраус посвятил один из известных своих вальсов.

-Полуостровная страна, конституционная монархия. Специализируется на легкой и пищевой промышленности, важнейшей статьей экспорта является туризм. В столице этого государства находится один из крупнейших музеев мира-Прадо.

- Это королевство с федеративным устройством. В её энергетике важнейшее значение имеют АЭС. Специализируется на выпуске продукции машиностроения, выплавке цветных металлов(меди) и огранке алмазов.

- Островная страна, являющаяся членом НАТО, но не входящая в ЕС. Специализируется на выпуске энергоемкой продукции. Страна «льда и огня». Основа энергетики - альтернативные источники энергии.

- Полуостровная страна, конституционная монархия. Отрасли специализации: машиностроение(автомобилестроение), лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Экспортер высококачественной железной руды.

-Страна-лидер в регионе. Специализируется на производстве автомобилей, станков, бытовой техники. Очень хорошо развита химическая промышленность. Символом страны являются Бранденбургские ворота, находящиеся в её столице.

"Рефлексивный экран"

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Вывод. Рациональное сочетание форм и методов обучения способствует повышению эффективности процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в обучении географии. Автор Кремза И.М.

Метапредметность – это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный ха...

Учимся играя. Интегрированный подход в обучении географии.Сказки на уроках географии.

Творческие разработки к интегрированным урокам география - литература....

Интегрированный урок по системно-деятельному подходу в обучении русскому языку "Наклонения глагола"( 6 класс)

Интегрированный урок по системно-деятельному подходу в обучении русскому языку "Наклонения глагола"( 6 класс)...

Системно-деятельностный подход в обучении географии: как организовать деятельность учащихся на уроке

Из опыта проведения уроков географии: как эффективно организовать деятельность учащихся на разных этапах урока, чтобы заинтересовать учащихся и сделать их соратниками в освоении знаний и способов дейс...

«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление

Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...

Доклад "Технологическая карта как современный инструмент проектирования урока по ФГОС"

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируем...

Педагогическая мастерская «Блочно-модульный конструктор как инструмент проектирования урока»

Актуальность: предлагаемый в мастер-классе блочно-модульный конструктор (далее – БМК) является универсальным инструментом, направленным на вариативное проектирование педагогической деятельности....