Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции
материал на тему
Предварительный просмотр:
Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции.
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская, экспериментальная деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- Обобщение собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио».
Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.
Задачи портфолио:
Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио - предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;
Основание для отнесения педагогического работника к той или иной педагогической квалификационной категории.
Основание для назначения стимулирующих выплат
Основание для назначения денежного вознаграждения
Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, руководитель образовательного учреждения.
- Структура портфолио.
Раздел 1. «Общие сведения об учителе».
В этом разделе фиксируются:
- фамилия, имя, отчество, год рождения;
- образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- дипломы различных конкурсов;
- другие документы по усмотрению аттестуемого.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. "Результаты педагогической деятельности"
В этот раздел помещаются:
- материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
- контрольных срезов знаний;
- участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах;
- результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- наличия медалистов;
- поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Раздел 3. "Научно-методическая деятельность"
В этот раздел входят:
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
- методические технологии обучения детей с проблемами развития;
- материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
- отчетные материалы по:
- участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- участию в методических и предметных неделях;
- организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
- проведению научных исследований;
- разработке авторских программ;
- написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
- подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»
В этот раздел входят:
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
- программы кружков и факультативов;
- другие документы.
Раздел 5. "Учебно-материальная база"
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
- наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
- наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
- аудио и видеопособия;
- наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- измерители качества обученности учащихся;
- другие документы по желанию учителя.
Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.
6. Выполнение функции классного руговодителя.
- Диагностика сформированности и развития коллектива класса. Определение уровня воспитанности.
- Работа с родителями ( тематика родительских собраний, подборка советов) для родителей)
- Достижения классного коллектива
- Личный план профессионального самообразования
- Отзыв педагогического коллектива о работе учителя
8.Рефлексивный блок.
1. Подготовка портфолио
При подготовке портфолио практикующий учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:
- цели и задачи своего профессионального роста,
- умения, которые ему необходимо приобрести,
- тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.
Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами:
- профессиональными стандартами преподавания предмета
- успеваемостью учеников
- стратегическим планом школы
3. Оценка портфолио
При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели:
- Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно
- Достижения учащихся – как правило
- Общие результаты школы при аттестации – возможно
Профессиональные достижения учителя, вновь приобретённые умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников.
В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста:
- педагогическая концепция;
- награды и сертификаты;
- тренинги и курсы;
- публикации;
- авторские либо коллективные программы;
- проекты и исследования;
- планы уроков;
- примеры заданий;
- достижения учеников;
- отзывы и оценки учеников, коллег, администрации
Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция.
Критерии оценки составляющих портфолио учителя:
- позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
- позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам;
- позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
- использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
- участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
4. Представление информации в портфолио
Для того чтобы всё разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объёмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя:
- Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога;
- Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников;
- Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания;
- Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.
Примерный перечень документов для включения в портфолио:
- Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).
- Авторская концепция усовершенствования государственной программы.
- Авторская дидактическая система.
- Концептуальная модель воспитательного пространства класса.
- Программа экспериментальной работы.
- План реализации эксперимента (по годам или этапам).
- Краткое описание используемых методов исследования.
- Методические разработки тем.
- Планы уроков (выборочно)
- Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности используемых методов
- Тематика творческих работ для выбора учащихся
- Тематика проектов
- Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские)
- Инновационные проекты (с указанием соавторов)
- Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся
- Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся
- Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы
- Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов
- Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету
- Творческие отчёты. Доклады. Статьи
- Рекомендации учащимся и родителям
- Анкеты и их анализ
- Аннотированный список прочитанной литературы
- План самообразования
- Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов экспериментальной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...
ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования
Структура программыПрограмма методической работы состоит из 4 разделов.В 1 разделе: Организация работы МО - определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные напр...
Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности
Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с...
Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития.
В статье ставится цель посмотреть на портфолио педагога с точки зрения образовательной технологии, в рамках формирующего оценивания. Что же считают учителя своими основными профессиональными достижени...
Презентация "Через самообразование педагога к повышению его профессиональной компетенции"
Презентация знакомит с этапами работы над темой по самообразованию, даются практические советы по формулированию темы по самообразованию и т.д....
Методические рекомендации по разработке индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов-воспитателей.
Цель рекомендаций – выявить особенности разработки индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это характер...