Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности
статья на тему
Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_pedagoga_kak_sredstvo_povysheniya_professionalnoy_kompetentsii.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетентности.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Не случайно приоритетной становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Гарантом достижения поставленной цели является свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог. Именно поэтому проблема становления и развития профессиональной компетенции является общественно-государственной проблемой, решению которой уделяется особое внимание.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование учителя.
Развитие профессиональной компетентности – это также формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
• самоанализ и осознание необходимости повышения
профессиональной компетентности;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
• самопроявление, самоанализ, самокорректировка.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах.
- Исследовательская, экспериментальная деятельность.
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях.
- Обобщение собственного педагогического опыта.
- Использование ИКТ.
Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций, хорошей мотивационной основой деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности является «Портфолио».
Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных источников, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, включающее в себя спектр документов, формирующих представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.
Иначе говоря, портфолио есть отражение профессиональной деятельности. Портфолио даёт объективную информацию о профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности. В процессе формирования портфолио происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития.
Таким образом, портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки педагогической деятельности учителя, один из современных методов его профессионального развития. Портфолио позволяет педагогу более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предметов преподавания, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную траекторию, становится доказательством роста его профессионального уровня.
Оно предназначено для
- систематизации накопленного опыта,
- определения направления развития педагога,
- объективной оценки его профессионального уровня.
Следовательно, цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя, а также мотивация учителя на профессиональное развитие и повышение профессиональной компетентности.
Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио служит для решения следующих педагогических задач:
- поддерживать и стимулировать педагогическую мотивацию учителя;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
- формировать умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой учителю для:
-заполнения оценочного листа для получения стимулирующих выплат;
-прохождения аттестации (портфолио - предмет экспертизы при аттестации педагогического работника);
-представления к государственным наградам;
-представления к различным видам поощрения по итогам учебного года;
-при переходе в иное образовательное учреждение оно может выполнять функции рекомендаций (рекомендательного письма) или сопровождающих материалов.
ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО:
Накопительная | Модельная |
• достижения учителя (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.); • набор рабочих материалов (конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.) | • отражает динамику развития учителя; • показывает результаты самообразования; • демонстрирует стиль преподавания; • позволяет проводить рефлексию; помогает спланировать деятельность |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Для учителя - | Для администрации |
• повышение профессионального мастерства (качество); • реальное представление о результатах деятельности и резервах; • основание для аттестации; • основа для участия в кон курсных и грантовых про- граммах;
| • лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ; • расширение методического диапазона ОУ; • основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения; • мониторинг эффективности работы учителя; • объективность системы оценивания успешности учителя; интеграция количественной и качественной оценок |
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ над портфолио:
- Непрерывность самомониторинга
- Последовательность
- Достоверность
- Объективность
- Актуальность
- Логичность и лаконичность всех материалов и пояснений к ним
- Аккуратность и эстетичность оформления
- Наглядность результатов работы
- Технологичность
- Творчество (оригинальность)
ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
- Бумажно-папочный вариант.
- Электронное портфолио
Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:
- современность;
- оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения);
- функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, любопытствующих), т.е. фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять
- эффективность (повышение самооценки учителя и позитивное влияние как на администрацию школы, так и на учащихся).
Подготовка портфолио
При подготовке портфолио практикующий учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:
- цели и задачи своего профессионального роста,
- умения, которые ему необходимо приобрести,
- тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.
- Структура портфолио в соответствии с «Положением о Портфолио»:
Титульный лист.
Оглавление (содержание) портфолио.
Пояснительная записка или введение.
Раздел I. Общие сведения о педагоге.
Раздел II. Результаты педагогической деятельности.
Раздел III. Научно-методическая деятельность педагога.
Раздел IV. Внеурочная деятельность по предмету.
Раздел V. Учебно-материальная база.
Раздел VI. Выполнение функций классного руководителя.
Раздел VII. Публикации, отзывы.
Титульный лист
По желанию педагога на титульном листе может быть размещена его фотография, девиз, кредо, высказывание и т.п.
Возможна ориентация титульного листа как по вертикали, так и по горизонтали.
Также на титульном листе может размещаться гриф подтверждения достоверности представленных в портфолио сведений с подписью руководителя образовательного учреждения, закрепленной печатью учреждения.
Оглавление (содержание)
указываются разделы и подразделы
с нумерацией страниц
Пояснительная записка
(или введение)
приводится краткая характеристика всех материалов, которые вошли в портфолио;
необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого;
важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к квалификационной категории;
следует указать период, который охватывает портфолио.
Раздел 1. Общие сведения об учителе.
В этом разделе фиксируются:
- фамилия, имя, отчество, год рождения;
- образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
- квалификационная категория;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- общие сведения о педагогической деятельности
К разделу могут прилагаться:
- копии документов о базовом профессиональном образовании;
- копии аттестационного листов;
- копии документов о присуждении ученой степени и присвоении ученого звания;
- копии наградных документов;
- другие документы по усмотрению учителя.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
В этот раздел помещаются материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету.
Рекомендуется представить информацию в динамике последних
3-5 лет в виде графиков, гистограмм или таблиц. Могут быть представлены
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника на основании:
- тестов;
- контрольных срезов знаний;
- результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
В качестве показателей могут быть избраны: уровень обученности, средний балл, рейтинг обучающихся и др. Информация может быть представлена в сопоставлении со среднеобластными, среднерайонными (среднегородскими) показателями и т.д.
К разделу могут прилагаться:
- копии документов по итогам внутришкольного, внешнего контроля, мониторинга;
- информационно-аналитические материалы;
- рейтинги обучающихся и др.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел входят:
- работа по теме самообразования;
- работа в составе проблемных групп;
- сведения о профессиональной переподготовке;
- СВЕДЕНИЯ О «ПРОДУКТАХ» АВТОРСКОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГА (авторские концепции, проекты, модели, целевые и образовательные программы, научно-методические разработки, дидактические материалы, средства педагогической диагностики и др.)
- сведения об участии педагога в инновационной деятельности,
пилотных и социальных проектах, работе на опорных площадках
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
- сведения об участии в профессиональных конкурсах, грантах;
- сведения об участии в организации и проведении методических и научно-методических мероприятий (участие в организации и проведении авторских школ, мастер-классов, конференций, педчтений, «круглых столов», семинаров и др.) ;
- сведения об участии в экспертной, аналитической деятельности
(работа в составе жюри, конкурсных, квалификационных комиссий, экспертных групп, контрольно-надзорной деятельности, проведении мониторинга и др.)
- Сведения о наличии сайта, персональной страницы в сети интернет;
- материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным информационно-методическим центром, другими учреждениями;
- отчетные материалы по:
- участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- участию в методических и предметных неделях;
- проведению научных исследований;
- разработке авторских программ, элективных курсов;
- подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
- другие документы.
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития.
К разделу могут прилагаться:
- копии грамот, благодарственных писем;
- копии дипломов победителя, лауреата и/или участника профессиональных конкурсов;
- копии сертификатов об установлении статуса инновационной деятельности, копии сертификатов на авторские научно-методические разработки;
- программы научно-практических конференций, методических мероприятий, сертификаты участника;
- копии документов на получение грантов;
- копии рецензий, экспертных заключений;
- творческие работы, модели, педагогические проекты, авторские программы, технологические карты, поурочные планы уроков, разработки открытых уроков;
- документы, подтверждающие обобщение опыта (модульная анкета обобщения опыта или др.);
- записи уроков на электронных носителях; проекты с использованием ИКТ, обучающие программы, презентации к урокам мультимедийные разработки педагога;
- методические разработки, дидактические материалы, копии публикаций, докладов, творческих отчетов;
- программы преподаваемого курса, кружков, факультативов, элективных курсов;
- контрольные измерительные материалы, тесты, анкеты;
- программы итоговых и промежуточных аттестаций;
- программы проведения предметных недель, задания для олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов;
- сценарии внеклассных мероприятий;
- мультимедийные презентации выступлений;
- графики, рисунки, фотографии.
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету
Содержится ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ, ОЛИМПИАДАХ, КОНКУРСАХ, НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СОРЕВНОВАНИЯХ И ДР.
Рекомендуется представить описание системы внеучебной деятельности по предмету, показать ее содержание, используемые технологии; описание результативности системы внеучебной деятельности по предмету в аспектах личных достижений обучающихся.
В этот раздел входят:
- копии протоколов олимпиад, конкурсов, соревнований, программы конференций;
- копии документов победителей, призеров предметных олимпиад (конкурсов проектов и др.);
- лучшие творческие, научно-исследовательские работы, проекты, рефераты обучающихся;
- рецензии, экспертные заключения на творческие, исследовательские работы обучающихся;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
- программы кружков и факультативов.
Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
- список словарей и другой справочной литературы по предмету;
- список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
- аудио и видеопособия;
- наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- измерители качества обученности обучающихся;
- другие документы по желанию учителя.
Раздел 6. Выполнение функции классного руководителя.
- формирование и обновление базы данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга обучающихся в целом и по предметам.
- работа с родителями (тематика родительских собраний, подборка советов для родителей)
- определение уровня воспитанности детского коллектива, достижения классного коллектива
Рекомендуется представить описание системы воспитательной работы в классе, ее влияния на развитие воспитательного пространства школы; анализ результативности деятельности классного руководителя в аспектах: информация, характеризующая социализацию обучающихся, уровень коммуникативной компетентности обучающихся; участия детского коллектива в реализации социально – значимых инициатив. Показ конструктивного сотрудничества: педагогического, родительского и ученического сообщества
- Положительная динамика участия субъектов воспитательного процесса в организации и проведении воспитательных мероприятий
- Сформированность классного коллектива
- Сформированность устойчивого отрицательного отношения к различным формам асоциального поведения
Раздел 7. Публикации, отзывы
СВЕДЕНИЯ О ПУБЛИКАЦИЯХ ПЕДАГОГА
(в том числе размещенных в сети INTERNET)
- статьи, напечатанные в профессиональных периодических изданиях, сборниках и т.п.
- тезисы выступлений, доклады на профессиональных конференциях, семинарах, заседаниях методического объединения;
- отзывы коллег, администрации, возможно, родителей, учащихся (представляются в виде текстов заключений, рецензий, резюме, рекомендательных писем).
Технические требования к портфолио:
- Рекомендуемый формат листа - А4.
- В оформлении рекомендуется придерживаться строгого (академического) стиля, избегать пестрых красок; активно использовать наглядность (графики, гистограммы, рисунки).
- Достоверность всей информации, представленной в портфолио, должна быть заверена руководителем образовательного учреждения (отдельно каждый документ, либо все сведения портфолио одной подписью на титульном листе).
- В портфолио могут содержаться сведения о деятельности педагога за весь период профессиональной деятельности, однако в рамках квалификационных испытаний оцениваются достижения за период с момента последней аттестации (в пределах 5 лет). При этом положительным моментом является восходящая позитивная динамика (эволюция) профессиональных достижений за весь период профессиональной деятельности.
- Рекомендуемый объем портфолио, представляемого для защиты в рамках квалификационных испытаний, - от 30 до 60 листов.
Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что оно служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное - служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.
Критерии оценки составляющих портфолио учителя:
- позитивная динамика учебных достижений обучающихся;
- позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам;
- позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
- использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
- участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Примерный перечень документов для включения в портфолио:
- Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).
- Авторская концепция усовершенствования государственной программы.
- Авторская дидактическая система.
- Концептуальная модель воспитательного пространства класса.
- Программа экспериментальной работы.
- План реализации эксперимента (по годам или этапам).
- Краткое описание используемых методов исследования.
- Методические разработки тем.
- Планы уроков (выборочно)
- Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности используемых методов
- Тематика творческих работ для выбора учащихся
- Тематика проектов
- Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские)
- Инновационные проекты (с указанием соавторов)
- Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся
- Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся
- Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы
- Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов
- Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету
- Творческие отчёты. Доклады. Статьи
- Рекомендации учащимся и родителям
- Анкеты и их анализ
- Аннотированный список прочитанной литературы
- План самообразования
- Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов экспериментальной работы
Решение педсовета:
- Считать повышение профессиональной компетентности педагогических работников необходимым условием развития МБОУ ООШ №2
- Сформировать электронные портфолио до 09.01.2014г.
- Продолжить работу обучающих семинаров, мастер-классов, направленных на формирование и развитие ключевых компетенций педагогических работников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции
Доклад на методическое объединение...
Конкурс как средство повышения профессиональной компетентности учителя
Выступление на конференции...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Методическая работа в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности педагогической д...
КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников. Одной из форм повышения уровня профессионализма учителя являются конкурсы....
«Имидж современного педагога как условие повышения профессиональной компетентности учителя"
для педагогов...
Виртуальный методический кабинет как эффективное средство повышения профессиональной компетентности педагога.
Существует противоречие между достаточным техническим оснащением школ и отсутствием эффективного и оперативного взаимодействия с образовательными учреждениями района по вопросам организации методическ...
педагогическая лекция «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»
Выступление на педсовете по теме «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»...