Методические рекомендации по разработке индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов-воспитателей.
учебно-методический материал
Цель рекомендаций – выявить особенности разработки индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это характеристика, которая определяет способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных педагогических ситуациях, с использованием знаний, ценностей, профессионального и жизненного опыта. Однако высокий уровень требований ФГОС приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего объясняются наличием пробелов (дефицитов) в базовых педагогических компетенциях. Чтобы разобраться в испытываемых педагогами затруднениях и не ограничиться их простым перечислением, рекомендуется структурировать профессиональные дефициты по компонентам образовательной деятельности, опираясь на принципы системного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_obrazovat_marshrut_pedagoga.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по разработке индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов-воспитателей.
Цель рекомендаций – выявить особенности разработки индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это характеристика, которая определяет способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных педагогических ситуациях, с использованием знаний, ценностей, профессионального и жизненного опыта. Однако высокий уровень требований ФГОС приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего объясняются наличием пробелов (дефицитов) в базовых педагогических компетенциях. Чтобы разобраться в испытываемых педагогами затруднениях и не ограничиться их простым перечислением, рекомендуется структурировать профессиональные дефициты по компонентам образовательной деятельности, опираясь на принципы системного подхода.
В воспитательном процессе следует выделить ряд компонентов:
1) Целевой (дефициты: затруднения в педагогически грамотной поставке цели воспитательного воздействия; трудности в диагностируемости, конкретности, понятности, осознанности и результативности поставленных целей);
2) Содержательный (дефициты: трудности в обеспечении связи теории с практикой в применении методов и способов воспитания, раскрытии практической значимости знаний воспитательного характера, выявлении взаимосвязи и последовательности в применении того или иного воспитательного воздействия);
3) Процессуальный (дефициты: отсутствие теоретических знаний и практических умений для гармоничного сочетания инновационных и традиционных технологий воспитания);
4) Контрольно-оценочный (дефициты: отсутствие системности в диагностировании и анализе проведенных воспитательных мер, результаты контрольно-оценочной деятельности не дают целостного представления о достижении планируемых результатов воспитания).
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что для преодоления профессиональных затруднений педагогов целесообразна реализация системы наставничества в образовательном учреждении. Наставничество – одна из наиболее эффективных форм сопровождения профессионального становления, которая способствует всестороннему повышению компетентности педагогических кадров, имеющих профессиональные дефициты.
Модель эффективного взаимодействия педагога-наставника и педагога с профессиональными дефицитами по разработке индивидуального маршрута
Педагог-наставник | Педагог | |||
Диагностико-аналитический этап | Анализ (диагностика) | Самоанализ (опросник, анкета) | ||
Планово-прогностический | Блоки выявленных затруднений | |||
Целевой | Содержательный | Процессуальный | Контрольно-оценочный | |
Деятельностный этап | Различные формы деятельности по преодолению профессиональных затруднений | |||
Оценочно-рефлексивный этап | Анализ достигнутых результатов (анализ, самоанализ воспитательного мероприятия) |
План разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута
№ | Деятельность | Способ реализации | Срок реализации | Результат |
1 | Диагностика уровня профессионального мастерства, самоанализ педагога | 1. Проведение анкеты «Профессиональные дефициты педагогов» 2. Помощь в самодиагностике затруднений педагога 3.Анализ полученных данных | 1. Данные диагностики профессиональных дефицитов 2. Результаты самодиагностики педагога 3.Профессиональные дефициты структурированы по компонентам образовательной деятельности | |
2 | Составление индивидуального образовательного маршрута на основе полученных результатов | Составление плана мероприятий по повышению уровня профессиональной компетенции | Индивидуальный маршрут повышения уровня профессиональной компетенции педагога | |
3 | Реализация индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции | Реализация различных форм педагогической активности | 1. Повышение уровня профессиональной компетенции педагога 2. Восполнение профессиональных дефицитов | |
4 | Анализ реализации индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагога | 1. Анализ урока педагога 2.Самоанализ педагогической деятельности | Рефлексивный анализ деятельности по повышению уровня профессиональной компетенции |
Индивидуальный маршрут повышения уровня
профессиональной компетенции педагога
Информация о педагоге-наставнике | |
Ф.И.О | |
Образовательная организация | |
Занимаемая должность | |
Квалификационная категория | |
Педагогический стаж |
Информация о педагоге с профессиональными дефицитами | |
Ф.И.О | |
Образовательная организация | |
Занимаемая должность | |
Образование | |
Квалификационная категория | |
Дата прохождения курсов повышения квалификации | |
Педагогический стаж | |
Блоки профессиональных затруднений педагога |
Типовой маршрут повышения уровня профессиональной компетенции педагогов
Блок затруднений | Профессиональные затруднения (дефициты) | Формы работы (Это нужно делать!) | Срок реализации |
Целевой | 1. Целеполание (выявление целей и задач педагога-воспитателя и воспитанников, их предъявление друг другу, согласование достижения) педагог осуществляет формально и лишь на последней стадии планирования 2. Цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению конкретного воспитательного мероприятия 3. Неумение проектировать личностные и социально-значимые результаты воспитательного воздействия 4. Подмена цели средствами воспитательного воздействия 5. Другое: ____________________ ______________________________ ______________________________ | Пример: 1. Посетить курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические основы деятельности педагога» | |
Содержательный | 1. Трудности в поиске ценностного смысла в воспитательном воздействии (не для сиюминутного устранения проблемы, а для жизни, решения повседневных жизненных задач) 2. Трудности в формирования устойчивых навыков в рамках содержания воспитательных моментов 3. Затруднения в прогнозировании долгосрочных результатов воспитательного воздействия 4. Материал по методической теме не систематизирован и не связан с предыдущим, и др. 5. Другое: ____________________ ______________________________ _____________________________ | ||
Процессуальный | 1. Использование только стандартных методов воспитания 2. Отсутствие знания инновационных образовательных технологий согласно ФГОС 3. Отсутствие навыков использования инновационных образовательных технологий 4. Отсутствие опыта в применении инновационных образовательных технологий 5.Другое: ____________________ ______________________________ | ||
Контрольно-оценочный | 1. Отсутствие навыков в проведении коррекционной работы с «трудными» детьми 2. Проблема в выборе и применении методик диагностирования результатов воспитательной работы 3. Неумение решать проблемные ситуации, возникающие с детьми 4. Отсутствие самооценивания собственной работы 5.Другое: ____________________ ______________________________ ______________________________ | ||
Профессиональные потребности (по результатам самодиагностики) | 1. 2. 3. 4. 5. |
Приложение 1
Анкета для педагогов «Профессиональные дефициты педагогов»
Контактный блок:
Укажите, пожалуйста, Ваши ФИО (прим. Иванов Иван Иванович)
_______________________________________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, Вашу образовательную организацию (прим. МОУ СШ №1 Центрального района): _______________________________________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, Ваш стаж педагогической работы
_______________________________________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, Вашу должность
_______________________________________________________________________________________
Укажите имеющуюся у Вас квалификационную категорию:
Высшая
Первая
СЗД
Без категории
Имеются ли у Вас профессиональные дефициты?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Другой вариант _____________
1) Целевой блок:
Проводите ли Вы работу по выявлению своих педагогических целей и целей учащихся для согласования достижений?
Да
Нет
Частично
Затрудняюсь ответить
Верно ли утверждение: «Цели моей методической темы поставлены по ФГОС, но не всегда могут служить руководством к проведению отдельных воспитательных мероприятий»?
Верно
Не верно
Затрудняюсь ответить
Умеете ли Вы проектировать личностные и социально-значимые результаты воспитания в рамках своей методической темы?
Да
Нет
Частично
Затрудняюсь ответить
Верно ли утверждение: «Зачастую я получают моральное удовлетворение не от результата воспитательного мероприятия, а от того, ЧЕМ занимались дети»?
Верно
Не верно
Затрудняюсь ответить
2) Содержательный блок
Имеются ли у Вас затруднения в поиске ценностного содержания используемого для мероприятия материала?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Верно ли утверждение: «Знания необходимы не ради их запоминания, а для использования в повседневной жизни»?
Верно
Не верно
Развернутый ответ ____________________________________________________________
Затрудняюсь ответить
Владеете ли Вы знанием и опытом в оценивании социально-значимых результатов воспитательного воздействия?
Владею и знанием, и опытом
Владею знанием, но отсутствует опыт
Имеется опыт, но присутствует потребность в более глубоком знании
Отсутствует и знание, и опыт
Затрудняюсь ответить
Верно ли утверждение: «В последнее время я стал замечать, что материал моей методической темы не систематизирован и не связан с предыдущим»?
Верно
Не верно
Затрудняюсь ответить
3) Процессуальный блок:
Верно ли утверждение: «Использование методов традиционного воспитания (объяснение, внушение и др.) способствует более качественному воспитанию, по сравнению с инновационными (проекты, кейсы, дебаты и др.)»?
Верно
Не верно
Развернутый ответ ____________________________________________________________
Затрудняюсь ответить
Знакомы ли Вы с инновационными образовательными технологиями в соответствии с ФГОС?
Да
Нет
Частично
Затрудняюсь ответить
Какими воспитательными технологиями вы владеете?
Владею в полной мере | Владею, но имеются затруднения | Не владею | |
технология развития критического мышления | |||
ИКТ-технологии | |||
АРТ-технология | |||
шоу-технологии | |||
технология КТД И. П. Иванова | |||
ситуативные технологии | |||
технология здоровьесберегающая | |||
технология создания ситуации успеха | |||
технология проектного обучения | |||
КЕЙС-технология; | |||
личностно-ориентированная технология | |||
технология деловой игры | |||
технология проведения дискуссий | |||
тьюторство – технология педагогической поддержки |
Какие воспитательные технологии Вы применяете в рамках своей методической темы?
Владею в полной мере | Владею, но имеются затруднения | Не владею | |
технология развития критического мышления | |||
ИКТ-технологии | |||
АРТ-технология | |||
шоу-технологии | |||
технология КТД И. П. Иванова | |||
ситуативные технологии | |||
технология здоровьесберегающая | |||
технология создания ситуации успеха | |||
технология проектного обучения | |||
КЕЙС-технология | |||
личностно-ориентированная технология | |||
технология деловой игры | |||
технология проведения дискуссий | |||
тьюторство – технология педагогической поддержки |
4) Оценочно-коррекционный блок.
Продолжите фразу: «Если воспитанники показывают низкий результат сформированности основных социальных компетенций»
Пересмотрю собственные критерии оценивания результатов сформированности компетенций
Постараюсь переработать методический материал повторно, с целью выявления недочетов
Ничего не буду делать
Развернутый ответ ____________________________________________________________
Верно ли утверждение: «Я считаю, что диагностика не является универсальным средством оценивания сформированности знаний и умений»?
Верно
Не верно
Развернутый ответ ____________________________________________________________
Затрудняюсь ответить
Приложение 2
Опросник «Самодиагностика затруднений в педагогической деятельности воспитателя»
№ п/п | Вид затруднения в практической деятельности учителя | Результаты диагностики | |
Испытываю затруднения | Не испытываю затруднений | ||
Затруднения в планировании работы | |||
1 | Календарно-тематическое планирование | ||
2 | Планирование воспитательных мероприятий | ||
3 | Планирование самообразования | ||
4 | Планирование личностных, социально-значимых результатов | ||
5 | Целеполагание | ||
Затруднения в деятельности | |||
1 | Знание и реализация требований ФГОС | ||
2 | Владение содержанием программ | ||
3 | Использование эффективных методик и технологий, разнообразных форм воспитательной работы | ||
4 | Обеспечение активного участия воспитанников при проведении воспитательных мероприятий | ||
5 | Формирование основных значимых компетенций в рамках содержания свей методической темы | ||
6 | Внедрение системно-деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностно-ориентированного подходов в процессе воспитания | ||
7 | Выявление типичных ошибок и затруднений в межличностной коммуникации | ||
8 | Организация занятий по методике уровневой дифференциации | ||
Затруднения в контроле деятельности | |||
1 | Навыки проведения работы с «трудными» детьми | ||
2 | Проведение мониторинга результативности по направлению методической темы | ||
3 | Самооценивание собственной работы | ||
4 | Оценивание результатов формирования социально-значимых компетенций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования
Структура программыПрограмма методической работы состоит из 4 разделов.В 1 разделе: Организация работы МО - определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные напр...
Индивидуальный план повышения уровня профессионального образования
«Люди учатся, когда они учатся» СенекаОдним из актуальных вопросов сегодняшних дней является...
Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя.
Выступление на августовской конференции по теме"Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя"...
Индивидуальный план повышения квалификации профессионального уровня
Индивидуальный план повышенияпрофессионального мастерства...
Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей
Организация мониторинга позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, обновить ее содержание. Это будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентност...