Методические рекомендации по разработке индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов-воспитателей.
учебно-методический материал
Цель рекомендаций – выявить особенности разработки индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это характеристика, которая определяет способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных педагогических ситуациях, с использованием знаний, ценностей, профессионального и жизненного опыта. Однако высокий уровень требований ФГОС приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего объясняются наличием пробелов (дефицитов) в базовых педагогических компетенциях. Чтобы разобраться в испытываемых педагогами затруднениях и не ограничиться их простым перечислением, рекомендуется структурировать профессиональные дефициты по компонентам образовательной деятельности, опираясь на принципы системного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по разработке индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов-воспитателей.
Цель рекомендаций – выявить особенности разработки индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это характеристика, которая определяет способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных педагогических ситуациях, с использованием знаний, ценностей, профессионального и жизненного опыта. Однако высокий уровень требований ФГОС приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего объясняются наличием пробелов (дефицитов) в базовых педагогических компетенциях. Чтобы разобраться в испытываемых педагогами затруднениях и не ограничиться их простым перечислением, рекомендуется структурировать профессиональные дефициты по компонентам образовательной деятельности, опираясь на принципы системного подхода.
В воспитательном процессе следует выделить ряд компонентов:
1) Целевой (дефициты: затруднения в педагогически грамотной поставке цели воспитательного воздействия; трудности в диагностируемости, конкретности, понятности, осознанности и результативности поставленных целей);
2) Содержательный (дефициты: трудности в обеспечении связи теории с практикой в применении методов и способов воспитания, раскрытии практической значимости знаний воспитательного характера, выявлении взаимосвязи и последовательности в применении того или иного воспитательного воздействия);
3) Процессуальный (дефициты: отсутствие теоретических знаний и практических умений для гармоничного сочетания инновационных и традиционных технологий воспитания);
4) Контрольно-оценочный (дефициты: отсутствие системности в диагностировании и анализе проведенных воспитательных мер, результаты контрольно-оценочной деятельности не дают целостного представления о достижении планируемых результатов воспитания).
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что для преодоления профессиональных затруднений педагогов целесообразна реализация системы наставничества в образовательном учреждении. Наставничество – одна из наиболее эффективных форм сопровождения профессионального становления, которая способствует всестороннему повышению компетентности педагогических кадров, имеющих профессиональные дефициты.
Модель эффективного взаимодействия педагога-наставника и педагога с профессиональными дефицитами по разработке индивидуального маршрута
Педагог-наставник | Педагог | |||
Диагностико-аналитический этап | Анализ (диагностика) | Самоанализ (опросник, анкета) | ||
Планово-прогностический | Блоки выявленных затруднений | |||
Целевой | Содержательный | Процессуальный | Контрольно-оценочный | |
Деятельностный этап | Различные формы деятельности по преодолению профессиональных затруднений | |||
Оценочно-рефлексивный этап | Анализ достигнутых результатов (анализ, самоанализ воспитательного мероприятия) |
План разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута
№ | Деятельность | Способ реализации | Срок реализации | Результат |
1 | Диагностика уровня профессионального мастерства, самоанализ педагога | 1. Проведение анкеты «Профессиональные дефициты педагогов» 2. Помощь в самодиагностике затруднений педагога 3.Анализ полученных данных | 1. Данные диагностики профессиональных дефицитов 2. Результаты самодиагностики педагога 3.Профессиональные дефициты структурированы по компонентам образовательной деятельности | |
2 | Составление индивидуального образовательного маршрута на основе полученных результатов | Составление плана мероприятий по повышению уровня профессиональной компетенции | Индивидуальный маршрут повышения уровня профессиональной компетенции педагога | |
3 | Реализация индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции | Реализация различных форм педагогической активности | 1. Повышение уровня профессиональной компетенции педагога 2. Восполнение профессиональных дефицитов | |
4 | Анализ реализации индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагога | 1. Анализ урока педагога 2.Самоанализ педагогической деятельности | Рефлексивный анализ деятельности по повышению уровня профессиональной компетенции |
Индивидуальный маршрут повышения уровня
профессиональной компетенции педагога
Информация о педагоге-наставнике | |
Ф.И.О | |
Образовательная организация | |
Занимаемая должность | |
Квалификационная категория | |
Педагогический стаж |
Информация о педагоге с профессиональными дефицитами | |
Ф.И.О | |
Образовательная организация | |
Занимаемая должность | |
Образование | |
Квалификационная категория | |
Дата прохождения курсов повышения квалификации | |
Педагогический стаж | |
Блоки профессиональных затруднений педагога |
Типовой маршрут повышения уровня профессиональной компетенции педагогов
Блок затруднений | Профессиональные затруднения (дефициты) | Формы работы (Это нужно делать!) | Срок реализации |
Целевой | 1. Целеполание (выявление целей и задач педагога-воспитателя и воспитанников, их предъявление друг другу, согласование достижения) педагог осуществляет формально и лишь на последней стадии планирования 2. Цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению конкретного воспитательного мероприятия 3. Неумение проектировать личностные и социально-значимые результаты воспитательного воздействия 4. Подмена цели средствами воспитательного воздействия 5. Другое: ____________________ ______________________________ ______________________________ | Пример: 1. Посетить курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические основы деятельности педагога» | |
Содержательный | 1. Трудности в поиске ценностного смысла в воспитательном воздействии (не для сиюминутного устранения проблемы, а для жизни, решения повседневных жизненных задач) 2. Трудности в формирования устойчивых навыков в рамках содержания воспитательных моментов 3. Затруднения в прогнозировании долгосрочных результатов воспитательного воздействия 4. Материал по методической теме не систематизирован и не связан с предыдущим, и др. 5. Другое: ____________________ ______________________________ _____________________________ | ||
Процессуальный | 1. Использование только стандартных методов воспитания 2. Отсутствие знания инновационных образовательных технологий согласно ФГОС 3. Отсутствие навыков использования инновационных образовательных технологий 4. Отсутствие опыта в применении инновационных образовательных технологий 5.Другое: ____________________ ______________________________ | ||
Контрольно-оценочный | 1. Отсутствие навыков в проведении коррекционной работы с «трудными» детьми 2. Проблема в выборе и применении методик диагностирования результатов воспитательной работы 3. Неумение решать проблемные ситуации, возникающие с детьми 4. Отсутствие самооценивания собственной работы 5.Другое: ____________________ ______________________________ ______________________________ | ||
Профессиональные потребности (по результатам самодиагностики) | 1. 2. 3. 4. 5. |
Приложение 1
Анкета для педагогов «Профессиональные дефициты педагогов»
Контактный блок:
Укажите, пожалуйста, Ваши ФИО (прим. Иванов Иван Иванович)
_______________________________________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, Вашу образовательную организацию (прим. МОУ СШ №1 Центрального района): _______________________________________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, Ваш стаж педагогической работы
_______________________________________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, Вашу должность
_______________________________________________________________________________________
Укажите имеющуюся у Вас квалификационную категорию:
Высшая
Первая
СЗД
Без категории
Имеются ли у Вас профессиональные дефициты?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Другой вариант _____________
1) Целевой блок:
Проводите ли Вы работу по выявлению своих педагогических целей и целей учащихся для согласования достижений?
Да
Нет
Частично
Затрудняюсь ответить
Верно ли утверждение: «Цели моей методической темы поставлены по ФГОС, но не всегда могут служить руководством к проведению отдельных воспитательных мероприятий»?
Верно
Не верно
Затрудняюсь ответить
Умеете ли Вы проектировать личностные и социально-значимые результаты воспитания в рамках своей методической темы?
Да
Нет
Частично
Затрудняюсь ответить
Верно ли утверждение: «Зачастую я получают моральное удовлетворение не от результата воспитательного мероприятия, а от того, ЧЕМ занимались дети»?
Верно
Не верно
Затрудняюсь ответить
2) Содержательный блок
Имеются ли у Вас затруднения в поиске ценностного содержания используемого для мероприятия материала?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Верно ли утверждение: «Знания необходимы не ради их запоминания, а для использования в повседневной жизни»?
Верно
Не верно
Развернутый ответ ____________________________________________________________
Затрудняюсь ответить
Владеете ли Вы знанием и опытом в оценивании социально-значимых результатов воспитательного воздействия?
Владею и знанием, и опытом
Владею знанием, но отсутствует опыт
Имеется опыт, но присутствует потребность в более глубоком знании
Отсутствует и знание, и опыт
Затрудняюсь ответить
Верно ли утверждение: «В последнее время я стал замечать, что материал моей методической темы не систематизирован и не связан с предыдущим»?
Верно
Не верно
Затрудняюсь ответить
3) Процессуальный блок:
Верно ли утверждение: «Использование методов традиционного воспитания (объяснение, внушение и др.) способствует более качественному воспитанию, по сравнению с инновационными (проекты, кейсы, дебаты и др.)»?
Верно
Не верно
Развернутый ответ ____________________________________________________________
Затрудняюсь ответить
Знакомы ли Вы с инновационными образовательными технологиями в соответствии с ФГОС?
Да
Нет
Частично
Затрудняюсь ответить
Какими воспитательными технологиями вы владеете?
Владею в полной мере | Владею, но имеются затруднения | Не владею | |
технология развития критического мышления | |||
ИКТ-технологии | |||
АРТ-технология | |||
шоу-технологии | |||
технология КТД И. П. Иванова | |||
ситуативные технологии | |||
технология здоровьесберегающая | |||
технология создания ситуации успеха | |||
технология проектного обучения | |||
КЕЙС-технология; | |||
личностно-ориентированная технология | |||
технология деловой игры | |||
технология проведения дискуссий | |||
тьюторство – технология педагогической поддержки |
Какие воспитательные технологии Вы применяете в рамках своей методической темы?
Владею в полной мере | Владею, но имеются затруднения | Не владею | |
технология развития критического мышления | |||
ИКТ-технологии | |||
АРТ-технология | |||
шоу-технологии | |||
технология КТД И. П. Иванова | |||
ситуативные технологии | |||
технология здоровьесберегающая | |||
технология создания ситуации успеха | |||
технология проектного обучения | |||
КЕЙС-технология | |||
личностно-ориентированная технология | |||
технология деловой игры | |||
технология проведения дискуссий | |||
тьюторство – технология педагогической поддержки |
4) Оценочно-коррекционный блок.
Продолжите фразу: «Если воспитанники показывают низкий результат сформированности основных социальных компетенций»
Пересмотрю собственные критерии оценивания результатов сформированности компетенций
Постараюсь переработать методический материал повторно, с целью выявления недочетов
Ничего не буду делать
Развернутый ответ ____________________________________________________________
Верно ли утверждение: «Я считаю, что диагностика не является универсальным средством оценивания сформированности знаний и умений»?
Верно
Не верно
Развернутый ответ ____________________________________________________________
Затрудняюсь ответить
Приложение 2
Опросник «Самодиагностика затруднений в педагогической деятельности воспитателя»
№ п/п | Вид затруднения в практической деятельности учителя | Результаты диагностики | |
Испытываю затруднения | Не испытываю затруднений | ||
Затруднения в планировании работы | |||
1 | Календарно-тематическое планирование | ||
2 | Планирование воспитательных мероприятий | ||
3 | Планирование самообразования | ||
4 | Планирование личностных, социально-значимых результатов | ||
5 | Целеполагание | ||
Затруднения в деятельности | |||
1 | Знание и реализация требований ФГОС | ||
2 | Владение содержанием программ | ||
3 | Использование эффективных методик и технологий, разнообразных форм воспитательной работы | ||
4 | Обеспечение активного участия воспитанников при проведении воспитательных мероприятий | ||
5 | Формирование основных значимых компетенций в рамках содержания свей методической темы | ||
6 | Внедрение системно-деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностно-ориентированного подходов в процессе воспитания | ||
7 | Выявление типичных ошибок и затруднений в межличностной коммуникации | ||
8 | Организация занятий по методике уровневой дифференциации | ||
Затруднения в контроле деятельности | |||
1 | Навыки проведения работы с «трудными» детьми | ||
2 | Проведение мониторинга результативности по направлению методической темы | ||
3 | Самооценивание собственной работы | ||
4 | Оценивание результатов формирования социально-значимых компетенций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования
Структура программыПрограмма методической работы состоит из 4 разделов.В 1 разделе: Организация работы МО - определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные напр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-486979-1447448950.jpg)
Индивидуальный план повышения уровня профессионального образования
«Люди учатся, когда они учатся» СенекаОдним из актуальных вопросов сегодняшних дней является...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-560387-1420705791.jpg)
Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя.
Выступление на августовской конференции по теме"Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/31/picture-942777-1504190362.jpg)
Индивидуальный план повышения квалификации профессионального уровня
Индивидуальный план повышенияпрофессионального мастерства...
Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей
Организация мониторинга позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, обновить ее содержание. Это будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентност...