Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития.
статья на тему
В статье ставится цель посмотреть на портфолио педагога с точки зрения образовательной технологии, в рамках формирующего оценивания. Что же считают учителя своими основными профессиональными достижениями. И можно ли использовать современный портфолио педагога как инструмент и продукт профессиональной рефлексии?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_pedagoga_kak_sredstvo_refleksii_i_samootsenki_professionalnogo_razvitiya.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область,
г. Нижневартовск
МБОУ «СШ №29»
Шайхуллина Зиля Мухарамовна
учитель химии и биологии.
Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития
Одним из средств, позволяющих отразить развитые профессиональные умения и в тоже время, служащее средством мониторинга и оценки, является портфолио.
Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.
В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:
- портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
- отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
- демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
Портфолио, как новое средство оценивания, неразрывно связан с идей обучения в течение всей жизни. Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного обучения приводит к большему использованию альтернативных методов оценивания. Одним из получивших значительное распространение в последние годы методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment)
Портфолио – это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:
- достижения учителя;
- грамоты и сертификаты;
- документы, подтверждающие повышение квалификации;
- банк текстов, публикаций;
- внеклассная работа.
Следствием использования профессионального портфолио педагога для представления его профессиональных достижений может быть появление аспекта развития, самоорганизации и самоконтроля в построении профессиональной карьеры.
Причём в в учебных портфолио рассматривается вовсе не только достижения в образовательном учреждении, но и трудовой опыт, путешествия, то есть собственно жизнь.
Существенными характеристиками портфолио планирования является то, что он обеспечивает возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации. То есть весьма существенным является именно проектный и рефлексивный аспект работы портфолио педагогического работника. При подготовке портфолио педагогический работник составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:
- Цели и задачи своего профессионального роста
- Умения (компетенции), которые ему необходимо приобрести
- Тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.
Профессиональные навыки и умения учителя оцениваются в соответствии с профессиональными стандартами. Число этих стандартов колеблется, но направленность является единой. В качестве основных стандартов можно выделить следующие:
компетентность в вопросах преподавания; компетентность в планировании и подготовке уроков; компетентность в управлении классом; использование разнообразных методов оценивания;
Рефлексивная функция портфолио. Проектный подход к собственному профессиональному развитию и формирование плана индивидуального профессионального развития опирается на чётко организованную рефлексивную работу, основанием для которой также может служить портфолио. Прежде всего, в этом случае речь идёт о само оценивании своих профессиональных достижений: оценке результатов и самого процесса управления и преподавания, оценке представленных в портфолио творческих, проектных, исследовательских и прочих работ. Существенным элементом рефлексии является также представление собственной управленческой (педагогической) концепции, эссе на управленческие и педагогические темы и составление резюме.
И, все-таки, хотелось бы верить, что портфолио осознается не только как способ зафиксировать профессиональные достижения, но и как импульс к самореализации и саморазвитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Портфолио ученика средней школы / авт.-сост. И. Г. Юдина. - Волгоград: Учитель, 2011. – 223с.
2. Зверева В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. – М.: Новая школа, 2010.
3. Коломинский Я.Л. Актуальные проблемы формирования у будущих учителей психологической готовности к педагогической деятельности // Психология: Сб. науч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции
Доклад на методическое объединение...
Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности
Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»
Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...
«Портфолио учителя как средство оценки уровня его профессиональной компетенции» (Презентация «Физкультура и мы»)
Успехи учащихся- это наглядный пример работы педагога....
«Портфолио учителя как средство оценки уровня его профессиональной компетенции» (Презентация «Физкультура и мы»)
Успехи учащихся - это наглядный пример работы педагога....
Доклад на тему: «Курсовая подготовка педагогов образовательных организаций как важная часть профессионального развития педагога»
Доклад на тему: «Курсовая подготовка педагогов образовательных организаций как важная часть профессионального развития педагога» методиста МОУ ДПО "МЦ "Раменский дом учителя"...