Развитие интеллектуального потенциала обучающихся
статья (7 класс) по теме

В работе рассказывается о приемах развития интеллектуального потенциала школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_intellektualnogo_potenciala_obuchayushchihsya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дворецкая И. В. ,

МКОУ «РП СОШ №2»

Развитие интеллектуального потенциала обучающихся

Развитие интеллектуального потенциала обучающихся- основное направление работы общеобразовательных учреждений в рамках новых образовательных стандартов. Поэтому главной задачей психологической службы является создание такой системы психолого-педагогического сопровождения, при которых дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Построение личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы, которая будет совершенствоваться на других ступенях обучения актуальная задача психолого-педагогической службы города на современном этапе. Существенно для новых стандартов, что процесс обучения и воспитания учащихся рассматривается как система условий, обеспечивающих развитие детей. У них будут формироваться не только предметные, но и так называемые надпредметные и личностные компетенции. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.

Перед психологами возникает новая задача: разработать такую систему оценки качества образования, которая отвечала бы новому стандарту. Это уже не может быть простая оценка знаний учащихся по определенным предметам. Психолог должен будет отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге — уровень их социализации. Задачи непростые, хотя и имеют свое решение. Ведь развитие личности — это процесс, связанный с формированием ответственной позиции человека по отношению к своей деятельности, к другим людям, к самому себе. Совместно с педагогом и другими взрослыми именно психолог обеспечивает контроль за развитием учащихся, дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.

Но одним из самых важных моментов является то, что психолог из второстепенного участника должен занять основную позицию при построение УВП. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. В школе должно возникнуть дифференцированное отношение к их способностям, склонностям, интересам, возможностям. Именно психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям.

И особое внимание на современном этапе в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо уделять построению индивидуальных образовательных траекторий для различных категорий обучающихся.

В результате экспериментальных исследований по проблеме: «Развитие потенциальных возможностей младших школьников на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов» выявлено, что психолого - педагогическими условиями развития потенциальных возможностей младшего школьника являются:

психолого-педагогическое сопровождение индивидуального пути развития каждого ребенка;

организация взаимодействия ученика со значимыми людьми (родителями, учителями);

создание «ситуации успеха» в учебной и вне учебной деятельности обучающихся и повышение таким образом мотивации учащихся.

Все это обеспечивает развитие потенциальных возможностей младших школьников и полноценное развитие творческих и интеллектуальных способностей младшего школьника.

В работе по формированию индивидуальных образовательных траекторий необходимо ориентироваться на следующие наиболее важные новообразования младшего школьника:

• перестройка познавательных процессов- формирование произвольности, продуктивности и устойчивости –развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);

• развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;

• усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;

• развитие саморегуляции поведения, воли;

• формирование адекватной самооценки;

• расширение сферы общения, появление в ученическом коллективе;

• развитие рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает , зачем и правильно ли делает.

Таким образом, у выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:

• достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;

• развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;

• обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития

• нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;

• наличие сформированного контроля и самоконтроля

• наличие положительной самооценки

• хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.

Особое место в психологическом портрете выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.

Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста необходимо заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно.

Вся работа педагога-психолога направлена на формирование именно такого ученика, что определяется стремлением к достижению сформированного нами “портрета выпускника начальной школы”

Формирование психологической основы ученика, направление его развития в соответствии с созданным психологическим портретом являются основными задачами психологической службы, которые реализуются во всех направлениях работы.

Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика. В связи с этим возникает необходимость расширения и внедрения различных психологических программ в рамках дополнительного образования, способствующих максимальному раскрытию личности каждого ученика, где он мог бы по-настоящему почувствовать себя успешным.

Однако это не исключает возможности психологической поддержки ребенка, которая , бузусловно, оказывалась и раньше, но в настоящее время становится ещё более востребованной.

Таким образом, психологическая составляющая несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте. Поэтому, в условиях внедрения новых образовательных стандартов необходимо решение педагогами-психологами выше поставленных задач, повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естествоведческих предметов.

Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого ...

«Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся на уроке русского языка»

Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и ...

Методическая разработка "Педагогические подходы к развитию интеллектуального потенциала школьников через освоение навыками исследовательской, проектной и иной краеведческой деятельности"

Представляемый материал может быть полезен в урочной и внеурочной деятельности учителям и педагогам гуманитарной направленности...

Система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

В статье рассматривуются психолого-педагогические аспекты формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся в средней школе....

Тема ВАР: Система работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, личностных качеств одаренных учащихся во внеурочной деятельности

Данный материал будет полезен для учителей, которые работают с талантливыми детьми и  готовы развивать среду для повышения интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качес...

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

В статье сформулированы основные принципы использования проектного обучения, даны основные формы и методы  организации работы над проектами, рекомендации по применению проектной технологии....