Методическая разработка "Педагогические подходы к развитию интеллектуального потенциала школьников через освоение навыками исследовательской, проектной и иной краеведческой деятельности"
методическая разработка по краеведению по теме
Представляемый материал может быть полезен в урочной и внеурочной деятельности учителям и педагогам гуманитарной направленности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Педагогические подходы к развитию интеллектуального потенциала школьников через освоение навыками исследовательской, проектной и иной краеведческой деятельности»
Столбова Наталья Павловна, методист краеведения, педагог дополнительного образования ДДЮТ "На Ленской" Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка представляет модель организации районной краеведческой службы и пояснения по ее применению.
Краеведческая служба ДДЮТ “На Ленской” существует с середины 1980-х годов и хорошо известна в педагогической и краеведческой среде Санкт-Петербурга. За столь длительный период она прошла долгий путь поисков и находок, позволивший обрести «свое лицо» и уверенно двигаться в выбранном направлении.
В течение последних лет ее деятельность осуществляется в соответствии с многопрофильной воспитательно-образовательной краеведческой программой «Охта: традиции и современность», ориентированной на широкую работу со школьниками района.
Работа краеведческой службы ДДЮТ «На Ленской» ориентирована и на реализацию дополнительных образовательных программ в области краеведческих исследований и экскурсоведения внутри учреждения, а также на введение краеведческого компонента в программы дополнительного образования различной направленности.
Для школьников разного возраста (5-11 классы) модель краеведческой деятельности реализуется в общекультурном, углубленном и профессионально-ориентированном уровнях. Общекультурный уровень – «Игровые программы» и программа «Мы живем на Охте», через реализацию которых происходит первое приобщение школьников к истории города и района.
Углубленным уровнем, который требует достаточно серьезной индивидуальной работы ребенка, характеризуются подпрограммы «Юный экскурсовод», «Гид-экскурсовод по Петербургу на иностранном языке», «Краевед-исследователь (первоначальные навыки)», «Святыни Петербурга», «Моя родословная», «Многонациональная Охта», «Виртуальные прогулки», «Из Москвы в Европу в поисках Петербурга», «Архитектурное наследие Охты», «Социальный проект «Охта глазами молодежи» и другие.
Профессионально-ориентированными, соотнесенными с требованиями высшей школы являются подпрограммы «Краевед-исследователь» и «Авторская экскурсия». Участие в них требует от ребят хорошей краеведческой подготовки и серьезного осмысления. Реализация этих программ создает систему подготовки, дающую универсальные знания в подготовке рефератов, исследовательских работ, экскурсий которые можно применить в последующем в гуманитарной области.
Созданная модель краеведческой работы позволяет школам, учителям, педагогам, классным руководителям и учащимся выбрать свой воспитательно-образовательный маршрут, сообразуясь с уровнем подготовки, интересами школьников, заинтересованностью школы.
Ежегодно не менее двух тысяч детей и подростков Красногвардейского района Санкт-Петербурга приобщаются к различным видам творческой и массовой краеведческой работы через участие в конкурсах, играх, конференциях и проектах. Многие из ребят являются успешными на самом высоком уровне, участвуя в районных, городских, Всероссийских и Международных краеведческих конкурсах, часто выбирая впоследствии профессию в области гуманитарного знания.
Педагогически в работе краеведческой службы ДДЮТ «На Ленской» используется системно-деятельностный подход, включающий долгосрочный проект с работой на результат и методико-педагогическим сопровождением деятельности учащихся.
Работа над проектом, которая длится в течение нескольких месяцев, позволяет получить основные результаты в контексте универсальных учебных действий, включающих самостоятельный поиск, отбор, систематизацию анализ необходимой информации, а также овладение другими полезными универсальными действиями.
Проектом в данном случае является как групповая, так и индивидуальная творческая работа, связанная с подготовкой к краеведческим играм, конкурсам, созданием тематических исследовательских работ, с последующим представлением их в конкурсах и конференциях, а также часто с их последующей реализацией не только в виде личностно-значимого результата, но и в общественно-значимой социальной сфере (привлечение общественности к проблемам историко-культурного наследия местности, проведение экскурсий, социологических опросов и пр.).
Таким образом, результатом обучения становится сформированность не только знаний, но и умений, позволяющих применять их в различных видах краеведческой деятельности на практике.
Из предложенных видов краеведческой деятельности, самой сложной является исследовательская, на которой следует остановиться подробнее.
Наиболее ответственным в создании исследовательской работы является выбор и обоснование темы, которая должна быть актуальной, соответствовать уровню подготовки, силам и индивидуальным особенностям юного исследователя. Уточнение темы происходит и в ходе работы и зависит как от способностей учащегося, так и от значимости найденного материала, так как не всегда сразу удается найти полноценный тематический материал.
Следующим, самым длительным периодом является работа с источниками информации, которая в рамках обозначенной темы часто начинается практически с «чистого» листа. Темы актуальной исследовательской работы не бывают простыми, и задача педагога состоит в том, чтобы актуализировать уже имеющийся «контекст», найти в нем «опору» для дальнейшей работы, пробудить интерес и побудить к самостоятельной работе.
Выполнение краеведческого проекта, особенно исследовательского, требует сегодня планомерного использования информационно - технических устройств (компьютера, принтера и пр.), работа ведется также через сайты архивов, сайт Российской Национальной библиотеки и других крупных библиотек города, через которые можно знакомиться с каталогами, а иногда и с конкретными архивными делами. На сайте РНБ размещен в открытом доступе и ряд справочных изданий, необходимых в краеведческой работе.
Безусловно, современное обеспечение кабинета краеведения, включающее наличие компьютеров с выходом в Internet, мультимедийной установки и других необходимых технических средств, очень способствует работе и оптимизирует ее. Именно способствует, но все же не является определяющим для настоящего увлеченного исследователя, и в этом специфика исследовательской и иной краеведческой работы, источниками которой часто являются материалы семейного архива, воспоминания блокадников и ветеранов Великой Отечественной войны, а также другие источники и обширная тематическая литература.
Успешной работе способствует также «собственная база» –краеведческие материалы разной направленности, коллекции презентаций, выпуски сборников лучших творческих работ учащихся «Из Охтинской летописи», материалы экскурсий и городских путешествий, конкурсов, методические указания и другие материалы, хранящиеся в кабинете краеведения ДДЮТ «На Ленской».
В педагогическом и методическом сопровождении краеведческой деятельности школьников, очень важным, конечно, являются профессионализм и настоящая увлеченность краеведческой работой самого педагога.
Подводя итог вышесказанному, опираясь на собственный длительный краеведческий и педагогический опыт, хочется подчеркнуть, что серьезные занятия исследовательской, проектной, экскурсионной и игровой краеведческой деятельностью способствуют овладению навыками самостоятельной творческой работы, расширению кругозора и интеллектуальных способностей учащихся, «умению учиться», дают возможность самостоятельно управлять процессом своей деятельности, оценивать ее результат, и ощущать себя успешными.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности, соединяющий в себе знания и умения, компетенции и ценности, становится бесценным достоянием учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности
В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...
«Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность».
Материал из опыта работы по проектной деятельности на уроках иобразительного искусства....
Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности
Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности...
«Развитие познавательного интереса школьников через нетрадиционные формы работы в урочной и внеурочной деятельности».
В данной статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы...
Развитие творческого потенциала школьников через участие в культурно-массовых мероприятиях и их проведении.
Статья "Развитие творческого потенциала школьников через участие в культурно-массовых мероприятиях"....
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
В статье сформулированы основные принципы использования проектного обучения, даны основные формы и методы организации работы над проектами, рекомендации по применению проектной технологии....
Раскрытие творческого и интеллектуального потенциала школьников через проектную деятельность на уроках английского языка.
Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их ...