«Развитие интеллектуального потенциала обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Магия кубика Рубика»
методическая разработка

Демидович Эльвира Андреевна

 «Развитие интеллектуального потенциала обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Магия кубика Рубика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РМО ПДО «Ключевые задачи Концепции дополнительного образования детей  на 2023-2024 учебный год», 12.12.2023

Демидович Эльвира Андреевна,

педагог дополнительного образования,

МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета

 «Развитие интеллектуального потенциала обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Магия кубика Рубика»

             «Интеллектуальное развитие –

это непрерывный процесс,

который требует любознательности

 и стремления к знаниям»

 Альберт Эйнштейн

                                                                           

Интеллектуальный потенциал – это ресурсы человека, возможно, еще не задействованные, его интеллектуальные резервы, которые он может реализовать и развить при создании определенных, значимых для него условий.

Решая задачи  Федерального проекта «Успех каждого ребенка», который направлен  на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи мною в 2023 году была написана дополнительная общеразвивающая программа «Интеллект - студия «Магия Рубика».

Новизна программы заключается в том, что она предполагает осуществление специально организованной именно  образовательной (а не развлекательно-досуговой) деятельности в разновозрастном коллективе детей. В интернете много различных видеороликов и уроков, но они демонстрируют, в большей мере, мастерство и отработанные навыки спидкуберов и не представляют из себя систему обучения. Данная же программа является обучающей и преподносит материал для детей в доступной и понятной форме.

Отличительной особенностью программы является постепенное усложнение образовательных задач. Вначале обучение происходит на самой простой модели кубика, после определенной тренировки постепенно повышается сложность и скорость сборки. Далее происходит переход к работе с более сложными алгоритмами и другими разновидностями кубика. Программа призвана обеспечить интеллектуальный рост, развитие творческого потенциала личности через научно-техническую, а также проектно-исследовательскую деятельность.

. Цель: содействие творческой и интеллектуальной самореализации личности обучающихся посредством освоения сборки механических головоломок.

Задачи:

Образовательные:

 ознакомитьс историей кубика Рубика и других головоломок;

освоить алгоритмов сборки кубика Рубика, а также решения головоломок;

сформировать навык собирать кубик на скорость.

Развивающие:

 развивать пространственное мышление и воображение;

 развивать логику и быстроту реакции;

 развивать базовое понимание алгоритмов;

 развивать зрительную память;

Воспитательные:

формировать интерес к интеллектуальным видам спорта и головоломкам;

эстетическое воспитание обучающихся: понимание красоты и изящества геометрических форм;

 создавать условия для социализации обучающихся и их профессионального самоопределения.

Адресат программы: дети 7-12 лет. В группу принимаются дети без предварительного отбора. Группы формируются на добровольной основе.

Количество обучающихся в группе 8-13 человек.

К занятиям допускаются дети с ОВЗ (слабослышащие, с заболеванием сахарным диабетом).

Срок освоения программы: Дополнительная общеразвивающая программа реализуется 2 (два) года, 72 недели, 18 месяцев.

Форма обучения: очная; в случае необходимости допускается переход обучения в онлайн-формат.

Объем программы: Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 288 часов.

Планируемые результаты 1-го года обучения

К концу первого года обучения обучающиеся

Будут знать:

  • об истории кубика Рубика и других головоломок;
  • о методах сборки кубика Рубика;
  • о спидкубинге и рубикубизме

Будут уметь:

  • стратегически мыслить;
  • решать задачи, проходя ряд этапов
  • собирать Кубик Рубика на скорость;

Планируемые результаты 2-го года обучения

К концу второго года обучения обучающиеся

Будут знать:

  • язык спидкубинга
  • об алгоритме сборки различных головоломок.
  • что такое «Паритет»

Будут уметь:

  • запоминать отдельные этапы решения задач;
  • творчески подходить к выполнению поставленных задач
  • логически мыслить

Для реализации программы используются следующие

дидактические материалы:

- словарь спидкубера;    

Перечислю основные обозначения

F - фронтальная сторона по часовой стрелке,
B - задняя (тыльная) сторона по часовой,
L - левая сторона по часовой,
R - правая сторона по часовой стрелке,
U - верхняя сторона по часовой,
D - нижняя сторона, соответственно, тоже по часовой.

F' - фронтальная сторона против часовой стрелки,
B' - задняя (тыльная) сторона против часовой,
L' - левая сторона против часовой,
R' - правая сторона против часовой стрелки,
U' - верхняя сторона против часовой,
D' - нижняя сторона, соответственно, тоже против часовой.

Цифра 2 после буквы обозначает поворот на 180°, например: F2 U2' D2 D2' и т.д.

Эти обозначения  записываются в тетрадь - схемы;  

 На схемах наглядно расписаны все формулы, которые обучающимся необходимо выучить. Ребята получают их в распечатанном виде и вклеивают в свою тетрадь, этими подсказками они пользуются, пока полностью не запомнят алгоритм, потом все воспроизводят по памяти.                                                                                                                                                  

Для того чтобы лучше понять всю сложность данного направления, я предлагаю вам познакомиться и попробовать освоить основную формулу в Кубике Рубике, которая используется и в других головоломках, это Правый Пиф – Паф

Контроль динамики освоения программы осуществляется на основе мониторинга результативности деятельности каждого обучающегося. В течение прохождения обучения все обучающиеся будут принимать участие в:

  • Микросоревнование – разновидность контрольных мероприятий в игровой форме, используемых на протяжении обучения по ДОП. Это способ организации, цель которого проверить усвоение  обучающимися отдельных знаний и умений по основным темам или разделам.
  • Соревнование – основная форма подведения итогов и получения объективной оценки достижения программных целей.

В современном мире компьютерных и цифровых технологий родители стремятся обеспечить своих детей гаджетами с малых лет. Сегодня они осваивают телефоны и планшеты раньше, чем начинают говорить. Альтернативой такого увлечения являются различные ментальные головоломки. Кубик Рубика — уникальный инструмент, который превращается не только в яркую и позитивную игрушку, но и в один из лучших тренажеров для мозга. У «магического кубика» нет минусов. Работая с этой головоломкой, ребенок учится планировать свои действия, за короткий промежуток времени принимать верные решения. Процесс сборки заставляет мозг активизировать необходимые нервные цепочки, что приводит к их развитию и усовершенствованию. Развивается мелкая моторика. В мозге происходит и планировка последовательности действий на несколько ходов вперед

Хочу отметить тот факт, что не для всех детей подходит данная программа, в силу личностных особенностей, не каждый может логически мыслить. Но обучающиеся,  которые занимаются по программе, с большим удовольствием изучают различные головоломки. Это говорит о том,  что данное направление востребовано у детей и есть необходимость продолжать развивать данное направление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуального потенциала обучающихся

В работе рассказывается о приемах развития интеллектуального потенциала школьников....

«Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся на уроке русского языка»

Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и ...

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы ...

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы.

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Направление  «Развитие творческих  способностей»...

Мониторинг ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ учащегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы

Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения  дополнительной общеразвивающей программы...

"Высокие результаты конкурсных мероприятий – как показатель качества освоения дополнительной общеразвивающей программы «Английский+»

quot;Высокие результаты конкурсных мероприятий – как показатель качества освоения дополнительной общеразвивающей программы «Английский+». Опыт участия в городском, а затем и в регио...