«Развитие интеллектуального потенциала обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Магия кубика Рубика»
методическая разработка
«Развитие интеллектуального потенциала обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Магия кубика Рубика»
Скачать:
Предварительный просмотр:
РМО ПДО «Ключевые задачи Концепции дополнительного образования детей на 2023-2024 учебный год», 12.12.2023
Демидович Эльвира Андреевна,
педагог дополнительного образования,
МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета
«Развитие интеллектуального потенциала обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Магия кубика Рубика»
«Интеллектуальное развитие –
это непрерывный процесс,
который требует любознательности
и стремления к знаниям»
Альберт Эйнштейн
Интеллектуальный потенциал – это ресурсы человека, возможно, еще не задействованные, его интеллектуальные резервы, которые он может реализовать и развить при создании определенных, значимых для него условий.
Решая задачи Федерального проекта «Успех каждого ребенка», который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи мною в 2023 году была написана дополнительная общеразвивающая программа «Интеллект - студия «Магия Рубика».
Новизна программы заключается в том, что она предполагает осуществление специально организованной именно образовательной (а не развлекательно-досуговой) деятельности в разновозрастном коллективе детей. В интернете много различных видеороликов и уроков, но они демонстрируют, в большей мере, мастерство и отработанные навыки спидкуберов и не представляют из себя систему обучения. Данная же программа является обучающей и преподносит материал для детей в доступной и понятной форме.
Отличительной особенностью программы является постепенное усложнение образовательных задач. Вначале обучение происходит на самой простой модели кубика, после определенной тренировки постепенно повышается сложность и скорость сборки. Далее происходит переход к работе с более сложными алгоритмами и другими разновидностями кубика. Программа призвана обеспечить интеллектуальный рост, развитие творческого потенциала личности через научно-техническую, а также проектно-исследовательскую деятельность.
. Цель: содействие творческой и интеллектуальной самореализации личности обучающихся посредством освоения сборки механических головоломок.
Задачи:
Образовательные:
∙ ознакомитьс историей кубика Рубика и других головоломок;
∙освоить алгоритмов сборки кубика Рубика, а также решения головоломок;
∙сформировать навык собирать кубик на скорость.
Развивающие:
∙ развивать пространственное мышление и воображение;
∙ развивать логику и быстроту реакции;
∙ развивать базовое понимание алгоритмов;
∙ развивать зрительную память;
Воспитательные:
∙формировать интерес к интеллектуальным видам спорта и головоломкам;
∙эстетическое воспитание обучающихся: понимание красоты и изящества геометрических форм;
∙ создавать условия для социализации обучающихся и их профессионального самоопределения.
Адресат программы: дети 7-12 лет. В группу принимаются дети без предварительного отбора. Группы формируются на добровольной основе.
Количество обучающихся в группе 8-13 человек.
К занятиям допускаются дети с ОВЗ (слабослышащие, с заболеванием сахарным диабетом).
Срок освоения программы: Дополнительная общеразвивающая программа реализуется 2 (два) года, 72 недели, 18 месяцев.
Форма обучения: очная; в случае необходимости допускается переход обучения в онлайн-формат.
Объем программы: Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 288 часов.
Планируемые результаты 1-го года обучения
К концу первого года обучения обучающиеся
Будут знать:
- об истории кубика Рубика и других головоломок;
- о методах сборки кубика Рубика;
- о спидкубинге и рубикубизме
Будут уметь:
- стратегически мыслить;
- решать задачи, проходя ряд этапов
- собирать Кубик Рубика на скорость;
Планируемые результаты 2-го года обучения
К концу второго года обучения обучающиеся
Будут знать:
- язык спидкубинга
- об алгоритме сборки различных головоломок.
- что такое «Паритет»
Будут уметь:
- запоминать отдельные этапы решения задач;
- творчески подходить к выполнению поставленных задач
- логически мыслить
Для реализации программы используются следующие
дидактические материалы:
- словарь спидкубера;
Перечислю основные обозначения
F - фронтальная сторона по часовой стрелке,
B - задняя (тыльная) сторона по часовой,
L - левая сторона по часовой,
R - правая сторона по часовой стрелке,
U - верхняя сторона по часовой,
D - нижняя сторона, соответственно, тоже по часовой.
F' - фронтальная сторона против часовой стрелки,
B' - задняя (тыльная) сторона против часовой,
L' - левая сторона против часовой,
R' - правая сторона против часовой стрелки,
U' - верхняя сторона против часовой,
D' - нижняя сторона, соответственно, тоже против часовой.
Цифра 2 после буквы обозначает поворот на 180°, например: F2 U2' D2 D2' и т.д.
Эти обозначения записываются в тетрадь - схемы;
На схемах наглядно расписаны все формулы, которые обучающимся необходимо выучить. Ребята получают их в распечатанном виде и вклеивают в свою тетрадь, этими подсказками они пользуются, пока полностью не запомнят алгоритм, потом все воспроизводят по памяти.
Для того чтобы лучше понять всю сложность данного направления, я предлагаю вам познакомиться и попробовать освоить основную формулу в Кубике Рубике, которая используется и в других головоломках, это Правый Пиф – Паф
Контроль динамики освоения программы осуществляется на основе мониторинга результативности деятельности каждого обучающегося. В течение прохождения обучения все обучающиеся будут принимать участие в:
- Микросоревнование – разновидность контрольных мероприятий в игровой форме, используемых на протяжении обучения по ДОП. Это способ организации, цель которого проверить усвоение обучающимися отдельных знаний и умений по основным темам или разделам.
- Соревнование – основная форма подведения итогов и получения объективной оценки достижения программных целей.
В современном мире компьютерных и цифровых технологий родители стремятся обеспечить своих детей гаджетами с малых лет. Сегодня они осваивают телефоны и планшеты раньше, чем начинают говорить. Альтернативой такого увлечения являются различные ментальные головоломки. Кубик Рубика — уникальный инструмент, который превращается не только в яркую и позитивную игрушку, но и в один из лучших тренажеров для мозга. У «магического кубика» нет минусов. Работая с этой головоломкой, ребенок учится планировать свои действия, за короткий промежуток времени принимать верные решения. Процесс сборки заставляет мозг активизировать необходимые нервные цепочки, что приводит к их развитию и усовершенствованию. Развивается мелкая моторика. В мозге происходит и планировка последовательности действий на несколько ходов вперед
Хочу отметить тот факт, что не для всех детей подходит данная программа, в силу личностных особенностей, не каждый может логически мыслить. Но обучающиеся, которые занимаются по программе, с большим удовольствием изучают различные головоломки. Это говорит о том, что данное направление востребовано у детей и есть необходимость продолжать развивать данное направление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуального потенциала обучающихся
В работе рассказывается о приемах развития интеллектуального потенциала школьников....
«Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся на уроке русского языка»
Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и ...
Мониторинг развития личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы
Диагностика обученности....
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы ...
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы.
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Направление «Развитие творческих способностей»...
Мониторинг ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ учащегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы...
"Высокие результаты конкурсных мероприятий – как показатель качества освоения дополнительной общеразвивающей программы «Английский+»
quot;Высокие результаты конкурсных мероприятий – как показатель качества освоения дополнительной общеразвивающей программы «Английский+». Опыт участия в городском, а затем и в регио...