Тема ВАР: Система работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, личностных качеств одаренных учащихся во внеурочной деятельности
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Фандеева Яна Дмитриевна

Данный материал будет полезен для учителей, которые работают с талантливыми детьми и  готовы развивать среду для повышения интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fandeeva_var.docx114.14 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный Фонд «Талант и успех»

Система работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, личностных качеств одаренных учащихся во внеурочной деятельности

Выпускная аттестационная работа слушателя

программы переподготовки педагогических

и управленческих кадров для реализации программ выявления и поддержки одаренных

 детей и молодежи «Большие вызовы»

Фандеевой Яны Дмитриевны

Научный руководитель: Еремина Ирина Вячеславовна

Сочи

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация работы

Введение………………………………………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические основы организации работы с одаренными детьми……………………….6

  1. Основные понятия по теме…………………………………………………………………………...6
  2. Диагностика и выявление одаренных детей………………………………………………………...9
  3. Формы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности ……………………………11

Глава 2. Система внеурочной деятельности в МКОУ СОШ п. Ола по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей одаренных детей во внеурочной деятельности ……………………………………………………………………………………………….13

2.1. Организация кружковой работы на примере химического кружка «Экохимус»…………………..13

2.2. Областная образовательная площадка «На встречу к открытиям» как элемент системы внеурочной деятельности…………………………………………………………………………………...18

Заключение…………………………………………………………………………………………………..22

Список используемой литературы…………………………………………………………………………23

Приложение………………………………………………………………………………………………….25

Аннотация

В дипломной работе рассматриваются феномен одаренности, особенности диагностики и выявления одаренных детей, а также формы работы во внеурочной деятельности по развитию одаренности в школе.

Автор показывает пути развития одаренных детей через предложенные мероприятия, которые позволяют добиться успеха в творческой самореализации и профориентации.

Введение

Новая политика образования России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образования и воспитания является создание образовательного процесса, направленного на гармоничное развитие личности, создание обогащённой среды для развития каждого ребёнка. Необходима перестройка системы обучения, которая позволила бы одарённому ребёнку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования, как уникальной личности. Эти тезисы, произнесённые десять лет назад, актуальны и в настоящее время, когда с новой силой выдвигается проблема одарённости, рассматриваемая с позиций процессов образования, воспитания и развития (Щербатых, 2012).

Создание творческой среды, позволяющей проявить признаки одаренности и организации деятельности детей, формирующей их жизненную позицию и ведущей к осознанию ими своего социального статуса, требует и от учащихся осмысления того, какую пользу принесут их знания, как применить умения на практике для себя и общества. Эта мысль прослеживается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Целевые установки, определенные для системы образования в соответствии с поручениями Президента РФ по итогам совместного заседания президиума Государственного совета РФ, президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию 20.04.2010, предусматривают развитие одаренности на основе непрерывной образовательной траектории для обучающихся в системе образовательных учреждений различных типов и видов, а также научно-исследовательских учреждений и организаций культуры. При этом перспективным направлением становится внеучебная деятельность с одаренными детьми в общеобразовательной школе, акцент сделан на необходимости внедрения социально-культурных практик в организацию пространства одаренного ребенка. Кроме того, внимание к данной теме подчеркивает и утверждение Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3.04.2012) (Журба, 2016).

Цель исследования: выявление одаренных детей и создание условий для оптимального развития способностей  во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность основных понятий одаренности;
  2. Изучить особенности диагностики и выявления одаренных детей;
  3. Рассмотреть формы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности;
  4. Обобщить опыт работы с одаренными детьми на примере кружка «Экохимус»;
  5. Разработать программу образовательной площадки  «На встречу к открытиям».

Гипотеза: Педагогическая деятельность по развитию одаренности учащихся будет эффективнее если:

  • Педагог изучить сущность и особенности психического развития одарённых детей;
  • Работа будет строиться на диагностической основе;
  • Будут применены различные формы и методы организации работы с одаренными детьми.

Методы исследования: изучение материала, анализ, обобщение.

Глава 1. Теоретические основы организации работы с одаренными детьми

  1. Основные понятия по теме

Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей. По мнению Б.М. Теплова, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека (Теплов, 1985).  

Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения (Лейтес, 1984; Матюшкин,1989).  

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) (Ф.Гальтон, Л.М. Термен, Д.Хебб и др.) и социокультурной среды (Б.С. Алякринский, Е.П. Ильин, Г. и Х.-Г.Мелхорн, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др.), опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования (Ведерникова А.Ю., 2018; Андреева, 2011).

Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов одаренности (Власова, 2010).

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей (Богоявленская, 2003; Панов, 2007).

Виды одарённости:

1.Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети уделяют много времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников  (Щербатых).

2.Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Ученики могут демонстрировать высокий показатель IQ по тестам, а учиться плохо. Прямая связь между готовностью к успешному обучению и показателями IQ отсутствует. По данным Е.Торренса, до 30%, отчисленных из школы, за неуспеваемость составляют одаренные дети (gifted children).

3.Творческая одаренность.

В настоящее время продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

4.Социальная одаренность.

Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Существует множество определений лидерской одаренности, тем не менее, можно выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка (http://megapredmet.ru/1-76423.html).

Для успешной работы с одарёнными детьми, следует уяснить, что представляет собой феномен ранних способностей и как с научной позиции объяснить их развитие.

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям, навыкам.

В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие или общие интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например, к тем, или иным видам искусства, к языкам, математические, технические и т.д (Кручинина В.Б., 2012).  

Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей. I категория – это дети с ранним подъёмом интеллекта, с высоким «IQ». Ко II категории относятся учащиеся с ярким проявлением способностей к отдельным школьным предметам или видам деятельности, в том числе и не школьной. III категория – это дети с потенциальными признаками одарённости, с высокой креативностью (способностью к творчеству).

 Другой специалист в области психологии интеллекта М.А. Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».

Но в педпрактике реально принято выделять обычно три категории, названные Н.С. Лейтесом, и ещё одну не отмеченную им, - это академическая одарённость, к ней обычно относят детей, хорошо обучающихся в школе.  

Для учащихся с ранним подъёмом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума порой так удивительны, что не заметить их невозможно.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью, к какой-либо области искусства, науки или техники. Такие способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки, например, художественные или музыкальные.

Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это выражается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр.

Каждый одарённый ребёнок неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одарённости существует довольно много черт, характерных для большинства одарённых детей. Причём наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда чертами довольно много таких, которые часто проявляются в поведении, в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в его познавательной деятельности.

  1. Диагностика и выявление одаренных детей

 Одним из первых российских учёных Г.И. Россолимо пытался оценить уровень одарённости, основываясь на диагностике познавательных процессов. Занимаясь ассоциативной психологией, им была создана полная система диагностики, основывающаяся на измерении 5 основных функций:

- внимание (исследовалось по устойчивости и объему);

- волю (по сопротивлению автоматизмам и внушаемости);

- восприимчивость (по степени последующего узнавания и воспроизведения);

- запоминание;

- ассоциативные процессы (Россолимо Г.И., 1910).

Разработанные диагностические задания Г.И. Россолимо легли в основу разработки многих диагностических методик.

 Многими психологами и педагогами рассматривался процесс развития способностей через призму выражения (изучения) понятий талант и гениальность, отличия которых появлялись в продуктах их деятельности. Талант определялся как группа способностей, обеспечивая тот или иной результат деятельности, и который отличается своей новизной качественным уровнем, совершенством и имеет большую общественную значимость. Под гениальностью понималось высший уровень развития человеческого таланта, позволяющие иметь видные результаты в разных сферах творчества. В советский период обучение одарённых детей сводилось к тому, что учителя пытались развивать индивидуальную одарённость в отдельных школьных дисциплинах, например, в иностранном языке, математике, изобразительном искусстве, физической культуре и т.д. Были открыты специализированные школы и классы по разным направлениям (профилям), чаще всего это были физико-математические школы. В 80-е гг. XX века в связи с изменениями в социально-экономической и общественно-политической жизни в России, а также образовательной политики возобновляются экспериментальные исследования по проблеме одарённости. Российские учёные в своих достижениях по проблеме одарённости ориентировались на западных учёных в этой области, имевших значительные достижения к тому времени, которые рассматривали эту проблему намного глубже и опирались на практику работы с одарёнными детьми (Щербатых Л.Н., 2012).

Л.С. Выготский рассматривал одарённость как генетически обусловленный компонент синтеза способностей, развивающихся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии и, тем самым, выражал общий подход к рассмотрению понятия одарённость (Выготский, 1984). Учёный предполагал, что развитие способностей у человека происходит путём освоения им культурного наследия человечества (Выготский, 1971).

Ю.Д. Бабаева писала в своих работах, что если отсутствуют общепринятые взгляды на такие понятия, как: талант, способности, одарённость, следует обращать внимание на следующие базовые положения:

- комплексный, синтетический характер понятия одарённости, анализ этого явления как совокупности взаимодействующих компонентов;

- наличие различных качественно своеобразных видов одарённости;

- возможность существования разрыва между потенциальными возможностями ребёнка и конкретным достигнутым уровнем его развития;

- роль наследственности и воспитания в развитии одарённости;

- существование временного интервала, после которого ребёнок начинает обнаруживать и проявлять свои способности;

- роль потребностно-мотивационных факторов в проявлении и развитии одарённости;

- необходимость специальных форм работы с одаренными детьми и помощи им, которые выходят за рамки традиционного обучения;

- значение профессиональной подготовки специалистов, занимающихся идентификацией одарённости (Бабаева, 1996).

Вопросы способностей и механизмов одарённости, классификаций мыслительных операций подробно рассматривал в своих исследованиях В.Д. Шадриков. В своей работе «Способности человека» В.Д. Шадриков в первый раз поставил вопрос, касающийся генезиса специальных способностей, по-другому он смотрел на проблему соотношения задатков и способностей. Несмотря на то, что эта концепция достаточно оригинальна, она взяла в себя богатство различных наработок в данной области и отражала основные тенденции, которые были характерны для конца XX века (Шадриков, 1991).

Принципы выявления одаренных детей, сформулированные отечественным ученым Д.Б. Богоявленской, среди которых основными явились: использование комплексного подхода, длительность наблюдения, привлечение опытных экспертов и специалистов высшей квалификации, опора на валидные методы психодиагностики (Богоявленская, 2002; Жакупова, 2017).

Для выявления особенностей мотивационного компонента творческой одаренности детей среднего школьного возраста, возможно использование методик: тест-анкета «Эмоциональная направленность личности» Б.И. Додонова  (1978)  и шкала Дж. Рензулли и Р. Хартмана (Туник, 2004).

  1. Формы, методы и приёмы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, малые академии наук, школьные научные общества, творческие лаборатории, конкурсы, интеллектуальный марафон, «перевернутый класс», привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся (Печенкина).

Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или конкурсе. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы (Печенкина).

Большие возможности для успешного развития одарённости учащихся имеет кейс-технология. Это новый и в то же время весьма перспективный метод преподавания. Кейс - совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - то не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. В соответствии с выбранной тематикой кейс может содержать различную информацию. Школьникам, одарённым в области химии и биологии, можно предложить кейсы по темам «Вредны ли чипсы?», «Экологические проблемы сточных вод», «Изделия из пластика загрязняют мировой океан», «Отравление альбатросов», «Курильщики и радон» и др.

В настоящее время развитие работы с одарёнными школьниками осуществляется по следующим направлениям:

1. обеспечение массовости и непрерывности участия детей в олимпиадном движении (школьные, муниципальные, региональные этапы Всероссийской олимпиады). Одарённый ученик стремится показать свои знания не только на уроке, но и на более высоком уровне. В олимпиадах изначально заложен сильнейший стимул саморазвития личности. Портал для подготовки к олимпиадам высокого уровня (http://www.rusolymp.ru/) ориентирован на прямую работу с высокомотивированными школьниками для дистанционной подготовки к олимпиадам.

2. участие школьников в различных конкурсах (турнир Ломоносова, математическая регата, международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок», Интернет-карусели, Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений, посвящённых жизни и деятельности Д.И. Менделеева, Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и др.);

3. участие в научно-практических конференциях школьников («Шаг в будущее», «Великая тайна пифагорейцев»; физическая научно-практическая конференция «Физика 21 век»);

4. участие в дистанционных проектных школах или очных сменах («Сириус», школа талантов УрФУ, школа «Суперлидер», школа юного международника, «Кванториум», «Юниквант», проектные школы НТИ);

4. участие в творческих группах при Вузах городов Москва, Санкт-Петербург (ФМЗШ); в ученических научных обществах, малой академии наук;

5. работа с Интернет-ресурсами, научно-популярной литературой по предметам (журналы «Квант», «Математика для школьников» «Физика для школьников», «Химия для школьников», «Биология для школьников», «Наука и жизнь», «Исследовательская работа школьников» и др.);

6. обучение на факультативах и авторских спецкурсах;

7. участие в школьных спартакиадах, «Президентских тестах», «Губернаторских состязаниях»;

8. участие школьников в фестивалях и конкурсах художественно-эстетической направленности различного уровня;

7. организация профильных лагерей и смен по организации творческой деятельности одарённых детей (Печенкина; Кочурова, 2010).

Глава 2. Система  внеурочной деятельности в МКОУ СОШ п. Ола по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей одаренных детей во внеурочной деятельности

2.1. Организация кружковой работы на примере химического кружка «Экохимус»

Реализация программы кружка «Экохимус» проходит на базе МКОУ СОШ п. Ола уже в течение пяти лет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, от 14 до 17 лет. Обучающиеся данного возраста способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.

Программа рассчитана на три года обучения. Количество обучающихся в кружке – 20 человек, занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятий – 40 минут. Практические занятия проходят в парах, что позволяет организовать совместную практику.

Целью кружка стало создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности, то есть создание условий для раскрытия и развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.

Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого обучающегося. Содержание образовательной программы «Экохимус» представлено в приложении (Приложение №1).

Результативность и целесообразность работы по программе «Экохимус» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале каждого года обучения проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. А в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы являются ежегодные конференции и конкурсы учебно-исследовательских работ в школе, районе, области, участие в «Фестивале исследовательских и проектных работ» на проектной неделе (таб.1).

Таблица 1. Наличие творческих, исследовательских, проектных работ обучающихся в кружке, осуществляемых под руководством педагогического работника

Год

ФИ обучающегося

Тема исследования или проекта

Форма представления

2013-2014

Дробышев Иван

Влияние автошампуня на почву и организм человека

IIРайонная научная конференция учащихся

(1 место)

Маркова Анна

Исследования пришкольной территории Ольской средней школы на загрязненность атмосферного воздуха методом лихеноиндикации

IIРайонная научная конференция учащихся

(2 место)

Лапинская Анастасия

Влияние загрязненности атмосферного воздуха на состояние снега в поселке Ола Магаданской области

IIРайонная научная конференция учащихся

(3 место)

2014-2015

Лапинская Анастасия

Исследование детских стиральных порошков и их влияния на организм ребёнка

IIIРайонная научная конференция учащихся

(3 место), II Всероссийский конкурс проектно-исслед. работ «Грани науки» (лауреат)

Дробышев Иван

Влияние предпосадочной обработки семян огурцов экстрактом ламинарии на урожайность в условиях Магаданской области

XXII Городская научная конференция учащихся

 (1 место); I Всероссийский конкурс проектно-исслед. работ «Грани науки» (лауреат)

2015-2016

Зеленков Станислав

Изготовление ручного мыла

III Районная научная конференция учащихся

Старенко Никита

Выращивание кристаллов в домашних условиях для декорирования

III Районная научная конференция учащихся

Лопатина Анастасия

Профилактика аллергических реакций у детей в п. Ола

III Районная научная конференция учащихся

 (1 место), I Областная конференция

Волкова Жанна

Определение качества мёда, полученного в экстремальных условиях Северо-Востока

III Районная научная конференция учащихся

(2 место), I Областная конференция

 (1 место)

2016-2017

Волкова Жанна

Определение загрязненности воздуха с помощью лихеноиндикации в Магаданской области

Всероссийский детский экологический форум «Живи, Земля!»

 (ВДЦ «Океан» - 3 место)

Лопатина Анастасия

Сохранение биоты Охотского моря при разработке нефтяного шельфа

Всероссийский детский экологический форум «Живи, Земля!» (ВДЦ «Океан»)

Зеленков Станислав

Плесневые грибы

IV Районная научная конференция учащихся

(1 место)

Тулинова Мирослава

Влияние портфеля на здоровье учащихся

6 «А» класса Ольской средней школы

IV Районная научная конференция учащихся

Лопатина Анастасия

Влияние предпосадочной обработки семян редиса на урожайность и лежкость корнеплода

IV Районная научная конференция учащихся,

II Областная конференция

(1 место)

Волкова Жанна

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) у подростков Ольской средней школы

IV Районная научная конференция учащихся

 (3 место), ХХIV Городская научно-практическая конференция

Лопатина Анастасия

Сохранение биоресурсов Охотского моря при разработке и добычи нефти на территории Магаданской области

Форум «Дети и экология XXI» г. Магадан (призёр)

Лопатина Анастасия

Проект: Экологически чистая овощная продукция в Магаданской области

Всероссийский детский экологический форум «Живи, Земля!» (ВДЦ «Океан»), 2 место

Лопатина Анастасия

Проект: Повышение уровня приживаемости деревьев в экстремальных условиях Северо-Востока

Всероссийский форум «Зеленая планета 2017» (победитель регионального этапа)

2017-2018

Зеленков Станислав

Определение качества копченой рыбы на территории Ольского городского округа

V Районная научная конференция учащихся (1 место), Межвузовская конференция (участник)

Лопатина Анастасия

Черенкование дикорастущих древесных растений в экстремальных условиях Магаданской области

V Районная научная конференция учащихся (2 место), ХХV Городская научно-практическая конференция (3 место)

Тулинова Мирослава

Влияние фтора на подрастающий организм

V Районная научная конференция учащихся (3 место)

Гавриленко Юлия, Петык Татьяна

Проект: Экологически чистая овощная продукция в условиях Магаданской области

Конкурс «Я – гражданин России» (2 место)

Кружок «Экохимус» является хорошей стартовой площадкой для подготовки детей к участию в предметных олимпиадах по химии и экологии различных уровней (табл. 2 и 3).

Таблица 2. Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников.

Учебный год

Тур

ФИ учащегося

Класс

Статус

2012-2013

Муниципальный

Жога Иван

10 А

Победитель по экологии

Региональный

Победитель по экологии

Муниципальный

Исакова Алла

10 А

Победитель по химии

Муниципальный

Коржавых Владислава,

Абдуллаева Амалия

11 А

11 Б

Призёр по химии

2013-2014

Муниципальный

Рыкова Алина

10 Б

Победитель по экологии

Региональный

Участник по экологии

2014-2015

Муниципальный

Степанюк Глеб

10 А

Победитель по химии

Муниципальный

Лапинская Анастасия

10 А

Призёр по химии

2015-2016

Муниципальный

Лопатина Анастасия

9 А

Победитель по химии

Региональный

Участник по химии

Муниципальный

Рябчевский Алексей

9 А

Призёр по химии

Региональный

Участник по химии

2016-2017

Муниципальный

Лопатина Анастасия

10А

Победитель по химии и биологии

Региональный

Призёр по химии и Победитель по биологии

2017-2018

Муниципальный

Лопатина Анастасия

11А

Победитель по химии

Региональный

Участник по химии

Муниципальный

Гавриленко Юлия

9 А

Победитель по экологии

Региональный

Призёр по экологии

Таблица 3. Победители и участники Всероссийских дистанционных олимпиад школьников с международным участием

Год

К-во учащихся

Организаторы

Результат

2014-2015

9

Всероссийский молодежный предметный чемпионат

Дипломы победителя 1,2, 3 степени в регионе; сертификат участника

9

Новый урок

Дипломы победителя 2 и 3 степени; сертификат участника

3

Инфоурок

Сертификат участника

2015-2016

4

Инфоурок

Дипломы участника

6

Ростконкурс

Дипломы победителя 1 и 2  степени, сертификат участника

2016-2017

3

Инфоурок

Диплом победителя 3 степени, сертификат участника

6

Ростконкурс

Сертификат участника

2017-2018

4

Инфоурок

Диплом победителя 2, 3 степени, сертификат участника

5

Ростконкурс

Диплом победителя, Сертификат участника

Активизация познавательной деятельности на уроках в кружке – это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления обучения имеет: программированное и проблемное обучение, практическая направленность обучения, игровое действие и творческий характер обучения, разнообразие коммуникаций, использование знаний и опыта обучающихся, групповая форма организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностный подход к обучению, движение и рефлексия (С.В. Логутенко).

«Детская природа требует наглядности» - это требование легко удовлетворяется использованием информационно-коммуникативных технологий. На своих уроках в кружке использую различные цифровые образовательные ресурсы. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве. Очень большие возможности открываются при использовании ИКТ при проведении лабораторных работ, так как не всегда есть возможность использовать живые объекты. При использовании интерактивной доски учащиеся более активно и внимательно могут выполнять различные действия, например, определять органоиды клетки, сопоставлять различные части растений или выстраивать структурные формулы органических веществ, определять различные виды изомерии, находить соответствия между рисунками и объектами, отвечать на тестовые задания.

С целью выяснения технологий, форм и методов обучения биологии и химии, которые позволяют ученикам лучше усвоить новый материал, закрепить его и запомнить было проведено анкетирование  среди учеников 8 и 9 классов, в котором приняло участие 149 человек. 97 % учащихся отметили, что благодаря учебным презентациям, интерактивным рисункам, видеофильмам, анимации усвоение материала происходит быстро, непринужденно, с интересом.

Учащиеся получили возможность заниматься исследовательской и проектной деятельностью с новейшим оборудованием, таким как цифровая лаборатория «Архимед», которая позволяет вести длительный эксперимент даже в отсутствие исследователя и с частотами измерений, неподвластными человеческому восприятию. Например, такие темы проектов, как  «Измерение кислотности почвы на пришкольном участке», «Количество нитратов в местной овощной продукции» и другие.

Наибольшую активность учащиеся проявляют, если на кружке используется элемент игры: «ролевая игра», «судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство, «Экспертиза»,  «Инфо-карусель» и другие.

Внедрение программы «Экохимус» в образовательный процесс обусловлено и необходимостью профориентационной работы по привлечению школьников к обучению в естественнонаучном направлении. В связи с этим, в течение последних нескольких лет я провожу анкетирование среди членов кружка об интересующих их профессиях. Анализ анкет позволяет ранжировать полученные результаты по типам специальностей.

Наиболее востребованным являются следующие профессии: медицинский работник, инженер горного производства, повар-кондитер,  учитель, эколог-лаборант и т.д.

В анкетировании (2018 год) приняли участие ученики 8 классов – 20 человек, 9 классов – 17 человек, 10 классов - 23  человека.

Большинство выпускников кружка поступают преимущественно в медицинские вузы (табл. 4).

Таблица 4. Наличие выпускников, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования по профилю преподаваемого предмета (направлению деятельности)

Год

Из них поступили в учреждения высшего профес. Образования по профилю преподаваемого предмета

(ФИ выпускника)

Наименование учебного заведения

2014

Павляк Ольга

Исакова Алла

Северо-Восточный государственный университет (биофак)

Тихоокеанский государственный медицинский университет (лечебное дело)

2015

Путилов Евгений

        

Лопатников Дмитрий

Горбунова Екатерина

Амурская государственная медицинская академия (лечебное дело)

Тихоокеанский государственный медицинский университет (лечебное дело)

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (технология производства и переработки сельхоз продукции)

2016

Лапинская Анастасия

Тихоокеанский государственный медицинский университет (лечебное дело)

2017

Волкова Жанна

Плотникова Татьяна

Дальневосточный государственный медицинский университет (лечебное дело)

Московский государственный областной университет (адаптивная реабилитация)

2018

Лопатина Анастасия

Рябчевский Алексей

Тихоокеанский государственный медицинский университет (лечебное дело)

Амурская государственная медицинская академия (лечебное дело)

2.2. Областная образовательная площадка «На пути к успеху» как элемент системы внеурочной деятельности

О проекте

Актуальность проекта

На территории Магаданской области давно стоит вопрос по развитию естественно-научного профиля учащихся, так как данное направление является приоритетным в профессиональном выборе для региона. Поэтому есть необходимость создания образовательной площадки «На пути к успеху» по естественным наукам для учащихся 8-11 классов. Данная площадка смогла бы объединить ресурсы и усилия общего, дополнительного, профессионального образования, бизнеса и обусловила решение стратегических задач  государственной политики в сферах образования, науки и инноваций, направленных на повышение прогрессивного и устойчивого развития социально-экономических систем, обеспечение конкурентоспособности подрастающего поколения.

Инновационность проекта для Магаданской области:

•        разработка и внедрение перспективного образовательного продукта, применимого в деятельности детских лабораторий, проектных мастерских по естественнонаучным дисциплинам (химия, биология, экология, геология);

•        применение индивидуальных образовательных траекторий для учащихся по интересуемым предметам;

•        построение образовательной площадки, выполняющей координационные, методические, ресурсные и сервисные функции;

•        апробация модели и технологии с использованием современных средств информатизации.

Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта:

•        Дети, молодежь;

•        Учителя школ, педагоги дополнительного образования;

•        Организации высшего образования, агропромышленный, золотодобывающий, горно-обогатительный и рыбоперерабатывающий  бизнес.

Срок реализации проекта: 3 лет.

Ожидаемые эффекты проекта

•        Повышение доступности и качества образования школьников по естественно-научному профилю в Магаданской области;

•        Стимулирование творчества детей и молодежи на основе полученных знаний;

•        Формирование интеллектуально-творческого потенциала школьников для инновационной индустрии будущего;

•        Повышение квалификации, развитие актуальных компетенций, обеспечение обмена опытом педагогов естественно-научных дисциплин;         

•        Устранение диспропорций на рынке труда (дефицит кадров геологической специальности, а также агрономической);

Показатели результативности:

•        численность школьников, принявших участие в образовательной площадке;

•        результативность участия детей в региональных, российских, международных конкурсах, соревнования по естественно-научному профилю;

•        численность, доля педагогов, принявших участие в площадке;

•        удовлетворенность заказчиков качеством оказания образовательных услуг по естественно-научному профилю;

•        количество проектов, получивших отзыв и рецензию на образовательной площадке.

Вовлеченность в программу:

  • более 150 обучающихся и 15 педагогических работников;
  • не менее 7 организаций-партнеров;
  • не менее 30 кураторов-волонтёров (экологические отряды «ЭкоГрИн» и «Добро», добровольческий отряд «Карусель»).

Стейкхолдеры:

  • Компания «Полиметалл», артель старателей «Кривбасс», а также сотрудники Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области, являются заказчиками данного проекта, с целью подготовки квалифицированных специалистов на территории области;

•        Сотрудники ФГБУН Магаданского научно-исследовательского института сельского хозяйства, способны оказать помощь в изучение основ агрономии и земледелия, а также провести тренинги;

•        Директора крестьянско-фермерских хозяйств готовы оказать помощь в прохождении практики школьникам, а также консультировать по сельскохозяйственной тематике;

•        Администрация муниципальных образований с целью повышения мотивации школьников к профессиям востребованных на территории области;  

•        Сотрудники Министерства образования и науки;

•        Сотрудники ФБГУН Института биологических проблем Севера, СВНИИ ДВО РАН и СВГУ окажут помощь в проведении лекций, семинарских занятий и лабораторных практикумов с детьми.

План мероприятий в 1 год реализации проекта:

Образовательная площадка организована на базе МКОУ СОШ п. Ола (каникулярное время).

Команды участников в количестве 3-5 человек (8-11 класс): г. Магадан, г. Сусуман, поселки: Ола, Сокол, Армань, Ягодное, Сеймчан, Омсукчан, Клёпка.  

Мероприятия

1 день

1.

Приезд и регистрация участников. Завтрак

08.00-09.00

2.

Открытие образовательной площадки

09.00-09.30

3.

Лекция по мнемотехнике Я.Д.Фандеева

09.30-11.00

4.

Мастер-класс по химии Я.Д.Фандеева

11.00-11.35

5.

Лабораторный практикум по экологии Н.И.Санникова

11.35-13.00

6.

Обед

13.00-14.00

7.

Лабораторный практикум по экологии Н.И.Санникова

14.00-15.30

8.

Встреча Ю.В. Пруссом «Геология Магаданской области» (председатель регионального отделения Российского геологического общества»)

Выставка интересных находок за полевой сезон.

15.40-17.10

9.

Проектирование Я.Д.Фандеева, С.А.Мамонов, Я.А.Стародубец

17.10-18.30

10.

Ужин

18.30-19.30

11.

Интеллектуальная игра «Квиз, плиз!» К.А.Волохов

19.30-21.00

2 день

1.

Лекция «А что такое мозг?» Я.Д.Фандеева

09.00-10.30

2.

Лабораторный практикум по химии Я.Д.Фандеева

10.30-13.00

3.

Обед

13.00-14.00

4.

Проектирование Я.Д.Фандеева, С.А.Мамонов, Я.А.Стародубец

14.00-17.00

5.

Тренинг-игра «Как стать успешным» В.Коржавых

17.00-18.30

6.

Ужин

18.30-19.30

7.

Встреча с Магаданской поэтессой Анной Лопаевой «Море, любовь, Магадан»

19.30-21.00

3 день

1.

Завтрак

08.00-09.00

2.

Мастер-класс по биологии

09.00-09.40

3.

Игра «Межпредметные рекорды»

09.40-11.00

4.

Защита проектов

11.00-13.00

5.

Обед

13.00-14.00

6.

Закрытие образовательной площадки

14.00-15.30

7.

Отъезд участников

Заключение

По результатам моей работы можно сделать следующие выводы:

  1. Внеурочная деятельность позволяет выявлять особо талантливых детей и развивать их в специализированном естественнонаучном направлении, а особенно в химии и экологии;
  2. Используя инновационные направления (личностно-ориентированные и информационно-коммуникативные технологии, метод проектов), создаются условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности.
  3. С помощью полученных знаний, умений и навыков на кружке «Экохимус» и образовательной площадке «На пути к успеху» учащиеся способны выбирать свою образовательную траекторию в профессиональном самоопределении.

Список используемой литературы

  1. Андреева Н.Ю. Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса // Новой Школе – Новые Стандарты, выпуск 3(8) • 2011. – С. 104-108.
  2. Бабаева Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков. – М., 1996.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издат. Центр «Академия», 2002. - 320 с.
  4. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2003. – 95 с.
  5. Ведерникова А.Ю. Понятия «одаренность» и «учебно-исследовательская деятельность»: их сущность и содержание // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/3(14).pdf (дата обращения: 04.08.2018).
  6. Власова, И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей [Текст] / И.В. Власова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск: ООО «Пронто», 2010. – № 2(4). – С. 99–103.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-и т. Т.4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1971. – 410 с.
  9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат. 1978. - 272 с.
  10. Жакупова Я. Т. Опыт исследования творческой одаренности детей среднего школьного возраста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, № 1 (41), 2017.
  11. Журба Н.Н. Проектирование социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми // Автореферат к.п.н. – Челябинск, 2016. – 29 с.
  12. Кочурова О.И., Синюк О.А. Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» //  Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2010. – С. 64-68.
  13. Кручинина В.Б. Организация работы с одарёнными детьми // доклад на семинаре ГМО учителей математики. – Новочеркасск, 2012. – 24 с.
  14. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н.С. Лейтес. – М.: Просвещение, 1984. – 179 с.
  15. Логутенко С.В. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии // Открытый урок «Первое сентября».
  16. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29–33.
  17. Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В.И. Панов. – Самара, 2007.
  18. Печенкина М.С. Особенности интеллектуальной одаренности учащихся и ее развитие в условиях современного образования.
  19. Россолимо Г.И. Психологические профили. Методика. – СПб. - 1910.
  20. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. [Текст] / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985.
  21. Туник Е.Е. Опросник креативности Рензулли [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2004. №4 (148). URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200400406 (дата обращения: 31.09.2016).
  22. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1991. – С. 11.
  23. Щербатых Л.Н. К проблеме детской одарённости: Российский опыт // Вектор науки ТГУ. 2012. №2(9). – 339-341 с.
  24. http://megapredmet.ru/1-76423.html


Приложение 1

Программа кружка «Экохимус» разработанная учителем биологии-химии МКОУ СОШ п. Ола Фандеевой Я.Д.

Пояснительная записка.

       Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Экохимус» рассчитана на три учебных года (204 часа по 2 раза в неделю) для учащихся 8-10 классов и направлена на углубление и расширение  химических и экологических  знаний учащихся.

Данная рабочая программа разработана на основе:

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России 01.02.2011г, регистрационный номер 19644)

•        Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»

•        Учебным планом МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола» на 2018-2019 уч.год;

Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической и химической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Цель программы - формирование базовых химических и экологических понятий, знаний и умений предметного и метапредметного характера на основе активного применения средств ИКТ и ЦОР, элементарных навыков экспериментально-исследовательской работы; навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни; развитие познавательной активности школьников в интегрированном процессе изучения химии и экологии с предметами гуманитарного и естественнонаучного цикла.

Задачи курса:

  1. Ознакомление учащихся с различными  химическими терминами, экологическими  законами, правилами, теориями, научными фактами; осознание ими  единства в системе «природа – человек»;
  2. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи;
  3. Активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
  4. Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность;
  5. Формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
  6. Содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
  7. Вовлечение учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.

Методы и формы обучения

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги,  проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры);

– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

 

индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий: 

интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы,    самостоятельная работа учащихся, олимпиады.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.

Предметные результаты:

Знать: первоначальные понятия по химии: вещество, смеси, атом, молекула; физические и химические явления; признаки химических реакций; основные свойства веществ и смесей; фактологический материал, основанный на эмпирическом уровне познания.

Первоначальные понятия по экологии: факторы природы (биотические, абиотические, антропогенные), экологическая пирамида, пищевая цепь, загрязнения окружающей среды, мониторинг окружающей среды.

Понимать: первоначальную химическую  и экологическую терминологию, разницу между: телами и веществами, чистым веществом и смесью, горными породами, минералами и материалами, физическими и химическими свойствами, физическими и химическими явлениями; разницу между разными видами факторов природы; составление пищевые цепей и экологических пирамид; роль физических процессов и химических превращений как основы многих явлений живой и неживой природы (фотосинтез, круговорот воды в природе); тесную связь химии и экологии с предметами естественнонаучного (астрономией, физикой, биологией и географией) и гуманитарного (история, изобразительное искусство) циклов, а также математикой.

Метапредметные результаты:

Адекватно возрасту уметь анализировать исходные данные, выделять проблему, осуществлять поиск ее решения; обобщать, устанавливать сходства и различия между объектами по отличительным признакам, классифицировать вещества, смеси и явления, самостоятельно выбирать признаки классификации; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; пользоваться дополнительной литературой, навыками оформления творческих и исследовательских работ, в области использования информационно-коммуникационных технологий создавать простейшие авторские ЦОР; описывать экологическую ситуацию оболочек планеты Земля: гидросферы, атмосферы и литосферы.

Эти результаты обеспечиваются с помощью освоения учащимися универсальных учебных действий:

 - познавательных:

осуществлять логические операции: анализировать, классифицировать, составлять таблицы и диаграммы; выделять общие и отличительные признаки; выбирать основания и критерия для сравнения.

 - регулятивных:

организовывать свою аудиторною и внеаудиторною учебную деятельность в совместной деятельности с другими учащимися и учителем, соблюдать дисциплинарные нормы в процессе постановки химических экспериментов, планировать ход эксперимента; преодолевать трудности в ходе проведения эксперимента, при создании простых ЦОР, выполнении исследовательских и творческих работ посредством волевого усилия.

 - коммуникативных:

владеть элементарными навыками делового общения в процессе выполнения творческих заданий, в ходе подготовки к коллективным нестандартным учебным занятиям и выполнении творческих домашних заданий с использованием ИКТ, обсуждать ход проведения эксперимента и его результатов с другими учащимися и учителем, в том числе, в сети Интернет с помощью электронной почты, в блогах и социальных сетях, на форумах, сайтах и в чатах, используя химическую терминологию.

Личностные результаты:

Способность на основе практических и творческих заданий - понимать мир химических веществ и осознавать их многообразие, неповторимость и ценность для каждого человека и развития цивилизации в целом; развивать в себе эстетическое чувство путем создания декоративных предметов из природного материала.

Формы подведения итогов реализации программы:

- участие членов кружка в олимпиадах по химии, экологии;

- участие членов кружка в  областных конкурсах, проектах по экологии.

- выступление на научно – исследовательских конференциях разного уровня:

  • Школьная «Мы открываем новое»;
  • Районная «Шаг в будущее»;
  • Областная;
  • Межвузовская (допускаются победители областной конференции).

Календарно-тематическое планирование кружка « Экохимус».

( 1 год обучения -  2 часа в неделю всего 68 часов)

Руководитель кружка: учитель химии-биологии МКОУ СОШ п. Ола Фандеева Я.Д.

Тема

Количество часов

Сроки прохождения

1

Введение

1

2

Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы.

1

3

Человек и биосфера.

1

4-5

Уровни экологических проблем: локальный, региональный, глобальный.

2

5-6

Взаимосвязь экологии и химии.

2

7

Связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями.

1

8-9

Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды.

2

10-11

Характер воздействия вредных веществ на человека: общетоксическое, раздражающее, аллергическое, с отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное).

2

12-13

Нормирование загрязнений окружающей среды, понятий и критерий нормирования: ЛД, ЛК, ПДВ,ВДК.

2

14-15

Решение заданий на расчет ПДК.

2

16-17

Основные источники  загрязнения атмосферы и современные способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция, конденсация, катализ).

2

18

Химические элементы и их соединения в биосфере.

1

19-20

Биохимические циклы элементов.

2

21

Биологическая роль и круговороты важнейших неметаллических элементов в биосфере – кислорода, серы, азота, фосфора, углерода.

1

22

Биометаллы – магний, кальций, железо, калий, натрий – их роль в жизнедеятельности организмов.

1

23

Антропогенные источники тяжелых металлов.

1

24

Органические вещества в жизни растений, их хемокоммуникационная роль

1

25

Органические вещества в жизни животных, их хемокоммуникационная роль

1

26

Органические вещества в жизни человека, их хемокоммуникационная роль

1

27

Взаимодействие растений и животных посредством органических веществ(красители, пахучие вещества, ферромоны).

1

28-29

Токсичность и пути воздействия некоторых органических веществ (спирты, фенолы, альдегиды, альдегиды, полициклические углеводороды) на организм человека.

30-31

Красота природы в литературных произведениях и изобразительном искусстве

2

32

Природные ресурсы – источник духовных потребностей человека

1

33-34

Виртуальная экскурсия « Природные достопримечательности нашего края»

2

35-37

Составление эколого-краеведческого экскурсионного маршрута

3

38-39

Нефть, уголь и охрана окружающей среды.

2

40-42

Решение задач, упражнений с экологическим содержанием.

3

43-44

Экологические проблемы современности.

2

45-46

Диоксины.

2

47

Химическое оружие.

1

48-49

Проблема радиоактивности окружающей среды.

2

50-51

Нитраты.

2

52-53

Проблема озонового экрана.

2

54

Компьютер и здоровье

1

55-56

Оказание первой помощи при отравлениях

2

57-66

Подготовка исследовательских работ учащихся

10

67-68

Защита исследовательских работ

2

Календарно-тематическое планирование кружка « Экохимус».

( 2 год обучения -  2 часа в неделю всего 68 часов)

Руководитель кружка: учитель химии-биологии МКОУ СОШ п.Ола Фандеева Я.Д.

Тема

Количество часов

Сроки прохождения

1

Введение

1

Раздел 1. «Экономное потребление: учусь быть взрослым» (13 ч)

2

Земля – наш общий дом. Влияние космоса на Землю.

1

3

Глобальные экологические проблемы. Определение географических координат районов Земли с экологическими проблемами.

1

4

Места экологической опасности в  Ольском городском округе  Работа с картой округа (условные знаки, определение расстояний и пр.)

1

5

Строение Земли. Работа с пластилином.

1

6

Хартия Земли. Общее знакомство

1

7

Ресурсосбережение. Виды ресурсосбережения

1

8

Полезные ископаемые и их рациональное использование

1

9

Движение земной коры. Техногенное выветривание горных пород

1

10

Рациональное использование водных ресурсов. Описание рек и озер Магаданской области

1

11

Рациональное использование биологических ресурсов

1

12

Докучаев В.В. – основоположник почвоведения.

1

13

Почвы Магаданской области

1

14

Деятельность человека для сохранения качества окружающей среды.

1

Раздел 2 «Экологическая безопасность в природной среде» (12 ч.)

15

Природа Магаданской области

1

16

Источники питьевой воды в Магаданской области

1

17

Почвы и меры по их восстановлению на территории Магаданской области.

1

18

Опасные для человека растения нашего края. Меры безопасного общения с природой.

1

19

Опасные для человека животные нашего края.

1

20

Сохранение и укрепление психологического и нравственного здоровья человека в общении с природой.

1

21

Звуки природы. Благотворное влияние определенных звуков на здоровье человека.

1

22

Красота природы в литературных произведениях и изобразительном искусстве

1

23

Природные ресурсы – источник духовных потребностей человека

1

24

Презентация «Озеро Джека Лондона»

1

25-26

Экскурсионный маршрут в СВНИИ

2

Раздел 3 «Мой вклад в экологическое просвещение» (8 ч.)

27

Правила экологически грамотного поведения. Викторина

1

28-29

Открытый просмотр кинофильма «Дом – свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссеры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.

2

30

Создание презентаций на тему «Экологическая грамотность»

1

31

Выпуск буклета «Наш дом – Земля»

1

32

Подготовка концерта «Наш дом – Земля»

1

33-34

Концерт «Наш дом – Земля»

2

Раздел 4 «Здоровье человека – основа жизни» (6 ч.)

35

Неожиданные встречи с ядами

1

36

Достаточно ли я знаю о курение и алкоголи

1

37

Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!»

1

38-39

Оказание первой помощи при отравлениях

2

40

Компьютер и здоровье

1

Раздел 5 «Отходы, как источник загрязнения окружающей среды» (8 ч.)

41

Что ты знаешь о бытом мусоре?

1

42

Куда девать мусор? Переработка вторсырья

1

43-44

Конкурс «Вторая жизнь старых вещей»

2

45

Свалка поселка Ола

1

46-47

Экологический десант «Очистим мир от мусора»

2

48

Репортаж о деятельности

1

Раздел 6. «Экологическая грамотность: уроки прошлого» (4 ч.)

49-50

Экологические катастрофы в мире

2

51-52

Экологические проблемы на территории Магаданской области и пути их решения

2

Раздел 7 «Создай свой проект» (16 ч.)

53-54

Основы проектирования

2

55-56

Выбор темы, актуальность

2

57-60

Разработка мини-проектов по экологической тематике

4

61-62

Подготовка докладов и презентаций проектов

2

63

Мини-Конференция «Первые шаги в науку»

1

64-65

Подготовка и публикация сборника с лучшими проектами

2

66

Экскурсия на Нюкленскую косу

1

67

Акция «Марш парков -2019»

1

68

Подведение итогов года

1

Календарно-тематическое планирование кружка « Экохимус».

( 3 год обучения -  2 часа в неделю всего 68 часов)

Руководитель кружка: учитель химии-биологии МКОУ СОШ п.Ола Фандеева Я.Д.

Тема

Количество часов

Сроки прохождения

Раздел 1. Подготовка исследовательских работ и проектов (12 ч.)

1

Требования к оформлению  проектных и научно – исследовательских работ.

1

2

Выбор темы исследовательской работы. Сбор и анализ информации.

1

3

Составление плана работы над проектом.

1

4-7

Выполнение практических работ - сбор материала, его исследование. Оформление исследовательских работ.

4

8-10

Создание мультимедийных  презентаций.

3

11-12

Конкурс плакатов «Береги лес от пожара»

2

Раздел 2. Экология сред (11 ч.)

13-14

Экология почвы. Практическая работа: Изучение состава почвы.

2

15-16

Экология атмосферы. Практическая работа: Изучение состояния воздуха в поселке Ола

2

17-18

Экология воды. Практическая работа: Органолептические свойства воды.

2

19

Экология и человек.

1

20-21

Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет»

2

22

Всероссийский открытый урок «Лесомания»

1

23

Всероссийский открытый урок «Сохранение редких животных и растений»

1

Раздел 3. Здоровый образ жизни (19 ч.)

24

Здоровье и биоритмы

1

25

Личная гигиена. Режим дня. Основы

Правильного питания.

1

26-27

Метеозависимость. Питание. Меню времён года.

2

28-29

Методы оздоровления. Энергетическая ценность пищи.

2

30-31

Электронная энциклопедия

здоровья. Составление правил здорового образа жизни

2

32-35

Практическая работа. Составление анкеты для соц.опроса школьников. «Школьная столовая», «Питание вне школьной столовой». Видеоролик. Экология питания.

4

36-39

Проект «Мода и экология».

4

40-42

Практическая работа. Насекомые-вредители моей квартиры. Составление памятки и рекомендаций.

3

Раздел 4. Создание парковой зоны в поселке Ола (13 ч.)

43-44

Функциональное, эстетическое и экологическое назначение парковой зоны

2

45-46

Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн парка»

2

47-52

Разработка бизнес-плана для создания парковой зоны в поселке Ола

6

53-54

Экскурсия в лесничество

2

55

Экологический субботник

1

Раздел 5. Туристский маршрут (13 ч.)

56-57

Изучение туристских основ: установки палатки, вязание узлов, сбор рюкзаков по сезону года и др.

2

58-59

Поход «Каменный венец»

2

60-61

Поход к месту высадки Билибина

2

62-63

 Игра «Юный турист»

2

64-66

Подготовка к конкурсу видеороликов «Моя малая родина»

3

67-68

Подведения итогов года

2

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для организации курса требуется помещение и оборудование: проектор, компьютер, экран, химическая посуда, реактивы; канцелярские товары.  

Список используемой литература

  1. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.
  2. Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
  3. Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.
  4. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.
  5. Кавтарадзе Д. N. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.
  6. Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.
  7. Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.
  8. Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.
  9. Программа внеурочной деятельности. «Экология. Здоровье. Безопасность» для 5-9 классы / Е.А. Новикова,  И.Э.Велюго. – Санкт-Петербург, 2016.
  10. Программа объединения «Химия и экология» для 8-11 классов/ М.А. Шадрукова. – Нея, 2007.
  11. Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия и мы» /М.А. Беляева. – Краснодар, 2014.
  12. Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.
  13. Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.

Интернет ресурсы


Программы внеурочной деятельности / ФГОС / Методический пресс...

metodpresscentr.ru/blog/fgos/174.ht...

ЗАВУЧ.инфо - Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных...

zavuch.info/methodlib/305/62258/

Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и...

do.gendocs.ru/docs/index-242154.htm...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....

Презентация "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Презентация"Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

Система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

В статье рассматривуются психолого-педагогические аспекты формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся в средней школе....

Презентация "Роль внеклассной работы в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей"

В данной презентации представлены некоторые аспекты внеклассной работы по русскому языку и литературе....

Инновационная деятельность учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в рамках профориентации

     Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так  как она способствует развитию высокого уровня мот...