Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка
статья по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка
Учитель русского языка и литературы:
Горошко Л.С.
МБОУ Косицынская СОШ
2014г.
Известный педагог Вахтеров В.П. отмечал: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания». Одним из эффективных способов получения знаний является исследование. Использование исследовательского метода делает процесс обучения более продуктивным, формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире. Исследовательская работа несёт в себе и воспитательный эффект. Ученики становятся более коммуникабельными, включаются во внеклассную деятельность, представляя свои работы на научно-практических конференциях.
Поэтому приоритетным направлением в своей работе считаю развитие исследовательских навыков учащихся на уроке и во внеурочное время с целью формирования творческой, нестандартно мыслящей личности. Задания исследовательского характера стараюсь включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания; в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий. Выбирая исследовательские задания, руководствуюсь следующими правилами:
- Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
- Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае – это способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
- Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно.
На уроках русского языка организую мини-исследования, используя различные приёмы обучения:
- Создание проблемной ситуации.
- Лингвистический анализ художественных текстов (наблюдение, анализ и синтез).
- Лингвистическая задача.
- Сопоставление языковых явлений в разных языках (сравнение и сопоставление).
- Лингвистические эксперименты.
- «Найди лишнее».
В основе данных приёмов лежат следующие методы исследования:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ | ЭМПИРИЧЕСКИЕ |
|
|
- Создание проблемной ситуации.
В основе любого исследовательского задания лежит постановка проблемы. Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может. Поэтому проблемные ситуации часто использую при изучении нового материала. Сначала провожу подводящий диалог (т.к. классы слабые), в структуру которого входят репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Затем выдвигается проблема, учащиеся проводят анализ языкового материала и делают самостоятельные выводы по теме. Учитель выступает в качестве координатора процесса познания, а у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями.
Урок в 5 классе по теме: «Правописание о-а в корнях -лаг-/-лож-».
положить поло/жит
сложить сло/жит
предлагать предло/жит
разлагать разло/жит
- В какой части слова находятся выделенные буквы о-а? Назовите эти корни.
- В каком положении находятся гласные: в ударном или безударном?
- Что вы знаете о правописании безударных гласных в корне слова?
- «Работает» ли здесь проверочное слово?
- Какую проблему будем решать на уроке? (сформулируйте) Проблема: Почему пишутся разные буквы а–о в корне -лаг-/-лож-?
- Предложите свой вариант решения. Как выбрать букву безударного гласного в корне
-лаг-/- лож-, если нельзя проверить?
Таким образом, в исследовательском обучении усвоение новой темы через создание проблемной ситуации становится средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется.
- Учебная лингвистическая задача.
Лингвистические задачи активизируют мыслительную деятельность учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. В их основе – приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию умения делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях. Нешаблонность содержания задач служит хорошим стимулом для выполнения заданий. Главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.
- Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
- Один школьник написал: Волна - красавuтся. Что с чем он перепугал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.
У колодца расколоться Очень знать нам хочется,
Так хотела бы вода, Звездная Медведица,
Чтоб в болотце с позолотцей Как вам ночью ходится,
Отразились про вода. Как вам ночью ездится ...
Так хотела бы водица (Маяковский).
Убегать и расходиться.
(Хлебников).
Над пучиной в полуденный час Мы вас ждем, товарищ птица!
Пляшут искры, и солнце лучится, Отчего вам не летится?
И рыдает молчанием глаз (Маяковский).
Далеко залетевшая птица.
(Н.Гумилев)
Иногда лингвистические задачи строю на столкновении разных мнений.
- Лингвистическая задача по теме «Словообразование» в 10 классе:
Одна ученица, выполняя задание ЕГЭ, определила, что слово ПОЗНАНИЕ образовано приставочным способом от существительного ЗНАНИЕ. А другая ученица решила, что слово ПОЗНАНИЕ образовано суффиксальным способом от глагола ПОЗНАТЬ. Кто из них прав? Обоснуйте свой ответ.
- Один ученик считает, что в окончаниях данных слов пишется буква Е, другой – буква И. Кто прав?
Стукнете - стукните. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".
Иногда в качестве лингвистических задач использую шуточные задания или тексты, которые также активизируют мыслительную деятельность учащихся.
- На первом уроке изучения раздела «Пунктуация» в 5 классе предлагаю такие стихотворения:
…кисель там варят из резины плотины строят из картона
там шины делают из глины обложки там из чугуна
кирпич там жгут из молока там варят сталь из полотна
творог готовят из песка кроят рубахи из пластмассы
стекло там плавят из бетона посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи прядут там нитки из сукна
там ваксу делают из пряжи костюмы шьют из толокна…
(А. Арсирий)
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая!
(Б. Заходер)
- Задаю вопрос: Почему возникает смысловая путаница? Нет знаков препинания. Как её можно избежать? Расставьте знаки препинания так, чтобы восстановить первоначальный смысл стихотворения. Сделайте вывод о роли знаков препинания в письменном общении.
- Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос: Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.)
- Лингвистический эксперимент. Эксперимент помогает ученикам убедиться в правильности трактовки языковых фактов. Сущность этого приёма заключается в том, что:
- одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими;
- из текста устраняется определённое языковое явление.
Устранение определённого языкового явления из текста
Предлагается прочитать текст, пропуская какую-либо часть речи, а затем сделать вывод, какую роль она играет в тексте.
Попробуйте прочитать текст, пропуская все наречия. Сделайте вывод о роли наречий в тексте-описании.
Виктория – гигантская кувшинка, которую ботаники открыли недавно. Листья виктории с загнутыми кверху краями огромны. Сверху листья ярко-зелёные, а снизу фиолетовые. Неподвижная гладь реки сплошь покрыта чудесными цветами, переливающимися от чисто-белого до розово-красного цвета.
Вначале по краям цветок имеет абсолютно белую окраску, а посредине пурпуровую. Мало-помалу красный цвет разливается по всему цветку. Раскрывается цветок необычайно быстро. В полдень, когда солнце жарко припекает, лепестки складываются, а вечером они снова раскрываются.
На третий день цветок закрывается и постепенно уходит под воду, вглубь. Там будут постепенно созревать семена.
(По Ю. Якубенко)
Замена одних синтаксических конструкций другими
Для доказательства роли обратного порядка слов (усиливает эмоциональность речи) проведите лингвистический эксперимент: замените обратный порядок прямым и сравните предложения.
Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя… Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа… Хорошо им!
(По И. Тургеневу)
Уроки по теме «Фонетика» (5 класс)
1. При изучении темы "Фонетика" предлагаю записать одними гласными буквами фамилии известных поэтов и писателей 19 в. Например: еао, еоо, оuu, аяоu. Легко ли расшифровать эту запись? А теперь запишите те же фамилии при помощи одних согласных: Нкрсв, Лpмнтв, Фнвзн, Мквскй. Теперь запись расшифровывается почти без всякого труда. Делается вывод о том, что согласных в языке больше. Благодаря такому разнообразию согласных "звуковых красок" наши слова звучат по-разному. Гласные меньше используются для "раскраски". А для чего же?
2. Попытайтесь установить, какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи. Проведите это мини-исследование в группе. Сначала обдумайте, как его лучше организовать. Что вы станете изучать? Воспользуетесь ли транскрипцией? Как будете определять количество гласных и согласных звуков? Понадобится ли вам калькулятор? Выполнив это задание, сделайте вывод.
Тема: «Слитное и раздельное написание слов»
Учащимся предлагаю прочитать текст.
РазприснилсяКолесомонкатилсяколесомисредитравысухойугодилвкотёлсухой.
Почему это трудно сделать? Нет пробелов. Делаем вывод о том, почему на письме важно соблюдать правила о слитном и раздельном написании слов. Предлагаю ребятам самим записать любой текст без пробелов между словами и предложить кому-либо (родителям, одноклассникам, знакомым) его прочитать. Понаблюдать за тем, какие трудности испытывают они при чтении. Сформулируйте выводы на основе проведённого наблюдения.
Таким образом, лингвистические эксперименты также активизируют мыслительную деятельность учащихся. Проводя эксперимент, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.
- Лингвистический анализ художественных текстов.
Наблюдение над художественным текстом проводится с целью исследования какого-либо языкового явления. Лингвистический анализ текста является мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой – логического.
Например, в 8 классе при изучении темы «Однородные члены предложения» предлагаю провести исследовательскую работу по теме: "Частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа Л. Толстого "После бала". Делаем вывод, что наиболее часто они встречаются в портретных описаниях героев. Закономерно возникает вопрос: какова их роль. Приходим к выводу, что использованные конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя подробно, передать все детали, так что мы можем ясно представить его.
При изучении темы «Обращение» в 5 классе предлагаю ребятам познакомиться с повестью Лазаря Иосифовича Лагина «Старик Хоттабыч». Установить, в чём особенность речи Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба. Какие правила речевого этикета соблюдает этот сказочный герой? Как он обращается к своим собеседникам и почему?
Исследовательские задания в ходе лингвистического анализа текста не только развивают лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся, но и способствуют более глубокому проникновению в содержание текста.
- «Найди лишнее». Цель заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.
1-й вариант. Задание: из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.
Сосна, клен, ясень. Варианты ответов учащихся:
· Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.
· Клен – 1 слог.
· Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.
· Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».
· Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.
· Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.
2-й вариант. Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее
постепенно по одному слову.
Задание. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа. Варианты ответов учеников:
- Объединить – это глагол, остальные – существительные.
- Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.
- Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.
- Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
- Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.
- Сопоставление языковых явлений в разных языках позволяет учащимся глубже осознать изучаемый материал. В учебниках русского языка под редакцией С.И. Львовой есть ряд упражнений под рубрикой «На уроке иностранного языка». Примеры заданий:
- Попробуйте объяснить, в чём особенность строения вопросительных предложений в английском языке. Есть ли различия в вопросительной интонации в русском и английском языках? Докажите на примерах.
- Расскажите, какие части речи выделяются в том иностранном языке, который вы изучаете в школе. Назовите самостоятельные и служебные части речи. Как изменяются слова самостоятельных частей речи в этом языке? В чём сходство и в чём различие в составе частей речи русского и иностранного языков?
Сопоставлению языковых явлений в разных языках можно посвятить целый урок и провести исследование. С данной целью в практике своей работы использую интегрированные уроки русского и английского языка, которые позволяют перейти от изолированного рассмотрения различных языковых явлений к их взаимосвязанному, комплексному изучению. В процессе решения исследовательской задачи на таких уроках происходит более качественное усвоение языкового материала. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль). Уроки воспитывают внимательное отношение к слову и интерес к изучению языков. Ребята учатся самостоятельно ставить проблему, искать пути её решения и видеть результаты коллективной деятельности. Учитель на уроке не транслирует знания, а является проводником в системе решения учебной задачи.
Интегрированные уроки-исследования формируют у учащихся целостное представление о мире и понимание места и роли человека в нем, получаемая учащимися информация становится для них личностно-значимой. Проводя такие уроки, обращаем внимание учащихся на следующие факты, которые являются, на наш взгляд, своеобразным стимулом к сопоставлению языковых явлений. Нас удивляет, что тот или иной человек знает в совершенстве 3–5 языков. Но, оказывается, это не предел. Поэт Иннокентий Анненский знал 14 языков. Разведчик Быстролетов свободно изъяснялся на 20 языках. Закономерно возникает вопрос: а возможно ли это? Не является ли это уделом только лишь особо одаренных людей? «Возможно такое», – отвечает на этот вопрос полиглот. Надо не зубрить каждый отдельно взятый язык сам по себе, а видеть их сходства и различия. И тогда каждый последующий язык будет даваться все легче. Смотивировав таким образом на исследование, начинаем урок.
Так, например, в 7 классе был проведён интегрированный урок по теме: «Употребление предлогов в русском и английском языках».
Цели урока:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания о предлоге (об их правописании и употреблении); выявить сходство и отличие в употреблении предлогов в русском и английском языках;
Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности (учить анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию);
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского и английского языков.
В начале урока были определены тема объект исследования (предлог) и намечен план:
- Роль предлогов.
- Место предлогов в предложении.
- Разряды предлогов.
- Употребление предлогов.
На уроке была организована работа в парах. Каждая пара по ходу урока заполняла таблицу «Сходство и отличие в употреблении предлогов в русском и английском языках», а в конце урока представила результат своей работы.
- I этап. Роль предлогов.
На данном этапе учащимся было предложено перевести английские сочетания слов на русский язык.
go (to) the blackboard идти доска
to write (in) the copybook писать тетрадь
to work (at) the lesson работать урок
Далее из данных пар слов надо было составить словосочетания. Ребята установили, что для этого надо вставить предлоги. После проделанной работы ребята сравнили английские и русские словосочетания и увидели, что после вставки предлога в русских словосочетаниях у зависимых слов изменились окончания, т.е. падежи, а у английских – окончания остались те же, но изменились смысловые отношения. Таким образом, пришли к выводу, что предлог и в русском, и в английском языках – это служебная часть речи, которая связывает слова. Но в русском языке предлог указывает на грамматические отношения между словами, а в английском языке – только на различные смысловые отношения между словами.
Далее выполнили упражнение «Найди соответствие» и выяснили, что самые употребительные предлоги в русском и английском языках одни и те же:
в - in, на - on, с - with, к - tо, в, у - at, из - from, о – about, для –for
II этап. Место предлогов в предложении.
На втором этапе определяли место предлогов в русском и английском языках. Для этого перевели предложения с английского языка на русский, выделили предлоги.
What is this text about?
About what is this text?
This text is about sport.
В ходе сравнения и анализа выяснили, что и в русском и в английском языках предлоги стоят перед существительным или местоимением. Отличие же заключается в том, что в английском языке в вопросительных предложениях предлог может стоять либо в начале, либо в конце предложения, а в русском языке только перед словами.
III этап. Разряды предлогов.
На данном этапе сравнили разряды предлогов в русском и английском языках и пришли к выводу, что и в русском, и в английском языках предлоги делятся на производные, простые и составные. Но в русском языке отдельно выделяется группа непроизводных предлогов, а в английском языке добавляется ещё один разряд – сложные предлоги.
Здесь же попутно повторили правописание предлогов и провели две работы в парах с последующей самопроверкой и взаимопроверкой:
- Выборочная работа (в парах) – карточка № 2. Один ученик записывает сочетания с производными предлогами; другой - с омонимичными частями речи, часть речи указать.
(В)течени.. года; договориться (на)счет похода; остаться, (не)смотря на уговоры; средства переведены (на)счет; попасть (в)течени.. реки; мчался, (не)смотря под ноги; быть дома (в)следстви.. дождя; содержится (в)следстви.. по уголовному делу; (в)виду засухи; иметь (в)виду; (в)продолжен.. урока; прочитать (в)продолжен.. книги.
- Распределительный диктант (работа в парах) - карточка № 3.
Распределите предлоги по соответствующим колонкам.
With, across, for, into, along, because of, in, without, according to, as for me.
простые | составные/фразовые | производные | сложные |
IV этап. Употребление предлогов.
На данном этапе сравнивали употребление предлогов в русском и английском языках. Работали со схемами. В результате анализа пришли к выводу, что в английском языке все предлоги являются многозначными, т.к. переводятся по-разному, указывая на смысловые отношения. В русском языке предлоги делятся на однозначные и многозначные, т.к. употребляются с одним или несколькими падежами, указывая на грамматические отношения.
Здесь же повторили особенности употребления предлогов благодаря, вопреки, согласно, наперекор, по (в значении после) и выполнили задание с последующей взаимопроверкой.
- Определите, в каком падеже нужно поставить существительные. Вставьте недостающие окончания у существительных (на карточках № 4)
Успели на поезд вопреки опоздани… самолета, авария предотвращена благодаря бдительност.. водителя; согласно план… строительства, встретиться по возвращени(и, ю) из командировки; получить права по достижени(и, ю) совершеннолетия; получить посылку по предъявлени(и, ю) паспорта.
На заключительном этапе с целью контроля была организована работа с текстом (об Олимпийских зимних играх). Учащиеся перевели текст на русский язык, определили тему, основную мысль, выделили предлоги, определили их разряд.
Карточка № 5
From the 7th of February till the 23d of February the 22d Olympic games will be held. According to the International Olympic committee s decision they will take place in Sochi. The mascots of the Olympic games are White Mishka, Snow Bars and Zaika.
For 15 days the best sportsmen of the world will compete. Thanks to good training hard work and persistence our athletes will win prizes. Friendship perfection Respect are the main values of the Olympic movement.
С 7 февраля по 23 февраля состоятся 22 Олимпийские зимние игры. Согласно решению Международного Олимпийского комитета они будут проходить в городе Сочи. Талисманом Олимпийских игр являются Белый мишка, Снежный барс, Зайка.
В течение 15 дней будут соревноваться лучшие спортсмены мира. Благодаря хорошей подготовке, упорному труду и настойчивости наши спортсмены завоюют призовые места.
Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения. Спорт сближает людей, даёт нам возможность жить не только для себя.
В качестве разминки с целью профилактики переутомления были предложены ребусы. Разгадав зашифрованные предлоги, ребята определяли их разряды. Кроме этого, находили ошибки в употреблении предлогов и падежей. После редактирования на слайде появилась картинка, на которой они без труда узнали талисманы Олимпийских зимних игр.
В конце урока учащиеся представили результат своих исследований и сравнили его с образцом.
В 10 классе был проведён урок - групповое исследование по теме "Сходство и различие в образовании слов в русском и английском языках”.
Цель: сравнить способы образования слов в русском и английском языках и определить сходство и различие в образовании слов в русском и английском языках. Также были определены тема, цель, объект исследования, намечен план работы. Класс был разделён на две группы. Одна группа искала сходство в образовании слов в русском и английском языках, а другая – различия. В конце урока каждая группа составила кластер и представила результаты своего исследования.
В ходе урока вспомнили основные способы пополнения лексики. Сначала остановились на заимствовании. С этой целью провели словарную работу.
- Словарная работа.
Учащиеся прочитали слова на английском языке, перевели на русский, записали их по правилам русской орфографии, объяснили, пользуясь «Словарём иностранных слов», значение подчёркнутых слов.
Modernization, provider, briefing, inauguration, summit, speaker, computer, barter, sponsor, holding, manager, hobby, dealer, rating, marketing, manager, monitor image, impeachment, distributor, notebook, image, broker, management.
Модернизация, провайдер, брифинг, инаугурация, саммит, спикер, компьютер, бартер, спонсор, холдинг, менеджер.
Хобби, дилер, рейтинг, маркетинг, мониторинг, импичмент, дистрибьютор, ноутбук, имидж, брокер, менеджмент.
Сделали вывод, что все эти слова (кроме слова «модернизация» - это французское слово) пришли в русский язык из английского языка.
Затем акцентировали внимание учащихся на том, что главным способом обогащения словарного запаса языка является словообразование. Далее каждая группа рассказала о способах словообразования в соответствующем языке. В ходе сравнения выяснили, что слова в русском и английском языках образуются одинаковыми способами, причём даже название способов словообразования в русском и английском языке созвучны друг другу. Но в то же время в русском языке способов словообразования больше. Это говорит о богатстве русского языка, о его огромных словообразовательных возможностях.
Далее был проведён анализ того, как образуются слова в разных языках. Сначала составили словообразовательные цепочки в русском языке, затем схемы образования слов в английском языке. В результате сравнения учащиеся пришли к выводу: в английском языке слова образуются только от исходного слова, а в русском языке не только от исходного, но и других производных слов.
В ходе урока
- решали лингвистические задачи:
- Одна ученица, выполняя задание ЕГЭ, определила, что слово ПОЗНАНИЕ образовано приставочным способом от существительного ЗНАНИЕ. А другая ученица решила, что слово ПОЗНАНИЕ образовано суффиксальным способом от глагола ПОЗНАТЬ. Кто из них прав? Обоснуйте свой ответ.
- Одна ученица, выполняя задание ЕГЭ, определила, что слово БЕЗЗАБОТНО образовано приставочно-суффиксальным способом от существительного ЗАБОТА. А другая ученица решила, что слово БЕЗЗАБОТНО образовано суффиксальным способом от прилагательного БЕЗЗАБОТНЫЙ. Кто из них прав? Обоснуйте свой ответ.
- заполняли сравнительную таблицу, группируя слова по способам словообразования.
Безвкусица, восклицание, подумать, вздох, доисторический, настольный, зелень, по-разному, вовремя, учащийся, прорыв, быстрорастворимый, сберкасса, ООН, видоизменить, поглощение, учительская, безропотно.
Unbelievalable, communication, dress, succesfully, unsuccesful, unknown, play, informal, a trainer, disappear, to disappear, seaman, work, motorbike, star, politician, postcard, amusement, homeless, clean, fashionable, worldbuilding, technological, note book, uneconomical, classmate, cross, homework, start.
- решали ребусы: угадывали слова и определяли способ их словообразования;
- работали с текстом (о Биле Гейце, молодом миллиардере, основателе кампании Майкрософт. Он добился успеха в жизни, потому что был целеустремлённым и трудолюбивым). Определяли его тему, основную мысль, стиль.
- Every one has heard of Bill Gates, who is one of the most successful businessman on the planet
- Microsoft, the business he started has become the largest computer software company
- At the age of 31 Bill Gates was the youngest billionaire
- At school Bill showed that he was intelligent and especially good at maths and science.
- 13 – year – old Bill and his school friend Paul Allen spend a lot of time writing programs
- After finishing school he first studied at Harvard famous university but in 1975 left it
- In 1995 he wrote a best – selling book “ The Road Ahead”.
- For such a rich person his life is simple when he does find to relax, he likes to do puzzles, play golf and reading about science.
- Bill is an intelligent interlocuter (собеседник), it is pleased to talk to him.
- One reason for his success is that Gates has always been very ambitious and hard working.
1) Все слышали о Биле Гейце, человеке, который является одним из самых успешных бизнесменов на планете. 2) Он основал бизнес Майкрософт и он стала одной из самых больших кампаний. 3) В возрасте 31 года Бил Гейц был самым молодым миллиардером. 4) В школе Бил Гейц показал себя умным и особенно хорошо успевал по математике и наукам. 5) Тринадцатилетний Бил и его школьный товарищ Паул Аллен тратили много времени на создание программ. 6) После окончания школы сначала Бил учился в Гарвардском университете, но в 1975 г. покинул его. 7) Бил сделал выбор своей будущей карьеры. 8) В 1995г. он написал книгу (бестселлер) «Дорога вперёд». 9) Для такого богатого человека его жизнь очень проста. 10) Когда он находит время для отдыха, он любит собирать пазлы, играть в гольф и читать научную литературу. 11) Бил – умный собеседник, с ним приятно общаться. 12) Одна из причин его успеха – это то, что Бил Гейц всегда был целеустремлённым и трудолюбивым.
С целью контроля были предложены следующие задания:
- Выпишите из предложений 10-12 слова, образованные способом сложения (целеустремлённый, трудолюбивый)
- Выпишите из предложений 3-5 слова, образованные суффиксальным способом (особенно, хорошо, создание).
- Выпишите из предложений 6-11 слова, образованные приставочно-суффиксальным способом (сначала, собеседник).
- Выпишите из предложений 6-8 слова, образованные бессуффиксным способом (выбор).
- На заключительном этапе редактировали предложения с целью предупреждения ошибок неправильного словообразования.
Задание. Определите, какие слова образованы неправильно. Исправьте допущенные ошибки и спишите.
1 группа. 1. С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых. 2. Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. 3. Нередко за малейшие повинности крепостных жестоко наказывали. 4. Устои тёмного царства спошатнулись.
2 группа. 1. Грише Добросклонову заготовлен трудный путь народного заступника. 2. От самодурности Дикого страдают не только его домочадцы, но и горожане. 3. Очень благородный и человечий поступок – пожертвовать крупную сумму денег больным детям или старикам. (человечный) 4. Парк был настолько ухожен, что этого не мог не заметить даже самый неприметный человек. (неприметливый) Нельзя не обсудить Печорина за его эгоизм.
В конце урока каждая группа представила результаты своих исследований в виде кластера.
Уроки-исследования позволяют достичь целей школьного образования в контексте системно-деятельностного подхода: школьники учатся
- самостоятельно анализировать,
- принимать оптимальные решения,
- решать проблемы,
- объяснять языковые явления, взаимосвязь,
- учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).
Исследовательскую работу организую не только на уроках, но и во внеурочной работе. В 2010г. в нашей школе создано НОУ «Старт в науку», и с этого времени исследовательскую деятельность использую как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план, определяем объект и предмет исследования, формулируем гипотезу. Далее учащийся работает самостоятельно: собирает и обрабатывает материал, формулирует выводы. Результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда могут иметь какую-либо научную ценность, но обучающее значение такой работы несомненно: учащиеся приобретают общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
За 4 года учащимися было написано 7 исследовательских работ:
Результатом работы над темой «Культура речи современных школьников» стал словарь жаргонов, употребляемых учащимися 8-11 классов нашей школы. В него входит 228 слов и фразеологических выражений. Выполняя данную работу, учащиеся пришли к выводу, что низкая языковая культура характерна не только для школьников, но и для людей разных возрастных групп. Возник вопрос: а не оказывает ли влияние наша речь на здоровье людей? Так возникла вторая исследовательская работа: «Влияние звучащей речи на нравственное и физическое здоровье людей» (2011г.) Объектом исследования здесь уже являлась устная речь разных возрастных и социальных групп людей с. Косицыно. В ходе работы познакомились с различными интересными исследованиями учёных по данной проблеме, провели анкетирование среди жителей села, лингвистический анализ нескольких молитв, эксперименты. Например, эксперимент с пшеницей (по аналогии с исследованиями учёных). Ученица посадила по 20 семян пшеницы в разные ящички. Семена 1 ящичка поливала водой, над которой произносила бранные слова. Семена 2 ящичка поливала водой, над которой читала молитвы, и семена 3 ящичка поливала водой, над которой произносила добрые слова. В результате все семена взошли, но ростки 1 ящичка были слабыми, чахлыми и практически не росли дальше. А вот ростки из 2 и 3 ящичка были здоровыми и имели насыщенный ярко-зеленый цвет.
С данной работой ученица выступила на районной конференции «Мой взгляд на проблему».
На основе этой работы была разработана и проведена серия классных часов для учащихся 5-11 классов по данной проблеме. Кроме информации, учащиеся ещё выполняли различные задания: по поручению президента составляли памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?», антирекламу сквернословия, проводили «Эстафету добрых слов». В заключение провела анкету, которая показала, что у учащихся изменилось отношение к сквернословию.
В этом же году ученица 7 класса провела исследование по теме: «Этимология фамилий жителей села Косицино» (2011г.) Ученица выяснила историю происхождения данных фамилий, их значение, распределила их по лексическим группам и составила словарь фамилий жителей села Косицыно, который был передан в школьный музей.
В 2012г. ученица 10 класса провела исследование по теме: «Явление лакунарности в русском языке», а ученица 8 класса - «Особенности эргонимов села Тамбовки».
Первая работа позволила ученице познакомиться с одним из уникальнейших языковых явлений и проследить его на всех уровнях русского языка (на фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом и т.д.). Объектом исследования второй работы являлись названия торговых точек и мест обслуживания населения (парикмахерские, кафе, салоны красоты) села Тамбовки. Всего было проанализировано 96 лексических единиц. Пришли к выводу, что
село Тамбовка насыщено эргонимами, выполняющими рекламную функцию. Большая часть эргонимов являются мотивированными, информируют потребителя о товаре и его качестве. Эргонимы разнообразны по своему лексическому значению и словообразовательным моделям.
В 2013г. ученицы 11 класса провели исследования по темам: «Особенности языка рекламы» и «Происхождение и образование литературных псевдонимов».
Целью первой работы являлось исследование текстов современной рекламы. Всего было проанализировано 160 телевизионных рекламных слоганов. В результате работы выяснили, что язык рекламы имеет ряд особенностей. В рекламных слоганах активно используются разнообразные лингвистические приемы: тропы, стилистические фигуры, ритм, рифма и др.
Предметом исследования второй работы являлись псевдонимы русских писателей и поэтов, творчество которых изучается в 5-11 классах по программе Г.И.Беленького. В результате работы выявили причины появления псевдонимов, изучили способы их образования и классифицировали их по определенным группам. Составили словарь.
Результаты
Все 7 работ были представлены на научно-практической конференции «Человек в современном образовательном пространстве», ежегодно проходящей в БГПУ. 1 работа заняла 1 место, 2 работы – 3 место, 3 работы были победителями в номинациях: «Актуальность темы», «Творчество в разработке темы», 2 работы были отмечены благодарностью.
Подтверждением эффективности исследовательской деятельности считаю следующие показатели:
- Стабильное качество знаний учащихся.
- Высокие результаты ЕГЭ.
- Результативное участие учащихся в разнообразных олимпиадах, чемпионатах, конкурсах.
- Повышение интереса к русскому языку у одарённых учащихся.
Таким образом, исследовательская деятельность помогает мне существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления, а главное, способность к рефлексии, без которой, по словам Сократа, невозможно познать самого себя как часть нашего мира.
Этапы выполнения научно (учебно)-исследовательской работы
Первый этап – подготовка к исследованию:
- Выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования. Большие трудности возникают с поиском темы. Важный вывод моей работы в том, что темы исследований «зарождаются» одна из другой. Стоит только начать исследовать.
- Определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования.
- Изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу, представленную ниже).
Название источника | Основные тезисы, проблемы | Комментарии |
|
|
|
- Уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:
- наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;
- сравнение – установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;
- измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;
- эксперимент – воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;
- абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
- анализ – изучение каждого элемента явления как части целого;
- синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;
- моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;
- обобщение – нахождение в многообразии предметов нечто общее;
- прогнозирование – разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;
- анкетирование – опрос с целью уточнения данных массовой статистики.
В научно (учебно)-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования:
- словообразовательный анализ;
- семантический анализ;
- стилистический анализ;
- описательный метод – описание фактов, предметов, явлений;
- лингвистический анализ художественного текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;
- сравнительно-исторический метод – выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;
- экспериментальный метод – наблюдение и различные виды анкетирования.
Второй этап – подготовка и проведение исследования:
1.сбор материала;
2. обработка полученного материала;
3. формулирование выводов.
Третий этап – оформление исследовательской работы.
- Написание основной части работы, её введения и заключения:
- определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);
- выбор стиля и языка исследования;
- написание выводов;
- составление заключения.
- Составление списка литературы.
- Составление списка иллюстраций.
- Составление приложений.
- Оформление титульного листа.
Структура работы включает следующие компоненты:
- Название
- План
- Введение (указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить).
- Основная часть (даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).
- Заключение (делаются выводы)
- Библиография (список использованной литературы).
- Приложения (если они необходимы).
Четвёртый этап – защита работы.
Критерии выполнения исследовательской работы
- Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
- Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
- Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
- Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
- Оформление, соответствующее стандартным требованиям.
Критерии защиты исследовательской работы
- Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.
- Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
- Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,
удержание внимания аудитории. - Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
- Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Литература
1. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Научно-практический журнал «Завуч», № 7, 2004.
2. М.Н.Арцев. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.
3. Громова Т.В. Индивидуальный план подготовки научно-исследовательской работы. // Практика административной работы в школе, №6, 2006.
4. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. // Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык», №17 – 24, 2006.
5. Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист 1999, № 7
6. Пазынин В. В. Исследовательские задания на уроках русского языка // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. Вып. 2. С. 646-653. То же // Русский язык. № 17. 2007.
7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. [Ростов-на-Дону], 2006.
8. Пазынин В.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся в области русского языка: направление, проблема, тема исследования // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С.Обухова. М., 2006. С. 473-478.
Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения
Параметры анализа | Констатация | Содержательный анализ | ||
I. Анализ этапов урока, проведенных на основе исследовательского метода | да | частично | нет | ( как, в какой форме в ходе каких заданий) |
- мотивирована ли деятельность учащихся | ||||
- создана ли проблемная ситуация | ||||
- сформулирована ли проблема | ||||
- выдвигались ли гипотезы | ||||
-намечен ли план исследования | ||||
- осуществлялось ли исследование с помощью: | ||||
наблюдения , | ||||
моделирования, | ||||
опроса, | ||||
анализ текста, иллюстративного материала, схем | ||||
II. Анализ деятельности учителя | да | частично | нет | ( как, в какой форме в ходе каких заданий) |
1 Осуществлялись ли принципы: | ||||
-минимум информации | ||||
- максимум управленческой деятельности | ||||
2 Применялись ли следующие приемы преподавания: | ||||
-сопоставление с новыми фактами, их анализ | ||||
- консультации | ||||
- оценка | ||||
- эксперимент | ||||
-управление исследовательской деятельностью | ||||
3. Осуществлялась ли активизация мыслительной деятельности учащихся через: | ||||
постановку нестандартных проблем, подбор примеров, фактов и т.д. | ||||
4. Осуществлялась ли организация исследования на основе работы с различными источниками информации |
III. Анализ организации деятельности детей | ||||
1. Реализованы ли потребности детей: | ||||
-стремление применять знания в новой ситуации | ||||
-потребность в процессе самостоятельной работы, поисковой исследовательской деятельности разрешить учебную проблему | ||||
2. Формировались ли исследовательские умения: | ||||
-осознание учебной проблемы | ||||
-самостоятельное выдвижение гипотез | ||||
-соотнесение полученных результатов с выдвинутыми предположениями | ||||
- обобщение по проблеме | ||||
- формулирование вопросов | ||||
- развитие монологической речи | ||||
-умение работать с текстом | ||||
-анализ продукта собственной деятельности | ||||
-возможность продемонстрировать свои достижения | ||||
- пополнение знаний других учащихся новыми сведениями | ||||
- умения оценки и самооценки результатов исследования |
Обработка результатов анализа
1. Подсчитать количество ответов «да», «частично», «нет».
2.Найти сумму ответов «да» и «частично».
3. Если сумма ответов «да» и «частично» больше, чем ответов «нет», то данный урок можно считать уроком-исследованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся на уроке русского языка»
Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и ...
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС
Проблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к лю...
«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»
«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.
Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную пози...
Система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
В статье рассматривуются психолого-педагогические аспекты формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся в средней школе....
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений ...
Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка и литературы
Формирование всесторонне развитой личности, творческого потенциала учащихся. Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной с...