Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естествоведческих предметов.
статья по экологии по теме
Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Но как вырастить такого человека и гражданина, если он не будет знать основ экологии? Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естествоведческих предметов».
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская ее разрушения и загрязнения». А.А. Плешаков.
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством
впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого, появилась экологическая культура.
Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Но как вырастить такого человека и гражданина, если он не будет знать основ экологии? Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний и практических навыков взаимодействия с природой на уроках по «Окружающему миру». И продолжается в курсе изучения предметов научно – естественного цикла. Из этого следует, что экологическое образование наших детей – условие дальнейшего выживания современного общества.
Ученые выделяют следующие требования экологического образования и воспитания:
- понимание, что человек – это часть природы, умение познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
- понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
- раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;
- понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
- принятие личного участия в решении экологических проблем.
В школе развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов, участия в различных олимпиадах и конкурсах, во внеклассной работе.
Во время работы в МБОУ СОШ № 60 накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:
- предметная - деятельность на уроках экологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое);
- межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
- внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: участие в экологических акциях, проводимых Городским экологическим центром, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов;
- исследовательская деятельность учащихся – ежегодное участие в НПК, участие в олимпиадах школьного, муниципального и межрегионального уровня.
Перед научно-исследовательской деятельностью учащихся стоят следующие задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
За последние три года были представлены следующие исследовательские работы учащихся на научно - практические конференции разного уровня:
- IV Республиканский конкурс творческих работ «НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ – 2011» работа на тему: « Загрязнение и способы очистки воды» (Айдарова А.);
- Республиканский конкурс «НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КНИТУ – 2012» работа на тему: « Что вы знаете о мёде?» (Исламова А);
- I региональная НПК им. И. Хальфина работа на тему: «Зачем человеку витамины?» (Тимерплатова А.) 2011г.;
- II региональная НПК им. И. Хальфина работа на тему: «Мёд» (Тимерплатова А.) 2012г.
Участие в конкурсах различного уровня:
- Республиканский открытый конкурс «Сохраним леса Татарстана!»
в рамках проекта «Лесной дозор» 2011г. (Мигачева А. - II место);
- межрегиональный открытый фотоконкурс «Мир глазами молодежи» 2012г. (Савельева Е. - III место, Кунгурова Д., Мигачева А. - лауреаты в номинациях);
- участие в межрегиональном конкурсе «Альбус»2013г.;
- Всероссийский конкурс «Человек и природа»;
Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах по предметам естественного цикла:
- городской тур олимпиады «Юный орнитолог» в рамках проекта «Феникс» детской общественной организации «Зеленая страна» (Абрамова С. – I место) 2012г.;
- II Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 2012г. ( Абрамова С. , Трофимова Д. – дипломы III cтепени);
- III Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии и химии 2013г (Абрамова С. - II место, Мухаметзянова Э. - I место, Купцова Д. – I место, Михайлова П. - I место, Исламова А. - сертификат участника);
- 7-ая Международная (Всесоюзная) олимпиада «Экология и энергетика» 2013г (Абрамова С. - III место, Михайлова П. - сертификат участника).
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания;
- универсальные ценности природы;
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
- в области общественно-политической деятельности;
- в профессиональной сфере;
- в учебно-познавательной деятельности;
- компетентность в эколого-практической деятельности.
Все это способствует эколого – патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, повышает их уровень сознательности, прививает бережное отношение к природе, обеспечивает подготовленность каждого учащегося к нравственному поведению в природной среде.
Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Принципы экологической культуры:
- Принцип единства. Действительно, что растения, что животные, что люди – всем нужны и воздух и вода, и все мы живем на одной планете, и всем нам, как белковым структурам, необходимы комфортные условия проживания.
- Принцип смирения. Не царь ты, человек, оглянись, ты такой же живой организм, как и другие животные и растения, забудь гордыню, прими все, как есть.
- Принцип уважения к природе. Природа тебе дает все для жизни, и потому уважать надо ее и лелеять.
- Принцип сотрудничества. Чем больше для природы ты сделаешь, тем больше одарит она тебя на многие годы ресурсами для хорошей жизни.
- Принцип охраны природы. Хочешь, чтобы вода была чистая, а воздух свежий? Охраняй и не загрязняй!
Наш современник В.А. Сухомлинский в книге "Сердце отдаю детям " писал: " ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..."
Используемые ресурсы:
«Школа цифрового века» Фестиваль педагогических идей.
- «Формирование экологической культуры будущего гражданина»
Мальнина С.В.
- «Формирование экологической культуры учащихся» Дюба Н.М.
- « Формирование экологического сознания средствами уроков биологии» Иванкова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления в формировании экологической культуры школьника
Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат общечеловеческие ценности. Тот или иной уровень экологической культуры - ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одн...
Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время
Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время...
формирование экологической культуры на уроках английского языка
данная работа имеет исследовательский характер, поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка,...
формирование экологической культуры на уроках английского языка
данная работа поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка...
формирование экологической культуры на уроках английского языка
данный материал поможет в работе над формирование экологической культуры на уроках английского языка...