«Формирование коммуникативной компетенции педагогов как средство эффективного взаимодействия с воспитанниками».
методическая разработка на тему

подготовка педагогов к психолого-педагогической поддержке детей, проживающих в детском доме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_20.02.12g.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение педагогов учреждения

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

20 февраля 2012г

Тема:  

«Формирование коммуникативной компетенции педагогов как средство эффективного взаимодействия с воспитанниками».

Форма проведения: мастерская профессионального роста

Цель: подготовка педагогов к психолого-педагогической поддержке детей, проживающих в детском доме

Оборудование: плакат-толерантности, цветы из бумаги, ручки, бумага, музыкальное сопровождение, статуэтка слоника, карточки с ситуациями, ПК для показа презентации, карточки с упражнениями, тренингами.

План работы:

1.Сообщение темы.

2.Разбор понятий:

  1. Компетентность-под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.

Основные составляющие компетентности

педагогических работников

  1. Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
  2. Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
  3. Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
  4. Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

3.Знакомство и принятие девиза и правил занятия.

Девиз:     «Услышишь – забудешь,

Увидешь – запомнишь,

                  Попробуешь – поймёшь!»

Древне-китайский мыслить: Конфуций.

Правила нашей группы, принятие правил общения:

1.Доверительный стиль общения.

Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться того, чтобы участники максимально доверяли друг другу, следует в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предложить принять единую форму обращения друг к другу на «ты».Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального  положения, жизненного опыта и т.д.

2.Общение по принципу «Здесь и теперь»

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий случившихся с другими людьми. Вот время занятий мы будем говорить только о том, что волнует именно сейчас, и обсуждать то, что происходит в группе.

3.Персонификация высказываний

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и те самым уходить от ответственности за свои слова. По этому мы заменяем высказывания типа:  «Большинство  людей считают , что … » - на такое:  « Я считаю, что … »;

«Некоторые из нас думают, что …» - на «Я думаю …» и т.п.  Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» – на конкретную фразу: «Оля и Соня не поняли меня».

4.Открытость в общении

Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за открытость и откровенность;  дающий же оценку должен проявить терпимость, чтобы помочь товарищу раскрытьсебя.

5.КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО  В ГРУППЕ

Всё,  что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается.

6. Определение сильных сторон личности.

Во время занятий любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать, как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.

7.Недопустимость непосредственных оценок человека.

        При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне  не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнём: «Ты совершил плохой поступок».

8.Активное участие в происходящем.

   Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнёра и коллектив в целом. Мы всё время в группе внимательны к другим, нам интересны окружающие.

9.Уважение говорящего.

    Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не  перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаём свои вопросы, благодарим или спорим с ним.

4.  Изучение методов,приёмов по методике Н.Е.Щурковой.

«Приветствие»

Ведущий приветствует каждого участника по очереди и каждый участник должен повторить приветственную речь ведущего при обращении к нему.

«Моя мечта»

Каждый участник  вслух проговаривает свою мечту, обращаясь  к статуэтке: слоник, балерина и т.п.

«Письмо другу»

I вариант:

-Начинаем письмо со слов: «Дорогой (ая)…..».

-Затем делим лист на 2 части: в правой колонке  записываем  положительные черты друга, которому адресовано письмо, а в левой –записываем свои отрицательные черты.

-Заканчиваем письмо словами:  «Ваш (а)…».

-Передаём письмо другу.

-Обсуждение вслух каждым участником.

-Вывод: легче хвалить другого человека, чем критиковать себя.

II вариант:

Каждый пишет письмо другу, в котором  выражает комплименты, похвалу в адрес друга. Затем складывают в шапочку и вытягивают по –одному или вручают в руки.

«Комплимент»

Похвалите себя на первую букву имени и фамилии.

Например: Я Светлана Кривощёкова, я светлая, сосредоточенная, коммуникабельная, красивая, корректная.

Упражнение-тренинг  «Представление себя»

I вариант:

Инструкция:назовите своё имя и покажите движение, которое, раскрывает суть вашего характера.

II вариант:

Инструкция:вы должны представиться от имени вашей любимой вещи. Рассказать о себе  и сказать,что вас объединяет с соседом.

5.Разбор ситуаций.

Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия.

Ситуация 1:  

     Дружили две девочки: Катя и Лена. Лена плохо училась по математике и Катя решила ей помочь. Она попросила свою сестру Олю оказать помощь Лене по математике.  Оля работает в школе учителем начальных классов.Своей сестре Катя рассказала о Лене, что её подруга добросовестная, ответственная и исполнительная, но не успевает по математике. Оля согласилась помочь.

  Катя пригласила Лену к 12 часам, но подруги не было. Оля подождала ещё 30 минут и ушла на работу. В 13 часов пришла Лена. Катя открыла дверь и сказала: « Как тебе не стыдно, ты меня и мою сестру подвела. Больше я не хочу с тобой дружить». И закрыла дверь.

Вопросы для обсуждения:

-Какие личные качества вы увидели у Кати?

-Правильно ли она повела себя?

-Что вы почувствовали  на месте Лены?

- А как бы вы поступили вместо Кати?

Проигрывание ситуации 1с изменениями.

Задание: на листочках дети пишут: из-за чего чаще всего возникают ссоры. Затем сравнивают ответы с записью на экране.

  1. Непонимание друг друга;
  2. Неумение выслушать другого;
  3. Нежелание уступить;
  4. Равнодушие и т.д.

-Ребята, давайте вместе составим правила дружбы:

1.Уметь слушать друг друга.

2.Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе  и т.д.

6. «Поляна толерантности»

Инструкция: Каждый участник должен написать присутствующему  человеку комплимент.

 Все участники встают в круг и под музыку пишут на листочках комплименты друг другу. Затем записи вывешиваются на плакат, зачитываются.

7. Рефлексия

-  Мне понравилось (или не понравилось) данное занятие, потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Дискуссионный клуб "Speak and Listen" был организован в нашей школе с целью создания дополнительных условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступ...

Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...

Формирование коммуникативной компетенции воспитанников-выпускников детского дома, как средство успешной социализации в обществе.

Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающ...

Доклад «Проблемы формирования коммуникативной компетенции у воспитанников школы-интерната»

Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения...

Коммуникативная компетенция педагога при взаимодействии с подростками с агрессивным поведением

Цель: создание психологичесой безопасности при  взаимодействии с подростками с агрессивным  поведением.Задачи:организовать деятельность по профилактике и коррекции агрессивного и жестокого п...