ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
статья по английскому языку на тему
Дискуссионный клуб "Speak and Listen" был организован в нашей школе с целью создания дополнительных условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи учащихся в процессе дискуссий на английском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vatoropina_diskussionnyy_klub.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваторопина Елена Васильевна,
учитель английского языка, МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением
отдельных предметов , г. Екатеринбург
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений, необходимых в дальнейшем для эффективного взаимодействия в профессионально значимых ситуациях общения. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, а также развитие культуры презентации.
Из своего педагогического опыта знаю, что для учащихся изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, – достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Во время выступления они подчас не могут чётко сформулировать свою мысль, подобрать необходимые языковые средства, испытывают чувство неуверенности и волнения.
На наш взгляд, основные трудности в формировании речевой коммуникативной компетенции учащихся сводятся к следующему:
у учащихся нет мотивов, которые подтолкнули бы их к осуществлению речевых высказываний;
они нередко плохо ориентируются в теме, по которой необходимо высказаться;
школьники не владеют структурой речевого высказывания;
не хватает запаса слов, с помощью которых можно строить речевое высказывание.
Активизация учебно-речевой деятельности обучающихся на мотивационно-побудительном этапе связана с вызовом мотива говорения. Человек говорит тогда, когда испытывает потребность выразить свою мысль, то есть испытывает потребность вербального осмысления окружающей действительности, которая, находя себя в предмете говорения – мысли, становится коммуникативно-познавательным мотивом[1].
Для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи целесообразно использовать интерактивные технологии при обучении английскому языку. Наиболее эффективными интерактивными технологиями, по нашему мнению, являются дискуссии, круглые столы, дебаты, конференции, ролевые игры.
Дискуссионный клуб "Speak and Listen" был организован в нашей школе с целью создания дополнительных условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи учащихся в процессе дискуссий на английском языке [2].
Задачи, решаемые в процессе дискуссий:
развивать способности к самостоятельному решению творческих задач;
развивать умения учащихся взаимодействовать в группах, парах, свободно выражать свое мнение и обосновывать его;
развивать умения пользоваться дополнительной информацией (справочники, дополнительная литература, учебные пособия);
научить учащихся управлять своими эмоциями и сотрудничать с другими людьми;
содействовать формированию мировоззрения, эстетических и нравственных принципов учащихся;
формировать знания об истории, культуре, реалиях и традициях страны изучаемого языка, представления о достижениях культуры своего и других народов в развитии общечеловеческой культуры;
формировать навыки межкультурной коммуникации.
Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. Идет коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей. Задача учителя – не давать ученикам какие-то задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуации, конструированию своих знаний, усвоению новых знаний путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно.
Задачей учителя во время дискуссии является направление и помощь процессу обмена информацией через:
выявление многообразия точек зрения;
обращение к личному опыту участников;
поддержка активности участников;
соединение теории и практики;
взаимообогащение опыта участников;
облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
поощрение творчества участников.
Поскольку результатом обучения является формирование навыков и умений пользоваться языком как средством общения, то ведущим является принцип коммуникативной направленности. Принцип осознанного владения иностранным языком предполагает осознание языковых средств в их системе и коммуникативных функций. Для того, чтобы достичь более высоких результатов в осознанном понимании и умении пользоваться языком как средством общения, мы используем различные способы обучения диалогической речи:
использование диалога-образца;
основа пошагового составления диалога;
ведение диалога посредством искусственного создания ситуаций общения.
Обучению собственно диалогу предшествует большая предварительная работа со словами, тренировочными упражнениями, заучиванием готовых речевых структур, языковых штампов, фрагментов и целых диалогов.
Самым эффективным методом научить составлять диалог и постепенно развивать и закреплять знания на начальном этапе, на наш взгляд, является пошаговый метод, включение в работу тематических "реплик-клише". Владение разговорной речью достигается путем практических тренировок в языковом общении, коммуникативной деятельности. Все ситуации обыгрываются в парах, затем в группах, переходя плавно в полилоги. Важно, чтобы школьники в дальнейшем могли не только понять партнера-собеседника, поддержать разговор, ответить на реплику, но и развернуть диалог до хорошего полноценного общения. Лексический материал, осваиваемый в процессе работы над диалогами, прочно входит в активный запас речи учащихся.
Изучаемый материал мы стараемся приблизить к проблемам повседневной жизни. На наш взгляд, дискуссию можно провести почти по каждой теме, изучаемой в школе. Наиболее интересными и для меня, и для моих учеников считаю дискуссии на темы по социальной проблематике. Так учащиеся с удовольствием обсуждают проблемы молодежи, субкультуру, роль СМИ в жизни общества, виды путешествий, свои увлечения, будущую профессию, взаимоотношения с друзьями или в семье, проблемы экологии, школьную жизнь и др. [3].
Тема дискуссии обычно доводится мною до сведения учащихся заранее (но интересны и "спонтанные дискуссии" – когда тема дискуссии узкая). Дискуссии предшествует большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников.
Участники дискуссии придерживаются правил:
Я критикую идеи, а не людей.
Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
Я побуждаю каждого из участников к обсуждению.
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
Я изменяю свою точку зрения под воздействием факторов и убедительных аргументов.
Управление речевым общением возможно осуществить с помощью соответствующей речевой ситуации и речевым поступком собеседника "сигналов-индикаторов управления" устно-речевой коммуникации. Коммуникативно-лингвистическое содержание этих сигналов и индикаторов представлено различными коммуникативными типами вопросов: наводящими; выясняющими, уточняющими; встречными, прерывающими, опережающими, провокационными; переспросами; приказаниями; требованиями; просьбами и другие.
Чтобы дискуссия получилась интересной,
опишите захватывающий случай – лучше из собственного жизненного опыта;
попросите участников поднять руки, чтобы они продемонстрировали своё отношение к тому или иному вопросу;
задайте вопрос;
дайте обещание;
заставьте участников дискуссии смеяться;
сделайте спорное заявление;
приведите необычные данные;
используйте визуальные средства обучения.
В результате реализации программы дискуссионного клуба учащиеся должны знать/понимать: значение, произношение и орфографию новых лексических единиц, связанных с темой дискуссии; нормы поведения в условиях официального и неофициального общения; структуру диалога этикетного характера и диалога-расспроса; образование и употребление грамматических структур.
Учащиеся должны уметь: выражать своё отношение к обсуждаемым проблемам; запрашивать информацию о том, что нравится или не нравится; высказывать своё мнение в вежливой форме, используя (не)формальный стиль общения; общаться в условиях официального и неофициального общения в указанной социально-культурной сфере, используя диалог этикетного характера и диалог-расспрос; употреблять изучаемые грамматические явления в диалогах.
Литература
1. Коваль О.И. Инновационные технологии преподавания иностранного языка на неязыковых специальностях. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2012/ped26.html (дата обращения 25.10.2012 г.).
2. Ваторопина Е.В. Дискуссионный клуб "Speak and Listen" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,88436/ (дата обращения 22.10.2012 г.).
3. Ваторопина Е.В. Дискуссия как эффективный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка. // Интерактивные методы обучения иностранному языку в г. Екатеринбурге: Сборник докладов, статей и тезисов V Городских педагогических чтений учителей иностранного языка 2011 года – Екатеринбург : МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", 2011. – 95 с.
4. Ваторопина Е.В. Дискуссия на уроке английского языка (Вариант проведения итогового урока по теме «Conflicts» в 9 классе средней школы) // Новое слово в методике: Сборник инновационных методических разработок: материалы ежегодного международного методического форума, Екатеринбург, 1-2 ноября 2011 г. / «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011. – № 5. – 147 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.
Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...
Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...
Ролевая игра как способ формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка в 5 классе
Прект педагогического эксперимента по внедрению СОТ реализованного учителем в образовательном учреждении. Проектная работа....
Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка...
Методический семинар "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении английского языка"
Методический семинар...
Интерактивные технологии обучения устной речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Интерактивные технологии обучения устной речикак способ формирования коммуникативной компетенцииучащихся на уроках английского языка...