Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vatoropina.diskussiya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ваторопина Е.В.,

 МБОУ СОШ № 67, г.Екатеринбург

Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи целесообразно использовать интерактивные технологии при обучении английскому языку. Наиболее эффективными интерактивными технологиями, по нашему мнению, являются дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, ролевые игры.

Из своего педагогического опыта знаю, что для учащихся изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Во время выступления они подчас не могут чётко сформулировать свою мысль, подобрать необходимые языковые средства, испытывают чувство неуверенности и волнения.

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. Идет коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей. Задача учителя – не давать ученикам какие-то задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуации, конструированию своих знаний, усвоению новых знаний путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно.

Дискуссию можно провести почти по каждой теме, изучаемой в школе. Наиболее интересными и для меня, и для моих учеников считаю дискуссии на темы по социальной проблематике. Так учащиеся с удовольствием обсуждают проблемы молодежи, субкультуру, роль СМИ в жизни общества, виды путешествий, свои увлечения, будущую профессию, взаимоотношения с друзьями или в семье, проблемы экологии, школьную жизнь и др. Тема дискуссии обычно доводится мною до сведения учащихся заранее (но интересны и «спонтанные дискуссии» – когда тема дискуссии узкая). Дискуссии предшествует большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников.

Тема «Конфликты» изучается в 9 классе. В качестве завершающего урока по теме я провожу дискуссию-конференцию «Youth and Conflicts».  Для обсуждения могут быть взяты следующие вопросы:

What are the most common causes of conflicts?

How often do you have conflicts?

Whom do you often have conflicts with?

How do you resolve conflicts?

Is it possible to avoid conflicts?

Explain why a peaceful resolution to a conflict is important.

Give advice on what people should do if they have a conflict.

Как показала практика, учащимся есть что сказать на эту тему. Она им интересна и близка. Практически у всех есть опыт конфликтных ситуаций и мнение по данной проблеме, которыми они могут и хотят поделиться. Ребята приводят примеры из своей жизни: общение с одноклассниками и друзьями, разногласия в семье, конфликты в школе и др. В процессе дискуссии ее участники следуют следующим правилам: «Я критикую не людей, а идеи», «Я прислушиваюсь к мнению каждого», «Главное – не победа в споре, а выработка конструктивного решения проблемы», «Я говорю сам и хочу, чтобы другие высказались по проблеме», «Если аргументы и доводы участников дискуссии убедительны, я могу изменить свою точку зрения».

В начале дискуссии я применяю методику «Мозговой штурм».

Youth and Conflicts

to agree

to discuss

to choose

to disagree

to understand

to argue

to share

to hear

to lead to

to relate

to solve

 to unite

to prevent

to avoid        

 to ignore

 to confuse

to criticize

to support

to hear

to differ from

to respect each other

to listen to each other

to talk to each other

to deserve somebody’s love

to observe the laws of co-existence

to get on well

to suggest an idea

 to allow

to discriminate

to prohibit

to suffer from

reserved

polite, calm, kind

friendly

optimistic

tolerant

aggressive

nervous

values

rights

relations

opinion

idea

situation

conflict resolution

by peaceful means

in a peaceful way

reunion

fair

unfair

argument

violent

confident

attentively

similar

calmly

friendship

freedom

Важную  роль для развития навыков диалогической речи играет            Dialogue Vocabulary.

In my opinion …

 I think …

To my mind …

What do you think about it?

It’s a good idea to …

I feel strongly against it.

I’m absolutely positive that …

I don’t care about …

Do you mean that …?

I’m not sure that …

I’m sure you’ll agree that …

In addition to that …

For example …

For instance …

First … Second …. Third …

The first … The second … The third …

First … Next … Then … After that … Finally …

Connecting words:

Consequently … Therefore … However … Because of …

Although … In addition … Since … Also

Because …. … so … … but … … and …

На данной дискуссии-конференции я использовала результаты проектной работы учащихся – исследовательский проект девятиклассников «Conflicts in our life», который они защищали на школьной и районной научно-практической конференции. Авторы проекта рассказали о том, как относятся к данной проблеме другие учащиеся нашей школе. Результаты опроса, проведенного среди старшеклассников, и анализ его результатов были показаны в презентации работы. Рассказ авторов проекта вызвал большое количество вопросов. Состоялся обмен мнениями по проблеме, которая очень близка учащимся и волнует их.

Учащиеся приходят к определенному выводу – решению. Чтобы помочь им в этом, считаю целесообразным предложить следующее задание:

Fill in the table and make a conclusion.

What should people do to resolve conflicts?

To resolve conflicts people should …

To resolve conflicts people should not…

criticize differences

ask for advice from someone who is older than you

listen attentively to other people

punish unfairly

be optimistic

speak calmly

be confident and relaxed

ignore someone’s opinion

keep a sense of humour

bully people

tell people what makes you unhappy

avoid criticizing differences

cheer up people

avoid looking for a peaceful solution

observe other people’s rights

talk to people

bother someone

quarrel with people

Учащиеся высказываются о главных, на их взгляд, способах предотвращения или решения конфликтов.

При оценивании участников дискуссии следует учесть следующие критерии: аргументированное представление своей точки зрения, умение задавать проблемные вопросы, обобщать полученную и изученную информацию, делать выводы, а также – соблюдение речевого этикета и грамотность речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулиру...

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при обучении грамматической стороне речи на средней ступени.

Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка....

"Использование интерактивных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"

Выступление на V всероссийской научно-практической конференции "Интерактивные и мультимедийные средства в предметном обучении"...

Эффективное использование песенного материала, стихов и рифмовок для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Один из эффективных приемов обучения на уроках английского языка является использование стихотворных и песенных материалов.Работа со стихотворениями, рифмовками и песнями является мощным средством под...