Формирование коммуникативной компетенции воспитанников-выпускников детского дома, как средство успешной социализации в обществе.
методическая разработка (9 класс) на тему

 

Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и коммуникативных способностей. Поэтому специально организованные занятия с детьми смогут существенно дополнить и обогатить имеющийся опыт, станут отличной практикой, позволяющей ребёнку приобрести навыки эффективного общения, научиться ставить задачи для самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnoe_vystuplenie.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции воспитанников-выпускников детского дома, как средство успешной социализации в обществе.

Условие возникновения и становление опыта, его актуальность и перспективность.

     Одним из самых показательных результатов деятельности детского дома является то, насколько социально адаптированным будет его выпускник. А именно: выпускник знает, чего он хочет в жизни, знает, как этого достичь, и стремится к своей цели. Но цель и средства её достижения должны быть в рамках норм морали и ценностей, принятых в обществе. Чтобы всего этого добиться,  необходимо научиться, в первую очередь, строить отношения с другими людьми. Тем, кто работает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, хорошо известны сдерживающие факторы, которые присутствуют у воспитанников детских домов: низкая самооценка, отсутствие самоконтроля, недоверие к людям, опыт манипулирования, эмоциональная глухота, скудный опыт общения, ограниченный социальный кругозор.

     Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и коммуникативных способностей. Поэтому специально организованные занятия с детьми смогут существенно дополнить и обогатить имеющийся опыт, станут отличной практикой, позволяющей ребёнку приобрести навыки эффективного общения, научиться ставить задачи для самосовершенствования.

Технология реализации ведущей педагогической идеи.

С этой целью в своей педагогической деятельности была реализована программа «Мы Сами» авторского коллектива Фонда «Женщины и дети прежде всего», научный руководитель доктор психологических наук. профессор Семья Г.В. и разработали тематическое планирование на второй год обучения по модифицированной программе, которую назвали «Ты да я, да мы с тобой»

     Программа «Ты да я, да мы с тобой» представляет собой коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие психосоциальной компетентности воспитанников интернатов и детских домов.

     Целью программы является помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях; способствовать развитию чувства собственного достоинства, успешной и полной реализации себя в поведении и деятельности, утверждению своих прав и собственной ценности, при этом, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. 

     На занятиях, проводимых с воспитанниками, использую необычные формы и техники работы: ролевые игры, дискуссии, моделирование образцов поведения, методические истории и притчи.

     Важна и структура занятий. Привыкание к ней воспитанников помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания. Каждое занятие начинается ритуалом приветствия и завершается ритуалом прощания. Воспитанники сами выбирали ритуалы занятий. Таким образом, было предложено приветствие: участники группы берутся за руки и приветствуют соседа слева и соседа справа. Ритуал прощания – аплодисменты и слова благодарности друг другу за хорошую работу. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Вводная часть (разминка) включает упражнения, которые помогают ребятам настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют групповой сплочённости.

     Обсуждение домашнего задания проводится после (вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала. Основная часть занятия включает в себя упражнения, игры, приёмы, направленные на решение основных задач программы, работу со словарём. Обсуждение итогов занятия (рефлексия) – обязательный этап и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

     Сам общественный контакт во время занятий вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии. Этому способствуют активные групповые методы, которые, можно условно объединить в три основные блока:

  1. дискуссионные методы, которые способствуют уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивают коммуникативные качества и умения.  
  2. игровые методы подразделяются на операционные игры, в которых обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события и ролевые игры, в которых индивида сталкивают с ситуациями, которые характерны для его реальной действительности.
  3. сенситивный тренинг. В ходе тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы,  получают возможность сравнивать, анализировать, делать выводы.

Кроме того, при взаимодействии с воспитанниками  для формирования коммуникативной компетенции я использую следующие педагогические технологии:

  • личностно-ориентированный подход, в основе которого  лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого воспитанника.
  •  индивидуальный подход. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей воспитанников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
  • компетентностный подход, который    акцентирует внимание на формировании у воспитанников компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации в самостоятельной жизни;
  • технологии педагогического диалога которые предполагают позитивную установку на широкое общее культурное развитие ребёнка, во всех его потенциальных возможностей и способностей. Раскрывают перед ребёнком его собственные возможности в различных видах деятельности.

           Чтобы процесс коммуникативного развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя «слово»,  «дело» и «наблюдение» как диагностику, педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя.

     Применяя в комплексе методы и приёмы, принципы и технологии можно сформировать коммуникативную компетентность воспитанников, которая составляет одну из ключевых компетенций выпускника детского дома.

Литература:

  1. Глаголев О.Б. Настольная книга классного руководителя 9 класса / О.Б.Глаголев – Ростов н /Д: Феникс,2009. – 249с.
  2. Дик Н.Ф., Дик Т.Н. Воспитательная работа со старшеклассниками. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  3. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. - №1. – С.50-51.
  4. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. - №2. – С.50-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий кр...

Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....

Формирование социальной компетенции у воспитанников детского дома

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами.Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятс...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка средствами детского фольклора

Методическая работа на данную тему показывает, насколько важна роль фольклора, а в частности сказок, в изучении иностранного языка детьми....

Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ для дальнейшей успешной социализации в обществе

Результатом развития социальной компетентности учащихся олжно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимание основания собственных действий (рефлексия), самостоятельность...