Формирование коммуникативной компетенции воспитанников-выпускников детского дома, как средство успешной социализации в обществе.
методическая разработка (9 класс) на тему
Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и коммуникативных способностей. Поэтому специально организованные занятия с детьми смогут существенно дополнить и обогатить имеющийся опыт, станут отличной практикой, позволяющей ребёнку приобрести навыки эффективного общения, научиться ставить задачи для самосовершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_vystuplenie.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции воспитанников-выпускников детского дома, как средство успешной социализации в обществе.
Условие возникновения и становление опыта, его актуальность и перспективность.
Одним из самых показательных результатов деятельности детского дома является то, насколько социально адаптированным будет его выпускник. А именно: выпускник знает, чего он хочет в жизни, знает, как этого достичь, и стремится к своей цели. Но цель и средства её достижения должны быть в рамках норм морали и ценностей, принятых в обществе. Чтобы всего этого добиться, необходимо научиться, в первую очередь, строить отношения с другими людьми. Тем, кто работает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, хорошо известны сдерживающие факторы, которые присутствуют у воспитанников детских домов: низкая самооценка, отсутствие самоконтроля, недоверие к людям, опыт манипулирования, эмоциональная глухота, скудный опыт общения, ограниченный социальный кругозор.
Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и коммуникативных способностей. Поэтому специально организованные занятия с детьми смогут существенно дополнить и обогатить имеющийся опыт, станут отличной практикой, позволяющей ребёнку приобрести навыки эффективного общения, научиться ставить задачи для самосовершенствования.
Технология реализации ведущей педагогической идеи.
С этой целью в своей педагогической деятельности была реализована программа «Мы Сами» авторского коллектива Фонда «Женщины и дети прежде всего», научный руководитель доктор психологических наук. профессор Семья Г.В. и разработали тематическое планирование на второй год обучения по модифицированной программе, которую назвали «Ты да я, да мы с тобой»
Программа «Ты да я, да мы с тобой» представляет собой коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие психосоциальной компетентности воспитанников интернатов и детских домов.
Целью программы является помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях; способствовать развитию чувства собственного достоинства, успешной и полной реализации себя в поведении и деятельности, утверждению своих прав и собственной ценности, при этом, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению.
На занятиях, проводимых с воспитанниками, использую необычные формы и техники работы: ролевые игры, дискуссии, моделирование образцов поведения, методические истории и притчи.
Важна и структура занятий. Привыкание к ней воспитанников помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания. Каждое занятие начинается ритуалом приветствия и завершается ритуалом прощания. Воспитанники сами выбирали ритуалы занятий. Таким образом, было предложено приветствие: участники группы берутся за руки и приветствуют соседа слева и соседа справа. Ритуал прощания – аплодисменты и слова благодарности друг другу за хорошую работу. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Вводная часть (разминка) включает упражнения, которые помогают ребятам настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют групповой сплочённости.
Обсуждение домашнего задания проводится после (вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала. Основная часть занятия включает в себя упражнения, игры, приёмы, направленные на решение основных задач программы, работу со словарём. Обсуждение итогов занятия (рефлексия) – обязательный этап и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Сам общественный контакт во время занятий вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии. Этому способствуют активные групповые методы, которые, можно условно объединить в три основные блока:
- дискуссионные методы, которые способствуют уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивают коммуникативные качества и умения.
- игровые методы подразделяются на операционные игры, в которых обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события и ролевые игры, в которых индивида сталкивают с ситуациями, которые характерны для его реальной действительности.
- сенситивный тренинг. В ходе тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, получают возможность сравнивать, анализировать, делать выводы.
Кроме того, при взаимодействии с воспитанниками для формирования коммуникативной компетенции я использую следующие педагогические технологии:
- личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого воспитанника.
- индивидуальный подход. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей воспитанников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
- компетентностный подход, который акцентирует внимание на формировании у воспитанников компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации в самостоятельной жизни;
- технологии педагогического диалога которые предполагают позитивную установку на широкое общее культурное развитие ребёнка, во всех его потенциальных возможностей и способностей. Раскрывают перед ребёнком его собственные возможности в различных видах деятельности.
Чтобы процесс коммуникативного развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя «слово», «дело» и «наблюдение» как диагностику, педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя.
Применяя в комплексе методы и приёмы, принципы и технологии можно сформировать коммуникативную компетентность воспитанников, которая составляет одну из ключевых компетенций выпускника детского дома.
Литература:
- Глаголев О.Б. Настольная книга классного руководителя 9 класса / О.Б.Глаголев – Ростов н /Д: Феникс,2009. – 249с.
- Дик Н.Ф., Дик Т.Н. Воспитательная работа со старшеклассниками. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. - №1. – С.50-51.
- Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. - №2. – С.50-51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.
Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...
«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".
В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий кр...
Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....
Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома
Опыт работы воспитателя детского дома...
Формирование социальной компетенции у воспитанников детского дома
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами.Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятс...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка средствами детского фольклора
Методическая работа на данную тему показывает, насколько важна роль фольклора, а в частности сказок, в изучении иностранного языка детьми....
Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ для дальнейшей успешной социализации в обществе
Результатом развития социальной компетентности учащихся олжно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимание основания собственных действий (рефлексия), самостоятельность...