Доклад «Проблемы формирования коммуникативной компетенции у воспитанников школы-интерната»
учебно-методическое пособие

Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2_19g.odt14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Проблемы формирования коммуникативной компетенции

у воспитанников школы-интерната»

Материал подготовила

воспитатель 2 группы

Салиндер Л.А.

2019 год

Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( ФГОС) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.

Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая деятельность;
  2. Познавательная деятельность;
  3. Проблемно-ценностное общение;
  4. Досугово-развлекательная деятельность;
  5. Художественно – эстетическое творчество;
  6. Социальное творчество;
  7. Трудовая деятельность;
  8. Спортивно-оздоровительная деятельность;

Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирование коммуникативных учебных действий.

Каково же значение коммуникативной компетенции младшего школьника?

Во - первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски, его реальный ответ будет хуже имеющих знаний, и соответственно, оценка будет ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности.

В - третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия будущей жизни.

Исходя, из выше изложенного, во внеурочное время, в своей группе я стараюсь использовать разные формы виды работ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников.

Например,

1) мы много рассказываем с воспитанниками на определенные темы. ( О природе, о здоровье, семье и т.д.)

2) Воспитанники готовят свои выступления на заданные темы. А также без подготовки делаем сообщения. Воспитанники высказывают свои мнения, доказывают свою точку зрения.

3) Проводим диалогическую форму общения.

Сюда входят ролевые, деловые, познавательные игры. Некоторые дети участвуют в качестве ведущих на мероприятиях. Участвуют в проектах.

Приступая к работе нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

Однако я думаю, что формирование базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен урок, личность развивается в общении, в неформальной обстановке.

Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы:

- формирует любознательность,

-повышает эрудицию школьников,

-создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

Составляющими коммуникативных умений являются:

-умение слушать;

-умение понимать и принимать мнение другого;

-умение решать конфликт;

-умение адекватно оценивать себя и других.

В группе я с детьми провожу разные мероприятия, игры, конкурсы, беседы, ролевые игры и т.д.

Например, в группе можно проводить игру «Пожелание». Цель этой игры – развитие коммуникативных навыков. Игра «Продолжи сказку», эта игра побуждает детей фантазировать, развивать речь, также способствует формированию культуры поведения. Мероприятия, которые мы проводим по формированию коммуникативных качеств, убеждают в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств у младших школьников.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "даёт" ребёнку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Есть много игр на формирование коммуникативных компетенции… Я вам подготовила картотеку игр, и Вы, уважаемые коллеги, увидите описание различных игр в этой картотеке.

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Формирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познать мир.

Итак, внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Важно помнить, что обучение общению — не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя, воспитателя,логопеда, психолога и конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы.

Литература:

  1. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007.
  2. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности /К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после.- 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация отражает систему работы учителя над формированием коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида....

Представление собственного педагогического опыта Лисевцевой Екатерины Ивановны учителя английского языка по проблеме «Формирование коммуникативной компетенции посредством игровых технологий на начальном этапе обучения»

           Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для раз...

Доклад «Формирование жизненных компетенций в условиях школы-интерната посредством социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков»

С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школах-интернатах необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоват...

доклад на тему: "Основные методы формирования социальной и жизненной компетенции у воспитанников школы – интерната".

quot; Через активную организацию жизни в школе ребёнок придёт к умению войти в жизнь"Лев Семёнович Выготский...

Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»

Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...