Общеобразовательная программа профориентационной направленности «Россия – мои горизонты»
рабочая программа

Пляшечникова Анастасия Сергеевна

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года      одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».

Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 10-12 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее».

Согласно требованиям ФГОС общего образования, реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования предусмотрена через урочную и внеурочную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

     УТВЕРЖДЕНА

приказом № «157» от 28.08.2024 года

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

«РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ»

возраст обучающегося: 10 – 12 класс

срок реализации: 1 год

Авторы-составители:

Пляшечникова А.С.,

Левадная Л.П. педагоги дополнительного образования

г. Нефтеюганск - 2024

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

1

2.

Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»

3

3.

Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в плане внеурочной деятельности        6

3

4.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты

4

4.1

Личностные результаты

4

4.2

Метапредметные результаты

5

5

Календарно тематический план

7

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (далее – Программа) составлена на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆ Федерации»,

- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413,

- Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370,

- Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371,

- Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 10-12 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования,

- Методических рекомендаций по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 10-12 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года      одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».

Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 10-12 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее».

Согласно требованиям ФГОС общего образования, реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования предусмотрена через урочную и внеурочную деятельность.

План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является обязательной частью образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и формируется с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.

Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению.

Программа должна, в том числе, обеспечивать информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями.

В целях реализации Программы должны создаваться условия, обеспечивающие возможность развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся.

Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать, в том числе информационное сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения.

2. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»

Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 10–12 классов общеобразовательных организаций.

Задачи:

- содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;

- формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуального образовательно-профессионального   маршрута   в   зависимости от интересов, способностей, доступных им возможностей;

- информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального    образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);

- формирование у обучающихся навыков и умений, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуального образовательно-профессионального маршрута и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;

- формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

3. Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в плане внеурочной деятельности

Настоящая Программа является частью образовательных программ основного и среднего общего образования и состоит из:

  • планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности,
  • содержания курса внеурочной деятельности,
  • тематического планирования.

Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся с 10 по 12 классы.

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа состоит из занятий разных видов – профориентационных (тематических), отраслевых, практико-ориентированных и иных.

4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Россия – мои горизонты»

4.1Личностные результаты

4.1.2. Для ФГОС СОО:

В сфере гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества.

В сфере патриотического воспитания:

- осознание духовных ценностей российского народа;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.

В сфере духовно-нравственного воспитания:

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности.

В сфере эстетического воспитания:

– способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

– готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений.

В сфере трудового воспитания:

– готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

– готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

– интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

В сфере экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества.

В сфере ценности научного познания:

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.

4.2 Метапредметные результаты

  1. Для ФГОС СОО:

В сфере овладения универсальными познавательными действиями:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов.

В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:

- владеть различными способами общения и взаимодействия;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы.

В сфере овладения универсальными регулятивными действиями:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

- оценивать приобретенный опыт.

5. Календарно тематический план

№п/п

Занятие

Дата

Кол-во часов

Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения»

2

2

Тематическое профориентационное занятие «Открой своё будущее»

2

2

Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя»

2

2

Россия аграрная: растениеводство, садоводство

2

2

Россия индустриальная: атомная промышленность

2

2

Практико-ориентированное занятие

2

2

Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание

2

2

Россия здоровая: биотехнологии, экология

2

2

Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана

2

2

Практико-ориентированное занятие

2

2

Россия комфортная: транспорт

2

2

Россия здоровая: медицина и фармация

2

2

Россия деловая: предпринимательство

2

2

Россия комфортная: энергетика

2

2

Практико-ориентированное занятие

2

2

Проектное занятие

2

2

Профориентационное тематическое занятие «Моё будущее»

2

2

Россия индустриальная: добыча и переработка

2

2

Россия индустриальная: лёгкая промышленность

2

2

Россия умная: наука и образование

2

2

Практико-ориентированное занятие

2

2

Россия индустриальная: тяжёлая промышленность, машиностроение

2

2

Россия безопасная: военно-промышленный комплекс

2

2

Практико-ориентированное занятие

2

2

Россия умная: программирование и телекоммуникации

2

2

Россия комфортная: строительство и архитектура

2

2

Практико-ориентированное занятие

2

2

Россия социальная: сервис и туризм

2

2

Россия креативная: искусство и дизайн

2

2

Практико-ориентированное занятие

2

2

Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика

2

2

Россия безопасная: вооружённые силы, гражданская оборона

2

2

Практико-ориентированное занятие

2

2

Рефлексивное занятие

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ" Составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Курс "Человек и профессия" позволяет учащимся изучить свои возможности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей ш...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"

Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения  детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Роспись по дереву»

Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации: 3 года обучении (432 часа)...

Разработка Дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА»

Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категори...

Адаптация материала профориентационного занятия "Россия-мои горизонты"

Адаптация профориентационного занятия "Россия-мои горизонты", для обучающихся 6-7 классов с интеллектуальными нарушениями: "Россия инженерная: узнаю достижения страны в области иненерно...

Адаптированный конспект профориентационного занятия "Россия- мои горизонты", 6 класс VIII вид

Адаптированный конспект профориентационного занятия "Россия - мои горизонты", занятие 1 "Моя Россия - мои горизонты", для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 6 класса....