Разработка Дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА»
методическая разработка на тему

Могилевская Юлия Леонидовна

Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категории «В», которая является основой данного курса. Программа имеет спортивно-техническую направленность, по функциональному предназначению – специальная, по форме организации – групповая (минигруппы 6-8 человек), рассчитана на обучающихся юношеских автошколах, в возрасте 16-18 лет, общим объемом 64 часа, срок реализации 1 год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_k_vershinam.doc353.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО

ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МЕСТЕРСТВА».

Самара 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

2

ВВЕДЕНИЕ

3

I.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Новизна программы

Педагогическая целесообразность

Цели программы

Задачи программы

Отличительные особенности

Планируемые результаты освоения программы

Система и способы оценки результатов освоения программы

4

4

5

5

5

5-6

7

7-8

9

II.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план программы

Тематический план программы

Методическое обеспечение программы

Дидактическое обеспечение программы

Техническое оснащение занятий

10

10-11

11

12-13

13

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

14-15

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПАСПОРТ

дополнительной общеобразовательной программы технической направленности

«К вершинам водительского мастерства»

1.

По степени авторского вклада

адаптированная

2.

По направленностям образовательной деятельности

спортивно-техническая

3.

По уровню содержания

предп
офильная

4.

По форме организации детских формирований

Групповая, минигруппа 6-8 человек

5.

По сп
собу реализации

алгоритмическая

6.

По возрасту

для старшеклассников. 16-18 лет

7.

По срокам реализации

среднесрочная (один год обучения)

8.

По масштабу

федеральная

9.

По контингенту обучающихся

общая

10.

По степени реализации

проект программы (в разработке)

11.

По целеполаганию

учебная, профессионально-ориентированная

12.

По степени творческого подхода

репродуктивная

ВЕДЕНИЕ

Перед учреждениями, занимающимися подготовкой водителей транспортных средств, в частности перед юношескими автошколами, ставится главная задача - содействие обучающимся автошколы в изучении в обучении безопасному управлению транспортным средством с помощью современных и эффективных образовательных технологий и высокого профессионального уровня преподавательского состава. Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому относиться халатно к обучению вождению нельзя ради собственной безопасности и безопасности окружающих. В базовом курсе вождения, который курсанты изучают  для того, чтобы получить водительское удостоверение, приобретаются только общие знания и навыки, и нельзя оспорить тот факт, что знание и соблюдение правил дорожного движения недостаточно для того, чтобы считать себя уверенным водителем.

Представленная программа «К вершинам водительского мастерства»  подготовки водителей транспортных средств категории «В» разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам подобного типа, требованиями Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об образовании», введенным в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 года № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», вступившего в силу 11.08.2014г..

Структура программы состоит из пояснительной записки, учебно-тематических планов содержания, библиографического списка литературы и приложений. В пояснительной записке раскрывается актуальность и новизна программы, цель и задачи. Особое внимание уделяется организации образовательного процесса, методам, формам и средствам обучения и воспитания, контролю результативности, ожидаемым результатам. Раздел учебно-тематического планирования включает общий учебный план программы и учебно-тематические планы дисциплин, изучаемых по программе подготовки водителей транспортных средств категории «В». Содержание программы состоит из подробного описания разделов и тем изучаемых дисциплин программы. Библиографический список литературы включает используемые и рекомендуемые литературные источники. В приложении приводится перечень учебных материалов, необходимых для осуществления образовательной деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основанием для введения курса является решение методического совета СОЦДЮТТ, Протокол №02\15 от 24.08.2015 г.

Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категории «В», которая является основой данного курса. Программа имеет спортивно-техническую направленность, по функциональному предназначению – специальная, по форме организации – групповая (минигруппы 6-8 человек), рассчитана на обучающихся юношеских автошколах, в возрасте 16-18 лет, общим объемом 64 часа, срок реализации 1 год.

Новизна программы заключается в том, что программа ГБОУ ДОД СОЦДЮТТ «К вершинам водительского мастерства» адаптирована к образовательной деятельности с учетом специфики обучения подростков 16-18 лет, а именно, в отличие от краткосрочных курсов подготовки (три месяца), продолжительность обучения рассчитана на один учебный год.

В базовом курсе обучения вождению «Профессиональная подготовка водителей категории «В», который курсанты изучают для того, чтобы получить водительское удостоверение, они приобретают только общие знания и навыки, и нельзя оспорить тот факт, что знание и соблюдение правил дорожного движения недостаточно для того, чтобы считать себя уверенным водителем.

Курс «К вершинам водительского мастерства» позволит углубленно и конкретизировано изучить техники управления автомобилем, научит прогнозировать развитие ситуации на дороге на несколько шагов вперед и быть уверенным в собственной безопасности, а также развить гибкость в отношении других участников движения, скорость реакции и хладнокровие в критический момент. Это предусматривает   увеличение количества учебных часов, и как следствие высокий уровень подготовки курсантов.

В образовательном процессе активно применяются современные образовательные технологии: интерактивные методы обучения (интерактивные доски), автотренажеры, пособия «Интерактивная автошкола», дифференцированный подход в обучении, игровые технологии и др.

Актуальность программы

В настоящее время, в связи с увеличением автотранспортного парка и интенсивности движения на дорогах повышаются и требования ко всем участникам дорожного движения - водителям, пешеходам, пассажирам. Передвижение в условиях современного дорожного движения стало проблемой, которая требует особого внимания к уровню подготовки водителей транспортных средств. Актуальность программы обусловлена тем, что создаются условия и возможности изучить способы управления ТС и развить мотивацию к безопасному управлению автомобилем, обеспечить профилактику социального поведения на дороге.  Позволит прогнозировать внештатную ситуацию на несколько шагов вперед и быть уверенным в собственной безопасности на дороге, а также развить гибкость в отношении других участников движения, скорость реакции и хладнокровие в критической ситуации.

Педагогическая целесообразность образовательной программы «К вершинам водительского мастерства» определена тем, что ориентирует курсанта на повышение уровня уже полученных знаний и умений, умение применять в жизни - на практике полученные знания, улучшение своего образовательного результата. Кроме того, предлагаемый курс, средства и формы обучения педагогически целесообразны для формирования у обучающегося чувства ответственности за выполнение своих действий, в исполнении своей индивидуальной функции на дороге.

Цели программы:

  • обучить курсантов определённым навыкам, которые помогут в аварийной ситуации быстро оценить обстановку и принять меры;
  • сформировать высокий уровень подготовки безаварийного управления транспортным средством у выпускников юношеской автошколы по курсу «Профессиональная подготовка водителей категории «В»»;
  • воспитать культуру взаимодействия с другими участниками дорожного движения через изучение основ законодательства в сфере дорожного движения, правил дорожного движения, приёмов безопасного управления автомобилем, правильного и своевременного обслуживания транспортного средства, оказание первой помощи.

Задачи программы:

 Обучающие:

  • обучить правилам дорожного движения, основам законодательства в сфере дорожного движения;
  • изучить начальную базу тренажерной контраварийная подготовки, приемы мастерства и аварийного торможения;
  • обучить правилам, приемам и последовательности действий техники экстремального и аварийного торможения;
  • обучить приемам управления автомобилем по скользящей дороге;
  • обучить технике экстремального маневрирования;
  • сформировать «чувство» статических и динамических габаритов и дистанции.
  • обучить назначению, расположению, принципу действия основных механизмов и приборов транспортного средства, в экстренной ситуации;
  • обучить порядку выполнения контрольного осмотра транспортного средства перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию, перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
  • обучить приемам и последовательности действий при оказании доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях с соблюдением требований по их транспортировке;
  • обучить правилам техники безопасности при проверке технического состояния транспортного средства, приемам устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правилам обращения с эксплуатационными материалами;
  • обеспечить закрепление полученных знаний, умений, навыков -  на практике.

Воспитательные:

  • воспитать чувство ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • способствовать формированию здорового образа жизни, бережного отношения к здоровью и жизни других участников движения;
  • сформировать у курсантов культуру управления автомобилем, культуру уважительного, бесконфликтного взаимодействия с другими участниками дорожного движения;

Развивающие:

  • способствовать совершенствованию навыков управления транспортным средством, развить навыки безопасного управления транспортным средством;
  • развить скорость реакции курсанта;
  • способствовать развитию навыков приема самостоятельных решений в опасных ситуациях на дороге;
  • способствовать развитию навыков управления своим эмоциональным состоянием, конструктивного разрешения межличностных конфликтов, возникших между участниками дорожного движения;
  • способствовать формированию уверенности действий в нештатных ситуациях.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в данной области заключаются:

  • теоретические занятия связаны с применением СОТ (тренажеры, ПК, интерактивные устройства);
  • проводятся тренинговые занятия с применением практических заданий (упражнений) на восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки, тренировку наблюдательности и памяти, глазомера, концентрации внимания, восстановление нормального эмоционального и физического состояния;
  • на практических занятиях, в отличии от других программ, применяются не только традиционные способы отработки на практике изученных навыков и техник управления ТС в критических ситуациях, но и проводятся экспресс-задания для определения уровня умений и навыков.

Планируемые результаты освоения программы.

Пройдя курс контраварийной подготовки, вы научитесь чувствовать и понимать, как движется ваш автомобиль, узнаете об основных опасных ситуациях на дороге и способах выхода из них. Но самое главное то, что данный курс поможет вам выработать навыки, которые позволят в любой аварийной ситуации быстро и правильно реагировать на опасность.А правильная оценка ситуации и хладнокровное выполнение нужных действий — это залог безопасности вас и ваших пассажиров, не говоря уже о защите вашего автомобиля.

В итоге изучения программы «К вершинам водительского мастерства» обучающийся должен уметь:

  • безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения;
  • управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
  • выполнять контрольный осмотр транспортного средства перед выездом и при выполнении поездки;
  • уверенно действовать в нештатных ситуациях;
  • принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке;
  • устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
  • прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
  • своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
  • совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.

В итоге изучения программы «К вершинам водительского мастерства» обучающийся должен знать:

  • назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства;
  • основы безопасного управления транспортными средствами;
  • особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
  • порядок вызова аварийных и спасательных служб;
  • современные рекомендации по оказанию первой помощи;

Система и способы оценки результатов освоения программы

С целью определения уровня подготовки обучающихся используются следующие виды контроля:

Предварительный контроль – проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить уровень подготовки учащихся, определить направление и формы индивидуальной работы и получить информацию для усовершенствования образовательной деятельности. Используемые методы: собеседование, наблюдение, анкетирование и тестирование учащихся.

Текущий контроль проводится на каждом занятии перед изучением нового материала в форме устного или письменного опроса курсантов.

Периодический контроль – в нём учитываются данные текущего контроля, данный вид контроля помогает определить степень усвоения курсантами учебного материала и уровень сформированных знаний, умений и навыков, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих. Данный вид контроля проводится в форме дифференцированного зачета.

Итоговая аттестация (итоговый контроль) – проводится по завершению обучения. Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена включает в себя практическую часть и проверку теоретических знаний.

Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам: комплексный экзамен по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления», зачет по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии», практическая часть квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством   на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством в виде соревнований между обучающимися, в соответствии с требованиями спортивного автомногоборья. Каждое соревнование по автомногоборью включает в себя не менее трех видов состязаний, из которых не менее двух связаны с управлением автомобилем. Например: скоростное маневрирование или фигурное вождение, слалом и ПДД, экономичное вождение и поиск неисправностей, и т.д. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о прохождении курса «К вершинам водительского мастерства».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план программы

«К вершинам водительского мастерства»

№ п/п

Наименование курса

Кол-во часов

Техника экстренного вождения(теория)

16

Практическое вождение автомобиля

48

Итого:

64

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ

«К вершинам водительского мастерства»

I раздел

Введение – 1 час

Тема 1 Мастерство управления автомобилем в экстремальных ситуациях – 1 час

II Раздел

Управление автомобилем на скользкой дороге – 4 часа

Тема 1Трогание, разгон на скользкой дороге. Реакция водителя на занос вправо, влево –1 час

Тема 2 Стабилизация автомобиля при заносе – 1 час

Тема 3 Стабилизация автомобиля при экстренном торможении – 1 час

Тема 4 Реакция водителя на опрокидывание –1 час

III Раздел

Техника экстренного маневрирования – 4 часа

Тема 1 Задачи методики экстренного маневрирования – 1 час

Тема 2 Техника управления «Змейка» стандартная – 1 час

Тема 3 Движение задним ходом с контролем через зеркало заднего обзора – 1 час

Тема 4 Техника выполнения разворота «Восьмерка» - 1 час

IV Раздел

Формирование «чувства» статических и динамических габаритов и дистанции –

7 часов

Тема 1         Чувство автомобиля как важнейший источник информации – 1 час

Тема 2         Положение тела водителя на его рабочем месте – 1 час

Тема 3         Индивидуальная регулировка рабочего места – 1 час

Тема 4         Остановка в линию при движении передним ходом – 1 час

Тема 5         Остановка уступом влево (вправо)– 1 час

Тема 6 Снос передней оси – выравнивание. Занос – выравнивание – 1 час

Тема 7         Стабилизация при заносах -  1 час

V раздел

Начальная тренажерная контраварийная подготовка – 12 часов

Тема 1 Управление автомобилем при экстремальном и аварийном торможении – 2 часа

Тема 2 Управление автомобилем на скользкой дороге – 3 часа

Тема 3 Экстремальное маневрирование – 3 часа

Тема 4 Разворот «Восьмерка» - 2 часа

Тема 5 Управление задним ходом с контролем только через зеркало заднего вида – 2 часа

VI Раздел

Автодромная подготовка – 36 часов

Тема 1 Вождение автомобиля на скользкой дороге – 5 часов

Тема 2 Вождение автомобиля на косогорах и спусках – 4 часа

Тема   3 Вождение автомобиля задним ходом с контролем только через зеркало заднего вида – 5 часов

Тема 4 Управление автомобилем при экстремальном и аварийном торможении – 5 часов

Тема 5 Управление автомобилем на скользкой дороге – 5 часов

Тема 6 Экстремальное маневрирование – 5 часов

Тема 7 Разворот «Восьмерка» - 4 часа

Тема 8 Управление задним ходом с контролем только через зеркало заднего вида – 3 часа

Методическое обеспечение программы

        Основными видами обучения обучающихся по программе «К вершинам водительского мастерства» являются теоретические и лабораторно-практические занятия, проводимые в форме урока продолжительностью 45 минут (для теоретического курса) и 60 минут (для практического вождения).

  1. При этом теоретические занятия должны проводится в логическом сочетании с практическими занятиями и способствовать формированию у обучаемых необходимых умений и навыков в управлении ТС, и их технического обслуживания, и устранения неисправностей.
  2. «Техника экстренного вождения» изучается на теоретических занятиях (решение билетов по ПДД) и в дальнейшем закрепляются на практических занятиях. Изложение материала по правилам дорожного движения рекомендуется давать в следующей последовательности: наименование раздела, номер, содержание, назначение статьи, варианты, применение, последовательность невыполнения (нарушения) требований статьи (знака, дорожной разметки), решение ситуационных задач и задач по разводке транспортных средств. Лабораторно-практические занятия предназначены для закрепления теоретических знаний, правил дорожного движения путем решения комплексных задач, разбора типичных дорожно-транспортных ситуаций, ознакомление обучаемых с реальными действиями водителей в конкретных условиях дорожного движения.
  3. Продолжительность практического занятия составляет 60 минут. Вождение автомобиля проводится на автодроме. При отработке упражнений на автодроме выполнение каждого задания начинается с объяснения мастером производственного обучения (МПО) вождению порядка и последовательности его отработки и личного показа техники выполнения. Затем обучаемым предоставляется возможность самостоятельно выполнить задание с участием тренера. После двух- трехкратного повторения МПО может выйти из кабины автомобиля и предоставить возможность обучаемому действовать самостоятельно. При необходимости МПО должен остановить ТС, провести частный разбор с указанием допущенных ошибок, повторно показать технику выполнения упражнения в полном объеме или по тем заданиям и элементам, где допущены ошибки.

Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими выступают отдельные, приведенные ниже методы.

Методы   обучения: методы   организации   учебно-познавательной деятельности (словесные - беседа, рассказ, монолог, диалог), (наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, чертежей и т.д.), (практические – изучение и ремонт основных узлов автомобиля, правил дорожного движения и др.), индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося).

Методы   стимулирования   и   мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные и развивающие игры, коллективные обсуждения и т.д.).

Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.

Методы контроля: соревнования, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения.

Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.

Основным методом проведения занятий является практическая работа. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Дидактический материал

Плакаты, интерактивная доска, тренажер по ПДД и техническому устройству автомобиля, по обеспечению безопасности дорожного движения. Макеты узлов и агрегатов автомобиля. Видеофильмы по мастерству вождения автомобиля, компьютерные программы по ПДД, основам БДД, мастерству вождения автомобиля. Экзаменационные карты по ПДД.  Литература по автомобильной тематике.

Техническое оснащение занятий

             

Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (АПК, мультимедийный проектор, компьютер с соответствующим программным обеспечением,экран(монитор, электронная доска), тренажер ( в качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство), автомобили ВАЗ, Ford focus.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература:

  1. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 гг.Учебник «Высшая школа водительского мастерства». Автор: проф. Российской Академии физической культуры Цыганков Э.С.
  2. Правила дорожного движения РФ с изменениями и дополнениями согласно постановления Правительства РФ от 2014г.
  3. Правовые основы деятельности водителя. А. В. Смагин, М., Гриф МО РФ, 2014.
  4. Учебник водителя транспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е». Первая доврачебная медицинская помощь. В.Н. Николенко, Г.А. Блувштейн, Г.М. Карнаухов, М.: «Академия» и «За рулем», 2011.
  5. Учебник по вождению автомобиля. Зеленин С.Ф. Издательство: «Мир Автокниг», 2014.
  6. Экзаменационные билеты категорий «А» и «В» с комментариями с изменениями и дополнениями согласно постановления Правительства РФ от 2015г. . Громаковский Г.Б. и др., «Рецепт-Холдинг», 2015.
  7. ПБДД – экзаменационные билеты. С.Н. Гусаров, В.Н. Лозовой, С.И. Будник, А.Н. Демянко, Н.М. Берёзко, Ю.И. Колчинский, «Светофор», 2012.
  8. Алсынбаева Л. Г. Система образования. Современное состояние и тенденции развития/ Аналитическая записка для семинара в ЮНИИ ИТ, 03.06.03.
  9. Об образовании/ Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. 05.03.2004)
  10. Сластенин В. А. и др Педагогика: инновационная деятельность/ М.,Наука 1997
  11. Ожегов С. И. Советский энциклопедический словарь/М.,1979
  12. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях/ Пед. Общество России, М., 2000

CD – диски:

  1.  «Правила дорожного движения» - мультимедийное учебно-методическое пособие, МААШ, 2015.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/ 
  2. Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: интернет-конференция [Электронный ресурс]. URL: http://omskedu.ru/conferens/
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru

Приложение 1

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

При проектировании образовательной программы учреждений дополнительного образования детей следует исходить из единства трактовки следующих терминов и понятий.

Образовательная программа - это: 

  • рабочий документ педагога, где кратко представлены способы изложения содержания и организации обучения и воспитания в конкретной образовательной области, позволяющие ребенку самоопределиться и самореализоваться; 
  • индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, гарантированный этой образовательной программой.

Цель образования (в широком смысле) - формирование сложных личностных структур: ценностных ориентации, мировоззренческих идей, личностных качеств; (в более узком) - необходимость достижения всеми обучающимися стандартов образования.

 Ценности образования - комплекс важных знаний, умений и навыков, способов поведения, личностных отношений и прочего, имеющих существенное значение при определении цели образования.

 Образовательный стандарт - требования к содержанию и качеству обучения в учреждении дополнительного образования детей.

 Педагогический процесс - направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

 Структура педагогического процесса соответствует компонентам педагогической системы и представлена такими из них, как: 

  • целевой - определение целей воспитания и обучения; 
  • содержательный - разработка содержания образования; 
  • операционно- деятельностный - процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; 
  • оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов воспитания и обучения, как и эффективности педагогического процесса.

 Принципы педагогического процесса - ведущие исходные требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые в нормах, правилах и рекомендациях, соблюдение которых обеспечивает оптимальное для данных условий функционирование обучения.

Условия построения педагогического процесса - перечень положений, находящихся в основе построения педагогического процесса и достижения целей образования.

 Критерии педагогического процесса - признаки, на основании которых производится оценка его эффективности.

 Учебно-методический комплекс - совокупность методических, дидактических и иллюстративных материалов, используемых педагогом для раскрытия содержания учебного занятия.

Интерактивный -  характеристика процесса обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами образовательного процесса (тьютором и обучающимся, обучающимися между собой); может быть, как непосредственным, вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в реальном режиме времени в Интернете.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. 

Приложение 2

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВАРИАНТЫ ЭКСПРЕСС-ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Повторение изученного материала и тренировка навыков управления автомобилем прежде чем сесть за руль.

Экспресс-задание. Знаете ли вы назначение и расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления автомобилем? Попросите кого-нибудь перечислять их вслух, а сами дотрагивайтесь до каждого из них, глядя при этом вперед на дорогу. Это надо уметь делать точно и быстро. Все, что расположено справа от рулевого колеса, приводится в действие правой рукой, все, что расположено слева, — левой. Показания приборов надо уметь считывать с одного взгляда.

Начало движения

Экспресс-задание. Умеете ли вы точно определить место нахождения точки «схватывания» сцепления? В этот момент частота вращения коленчатого вала двигателя падает. Поставьте на капот вашего автомобиля стакан с водой и попробуйте тронуться с места так, чтобы не разлить воду.

Упражнение 1. Тренируем навыки действия педалями «газа» и тормоза.

Описание: http://www.o-pdd.ru/pics/026.jpg

Упражнение 2. Тренируем навыки действия педалью сцепления.

Описание: http://www.o-pdd.ru/pics/027.jpg

Упражнение 3. Тренируем навыки действия педалями тормоза, «газа», сцепления.

Описание: http://www.o-pdd.ru/pics/028.jpg

Разгон и переключение передач

Упражнение 1. Потренируйтесь в определении динамики разгона вашего автомобиля на разных скоростях. Постарайтесь запомнить, как разгоняется автомобиль при различной силе нажатия педали «газа».

Упражнение 2. Попробуйте запомнить на слух звук работы двигателя в моменты оптимального переключения каждой передачи и выполнить разгон, ориентируясь не по спидометру или тахометру, а по звуку двигателя и скорости набегания дороги.

Упражнение 3. Потренируйтесь в переключении передач по счету. Когда рычаг находится в нейтральном положении, считайте про себя: «раз, два». На счет «три» переведите рычаг в положение, соответствующее требуемой передаче.

Траектория движения

Упражнение. Выбрав участок неровной дороги, где нет интенсивного движения (например, за городом), двигайтесь по нему с минимальной скоростью. Слегка придерживая рулевое колесо пальцами, обратите внимание на его самопроизвольные повороты при переезде автомобилем неровностей дороги.

Торможение

Упражнение. Чтобы научиться чувствовать начало блокировки колес, найдите зимой участок дороги, свободный от движения. Сделайте мелом на всех колесах своего автомобиля по четыре метки. Начав движение и разогнавшись, начните плавно тормозить до блокировки колес. Как только колеса перестанут вращаться (это будет видно по нанесенным меткам), ваш напарник, стоящий у дороги, должен засвистеть в свисток. В этот момент уменьшите давление на педаль тормоза. Затем опять начните увеличивать усилие до следующего свистка и т. д.

Маневрирование в ограниченном пространстве

Упражнение. Быстро и правильно разворачиваться вам будет значительно проще, если вы потренируетесь на площадке размером 15x15 м, выполняя следующие маневры. Пунктиром на рисунке показано направление движения задним ходом, сплошной линией — передним.

Описание: http://www.o-pdd.ru/pics/029.jpg

Парковка

Упражнение 1: «одно касание». Установите спереди и сзади автомобиля стойки высотой около 1,5 м. Постарайтесь подъехать к передней стойке так, чтобы коснуться ее, но при этом не сбить. Подъезжайте сначала левым краем, потом серединой, затем правым краем автомобиля. То же — задней частью автомобиля. Попросите кого-нибудь фиксировать расстояние, которое вы переехали или не доехали, и сообщать вам об этом после каждой попытки. Так обучитесь быстрее.

Описание: http://www.o-pdd.ru/pics/030.jpg

Упражнение 2: «от ворот до ворот». Расставьте на площадке восемь конусов или стоек, как показано на рисунке. Теперь попробуйте проехать в этом коридоре передним и задним ходом. Если это для вас просто, сдвиньте вторые и четвертые ворота влево и повторите попытки. Затем сдвиньте ворота влево еще больше.

Приложение 3

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВОДИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Тренировка наблюдательности и памяти

Упражнение 1. Выберите в качестве объекта какой-нибудь находящийся рядом с вами объект. Постарайтесь в течение минуты выделить его различные особенности. Затем, закрыв глаза, образно представьте его в подробностях. Ставьте различные цели. Например, выделите особенности предмета, связанные с формой, цветом, характеризующие его практическую полезность и т. д.

Упражнение 2. Выделите несколько предметов и, переключая внимание, постарайтесь запомнить признаки, характеризующие каждый из них. Найдите связи этих признаков. Закройте глаза и воспроизведите эти объекты и их признаки.

Упражнение 3. Воспроизведите в образной форме различные дорожные ситуации, например, нерегулируемый перекресток, поворот дороги и т. д. Для каждого из них вспомните соответствующие им пункты Правил дорожного движения.

Упражнение 4. Попробуйте с одного взгляда запомнить несколько находящихся рядом предметов, а потом по памяти описать их расположение, форму, цвет и т. д.

Упражнение 5. Постарайтесь хорошо увидеть подброшенный и падающий предмет и затем по памяти описать его.

Упражнение 6. Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Закройте глаза и воссоздайте увиденное в подробностях.

Тренировка глазомера

Упражнение 1. Вы идете по улице, навстречу вам движется пешеход. Загадайте, где вы с ним встретитесь. Проверьте свою оценку и скорректируйте неточность. То же при движении в автомобиле по отношению к встречному автомобилю.

Упражнение 2. Вы идете по улице, впереди вас находится неподвижный предмет, например, дерево. Загадайте, сколько секунд вам потребуется, чтобы дойти до него, двигаясь с той же скоростью. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку. Проделайте то же при движении в автомобиле по отношению к стоящему впереди автомобилю.

Упражнение 3. Вы идете по улице. Сбоку к вам приближается пешеход. Отгадайте, в какой точке вы с ним встретитесь, если будете идти в том же направлении. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку.

Упражнение 4. Находясь в движущемся автомобиле, попробуйте определить его скорость, не глядя на спидометр. Затем проверьте правильность своей оценки.


Как восстановить нормальное эмоциональное и физическое состояние?

Упражнение 1 (помогает снять чрезмерное нервно-психическое напряжение и расслабить напряженные мышцы). Попробуйте дышать «по кругу». Удлиненный вдох идет как бы по левой стороне тела (от большого пальца левой ноги вверх как бы по костям ноги и до головы), а продолжительный выдох — по правой стороне тела, начиная с головы, вниз по правой ноге до большого пальца правой ноги. При стрессовых ситуациях человек обычно дышит часто и поверхностно, при этом ритм дыхания не согласуется с работой сердца. Поэтому в таких состояниях, прежде чем приступить к дыханию «по кругу», следует несколько раз выполнить следующее задание (в течение 1–3 минут): удобно сидя, прощупать пульс и запомнить его ритм. Затем попробовать дышать так: вдох на 4 удара пульса, выдох также на 4 удара, после выдоха не дышать, пока приятно. Это подготовительное упражнение во всех случаях, если осваивается постепенно и без напряжения, согласует процессы дыхания и работы сердца.

Дыхание «по кругу» выполняется следующим образом. Закройте глаза, чтобы не было лишних раздражителей. Дышите с закрытым ртом через обе ноздри. Образно представляете, что вдох и выдох делаете как бы через точку между бровями. Затем подышите, мысленно произнеся счет на 1, 2, 3, 4 — вдох и на 1, 2, 3, 4 — выдох. При этом образно представляете, что вдох делаете по позвоночнику вверх, а выдох от бровей вниз до пупка.

А теперь вдохните (с закрытыми глазами) медленно и бесшумно, как бы от большого пальца левой ноги вверх до бровей, и выдохните, как бы от бровей вниз по правой стороне тела до пальцев ног правой ноги. Так дышите 6–10 раз. Затем обратите внимание на выдох. Вы почувствуете, что во время выдоха дополнительно расслабляются мышцы рук, шеи, туловища и ног. После определенного навыка у вас во время выдоха появится приятное ощущение теплоты, которая как бы волной течет по рукам, а затем по ногам. Во время удлиненного выдоха мысленно произносите: «теплеют руки, теплеют ноги».

Упражнение 2. Как преобразовать энергию отрицательных эмоций? Расслабьте мышцы, слегка зажмурьтесь, приведите себя в состояние истомы, сосредоточьте мысль на нежелательной эмоции.

Во время вдоха мысленно повторяйте: «Я сознательно осваиваю силу этой эмоции».

Во время задержки дыхания повторяйте: «Сила этой эмоции подчинена мне» и одновременно 3 раза выпячивайте и втягивайте живот.

Во время выдоха (через рот, узкой струей) нужно мысленно 2–3 раза произнести: «Я могу управлять моими эмоциями». Упражнение повторяйте несколько раз подряд дважды-трижды в течение дня.

Стоя с раздвинутыми ногами, сделайте гармонично полный вдох, медленно поднимая руки вверх. Оставаясь в этом положении, не дышите 3–4 с (пальцы рук сжаты в кулаки). Затем быстро наклонитесь вперед (ноги прямые) и опустите руки вниз, расслабляя их мышцы. Выдохните резко и глубоко, произнеся «ха». Выпрямитесь, делая вдох и поднимая руки вверх. Выдохните через нос, опуская руки. Повторите 3–4 раза. Эффективность этого упражнения можно объяснить тем, что между эмоциями и процессами внешнего дыхания имеется рефлекторная взаимосвязь. В этом упражнении при медленном гармонично полном вдохе раскрываются все альвеолы легких и сигналы из легких направляются в мозг, что расценивается как охранительное возбуждение, а словесная формула при вдохе играет роль психодинамического раздражителя, направленного на сознание силы нежелательной эмоции, которую следует преобразовать в положительную энергию и таким образом нейтрализовать. Какое значение имеет втягивание и выпячивание живота? При этих движениях диафрагма массирует солнечное сплетение, что производит успокаивающее действие и улучшает венозный отток из брюшной полости и питание сердца. На этом фоне произносимая фраза укрепляет волю и уверенность в успехе. Необходимо подчеркнуть, что весь комплекс воздействия на организм основан не на принципе борьбы с отрицательной эмоцией и угнетения (изгнание) ее, а на принципе трансформации отрицательной эмоции в положительную. Эффективность этого принципа основана на использовании силы той страсти, которая уже овладела человеком и которую нельзя погасить вопреки природе человека, как нельзя увлечь лодку против бурного потока.

85% происшествий возникает из-за того, что водитель вовремя не заметил появившуюся опасность. Очень часто причиной этого являются недостатки, связанные со зрением, вниманием, памятью, глазомером.

Упражнения для тренировки зрения

Известно, что длительная концентрация внимания на близко расположенных предметах способствует ухудшению остроты зрения. Поэтому старайтесь чаще переводить взгляд на отдаленные предметы. Смотрите вверх, вниз, в стороны, <рисуйте> взглядом различные предметы на столе, небосводе и т. д. Представление светящихся предметов и темноты улучшает световую чувствительность глаз. Однако это упражнение противопоказано при глаукоме. Для тренировки тонуса глазных мышц можно практиковать представление больших и маленьких предметов.

Тренировка концентрации внимания

Сядьте напротив зеркала. Сидите прямо, без напряжения. Дышите равномерно. Смотрите в зеркало на точку между вашими бровями. Смотрите только на нее, не мигая и не напрягая мышцы лица. Всякую возникающую мысль отгоняйте, а внимание опять возвращайте к точке. Если у вас появляется желание мигать, отдохните, направив взгляд вдаль. Чем дольше вам удается удержать внимание на точке, тем лучше.

Освоив это упражнение, усложните его. После долгой сосредоточенности на точке вы заметите, что изображение лица в зеркале начнет <расплываться>. Закройте глаза и мысленно воспроизведите различные дорожные ситуации и ваши действия по управлению автомобилем в них. Представьте себя сидящим за рулем и как можно отчетливее всю последовательность своих действий и изменений обстановки в связи с ними.

Таким образом, вы улучшаете не только качество внимания, но и формируете навыки. Причем это могут быть как самые простые навыки, такие как троганье с места, разгон и т. д. и сложные, такие как действия в критических ситуациях, например, при заносе автомобиля. Другой вариант первого упражнения. Поставьте на свою ладонь палку вертикально и, уравновешивая ее, сосредоточенно смотрите на ее верхний конец. Это упражнение особенно полезно для рассеянных.

Тренировка наблюдательности и памяти

Упражнение 1. Выберите в качестве объекта какой-нибудь находящийся рядом с вами объект. Постарайтесь в течение минуты выделить его различные особенности. Затем, закрыв глаза, образно представьте его в подробностях. Ставьте различные цели. Например, выделите особенности предмета, связанные с формой, цветом, характеризующие его практическую полезность и т. д.

Упражнение 2. Выделите несколько предметов и, переключая внимание, постарайтесь запомнить признаки, характеризующие каждый из них. Найдите связи этих признаков. Закройте глаза и воспроизведите эти объекты и их признаки.

Упражнение 3. Воспроизведите в образной форме различные дорожные ситуации, например, нерегулируемый перекресток, поворот дороги и т. д. Для каждого из них вспомните соответствующие им пункты Правил дорожного движения.

Упражнение 4. Попробуйте с одного взгляда запомнить несколько находящихся рядом предметов, а потом по памяти описать их расположение, форму, цвет и т. д.

Упражнение 5. Постарайтесь хорошо увидеть подброшенный и падающий предмет и затем по памяти описать его.

Упражнение 6. Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Закройте глаза и воссоздайте увиденное в подробностях.

Тренировка глазомера

Упражнение 1. Вы идете по улице, навстречу вам движется пешеход. Загадайте, где вы с ним встретитесь. Проверьте свою оценку и скорректируйте неточность. То же при движении в автомобиле по отношению к встречному автомобилю.

Упражнение 2. Вы идете по улице, впереди вас находится неподвижный предмет, например, дерево. Загадайте, сколько секунд вам потребуется, чтобы дойти до него, двигаясь с той же скоростью. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку. Проделайте то же при движении в автомобиле по отношению к стоящему впереди автомобилю.

Упражнение 3. Вы идете по улице. Сбоку к вам приближается пешеход. Отгадайте, в какой точке вы с ним встретитесь, если будете идти в том же направлении. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку.

Упражнение 4. Находясь в движущемся автомобиле, попробуйте определить его скорость, не глядя на спидометр. Затем проверьте правильность своей оценки.

Как восстановить нормальное эмоциональное и физическое состояние?

Упражнение 1 (помогает снять чрезмерное нервно-психическое напряжение и расслабить напряженные мышцы). Попробуйте дышать <по кругу>. Удлиненный вдох идет как бы по левой стороне тела (от большого пальца левой ноги вверх как бы по костям ноги и до головы), а продолжительный выдох - по правой стороне тела, начиная с головы, вниз по правой ноге до большого пальца правой ноги. При стрессовых ситуациях человек обычно дышит часто и поверхностно, при этом ритм дыхания не согласуется с работой сердца. Поэтому в таких состояниях, прежде чем приступить к дыханию <по кругу>, следует несколько раз выполнить следующее задание (в течение 1-3 минут): удобно сидя, прощупать пульс и запомнить его ритм. Затем попробовать дышать так: вдох на 4 удара пульса, выдох также на 4 удара, после выдоха не дышать, пока приятно. Это подготовительное упражнение во всех случаях, если осваивается постепенно и без напряжения, согласует процессы дыхания и работы сердца. 
Дыхание <по кругу> выполняется следующим образом. Закройте глаза, чтобы не было лишних раздражителей. Дышите с закрытым ртом через обе ноздри. Образно представляете, что вдох и выдох делаете как бы через точку между бровями. Затем подышите, мысленно произнеся счет на 1, 2, 3, 4 - вдох и на 1, 2, 3, 4 - выдох. При этом образно представляете, что вдох делаете по позвоночнику вверх, а выдох от бровей вниз до пупка.

А теперь вдохните (с закрытыми глазами) медленно и бесшумно, как бы от большого пальца левой ноги вверх до бровей, и выдохните, как бы от бровей вниз по правой стороне тела до пальцев ног правой ноги. Так дышите 6-10 раз. Затем обратите внимание на выдох. Вы почувствуете, что во время выдоха дополнительно расслабляются мышцы рук, шеи, туловища и ног. После определенного навыка у вас во время выдоха появится приятное ощущение теплоты, которая как бы волной течет по рукам, а затем по ногам. Во время удлиненного выдоха мысленно произносите: <теплеют руки, теплеют ноги>.

Упражнение 2. Как преобразовать энергию отрицательных эмоций? Расслабьте мышцы, слегка зажмурьтесь, приведите себя в состояние истомы, сосредоточьте мысль на нежелательной эмоции.

Во время вдоха мысленно повторяйте: <Я сознательно осваиваю силу этой эмоции>.

Во время задержки дыхания повторяйте: <Сила этой эмоции подчинена мне> и одновременно 3 раза выпячивайте и втягивайте живот.

Во время выдоха (через рот, узкой струей) нужно мысленно 2-3 раза произнести: <Я могу управлять моими эмоциями>. Упражнение повторяйте несколько раз подряд дважды-трижды в течение дня.

Стоя с раздвинутыми ногами, сделайте гармонично полный вдох, медленно поднимая руки вверх. Оставаясь в этом положении, не дышите 3-4 с (пальцы рук сжаты в кулаки). Затем быстро наклонитесь вперед (ноги прямые) и опустите руки вниз, расслабляя их мышцы. Выдохните резко и глубоко, произнеся <ха>. Выпрямитесь, делая вдох и поднимая руки вверх. Выдохните через нос, опуская руки. Повторите 3-4 раза. Эффективность этого упражнения можно объяснить тем, что между эмоциями и процессами внешнего дыхания имеется рефлекторная взаимосвязь. В этом упражнении при медленном гармонично полном вдохе раскрываются все альвеолы легких и сигналы из легких направляются в мозг, что расценивается как охранительное возбуждение, а словесная формула при вдохе играет роль психодинамического раздражителя, направленного на сознание силы нежелательной эмоции, которую следует преобразовать в положительную энергию и таким образом нейтрализовать. Какое значение имеет втягивание и выпячивание живота? При этих движениях диафрагма массирует солнечное сплетение, что производит успокаивающее действие и улучшает венозный отток из брюшной полости и питание сердца. На этом фоне произносимая фраза укрепляет волю и уверенность в успехе. Необходимо подчеркнуть, что весь комплекс воздействия на организм основан не на принципе борьбы с отрицательной эмоцией и угнетения (изгнание) ее, а на принципе трансформации отрицательной эмоции в положительную. Эффективность этого принципа основана на использовании силы той страсти, которая уже овладела человеком и которую нельзя погасить вопреки природе человека, как нельзя увлечь лодку против бурного потока.

Человек управляет автомобилем так же, как он живет. Многие черты вашего характера будут проявляться за рулем даже больше, чем в обычной жизни. Поэтому постарайтесь нейтрализовать те, что понижают вашу надежность за рулем, и полнее использовать те, что повышают ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Оживший песок»

Дополнительная общеобразовательная программа технической  направленности по песочной анимации «Оживший песок» (теургия на песке).Статус программы: дополнительная общеобразовательная п...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе технической направленности «Конструкторы»

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительнойобщеобразовательной программе технической направленности«Конструкторы»...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мультитворчество"

Цель программы: развитие у обучающихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам через создание мультф...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "«Avto ревю»"

ЦЕЛИ:Образовательные:сформировать знания, умения и навыки в техническом творчестве, через изучение легковых автомобилей;Развивающие:развить наглядно-образное и логическое мышление;развить умения иссле...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Автомоделирование"

Занятия техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Они способствуют развитию у обучающихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознат...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мир автомобилей"

Актуальность программы  обусловлена постоянным развитием в Сургутском районе сети дорог, резким ростом количества транспорта, которые породили  целый ряд проблем. Статистические данные показ...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Моделирование из пластичных материалов"

Цель обучения: формирование технических и художественных компетенций посредством работы с пластичным материалом.Задачи обучения:формировать умения и навыки владеть приемами лепки из разных пластичных ...