ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ" Составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова
рабочая программа по психологии (11 класс) по теме
Курс "Человек и профессия" позволяет учащимся изучить свои возможности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Человек и профессия»
Составитель: педагог-психолог
Е.А. Мешкова
«Человек и профессия»
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. По результатам опроса 78% обучающихся ГОУ «Кадетская школа-интернат «Кадетский корпус МЧС» не определились с дальнейшим профес-сиональным маршрутом.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
- обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, виды карьеры;
- личный профессиональный план;
- общение;
- самооценка;
- профпригодность;
- компенсация способностей;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
- обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. При составлении программы использовалось методическое пособие «элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». Авторы - составители: Л.Н. Боровская,Е.А. Сапрыкина,О. Ю. Просихина. Практические задания представлены в «Дневнике профессионального самоопределения старшеклассника» по курсу «Человек и профессия», разработанной коллективом авторов МОУ МУК. Ссылка на задания дана в колонке «Дидактические средства». Например, задание 2.2). На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, презентация по выбранной специальности, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:
- программа;
- методическое пособие для учителя;
- «Дневник профессионального самоопределения»;
- дидактический материал на электронных носителях.
Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.
Тематическое планирование
курса «Человек и профессия»
n/n | Наименование тем | Количество | |
I | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | 2 |
II | Познавательные процессы и способности личности | 6 | 12 |
2.1 | Память. Внимание | 2 | 4 |
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение | 1 | 2 |
2.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта | 2 | 4 |
2.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей | 1 | 2 |
III | Психология личности | 6 | 12 |
3.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка | 2 | 4 |
3.2 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | 2 | 4 |
3.3 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | 2 | 4 |
IV | Мир профессий | 10 | 20 |
4.1 | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | 2 | 4 |
4.2 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 | 4 |
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | 1 | 2 |
4.4 | Характеристика профессий типа «человек – человек» | 1 | 2 |
4.5 | Характеристика профессий типа «человек – техника» | 1 | 2 |
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 | 2 |
4.7 | Характеристика профессий типа «человек – природа» | 1 | 2 |
4.8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 | 2 |
V | Профессиональное самоопределение | 7 | 14 |
5.1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 | 4 |
5.2 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей | 2 | 4 |
5.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 | 2 |
5.4 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» | 1 | 2 |
5.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | 1 | 2 |
VI | Подготовка к будущей карьере | 2 | 4 |
6.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 2 | 4 |
VII | Обобщение | 2 | 4 |
7.1 | Построение личного профессионального плана. Зачёт | 2 | 4 |
ИТОГО: | 34 | 68 |
Содержание курса «Человек и профессия»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план»;
- роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- перечислять основные разделы программы курса;
- составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «память», «внимание»;
- виды памяти и внимания;
- качества внимания;
- определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «вообра-жение»;
- определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
- виды мышления;
- формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
- основные операции мышления;
- основные качества мышления;
- определение понятия «способности»;
- основные виды способностей;
- особенности интеллектуальной сферы;
- типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные процессы памяти;
- перечислять основные виды памяти;
- указывать отличительные особенности различных видов памяти;
- определять особенности своей памяти;
- перечислять основные приемы и методы запоминания;
- перечислять основные качества и виды внимания;
- объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
- определять особенности своего внимания;
- объяснять, как происходит познание окружающего мира;
- перечислять формы чувственного познания;
- перечислять типы мышления;
- определять свой преобладающий тип мышления;
- называть формы логического мышления и определять их сущность;
- перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
- определять тип своего интеллекта;
- объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопре-деление. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- определение понятия «потребности»;
- виды потребностей;
- особенности делового общения;
- определение понятия «конфликт»;
- пути предотвращения и разрешения конфликтов;
- особенности своей личности;
- определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопреде-ление», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
- называть типы нервной системы и их различия;
- определять свой тип нервной системы;
- выявлять свой ведущий тип темперамента;
- определять наиболее типичные черты своего характера;
- исследовать формы проявления характера;
- выявлять уровень самооценки;
- называть отличительные признаки видов мотивации;
- использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
- называть различные виды потребностей;
- указывать основные признаки делового общения;
- перечислять способы разрешения конфликтов;
- определять свой уровень конфликтности;
- объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профес-сионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
- подтипы профессий в сфере «человек-человек», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек- природа», «человек-художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъяв-ляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
- называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек- человек», «человек- техника», «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек- художественный образ»);
- выявлять тип своей будущей профессии;
- определять свои профессиональные предпочтения;
- выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек-техника»,«человек - знаковая система»,«человек-природа», «человек-художест-венный образ»);
- называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
- формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специа-льные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
- виды профпригодности;
- компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
- называть мотивационные факторы выбора профессии;
- называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
- о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
- указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
- высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
- определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
Список использованной литературы:
1.Белова Т.В. Справочник начинающего профконсультанта / Т.В. Белова, И.А. Волошина, А.А. Солнцева. М. 1998.
2.Климов Е.А. Как выбрать профессию / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1990.
3.Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я Жукина. М., 1997.
4.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин.М., 1984.
5.Мир человека: учебное пособие /под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского.- М., 1993.
6. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками/ Ю.М. Орлов. М., 1987.
7.Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? / А.В. Петровский. М., 1988.
8.Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Э.М. Митиной.
М., 2003.
9.Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной . М.: Просвещение, 1993.
10.Профессиональные пробы школьников / под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2000.
11.Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. М.: Просвещение, 1991.
12.Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии / Е.Н. Прощицкая. М.: 1996.
13.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) Н.С. Пряжников М.: ВАКО, 2005.
14.Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина.-М.: Генезис , 2005.
15.Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии/ Г.В. Резапкина. М., 2003.
16.Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков / Г.В. Резапкина .М., 2004.
17.Селевко Г.К. Найди себя / Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина .- М.,2001.
18.Твоя профессионадльная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразоват. учреждений /П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.- Под ред. С.Н. Чистяковой. - М..: Просвещение,2006.
19.Черникова Т.В. Профессиональная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. М.: Глобус,2006.
20.Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной отриентации в предпрофильной подготовке школьников / С.Н. Чистякова. М.: АПК и ПРО, 2003.
21.Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников /
С.Н. Чистякова / под ред. В.А Сластенина. М.: Просвещение, 1983.
22.Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. /С.Н. Чистякова.- М., 2003.
23.Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности/ П.А. Шавир. М.: Педагогика, 1981.
24.Экциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е.Ананьевой, В. Белоусовой.
М.: Аванта, 2003.
25.Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н. Боровская,О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской.-М.: Глобус, 2007. – 80 с.- (Профильная школа ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова
Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при с...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов 5 класс", автор-составитель педагог-психолог Потапова Н. В.
Пояснительная записка, тематическое планирование, подробное описание занятий....
Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
Эссе "Моя профессия - педагог-психолог"
Размышления о профессии педагог - психолог...
Образовательная программа «Я принимаю вызов» 5 класс. Составитель – педагог-психолог МАОУ СОШ №1 г. Когалыма Орлова Н.Т.
Программа направлена на профилактику употребления психоактивных веществ и пропаганду здорового образа жизни....
Источники творчества в профессии школьного педагога-психолога
Эссе на тему "Российское движение школьников как источник творчества"...