1 | Диагностика, мониторинг | Диагностическое направление работы учителя - дефектолога включает в себя: 1.Первичное дефектологическое обследование 2.Систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития (мониторинг) 3.Проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов реальным достижениям и уровню развития ребенка 4.Итоговое дефектологическое обследование Основная задача диагностики - прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Далее представлен материал для проведения комплексного дефектологического обследования по основным направлениям Память В результате проведения методик можно определит такие качества памяти, как состояние памяти, утомляемость, сформированность логических приемов запоминания, а также определить ведущий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная). «Заучивание 10 слов» (механическая память)А.Р. Лурия «Узнавание картинок» (зрительная память)А.Р. Лурия «Повторение пар фраз»А.П.Нечаев «Опосредованное запоминание»А Н. Леонтьев «Пиктограмма»А.Р. Лурия «Узнавание фигур»Н.А. Бернштейн Внимание Предложенные методики позволяют определить уровень сформированности таких параметров как, устойчивость, распределение, переключение. «Корректурные пробы»Пьерон-Рузер «Разноцветные кружки»Т.Е Рыбакова «Парные картинки»С.Д. Забрамная «Таблицы Шульте»В. Шульте «Недостающие детали»Р.С. Немов «Отличия»Р.С. Немов Мышление Данные методики направлены на выявление понимания логических связей, умение сохранять направленность и устойчивость. «Предметная классификация»Н. Я Семаго «Выделение существенных признаков»С.Я. Рубинштейн «Простые аналогии»С.Д. Забрамная «Сложные аналогии»С.Д. Забрамная «Исключение предметов»Н.Л. Белопольская «Метафоры, пословицы, поговорки»С.Д. Забрамная «Последовательность событий»А.Н. Бернштейн «Нелепицы»С.Д. Забрамная «Скрытый смысл»С.Д. Забрамная «Четвертое лишнее»Е.Л. Агаева «Сюжетные картинки»С.Д. Забрамная Восприятие Данные методики направлены на определение доступности выполнения задания, наличие фрагментарности восприятия, а также оценку слухового восприятия. «Зашумленные изображения»А.Р. Лурия «Наложенные изображения»А.Р. Лурия «Незаконченные изображения»Т.Н. Головина «Почтовый ящик»С.Д. Забрамная «Доски Сегена»Э. Сеген «Рамки-вкладыши»Э. Сеген «Кубики Кооса»С. Коос «Разрезные картинки»С.Д. Забрамная «Эталоны»О.М. Дьяченко «Матрицы Равена»Дж. Равен «Мозаика»М.Я. Семаго «Буквенный гнозис»М.Я. Семаго
|
| сентябрь, первый месяц для вновь прибывших
каждые полгода
регулярно в течении всего периода
июнь
сентябрь, первый месяц для вновь прибывших |
2 | Коррекцион-но-азвивающая работа с детьми | Виды коррекционно-педагогической деятельности: -коррекционно-диагностическая, -коррекционно-развивающая, -коррекционно-воспитательная, -коррекционно-обучающая, -коррекционно-профилактическая ПОДРОБНЕЕ 1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; •развитие навыков каллиграфии; •развитие артикуляционной моторики. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: •развитие зрительного восприятия и узнавания; •развитие зрительной памяти и внимания; •формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); •развитие пространственных представлений ориентации; •развитие представлений о времени; •развитие слухового внимания и памяти; •развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций: •навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); •умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; •умения планировать деятельность; •развитие комбинаторных способностей. 4. Развитие различных видов мышления: •развитие наглядно-образного мышления; •развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ - Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР 6-7 лет .
- Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет.
- Программа коррекции дефицитарного развития детей с РАС 5-7 лет.
- Программа коррекционно-развивающего обучения с ребенком, страдающим моторной алалией.
- Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками на преодоление нарушения внимания и гипер активности.
- Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с синдромом Дауна 5-7 лет.
- Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы подростков с умственной отсталостью
Программно-методическое обеспечение Название программно-методического пособия
| Основная направленность источника, применяемая логопедом | Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет (игровые технологии) М.Творческий центр «Сфера», 2006г | В пособии представлены игры, для развития познавательных и коммуникативных способностей , эмоции, речи. | Бунеев Р.А., Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. – М., Баласс, 2004. | Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития. | Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе детей с ОНР.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2001. | Подробное планирование работы над общими речевыми навыками, практический речевой материал. | Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2008. | Подробное изложение хода п подгрупповых логопедических занятий и описание методических приемов, целей и задачи в соответствии с заданной лексической темой. | Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2008. | Подробное изложение хода подгрупповых логопедических занятий и описание методических приемов, целей и задачи в соответствии с заданной лексической темой. | Смирнова Л.Н., Логопедия в 6-7 лет в детском саду. -М., 2007. | Конспекты занятий. | Смирнова Л.Н., Логопедия в 5-6 лет в детском саду. -М., 2007.
| Конспекты занятий. | Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений.. – Мозаика-Синтез, - М.2009 г. | Конспекты занятий по развитию ЭМП у детей 5-6 лет с ЗПР. | Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений.. – Мозаика-Синтез, - М.2007 г. | Конспекты занятий по развитию ЭМП у детей 6-7 лет с ЗПР. | Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. ( для детей 6-7 лет с ЗПР). – Мозаика-Синтез, - М.2006г. | Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. | Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к грамоте. – Мозаика-Синтез, - М.2008 г. | Конспекты занятий по подготовке к грамоте. | Тихомирова Л.Ф. Развитие внимания и воображения дошкольников., - Ярославль, 2002. | Упражнения, игры, тесты, диагностические методики. | Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников., - Ярославли, 2004.
| Игры, упражнения на развитие мышления. | Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.-СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. | Система упражнений по развитию фонематического восприятия. | Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма.- М., ВАКО, 2005 | Конспекты занятий по развитию речи | Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития., -Минск,1989. | Теоретические основы по формированию речи у дошкольников. | Мосунова Л.А., Решетов С.А., Коррекционно-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития в ДОУ компенсирующего вида. – Йошкар-Ола, 2006. | Организация работы с детьми по ознакомлению с окружающим и развитию речи. | Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР., - М., Школьная Пресса, 2005. | Методика работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. | Борякова Н.Ю., Касицына М.А.Коррекционно- педагогическая работав д\с для детей ЗПР.,-М.,ИОИ 2004 | В пособии рассматриваются вопросы организации коррекционно- педагогического процесса вДОУ для детей с ЗПР. | Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е.Коррекционно- игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. | Конспекты коррекционно- игровых занятий. | Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб: Творческий центр «Сфера», 2010г | Сборник игр по развитию речи, в осприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. | Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Мозаика-Синтез, - М.2008 | Конспекты занятий с детьми 5-7лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи | Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Мозаика-Синтез, - М.2008 | Конспекты занятий с детьми 5-7лет по ознакомлению с природой и развитию речи | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
|
|
|
| в течение всего года |
3 | Работа с родителями | 1.Индивидуальные беседы с родителями, сбор анамнеза. Анкетирование. 2.Ознакомление родителей с планом работы на год, обсуждение организационных моментов. 3.Консультирование по итогам дефектологического обследования ребенка.
Темы консультаций:
|
|
|
| - Формирование цветовосприятия и цветоразличения у младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью.
|
| - Особенности протекания адаптации к условиям пребывания в Центре.
|
|
- Правила работы с ребенком с ранним детским аутизмом.
|
|
|
| - Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка
с нарушением коммуникативных навыков. |
|
- Дети и компьютер: когда, как, зачем и сколько?
|
| - Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями. 10 простых правил.
Почему дети разные? |
|
- Как помочь ребенку привыкнуть к новым условиям
|
|
- Индивидуальные беседы с родителями по итогам полугодового
|
| - Индивидуальные беседы с родителями, сбор анамнеза. Анкетирование.
|
|
- Консультирование по итогам дефектологического обследования ребенка.
|
|
- Копилка практических советов по работе с аутичными детьми. Поведение.
|
|
- Использование песочной терапии в развитии ребенка.
|
|
|
|
- Социализация ребенка через игру.
|
|
- Особенности поведения детей с расстройствами аутистического спектра.
|
|
- Рекомендации родителям на летний период
- Консультирование по итогам дефектологического обследования
|
|
4.Посещение родителями индивидуальных занятий.
|
Все родители
Баевская Сучкова, Панферова Машокирова Филатова, Орлова
Агапова
Николаев Балдина Хворикова
Хворикова, Ремизова
Чеботарь, Коневцова
Полторацкая
Русанова
Коневцова
Гальцова
Все родители
Все родители
Гальцова, Чеботарь
Чеботарь, Приходько, Шаталова, Бокова
Шаталова, Агапова
Чеботарь, Приходько
Коневцова
Все родители
Все родители | Сентябрь первый месяц для вновь прибывших в течение учебного года
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
февраль
март
апрель
апрель
май
июнь
в течение всего периода |
5 | Повышение квалификации (самообразование, курсы, посещение семинаров, научно-практических конференций) | 1. Повышение квалификации платформа Учи.ру«Геймификация на уроках в начальной школе в условиях цифровой среды обучения» 36 часов 2. Повышение квалификации«Платформа»Удмурдская республика г.Ижевск «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в образовательном учреждении » 16 часов 3. Повышение квалификации Дефектолог Проф Московский университет коррекционной педагогики «Система ранней помощи. Диагностика и коррекция проблем развития у детей младенческого и раннего возраста» 36 часов 4. Конференция Всероссийская научно-практическая конференция «Современные подходы к формированию процесса непрерывной реабилитации в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ» г. Челябинск 5. Вебинары - Педагогический портал «Солнечный свет»14 вебинаров; - Издательство «Просвещение» -1 вебинар; - Проект «Мерсибо»- 2 вебинара; - Учи.ру «Цифровые инструменты учителя для организации обратной связи в дистанционном пространстве» 6. Тотальный тест «Доступная среда»-1 тест; 7. Образовательный проект «ФинГрамЛайф»- 2 8. Международный практикум «Методы и форматы педагогической коммуникации с обучающимися» 9. Игра «Финансовая грамотность»
| Сертификат
Сертификат
Сертификат
Сертификат
Сертификаты
Сертификат
Свидельство Сертификат Свидетельство
Сертификат | март-апрель 2022
октябрь
июнь
сентябрь
в течение года
октябрь 2022
сентябрь октябрь
ноябрь декабрь ноябрь
Июнь 2022 |
8 | Творческая деятельность: участие в конкурсах, выставках, праздниках, фестивалях, спортивных соревнованиях | - Онлайн-конкурс "Маленький пушистик" Хоперский заповедник - очно
- Межрегиональный фестиваль "Я люблю тебя,жизнь" г. Россошь - очно
- Межрегиональный форум творчества детей - инвалидов "Мир глазами детей" г. Воронеж - очно
- V Всероссийский фестиваль-конкурс для людей с ОВЗ «Мы вместе» г. Орел - очно
- Высшая школа делового администрирования конкурс детских рисунков «У Лукоморья» - онлайн
- Творческий конкурс «Космическая Одиссея» Образовательный портал «Ника» - онлайн
7. Конкурс фотографий ВК Центр «САМ» - олайн 8. Патриотические акции «Белый цветок», т.д. | Чеботарь Д. Сучков А. Сучков А. Сучков А. Никанорова С. В. Никанорова С. В.
Никанорова С. В.
воспитанник Панферов А. все воспитанники Никанорова С. В. | март март май апрель апрель февраль
апрель
ноябрь |