Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения
календарно-тематическое планирование по теме
В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятельности, как самообразование и преемственность со школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_uchitelya-defektologa.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
заведующая МДОУ № 45
________М.Н.Темкина
Перспективный план
коррекционно-методической работы
в подготовительной к школе специализированной ( нарушение зрения) группе № 3
на 2011-2012 учебный год
учителя-дефектолога Дуковой Марии Николаевны
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45»
г.Энгельса Саратовской области
№ | Вид работы | Направления деятельности | Формы работы | Цель | Условия реализации | Срок проведения | Отчетная документация | |
I | Организационная работа | Комплектование групп | Работа с документацией ( протоколы ПМПК, коррекционно-развивающие технологии, годовой план работы ДОУ) | Оптимизация коррекционно-образовательного процесса | Зрительный диагноз; Уровень развития детей; возрастные особенности | до 17.09.2010 | Расписание коррекционно-развивающих занятий, график работы, циклограмма деятельности. | |
Составление расписаний коррекционно-развивающих занятий | Режим дня, расписание занятий, тематическое планирование | |||||||
Составление перспективно-календарных планов по разделам коррекционной программы их корректировка | ||||||||
2 | Диагностическая работа | Исследование уровня развития воспитанников | Индивидуальные диагностические занятия | Изучение уровня развития воспитанников с нарушением зрения (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов) | Диагностические методики Л.И.Плаксина, Л.А.Ремезова Посещаемость детей | До 17.09.2010 | Диагностические карты, протоколы обследования, аналитическая справка | |
3 | Коррекционно-развивающая работа | Развитие зрительного восприятия | Подгрупповые и индивидуальные занятия | Содействие развитию ребенка с нарушением зрения; создание условий для раскрытия внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений мешающих его развитию. | Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами; | Сентябрь-май | Календарный план работы; конспекты занятий; табель посещаемости; индивидуальные тетради; журнал взаимодействия со специалистами; тетрадь взаимодействия с воспитателями | |
Развитие осязания и мелкой моторики | Входит в структуру каждого коррекционного занятия | |||||||
Развитие ориентировки в пространстве | ||||||||
Социально-бытовая ориентировка | ||||||||
4 | Работа с родителями | Участие в родительских собраниях | Выступления | Знакомство с задачами тифлопедагогической работы. Повышение общего уровня компетентности родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. Формирование представлений о возможностях детей с нарушением зрения. | Компетенция педагога в области тифлопедагогики; активность педагога; заинтересованность родителей. | Сентябрь-май | Протоколы собраний. | |
Проведение индивидуальных консультаций, беседванность родителей.рния.тия ребенка и коррекции зрениязаимодействия со специалистами; тетрадь вза | Индивидуальные консультации, беседы | Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. Уточнение индивидуальных особенностей ребенка. Оказание психолого-педагогической поддержки. | В течение учебного года, по мере необходимости | Журнал консультаций | ||||
Групповые консультации | Групповая консультация «Особенности коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения» . | Знакомство с особенностями коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения при подготовке к обучению в школе. | Сентябрь | |||||
Семинар-практикум «Формирование элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией» | Знакомство с особенностями формирования математических представлений дошкольников с нарушением зрения. Отработка навыков работы с детьми в домашних условиях. | Ноябрь | ||||||
Консультация «Игры и упражнения в период плеопто-ортоптического лечения в домашних условиях» | Знакомство с развитием зрительного анализатора и особенностями восстановления зрительных функций в домашних условиях. | Февраль | ||||||
Консультация «Роль мелкой моторики в развитии ребенка» | Знакомство с особенностями мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения и способами ее развития в домашних условиях» | Апрель | ||||||
Оформление наглядной агитации | Стенд для родителей «Чем занять ребенка дома?» | Привлечение родителей к оказанию помощи детям в преодолении трудностей в обучении | Подборка интересно и нужной информации; заинтересованность родителей и их активность | Ежемесячно | Текстовый материал по направлениям коррекционной работы, рекомендации по работе с детьми в домашних условиях. | |||
5 | Работа с воспитателями | Посещение занятий | Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия | Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе, соблюдение дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения. | Заинтересованность воспитателей; подготовленность к занятиям | В течение года | Рекомендации по работе с детьми, отраженные в тетради взаимодействия | |
Консультации для воспитателей | Консультация «Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения»
| Совершенствование качества воспитательно-образовательного и коррекционного процесса | Повышение педагогической грамотности в области тифлопедагогики. | Август | Тифлопедагогическая литература, разработка памяток для воспитателей | |||
«Особенности проведения прогулки в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения». | Сентябрь | |||||||
Консультация- практикум «Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении зрения»» . | Ноябрь | |||||||
Консультация-практикум «Влияние сюжетно-ролевой игры на коррекцию зрения» | Февраль | |||||||
6 | Взаимодействие со специалистами | Организационная работа | Выработка рекомендаций по работе с детьми по результатам диагностического обследования | Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи детям с нарушением зрения при подготовке к обучению в массовой школе. | Активность специалистов и их заинтересованность | В течение года | Журнал взаимодействия со специалистами | |
Составление индивидуальных маршрутов сопровождения | В течение года | Индивидуальные программы сопровождения | ||||||
Изучение назначений врача-офтальмолога | ||||||||
Психолого-медико-педагогический консилиум | Комплексное изучение личности ребенка; разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных программ; | Реализация образовательной Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений IV вида ( для детей с нарушением зрения) в соответствии с готовностью ребенка к обучению в массовой школе и в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению | В течение года, согласно плана ПМПк | Протоколы консилиума, индивидуальные программы сопровождения, диагностические карты, рекомендации, тетради взаимодействия, аналитические отчеты | ||||
7 | Самообразование | Тема «Знакомство детей с нарушением зрения с величиной предметов» | 1.Изучение научно-методической литературы по данной теме .-август 2.Знакомство с методическими рекомендациями по знакомству дошкольников с нарушением зрения с величиной предметов -август 3.Изучение требований к демонстрационному и раздаточному материалу -август. 4.подбор дидактических игру и упражнений по знакомству с величиной предметов -сентябрь 5.Разработка диагностического комплекта по разделу «Величина» на основе методики Л.И.Плаксиной, Л.А.Ремезовой -август-сентябрь 6. Разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для воспитателей и родителей по данной теме- октябрь-ноябрь 7.Изготовление дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала по теме «Величина»- в течение года. 8.Внедрение в работу электронного методического пособия Л.А.Ремезовой по разделу «Величина» в коррекционную работу с детьми – в течение года. 9.Разработка электронных мультимедийных презентация для коррекционных занятий по теме «Величина» - в течение года | |||||
8 | Оснащение кабинета | Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с тифлопедагогическими требованиями | 1.Пополнение демонстрационного материала по лексическим темам. 2.Изготовление разрезных картинок (контурных, силуэтных, цветных) по лексическим темам. 3.Изготовление демонстрационного и раздаточного материала по теме «Величина предметов». 4.Пополнение кабинета научно-методической литературой по работе с детьми с нарушением зрения. 5.Создание медиатеки по коррекционной работе. 6.Обогащение коррекционной и развивающей среды «Кабинета коррекции и развития». 7.Изгоготовление игр и упражнений для осуществления предаппаратной подготовки согласно зрительным нагрузкам. 8.Пополнение картотеки «Зрительная гимнастика» | |||||
9 | Участие методической работе ДОУ | Совет педагогов, Заседания творческой группы, комплексные и тематические проверки, родительские собрания | В течение года, в соответствии плана ДОУ | |||||
10. | Преемственность со школой | Посещение уроков, Совет педагогов, заседания творческой группы, акции, Дни открытых дверей | Предупреждение педагогических факторов риска, способствующих возникновению дезадаптации младших школьников с нарушением зрения. Определение единых подходов к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников. Осуществление преемственности программ дошкольного и начального образования. | 1.Отслеживание адаптации воспитанников с нарушением зрения. 2.Знакомство с системно-деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС) –по плану СОШ № 4 г.Энгельса 3.Оформление стендов и папок-передвижек «Для вас, родители!». 4.Участие в заседании творческой группы педагогов ДОУ и СОШ по результатам мониторинга «Готовность первоклассников к обучению в школе»- по плану. 5.Организация совместных акций ко «Дню пожилого человека», «Дня защиты детей», «Дня Победы»- в течение года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы учителя - дефектолога
Перспективный план работы учителя - дефектолога в Доме ребенка...
Перспективный план работы учителя-дефектолога
Перспективный план работыучителя-дефектолога...
Перспективный план работы учителя-дефектолога
В материале представлен перспективный план работы учителя дефектолога по направлениям работы...
Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год
Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год. Вариант плана представлен в помощь специалистам коррекционной службы образовательного учреждения. ...
Перспективный план работы учителя-дефектолога Никаноровой С. В. на 2022-2023 г.
Перспективный план 2022-2023...