Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год
материал

Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год. Вариант плана представлен в помощь специалистам коррекционной службы образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы учителя-дефектолога

на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с особыми потребностями, что способствует дальнейшему обеспечению уровня подготовки соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Исходными положениями организации работы являются:

-комплексность и единство диагностики и коррекционной работы;

-построение коррекционной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации его «зоны ближайшего развития»;

-моделирование вариантов взаимодействия различных специалистов в соответствии со структурой дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия;

-изучение динамики развития познавательных процессов и освоения программных ЗУНов учебных дисциплин;

-организация комплексной работы совместно с психологом.

Цель: Оказание комплексной коррекционно- психолого- педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов, развитие конструктивных навыков. оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий

Основные задачи:

  1. своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация учебных трудностей ребенка;
  2. динамическое изучение уровня психического развития ребенка и квалификация учебных трудностей ребенка;
  3. определение «обходных путей» обучения ребенка, испытывающего трудности в обучении, устранение разрыва между обучением и развитием ребенка;
  4. отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка;
  5. проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материала;
  6. формирование полноценной ведущей деятельности младшего школьного возраста;
  7. составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
  8. осуществление коррекционной работы по развитию когнитивной сферы учащихся;
  9. консультирование педагогов и воспитателей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка

Основные направления деятельности:

Диагностическое направление предполагает проведение фронтальной и углубленной диагностики познавательной сферы обучающихся с ОВЗ. По результатам обследования, обучающиеся, которые имеют различного рода отклонения и испытывающие трудности в обучении, зачисляются в группы коррекционно-развивающих занятий и на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу.

Коррекционно-развивающее направление предусматривает     проведение

занятий по коррекции и развитию    познавательной сферы обучающихся:

-развитие внимания, памяти обучающихся, активизация процессов запоминания и воспроизведение;

-развитие и активизация мыслительных операций;

-развитие творческих способностей и обучение применению их на практике;

-формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, а также важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

Организационно-методическое     направление     предусматривает

деятельность, которая способствует практической работе учителя-дефектолога: участие в подготовке и проведении ППк, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога, обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.

Просветительно-профилактическое направлении подразумевается оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости, в предоставлении рекомендаций по преодолению различного рода трудностей в воспитании и обучении детей.

Аналитическое направление, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями обучающихся.

План мероприятий

Диагностическое направление

Цель проведения мероприятия

Содержание

Условия реализации

Срок проведения

1.Выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

2. Выявления «уровня обученности»,

т.е. степени овладения УУД в соответствии с возрастными нормами.

3. Дифференциация

обучающихся по структуре дефекта

1. Фронтальное углубленное обследование обучающихся с ОВЗ (первичное), определение уровня сформированности психических процессов

2.Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения

3.Диагностика обучающихся по запросам

4. Углубленное обследование и коррекционное сопровождение обучающихся представленных на ППк.

5.Проведение заключительной (итоговой) диагностики

Карта развития обучающихся

Журнал диагностики

характеристики

обучающихся

Протоколы обследования.

Карта развития обучающихся

1-15

Сентября

В течение уч. года

течение уч. года

По запросу в течение уч. года

15-31мая

Коррекционно-развивающее направление

1.Изучение и отслеживание уровня развития познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

2. Построение эффективного коррекционно- развивающего обучения и развития обучающихся с ОВЗ.

3. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

1.Организация и проведение индивидуальных групповых коррекционных занятий с детьми, с особыми потребностями, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность, а именно:

- развитие и активизация мыслительных операций;

- формирование пространственно-временных представление;

- формирование разносторонних представлений о предметах        и          явлениях    окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;

- формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы.

- формирование способов социальной адаптации в обществе и развитие социальных навыков детей с ограниченными возможностями

2. Участие детей с ОВЗ в викторинах, выставках, фестивалях и   конкурсах различного уровня.

Журнал контроля индивидуальных и групповых занятий Программы

Материал          викторин и конкурсных

заданий

В течение уч. года

В течении года

Организационно-методическое направление

1.Планирование деятельности на новый учебный год.

2. Подготовка теоретического и дидактического материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ.

1.Составление плана работы на год

2.Подготовка к фронтальному обследованию обучающихся, имеющих отклонения в развитии.

3. Зачисление и комплектование подгрупп, составление индивидуального расписания занятий.

4.Оформление индивидуальных карт сопровождения.

5. Оформление документации, подбор учебного материала.

6. Разработка специальных индивидуально- ориентированных, групповых коррекционно- развивающих программ.

Карты                развития обучающегося

Журналы

Основная документация

Программы

Август- сентябрь

Август- сентябрь

Просветительно-профилактическое направление

1.Дальнейшее развитие комплексного ведения всеми участниками образовательного и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

2.Развитие психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Повышение уровня самообразования и профессионализма.

1. Взаимодействие с педагогами и специалистами по отслеживанию динамики развития обучающихся с ОВЗ. Оказание взаимообратной консультативной помощи.

2.Оказание консультативной помощи родителям обучающихся с ОВЗ, педагогам, воспитателям ГПД (в индивидуальной и групповой форме).

3.Посещение уроков 1-4 кл. с целью отслеживания динамики развития.

4. Выступление на родительских собраниях, педагогических советах, совещаниях

(по запросу).

5. Участие в работе МО

6. Участие во внутри школьных мероприятиях по проблемам детей, имеющих особые образовательные проблемы.

7. Планирование работы на новый учебный год

Журнал             консультаций, методические

материалы

Годовой план

В течение учебного года

Май-июнь

В течение года

(по запросу)

В течение года

(по запросу)

Аналитическое направление

1.Сравнительная оценка качества коррекционно-развивающей работы.

2. Динамика изменений результатов.

3. Анализ эффективности обучения детей по АООП

1.Анализ процесса коррекционного воздействия на развитие обучающихся и оценка его эффективности.

2.  Осуществление             междисциплинарного сотрудничества со специалистами школьного ППк.

3. Подготовка аналитических справок по итогам обследования обучающихся с ОВЗ на начало и конец обучения.

4. Подготовка отчета по итогам работы за 2022/2023 уч. г.

Аналитические справки

Журнал консультаций

Аналитические справки, результативные таблицы

Годовой отчет

В течение года

По плану ППк

Сентябрь, январь, май

Учитель-дефектолог                                                                     О.Б. Климашевская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения

В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...

Перспективный план работы учителя - дефектолога

Перспективный план работы учителя - дефектолога в Доме ребенка...

Перспективный план работы учителя-дефектолога

Перспективный план работыучителя-дефектолога...

Перспективный план работы учителя-дефектолога

В материале представлен перспективный план работы учителя дефектолога по направлениям работы...

План работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год

План работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год...

План работы с родителями на 2022 – 2023 учебный год группы №12 по профессии «Машинист на открытых горных работах»

Работа с родителями требует от воспитателя группы умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания....