Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы учителя-дефектолога
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с особыми потребностями, что способствует дальнейшему обеспечению уровня подготовки соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Исходными положениями организации работы являются:
-комплексность и единство диагностики и коррекционной работы;
-построение коррекционной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации его «зоны ближайшего развития»;
-моделирование вариантов взаимодействия различных специалистов в соответствии со структурой дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия;
-изучение динамики развития познавательных процессов и освоения программных ЗУНов учебных дисциплин;
-организация комплексной работы совместно с психологом.
Цель: Оказание комплексной коррекционно- психолого- педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов, развитие конструктивных навыков. оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий
Основные задачи:
- своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация учебных трудностей ребенка;
- динамическое изучение уровня психического развития ребенка и квалификация учебных трудностей ребенка;
- определение «обходных путей» обучения ребенка, испытывающего трудности в обучении, устранение разрыва между обучением и развитием ребенка;
- отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материала;
- формирование полноценной ведущей деятельности младшего школьного возраста;
- составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
- осуществление коррекционной работы по развитию когнитивной сферы учащихся;
- консультирование педагогов и воспитателей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка
Основные направления деятельности:
Диагностическое направление предполагает проведение фронтальной и углубленной диагностики познавательной сферы обучающихся с ОВЗ. По результатам обследования, обучающиеся, которые имеют различного рода отклонения и испытывающие трудности в обучении, зачисляются в группы коррекционно-развивающих занятий и на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу.
Коррекционно-развивающее направление предусматривает проведение
занятий по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся:
-развитие внимания, памяти обучающихся, активизация процессов запоминания и воспроизведение;
-развитие и активизация мыслительных операций;
-развитие творческих способностей и обучение применению их на практике;
-формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, а также важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
Организационно-методическое направление предусматривает
деятельность, которая способствует практической работе учителя-дефектолога: участие в подготовке и проведении ППк, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога, обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.
Просветительно-профилактическое направлении подразумевается оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости, в предоставлении рекомендаций по преодолению различного рода трудностей в воспитании и обучении детей.
Аналитическое направление, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями обучающихся.
План мероприятий
Диагностическое направление | |||
Цель проведения мероприятия | Содержание | Условия реализации | Срок проведения |
1.Выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ. 2. Выявления «уровня обученности», т.е. степени овладения УУД в соответствии с возрастными нормами. 3. Дифференциация обучающихся по структуре дефекта | 1. Фронтальное углубленное обследование обучающихся с ОВЗ (первичное), определение уровня сформированности психических процессов 2.Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения 3.Диагностика обучающихся по запросам 4. Углубленное обследование и коррекционное сопровождение обучающихся представленных на ППк. 5.Проведение заключительной (итоговой) диагностики | Карта развития обучающихся Журнал диагностики характеристики обучающихся Протоколы обследования. Карта развития обучающихся | 1-15 Сентября В течение уч. года течение уч. года По запросу в течение уч. года 15-31мая |
Коррекционно-развивающее направление | |||
1.Изучение и отслеживание уровня развития познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ. 2. Построение эффективного коррекционно- развивающего обучения и развития обучающихся с ОВЗ. 3. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся. | 1.Организация и проведение индивидуальных групповых коррекционных занятий с детьми, с особыми потребностями, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность, а именно: - развитие и активизация мыслительных операций; - формирование пространственно-временных представление; - формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; - формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков; - формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы. - формирование способов социальной адаптации в обществе и развитие социальных навыков детей с ограниченными возможностями 2. Участие детей с ОВЗ в викторинах, выставках, фестивалях и конкурсах различного уровня. | Журнал контроля индивидуальных и групповых занятий Программы Материал викторин и конкурсных заданий | В течение уч. года В течении года |
Организационно-методическое направление | |||
1.Планирование деятельности на новый учебный год. 2. Подготовка теоретического и дидактического материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ. | 1.Составление плана работы на год 2.Подготовка к фронтальному обследованию обучающихся, имеющих отклонения в развитии. 3. Зачисление и комплектование подгрупп, составление индивидуального расписания занятий. 4.Оформление индивидуальных карт сопровождения. 5. Оформление документации, подбор учебного материала. 6. Разработка специальных индивидуально- ориентированных, групповых коррекционно- развивающих программ. | Карты развития обучающегося Журналы Основная документация Программы | Август- сентябрь Август- сентябрь |
Просветительно-профилактическое направление | |||
1.Дальнейшее развитие комплексного ведения всеми участниками образовательного и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. 2.Развитие психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Повышение уровня самообразования и профессионализма. | 1. Взаимодействие с педагогами и специалистами по отслеживанию динамики развития обучающихся с ОВЗ. Оказание взаимообратной консультативной помощи. 2.Оказание консультативной помощи родителям обучающихся с ОВЗ, педагогам, воспитателям ГПД (в индивидуальной и групповой форме). 3.Посещение уроков 1-4 кл. с целью отслеживания динамики развития. 4. Выступление на родительских собраниях, педагогических советах, совещаниях (по запросу). 5. Участие в работе МО 6. Участие во внутри школьных мероприятиях по проблемам детей, имеющих особые образовательные проблемы. 7. Планирование работы на новый учебный год | Журнал консультаций, методические материалы Годовой план | В течение учебного года Май-июнь В течение года (по запросу) В течение года (по запросу) |
Аналитическое направление | |||
1.Сравнительная оценка качества коррекционно-развивающей работы. 2. Динамика изменений результатов. 3. Анализ эффективности обучения детей по АООП | 1.Анализ процесса коррекционного воздействия на развитие обучающихся и оценка его эффективности. 2. Осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами школьного ППк. 3. Подготовка аналитических справок по итогам обследования обучающихся с ОВЗ на начало и конец обучения. 4. Подготовка отчета по итогам работы за 2022/2023 уч. г. | Аналитические справки Журнал консультаций Аналитические справки, результативные таблицы Годовой отчет | В течение года По плану ППк Сентябрь, январь, май |
Учитель-дефектолог О.Б. Климашевская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения
В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...
Перспективный план работы учителя - дефектолога
Перспективный план работы учителя - дефектолога в Доме ребенка...
Перспективный план работы учителя-дефектолога
Перспективный план работыучителя-дефектолога...
Перспективный план работы учителя-дефектолога
В материале представлен перспективный план работы учителя дефектолога по направлениям работы...
Перспективный план работы учителя-дефектолога Никаноровой С. В. на 2022-2023 г.
Перспективный план 2022-2023...
План работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год
План работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год...
План работы с родителями на 2022 – 2023 учебный год группы №12 по профессии «Машинист на открытых горных работах»
Работа с родителями требует от воспитателя группы умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания....