Логопедическая программа «Произношение»
рабочая программа

Темуршоева Альфия Рафиковна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.2 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).

Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.  

Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов речи(темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

Общая характеристика учебного предмета «Произношение»

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со II класса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogr_logo_tnr_temurshoeva_ar.docx63.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108819, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на пед. совете школы

Зам. директора

______________________ Урсегов К.Б.

Логопедическая программа

«Произношение»

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Срок реализации 2 года

                                                                                                                   

                                                               

                                                               Составитель:

                                                               

                                                               Темуршоева Альфия Рафиковна

Учитель-логопед

ГБОУ «Школа 2065»

г. Москва, 2020


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.2 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).

Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.  

Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов речи(темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

Общая характеристика учебного предмета «Произношение»

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со II класса).

Начиная с 1класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

На уроках произношения в 1 и 2 классах необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все Обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.

Место учебного предмета «Произношение» в учебном плане

Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре коррекционного курса. Она является основой для формирования не только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования общеучебных универсальных действий.

В частности, особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.  Именно на уроках произношения ученики знакомятся с условными обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся моделировать и конструировать звуко-слоговой состав слова.

Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их. В этом большая роль также принадлежит «Произношению».

Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности; обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма.

Уроки «Произношения» тесно связаны как с дисциплинами предметного цикла, так и коррекционного цикла. Например, на уроках «Развития речи» ученики в практическом плане усваивают лексико-грамматические единицы языка, преимущественно в плане семантики и норм словоупотребления, а на уроках «Произношения» этот же материал отрабатывается с точки зрения его звуко-слоговой структуры. На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. Таким образом, на уроках «Развития речи» и на уроках «Произношения» Обучающиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.

Уроки произношения тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на уроках произношения изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки грамоты. Таким образом, достигается цель формирования единого полимодального образа «звук-буква», что позволяет снизить риск появления дисграфии и дислексии.

Генетическая связь реализуется между уроками «Произношения» и индивидуальными логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет предложен ученикам для изучения на уроке «Произношения», он должен быть поставлен и первично автоматизирован у всего состава класса, за исключение детей с тяжелой патологией строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по нормализации произносительной стороны речи.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Произношение»

Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.

 В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости - глухости и т.д.).

На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Произношение»

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты освоения программы «Произношение»  оговорены в соответствующих разделах «Основного содержания»


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Произношение»

(для начальной ступени образования)

1 класс (66/110 часов)

Добукварный период

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Развитие моторики артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:

  • не требующих коррекции: [ а ], [ о ], [ у ], [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ],     [ф ], [ т ], [ х ], [ э ]; дифференциация [ к ] - [ х ];
  • требующих коррекции:[ и ], [ л'], [ м'], [ к'], [ п'], [ в'], [ н'], [ ф'] в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога; дифференциация [ в ] - [ ф ],  [ в']-[ ф']; [j]; дифференциация [j] - [ л']; [ с ], [ с']; дифференциация [ с ] - [ с']; [ ы ]; дифференциация  [ ы ] - [ и ]; [ з ], [ з']; дифференциация [ з ] - [ з']; [ с ] - [ з ]; [ с'] - [ з'].

Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ( [ у ] от [ а ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; па от ма, ка, ва; са от ца, тя, ша и т.д.). Различение звуков в составе слова.

  1. Развитие внимания, памяти; запоминание 3 -4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности слоговых рядов ( по - по; ка - жа; ус - ас - ос; спа - ста и т. д.), запоминание в заданно последовательности 3 - 4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и др.).
  1. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: ап, пап; со стечением двух согласных: авт, фта; сочетаний из этих типов слогов: ту - ат; ап - та; ту - та - ты; сто - ста - сты и т.д.

Четкое и слитное произнесение односложных, двусложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.

Различение односложных, двусложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением ударных слогов.

III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Выделение начального ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2 - 3 гласных: [ а ],  [ у ];   [ а ], [ о ], [ у ].

Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).

Выделение слогообразующего гласного из слов типа: мох, пух и т.д.

Анализ и синтез прямых слогов типа са, су. Выделение первого согласного и слогообразующего гласного из слов типа сани, совы и т.д.

Звуковой анализ слов типа суп, нос и т.п. (составление схем).

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двусложного и трехсложного слова.

Звуко-слоговой анализ слов типа сова, косы и т.п. (составление схем).

Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей рели гласных.

П р и м е ч а н и е. В подготовительный период обучения упражнениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12 - 18 минут из каждого урока произношения.

Букварный период обучения

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

1). Развитие моторики артикуляционного аппарата.

Закрепление правильного произношения и различения звуков [ б ], [ б']; дифференциация  [ б ] - [ б']; [ п ] - [ б ]; [ т'], [ д ], [ д']; дифференциация [ д ] - [ д'], [ т ] - [ д ]; [ г ], [ г']; дифференциация [ г ] - [ г'], [ к ] - [ г ]; [ л ]; дифференциация [ л ] - [ л']; [ ш ]; дифференциация [ с ] - [ ш ]; [ ж ]; дифференциация [ з ] - [ ж ]; [ ш ] - [ ж ]; [ р ], [ р']; дифференциация [ р ] - [ р']; [ р ] - [ л ].

Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, тë) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.

Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих [ а ] от [ с ], [ ж ] от [ з ], [ б ] от [ п ] и т.д., различение и выделение из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: звонкие, глухие. Твердые и мягкие; запоминание 3 - 4 инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один положи на стол, другой под стол, третий на шкаф); повторение в данной последовательности слогового рядя, состоящего из 3 - 4 сочетаний (спа - зба - спа; пло - плу - пла - плы и т.д.).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Усвоение произношения слогов различной сложности и их сочетаний. Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слога в дву - трехсложных словах, составление схемы двусложного слова с обозначением места ударения

Включение заученных слов в предложения и тексты.

Предметные результаты обучения:

Обучающийся должен знать:

  • Понятия:, «слово», «слог», «звук», «гласный звук» : ударный и безударный, «согласный звук»: «мягкий», «твёрдый», «звонкий», «глухой».
  • Слогообразующую роль гласных.

Обучающийся должен уметь:

  • правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
  • удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 4-5 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2 согласных; запоминать в заданной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава;
  • повторять слоговые ряды с выделением ударных слогов;
  • чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
  • различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
  • проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написание.

1 класс (66 ч )

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных
[ а ], [ у ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; твёрдых согласных, не требующих коррекции:
[ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ], [ ф ], [ т ], [ х ]; дифференциация звуков [ к ] - [ х ];
мягких согласных [ м'], [ п'], [ в'], [ к'], [ н'], [ ф'], [ т'] в сочетании с гласными [ и ], [ е ]; дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных в сочетаниях типа
пы-пи (пыль - пили).

Правильное произношение и различение звуков [ с ], [ с'], [ б ], [ б'], [ д ], [ д'], [ з ],
[ з'], [ г ], [ г'], [ л ], [ л'], [ ш ], [ ж ], [ р ], [ р'].

Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ], [ з ] - [ ж ], [ р ], [ л ], звонких и глухих согласных.

Правильное произношение звука [j] в начале слова, перед гласной после разделительных Ь и Ъ (яма, поет, льют, подъезд).

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать).

Звук [ ц ]. Дифференциация  [ ц ] - [ т'], [ ц ] - [ с ], [ ц ] - [ с'].

Звук [ ч ]. Дифференциация [ ч ] - [ т'], [ ч ]- [ с'], [ ч ] - [ ц ].

Звук [ щ ]. Дифференциация [ щ ] - [ с'], [ щ ] - [ ч ], [ щ ] - [ ш ].

  1. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.

Произнесение ряда гласных звуков типа УИУ У ..., УИУА У АИУ и т.п.

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечениями согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пле; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бре-бру-бры; бра-бра-пра-пра. Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за; бра-бра-пра; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча.

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале):

  • без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-татататата..., та-татата-та-татата-та... и т.п.;
  •  с чередованием гласных и согласных звуков: татотутатоту..., ту-татоту..., ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана ... и т.д.

Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-тью; те-тье-тье-те и т.д.

Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

2. Формирование навыков произнесения слов и предложений, двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло), четкое произнесение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.

Правильное выделение ударного слога в двусложных и трехсложных словах; составление схемы слова в выделением ударного слога.

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма. Запоминание и повторение в данной последовательности 3 - 4 слов; запоминание ряда инструкций.

Предметные результаты:

Обучающийся должен знать:

  • алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа;
  • характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.

Обучающийся должен уметь:

  • правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
  • выделять звуки из состава слова;
  • удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;
  • повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале;
  • чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
  • различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
  • проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.

Тематическое планирование

1  класс (66 часов /110 часов [1])

Добукварный период

№№

Кол-во часов

Тема

Основные виды учебной деятельности[2]

Планируемые предметные результаты

Планируемые внепредметные результаты

1

1

Понятие «звук». Гласный звук «А»

Артикуляционная гимнастика.

Различение на слух гласных звуков а, у, о,э ,и, ы.

Выделение гласного из начала слова

Умение слушать и принимать инструкцию учителя. Дифференциация понятий звук – буква. Первоначальное представление о звуке как элементе языковой структуры.

2

1

Гласный звук «О»

3

1

Гласный звук «У»

4

1

Гласные звуки «А», «О», «У» (обобщение). Понятие «гдасный звук»

Четкое произнесение слогов и сочетаний «УА», «АУА» с ускорением те6мпа. Выделение ударного гласного в конце слова.

5

1

Согласный звук «М». Понятие «Согласный звук (звонкий)»

Четкое произнесение открытых «ма», обратных «ам», и закрытых «мам» слогов с пройденными согласными.

Различение на слух изученного согласного звука от других звуков. Усвоение понятия «согласный звук», «Звонкий согласный звук»

6-7

2

Согласный «П». Понятие «глухой согласный звук»

Умение определять последовательность гласных в ряду из двух гласных. Усвоение понятия «глухой согласный звук»

8

1

Согласный звук «В».

Произношение последовательности из трех открытых слогов с пройденными согласными с ускорением

9-10

2

Согласный звук «К». Понятие «Твердый звук»

Умение различать глухие и звонкие согласные в составе слова. Усвоение понятия «твердый согласный звук».

Умение понять и принять учебную задачу, предъявленную в вербальной форме

11

1

Согласный звук «Н»

Различение на слух пройденных согласных в составе слога. Выделение последнего согласного из обратного и закрытого слогов.

12

1

Согласный звук «Ф». Понятие «Ударение»

Произнесение слоговых рядов (2-3 слога) с пройденными согласными с чередованием ударных и безударных слогов.

13-14

2

Согласный звук «Т»

Произнесение слогов рядов из обратных слогов с ускорением темпа

Выделение последнего согласного из слов, типа «кот», «сон».

Формирование умения запомнить 2-3х ступенчатую инструкцию и выполнить ее в заданной последовательности

15

1

Согласный звук «Х».

Правильное произнесение слов с твердыми и мягкими согласными (мак, день, кит).

Выделение на слух заданный закрытый слог среди других слогов того же типа.

16

1

Обобщение. Согласные «М», «П», «В»,»К», «Н», «Ф», «Т», «Х».

17

1

Дифференциация звуков «К» и «Х». Понятие «слог».

Произнесение двусложных слов с различным по месту ударным слогом, типа: вата, мука, Ира, оса.

Анализ и синтез обратного слога, типа «АП», «ОТ», «УХ».

Умение запоминать 3-4х ступенчатые инструкции и выполнять ее

18

1

Гласный звук «Э»

Запомнить и выделить из ряда слов различного или сходного звукослогового и/или ритмического состава заданное слово  (в течение года).

19

1

Гласный звук «И»

20

1

Дифференциация гласных и согласных звуков (обобщение)

Развитие способности к переключению

21-22

2

Согласный звук «Л´». Понятие «мягкий согласный звук».

Произнесение двусложных слов со стечениями 2х согласных на границе слога, типа: паук, утка, палка

Различение на слух мягких и твердых согласных в составе слова.

23

1

Согласный звук «М´»

24

1

Согласный звук «К´»

Выделение ударного гласного, стоящего после согласного в составе слова, типа: пух, танки, кот.

25

1

Согласный звук «П´».

Четкое произнесение слов со стечением 2х согласных, типа «пта – пту…».

Различение на слух закрытых слогов с заданным мягким согласным среди других слогов.

26

1

Согласный звук «В´»

Выделение первого согласного в словах типа: кот, мох, пух.

27

1

Согласный звук «Н´»

Различение на слух слогов со стечением согласных от слогов другого типа, например: тка-на-та-тпы.

28

1

Согласный звук «Ф´»

29

1

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков (обобщение пройденного материала)

Выделение первого согласного из двусложного слова, типа: кофта, вафли.

30-31

2

Дифференциация согласных «В-Ф», «В´-Ф´».

Умение дать характеристику согласного звука с опорой на материализованную основу

32-33

4

Согласный звук «J» (сарай, майка).

Произнесение ряда слов со стечением согласных с ускорением темпа

Выделение безударного гласного из начала слова, типа: идут, аптека.

Выделение безударного гласного из конца слова, типа: куры, кукла

34

1

Повторение пройденного

35-36

Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Формирование умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией.

37-38

2

Дифференциация звуков «j»- «Л´»

Выделение безударного гласного из середины слова, типа: малина, пила.

39-40

2

Согласный звук «С»

Произнесение дву и трехсложных слов типа: сумка, каток, калина.

Выделение первого согласного и последующего гласного (сумка).

41-42

2

Согласный звук «С´»

Развитие фонематического восприятия: выделение звука «С» в составе слова.

43-44

2

Дифференциация звуков «С»-«С´».

Произнесение дву сложных слов со стечением согласных и вторым закрытым слогом, типа: компот.

Анализ и синтез прямого слога с опорой на материализованную основу и с проговариванием  вслух хода анализа.

45-46

2

Гласный звук «Ы»

Произнесение односложных слов со стечениями согласных в начале или конце слова (танк, стул)

Полный анализ и синтез слов типа «пух» с опорой на материализованную основу и с проговариванием  вслух хода анализа

Умение отвечать на вопросы по ходу учебной работы, используя учебную лексику.

47

1

Гласные звуки «Ы», «И».

Произнесение двусложных слов со стечениями согласных в начале или конце слова, типа: плитка, помост.

48

1

Согласный звук «З».

Выделение согласных из середины слова. Анализ и синтез двусложных слов, типа маки, вилы.

49

1

Согласный звук «З´».

Произнесение двусложных слов с двумя стечениями согласных, типа: клетка, сладкий.

50- 51

2

Дифференциация согласных «З» - «З´».

52-55

4

Дифференциация согласных звуков «С»-«З», «С´» - «З´».

Анализ и синтез слов типа: утка, лампа).

Умение отвечать 1-2 предложениями по ходу и итогам учебной работы.

Соблюдение речевого этикета в процессе общения (до конца учебного года).

56

1

Согласный звук «Б».

Произнесение трехсложных слов, типа: телефон, конфета.

57

1

Согласный звук «Б´».

Анализ и синтез слов, типа «компот»

58-59

2

Дифференциация звуков «Б» - «Б´»

Букварный период

№№

Кол-во часов

Тема

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты

Планируемые внепредметные результаты

60-62

3

Дифференциация «П-Б», «П´-Б´»

Произнесение трехсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом, типа: памятник, солдатик.

Анализ и синтез слов, типа: малина

63-64

2

Согласный звук «Т».

Анализ и синтез односложных слов со стечением согласных, типа: танк, стул.

65

1

Согласный звук «Д»

Произнесение четырехсложных слов с открытыми слогами, типа: паутина.

Анализ и синтез трехсложных слов с закрытым слогом, типа: капитан.

Умение обращаться к товарищу, сформулировать вопрос, уточнить задание.

66

1

Согласный звук «Д´»

67-68

2

Дифференциация звуков «Д - Д´».

Анализ и синтез двусложных слов, типа: плита

69-71

3

Дифференциация звуков «Т»-«Д», «Т´» - «Д´».

Произнесение трехсложных слов с двумя стечениями согласных, типа: клубника, космонавт.

72

1

Согласный звук «Г».

Анализ и синтез двусложных слов с двумя стечениями согласных, типа: клетка, свисток.

73

1

Согласный звук «Г´».

74-75

2

Дифференциация звуков «Г»-«Г´»

Анализ и синтез  трехсложных слов, типа «конфета», «палатка».

Умение целенаправленно и последовательно выполнять последовательность учебных действий

76-78

3

Дифференциация звуков «Г-К», «Г´ - К´».

79-80

2

Звук «Л»

Анализ и синтез  трехсложных слов, типа «памятник».

81-82

2

Дифференциация звуков «Л» - «Л´».

83-85

3

Звук «Ш»

86-87

2

Повторение и закрепление пройденного материала.

88-91

3

Дифференциация звуков «С»- «Ш».

Произнесение трехсложных слов разнообразной структуры, в том числе, с тремя стечениями согласных, типа: хрустальный.

Анализ и синтез слов изученных структур с опорой на материализованные опоры с частичным проговаривание вслух.

Закрепление сформированных навыков планирования и регулирования собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев (до конца учебного года)

92-93

2

Звук «Ж»

94-95

2

Дифференциация звуков «З»- «Ж».

96-97

2

Дифференциация звуков «Ш» - «Ж».

98-99

2

Звук «Р»

Произнесение двусложных слов со стечениями согласных в начале и конце слова, типа: студент.

100- 101

2

Согласный звук «Р´»

102-103

2

Дифференциация звуков «Р» - «Р´».

105-107

4

Дифференциация звуков «Р-Л», «Р´-Л´»

Закрепление изученного материала

108-110

3

Повторение.

2 класс (66 часов) – 2 часа в неделю

№№

Кол-во часов

Тема

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты

Планируемые внепредметные результаты

1-2

2

Гласные звуки «А-У-О-Ы-И-Э»

Произношение 2-3хсложных слов со стечениями 2х согласных, типа: стрекоза, выстрел.

Различение на слух гласных звуков. Различение на слух согласных звуков по признакам мягкости-твердости, звонкости-глухости. Повторение понятия «ударение» Различение слоговых рядов с различным ударением. Анализ и синтез слов, типа: солдатик.

Умение оценивать свою работу и качество звукопроизношения (до конца учебного года)

3-14

12

Согласные звуки

«М», «П», «В», «К», «Ф», «Т», «Х», «М´», «П´», «В´», «К´», «Ф´», «Т´», «Х´».

15

1

Дифференциация согласных «К-Х».

Произнесение 2-3хсложных слов с тремя стечениями, типа: транспорт.

16-17

2

Дифференциация звуков «С-З», «С´-З´».

18

1

Повторение

19-20

2

Согласные звуки «Ш», «Ж»

Произнесение трехсложных слов со стечением более 2хсогласных, например, лекарство, страничка.

Анализ и синтез 3хсложных слов со стечением трех согласных, типа: стрекоза, выстрел.

Умение планировать свою деятельность во внешнем плане (до конца учебного года)

21-22

2

Дифференциация звуков «З-С-Ш-Ж».

23-25

3

Дифференциация звуков «Р-Р´-Л-Л´»

26-31

6

Дифференциация звонких и глухих согласных

Произнесение 4хсложных слов со стечениями согласных, типа: сковорода, мотоцикл, пограничник.

Различение на слух звонких и глухих согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез 3х сложных слов различной структуры.

32

1

Повторение

Умение работать в парах и микрогруппах (до конца учебного года

33-34

2

Согласный звук «j».

35-40

6

Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова

41-43

3

Согласный звук «Ч»

Произнесение всех типов слов сложной слоговой структуры (до конца учебного года)

44-46

3

Дифференциация согласных звуков «Ч» - «Т´»

Участие в коллективном обсуждении учебных проблем. (до конца учебного года).

47

1

Дифференциация согласных звуков «Ч»- «С».

Анализ и синтез слов, типа: тракторист

48-49

2

Согласный звук «Ц».

50-51

2

Дифференциация согласных звуков «Ц» - «Т»

52

1

Повторение

53-54

2

Дифференциация согласных звуков «Ц»-«С».

Умение проводить полный развернутый звуко-слоговой анализ слов пройденных слоговых структур с опорой на материализованную основу

55

1

Дифференциация согласных «Ц» - «С´».

56-57

2

Дифференциаиция согласных «Ц» - «Ч».

58-59

2

Звук «Щ»

60-61

2

Дифференциация согласных «Щ» - «С´».

62-63

2

Дифференциация согласных «Щ» - «Ч».

Формулировать и реализовывать учебную задачу.

64-65

2

Дифференцация сограсных звуков «Щ» - «Ш».

66-68

3

Повторение

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с.

  1. Алмазова А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение, 2013. – 256 с.
  3. Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.

Информационно-коммуникативные средства –

- Копьютерные программы.

- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.

Материально-технические средства:

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя, персональные ноутбуки учеников),
  •  интерактивная доска,

  аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,

  наушники для учеников.

  Индивидуальные зеркала для учеников.

Контрольно-измерительные средства

Итоговый (административный) учет проводится, как правило, в конце учебного года и может быть проведен в виде праздничного утренника, викторины, в ходе которой ученики демонстрируют свое умение выразительно, правильного, слитного чтения стихотворений, прозаических отрывков. Такое публичное представление результатов стимулирует учеников к правильной речи.

Примерные виды заданий.

По окончанию букварного периода детям для звукового и слогового анализа предъявляются изученного уровня сложности. Как правило, работа проводится в конце 2ой четверти.

Рекомендуемый материал для контроля: проанализировать без опоры на материализованную основу слова, типа: нос, сани, утка, оса, паук, , вилка.

Вопросы: Сколько звуков в слове? Какие гласные звуки, какие согласные, охарактеризуйте их. Какой звук стоит перед…, после…, между… ? Сколько слогов в слове? И т.п.

Критериями оценки качества звукопроизношения в ходе административной проверки является:

А) качество звукопроизношения на заученном материале (стихи, пословицы, поговорки, скороговорки, прозаический текст;

Б) качество звукопроизношения в процессе спонтанного общения.

При этом учитывается качество произношения только поставленных и пройденных звуков.  Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по результатам обучения литературному чтению и русскому языку.


[1] Количество часов может быть увеличено за счет часов обучения грамоте в добукварный период (+2 часа) и в букварный период (+1 час).

[2] На каждом уроке присутствует следующие виды деятельности: артикуляционная гимнастика, дыхательная и голосовая разминки, слушанье, работа с картинками, дидактические игры, составление предложений и работа с диалогическими и монологическими высказываниями, звуковой анализ и синтез, звуко-слоговой анализ и синтез. Поскольку эти виды учебной деятельности являются обязательными, с целью экономии, они не указаны в таблицы и присутствуют по умолчанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая программа по развитию речи для детей 1 класса на 2012-2013 учебный год

В прграмме описывается вся логопедическая работа по развитию речи детей с 6 до 9 дет. Все занятия расписаны с целями, задачами, а также по временным периодам...

Рабочая коррекционно-логопедическая программа для учащихся 3 класса

Рабочая коррекционно-логопедическая программа разработана для учащихся 3 класса с логопедическим заключением "Дизорфография". Срок реализации 1 год. Программа состоит из пояснительной записки и календ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...

Программа "Произношение" для обучающихся 1-2 классов по АООП НООвариант 5.1

Освоение фонетико-фонематической стороны родного языка, способствующее успешному усвоению программы и личностному развитию обучающихся....

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов

Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...