Логопедическая программа «Произношение»
рабочая программа
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.2 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).
Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.
Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи(темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Общая характеристика учебного предмета «Произношение»
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со II класса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogr_logo_tnr_temurshoeva_ar.docx | 63.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108819, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495)410-38-95; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | |
на пед. совете школы | Зам. директора | |
______________________ Урсегов К.Б. | ||
Логопедическая программа
«Произношение»
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации 2 года
Составитель:
Темуршоева Альфия Рафиковна
Учитель-логопед
ГБОУ «Школа 2065»
г. Москва, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.2 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).
Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.
Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи(темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Общая характеристика учебного предмета «Произношение»
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со II класса).
Начиная с 1класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения в 1 и 2 классах необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все Обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
Место учебного предмета «Произношение» в учебном плане
Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре коррекционного курса. Она является основой для формирования не только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования общеучебных универсальных действий.
В частности, особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Именно на уроках произношения ученики знакомятся с условными обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся моделировать и конструировать звуко-слоговой состав слова.
Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их. В этом большая роль также принадлежит «Произношению».
Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности; обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма.
Уроки «Произношения» тесно связаны как с дисциплинами предметного цикла, так и коррекционного цикла. Например, на уроках «Развития речи» ученики в практическом плане усваивают лексико-грамматические единицы языка, преимущественно в плане семантики и норм словоупотребления, а на уроках «Произношения» этот же материал отрабатывается с точки зрения его звуко-слоговой структуры. На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. Таким образом, на уроках «Развития речи» и на уроках «Произношения» Обучающиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.
Уроки произношения тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на уроках произношения изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки грамоты. Таким образом, достигается цель формирования единого полимодального образа «звук-буква», что позволяет снизить риск появления дисграфии и дислексии.
Генетическая связь реализуется между уроками «Произношения» и индивидуальными логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет предложен ученикам для изучения на уроке «Произношения», он должен быть поставлен и первично автоматизирован у всего состава класса, за исключение детей с тяжелой патологией строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по нормализации произносительной стороны речи.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Произношение»
Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости - глухости и т.д.).
На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Произношение»
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты освоения программы «Произношение» оговорены в соответствующих разделах «Основного содержания»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Произношение»
(для начальной ступени образования)
1 класс (66/110 часов)
Добукварный период
1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
Развитие моторики артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:
- не требующих коррекции: [ а ], [ о ], [ у ], [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ], [ф ], [ т ], [ х ], [ э ]; дифференциация [ к ] - [ х ];
- требующих коррекции:[ и ], [ л'], [ м'], [ к'], [ п'], [ в'], [ н'], [ ф'] в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога; дифференциация [ в ] - [ ф ], [ в']-[ ф']; [j]; дифференциация [j] - [ л']; [ с ], [ с']; дифференциация [ с ] - [ с']; [ ы ]; дифференциация [ ы ] - [ и ]; [ з ], [ з']; дифференциация [ з ] - [ з']; [ с ] - [ з ]; [ с'] - [ з'].
Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ( [ у ] от [ а ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; па от ма, ка, ва; са от ца, тя, ша и т.д.). Различение звуков в составе слова.
- Развитие внимания, памяти; запоминание 3 -4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности слоговых рядов ( по - по; ка - жа; ус - ас - ос; спа - ста и т. д.), запоминание в заданно последовательности 3 - 4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и др.).
- Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: ап, пап; со стечением двух согласных: авт, фта; сочетаний из этих типов слогов: ту - ат; ап - та; ту - та - ты; сто - ста - сты и т.д.
Четкое и слитное произнесение односложных, двусложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.
Различение односложных, двусложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением ударных слогов.
III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Выделение начального ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2 - 3 гласных: [ а ], [ у ]; [ а ], [ о ], [ у ].
Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).
Выделение слогообразующего гласного из слов типа: мох, пух и т.д.
Анализ и синтез прямых слогов типа са, су. Выделение первого согласного и слогообразующего гласного из слов типа сани, совы и т.д.
Звуковой анализ слов типа суп, нос и т.п. (составление схем).
Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двусложного и трехсложного слова.
Звуко-слоговой анализ слов типа сова, косы и т.п. (составление схем).
Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей рели гласных.
П р и м е ч а н и е. В подготовительный период обучения упражнениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12 - 18 минут из каждого урока произношения.
Букварный период обучения
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1). Развитие моторики артикуляционного аппарата.
Закрепление правильного произношения и различения звуков [ б ], [ б']; дифференциация [ б ] - [ б']; [ п ] - [ б ]; [ т'], [ д ], [ д']; дифференциация [ д ] - [ д'], [ т ] - [ д ]; [ г ], [ г']; дифференциация [ г ] - [ г'], [ к ] - [ г ]; [ л ]; дифференциация [ л ] - [ л']; [ ш ]; дифференциация [ с ] - [ ш ]; [ ж ]; дифференциация [ з ] - [ ж ]; [ ш ] - [ ж ]; [ р ], [ р']; дифференциация [ р ] - [ р']; [ р ] - [ л ].
Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, тë) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.
Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих [ а ] от [ с ], [ ж ] от [ з ], [ б ] от [ п ] и т.д., различение и выделение из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: звонкие, глухие. Твердые и мягкие; запоминание 3 - 4 инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один положи на стол, другой под стол, третий на шкаф); повторение в данной последовательности слогового рядя, состоящего из 3 - 4 сочетаний (спа - зба - спа; пло - плу - пла - плы и т.д.).
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Усвоение произношения слогов различной сложности и их сочетаний. Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слога в дву - трехсложных словах, составление схемы двусложного слова с обозначением места ударения
Включение заученных слов в предложения и тексты.
Предметные результаты обучения:
Обучающийся должен знать:
- Понятия:, «слово», «слог», «звук», «гласный звук» : ударный и безударный, «согласный звук»: «мягкий», «твёрдый», «звонкий», «глухой».
- Слогообразующую роль гласных.
Обучающийся должен уметь:
- правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
- удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 4-5 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2 согласных; запоминать в заданной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава;
- повторять слоговые ряды с выделением ударных слогов;
- чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
- различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
- проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написание.
1 класс (66 ч )
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных
[ а ], [ у ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; твёрдых согласных, не требующих коррекции:
[ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ], [ ф ], [ т ], [ х ]; дифференциация звуков [ к ] - [ х ];
мягких согласных [ м'], [ п'], [ в'], [ к'], [ н'], [ ф'], [ т'] в сочетании с гласными [ и ], [ е ]; дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных в сочетаниях типа пы-пи (пыль - пили).
Правильное произношение и различение звуков [ с ], [ с'], [ б ], [ б'], [ д ], [ д'], [ з ],
[ з'], [ г ], [ г'], [ л ], [ л'], [ ш ], [ ж ], [ р ], [ р'].
Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ], [ з ] - [ ж ], [ р ], [ л ], звонких и глухих согласных.
Правильное произношение звука [j] в начале слова, перед гласной после разделительных Ь и Ъ (яма, поет, льют, подъезд).
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать).
Звук [ ц ]. Дифференциация [ ц ] - [ т'], [ ц ] - [ с ], [ ц ] - [ с'].
Звук [ ч ]. Дифференциация [ ч ] - [ т'], [ ч ]- [ с'], [ ч ] - [ ц ].
Звук [ щ ]. Дифференциация [ щ ] - [ с'], [ щ ] - [ ч ], [ щ ] - [ ш ].
- Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
Произнесение ряда гласных звуков типа УИУ У ..., УИУА У АИУ и т.п.
Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечениями согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пле; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бре-бру-бры; бра-бра-пра-пра. Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за; бра-бра-пра; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча.
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале):
- без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-татататата..., та-татата-та-татата-та... и т.п.;
- с чередованием гласных и согласных звуков: татотутатоту..., ту-татоту..., ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана ... и т.д.
Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-тью; те-тье-тье-те и т.д.
Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.
2. Формирование навыков произнесения слов и предложений, двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло), четкое произнесение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.
Правильное выделение ударного слога в двусложных и трехсложных словах; составление схемы слова в выделением ударного слога.
Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма. Запоминание и повторение в данной последовательности 3 - 4 слов; запоминание ряда инструкций.
Предметные результаты:
Обучающийся должен знать:
- алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа;
- характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.
Обучающийся должен уметь:
- правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
- выделять звуки из состава слова;
- удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;
- повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале;
- чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
- различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
- проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.
Тематическое планирование
1 класс (66 часов /110 часов [1])
Добукварный период
№№ | Кол-во часов | Тема | Основные виды учебной деятельности[2] | Планируемые предметные результаты | Планируемые внепредметные результаты |
1 | 1 | Понятие «звук». Гласный звук «А» | Артикуляционная гимнастика. Различение на слух гласных звуков а, у, о,э ,и, ы. Выделение гласного из начала слова | Умение слушать и принимать инструкцию учителя. Дифференциация понятий звук – буква. Первоначальное представление о звуке как элементе языковой структуры. | |
2 | 1 | Гласный звук «О» | |||
3 | 1 | Гласный звук «У» | |||
4 | 1 | Гласные звуки «А», «О», «У» (обобщение). Понятие «гдасный звук» | Четкое произнесение слогов и сочетаний «УА», «АУА» с ускорением те6мпа. Выделение ударного гласного в конце слова. | ||
5 | 1 | Согласный звук «М». Понятие «Согласный звук (звонкий)» | Четкое произнесение открытых «ма», обратных «ам», и закрытых «мам» слогов с пройденными согласными. | Различение на слух изученного согласного звука от других звуков. Усвоение понятия «согласный звук», «Звонкий согласный звук» | |
6-7 | 2 | Согласный «П». Понятие «глухой согласный звук» | Умение определять последовательность гласных в ряду из двух гласных. Усвоение понятия «глухой согласный звук» | ||
8 | 1 | Согласный звук «В». | Произношение последовательности из трех открытых слогов с пройденными согласными с ускорением | ||
9-10 | 2 | Согласный звук «К». Понятие «Твердый звук» | Умение различать глухие и звонкие согласные в составе слова. Усвоение понятия «твердый согласный звук». | Умение понять и принять учебную задачу, предъявленную в вербальной форме | |
11 | 1 | Согласный звук «Н» | Различение на слух пройденных согласных в составе слога. Выделение последнего согласного из обратного и закрытого слогов. | ||
12 | 1 | Согласный звук «Ф». Понятие «Ударение» | Произнесение слоговых рядов (2-3 слога) с пройденными согласными с чередованием ударных и безударных слогов. | ||
13-14 | 2 | Согласный звук «Т» | Произнесение слогов рядов из обратных слогов с ускорением темпа | Выделение последнего согласного из слов, типа «кот», «сон». | Формирование умения запомнить 2-3х ступенчатую инструкцию и выполнить ее в заданной последовательности |
15 | 1 | Согласный звук «Х». | Правильное произнесение слов с твердыми и мягкими согласными (мак, день, кит). | Выделение на слух заданный закрытый слог среди других слогов того же типа. | |
16 | 1 | Обобщение. Согласные «М», «П», «В»,»К», «Н», «Ф», «Т», «Х». | |||
17 | 1 | Дифференциация звуков «К» и «Х». Понятие «слог». | Произнесение двусложных слов с различным по месту ударным слогом, типа: вата, мука, Ира, оса. | Анализ и синтез обратного слога, типа «АП», «ОТ», «УХ». | Умение запоминать 3-4х ступенчатые инструкции и выполнять ее |
18 | 1 | Гласный звук «Э» | Запомнить и выделить из ряда слов различного или сходного звукослогового и/или ритмического состава заданное слово (в течение года). | ||
19 | 1 | Гласный звук «И» | |||
20 | 1 | Дифференциация гласных и согласных звуков (обобщение) | Развитие способности к переключению | ||
21-22 | 2 | Согласный звук «Л´». Понятие «мягкий согласный звук». | Произнесение двусложных слов со стечениями 2х согласных на границе слога, типа: паук, утка, палка | Различение на слух мягких и твердых согласных в составе слова. | |
23 | 1 | Согласный звук «М´» | |||
24 | 1 | Согласный звук «К´» | Выделение ударного гласного, стоящего после согласного в составе слова, типа: пух, танки, кот. | ||
25 | 1 | Согласный звук «П´». | Четкое произнесение слов со стечением 2х согласных, типа «пта – пту…». Различение на слух закрытых слогов с заданным мягким согласным среди других слогов. | ||
26 | 1 | Согласный звук «В´» | Выделение первого согласного в словах типа: кот, мох, пух. | ||
27 | 1 | Согласный звук «Н´» | Различение на слух слогов со стечением согласных от слогов другого типа, например: тка-на-та-тпы. | ||
28 | 1 | Согласный звук «Ф´» | |||
29 | 1 | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков (обобщение пройденного материала) | Выделение первого согласного из двусложного слова, типа: кофта, вафли. | ||
30-31 | 2 | Дифференциация согласных «В-Ф», «В´-Ф´». | Умение дать характеристику согласного звука с опорой на материализованную основу | ||
32-33 | 4 | Согласный звук «J» (сарай, майка). | Произнесение ряда слов со стечением согласных с ускорением темпа | Выделение безударного гласного из начала слова, типа: идут, аптека. Выделение безударного гласного из конца слова, типа: куры, кукла | |
34 | 1 | Повторение пройденного | |||
35-36 | Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления. Формирование умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. | ||||
37-38 | 2 | Дифференциация звуков «j»- «Л´» | Выделение безударного гласного из середины слова, типа: малина, пила. | ||
39-40 | 2 | Согласный звук «С» | Произнесение дву и трехсложных слов типа: сумка, каток, калина. | Выделение первого согласного и последующего гласного (сумка). | |
41-42 | 2 | Согласный звук «С´» | Развитие фонематического восприятия: выделение звука «С» в составе слова. | ||
43-44 | 2 | Дифференциация звуков «С»-«С´». | Произнесение дву сложных слов со стечением согласных и вторым закрытым слогом, типа: компот. | Анализ и синтез прямого слога с опорой на материализованную основу и с проговариванием вслух хода анализа. | |
45-46 | 2 | Гласный звук «Ы» | Произнесение односложных слов со стечениями согласных в начале или конце слова (танк, стул) | Полный анализ и синтез слов типа «пух» с опорой на материализованную основу и с проговариванием вслух хода анализа | Умение отвечать на вопросы по ходу учебной работы, используя учебную лексику. |
47 | 1 | Гласные звуки «Ы», «И». | Произнесение двусложных слов со стечениями согласных в начале или конце слова, типа: плитка, помост. | ||
48 | 1 | Согласный звук «З». | Выделение согласных из середины слова. Анализ и синтез двусложных слов, типа маки, вилы. | ||
49 | 1 | Согласный звук «З´». | Произнесение двусложных слов с двумя стечениями согласных, типа: клетка, сладкий. | ||
50- 51 | 2 | Дифференциация согласных «З» - «З´». | |||
52-55 | 4 | Дифференциация согласных звуков «С»-«З», «С´» - «З´». | Анализ и синтез слов типа: утка, лампа). | Умение отвечать 1-2 предложениями по ходу и итогам учебной работы. Соблюдение речевого этикета в процессе общения (до конца учебного года). | |
56 | 1 | Согласный звук «Б». | Произнесение трехсложных слов, типа: телефон, конфета. | ||
57 | 1 | Согласный звук «Б´». | Анализ и синтез слов, типа «компот» | ||
58-59 | 2 | Дифференциация звуков «Б» - «Б´» |
Букварный период
№№ | Кол-во часов | Тема | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Планируемые внепредметные результаты |
60-62 | 3 | Дифференциация «П-Б», «П´-Б´» | Произнесение трехсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом, типа: памятник, солдатик. | Анализ и синтез слов, типа: малина | |
63-64 | 2 | Согласный звук «Т». | Анализ и синтез односложных слов со стечением согласных, типа: танк, стул. | ||
65 | 1 | Согласный звук «Д» | Произнесение четырехсложных слов с открытыми слогами, типа: паутина. | Анализ и синтез трехсложных слов с закрытым слогом, типа: капитан. | Умение обращаться к товарищу, сформулировать вопрос, уточнить задание. |
66 | 1 | Согласный звук «Д´» | |||
67-68 | 2 | Дифференциация звуков «Д - Д´». | Анализ и синтез двусложных слов, типа: плита | ||
69-71 | 3 | Дифференциация звуков «Т»-«Д», «Т´» - «Д´». | Произнесение трехсложных слов с двумя стечениями согласных, типа: клубника, космонавт. | ||
72 | 1 | Согласный звук «Г». | Анализ и синтез двусложных слов с двумя стечениями согласных, типа: клетка, свисток. | ||
73 | 1 | Согласный звук «Г´». | |||
74-75 | 2 | Дифференциация звуков «Г»-«Г´» | Анализ и синтез трехсложных слов, типа «конфета», «палатка». | Умение целенаправленно и последовательно выполнять последовательность учебных действий | |
76-78 | 3 | Дифференциация звуков «Г-К», «Г´ - К´». | |||
79-80 | 2 | Звук «Л» | Анализ и синтез трехсложных слов, типа «памятник». | ||
81-82 | 2 | Дифференциация звуков «Л» - «Л´». | |||
83-85 | 3 | Звук «Ш» | |||
86-87 | 2 | Повторение и закрепление пройденного материала. | |||
88-91 | 3 | Дифференциация звуков «С»- «Ш». | Произнесение трехсложных слов разнообразной структуры, в том числе, с тремя стечениями согласных, типа: хрустальный. | Анализ и синтез слов изученных структур с опорой на материализованные опоры с частичным проговаривание вслух. | Закрепление сформированных навыков планирования и регулирования собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев (до конца учебного года) |
92-93 | 2 | Звук «Ж» | |||
94-95 | 2 | Дифференциация звуков «З»- «Ж». | |||
96-97 | 2 | Дифференциация звуков «Ш» - «Ж». | |||
98-99 | 2 | Звук «Р» | Произнесение двусложных слов со стечениями согласных в начале и конце слова, типа: студент. | ||
100- 101 | 2 | Согласный звук «Р´» | |||
102-103 | 2 | Дифференциация звуков «Р» - «Р´». | |||
105-107 | 4 | Дифференциация звуков «Р-Л», «Р´-Л´» | Закрепление изученного материала | ||
108-110 | 3 | Повторение. |
2 класс (66 часов) – 2 часа в неделю
№№ | Кол-во часов | Тема | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Планируемые внепредметные результаты |
1-2 | 2 | Гласные звуки «А-У-О-Ы-И-Э» | Произношение 2-3хсложных слов со стечениями 2х согласных, типа: стрекоза, выстрел. | Различение на слух гласных звуков. Различение на слух согласных звуков по признакам мягкости-твердости, звонкости-глухости. Повторение понятия «ударение» Различение слоговых рядов с различным ударением. Анализ и синтез слов, типа: солдатик. | Умение оценивать свою работу и качество звукопроизношения (до конца учебного года) |
3-14 | 12 | Согласные звуки «М», «П», «В», «К», «Ф», «Т», «Х», «М´», «П´», «В´», «К´», «Ф´», «Т´», «Х´». | |||
15 | 1 | Дифференциация согласных «К-Х». | Произнесение 2-3хсложных слов с тремя стечениями, типа: транспорт. | ||
16-17 | 2 | Дифференциация звуков «С-З», «С´-З´». | |||
18 | 1 | Повторение | |||
19-20 | 2 | Согласные звуки «Ш», «Ж» | Произнесение трехсложных слов со стечением более 2хсогласных, например, лекарство, страничка. | Анализ и синтез 3хсложных слов со стечением трех согласных, типа: стрекоза, выстрел. | Умение планировать свою деятельность во внешнем плане (до конца учебного года) |
21-22 | 2 | Дифференциация звуков «З-С-Ш-Ж». | |||
23-25 | 3 | Дифференциация звуков «Р-Р´-Л-Л´» | |||
26-31 | 6 | Дифференциация звонких и глухих согласных | Произнесение 4хсложных слов со стечениями согласных, типа: сковорода, мотоцикл, пограничник. | Различение на слух звонких и глухих согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез 3х сложных слов различной структуры. | |
32 | 1 | Повторение | Умение работать в парах и микрогруппах (до конца учебного года | ||
33-34 | 2 | Согласный звук «j». | |||
35-40 | 6 | Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова | |||
41-43 | 3 | Согласный звук «Ч» | Произнесение всех типов слов сложной слоговой структуры (до конца учебного года) | ||
44-46 | 3 | Дифференциация согласных звуков «Ч» - «Т´» | Участие в коллективном обсуждении учебных проблем. (до конца учебного года). | ||
47 | 1 | Дифференциация согласных звуков «Ч»- «С». | Анализ и синтез слов, типа: тракторист | ||
48-49 | 2 | Согласный звук «Ц». | |||
50-51 | 2 | Дифференциация согласных звуков «Ц» - «Т» | |||
52 | 1 | Повторение | |||
53-54 | 2 | Дифференциация согласных звуков «Ц»-«С». | Умение проводить полный развернутый звуко-слоговой анализ слов пройденных слоговых структур с опорой на материализованную основу | ||
55 | 1 | Дифференциация согласных «Ц» - «С´». | |||
56-57 | 2 | Дифференциаиция согласных «Ц» - «Ч». | |||
58-59 | 2 | Звук «Щ» | |||
60-61 | 2 | Дифференциация согласных «Щ» - «С´». | |||
62-63 | 2 | Дифференциация согласных «Щ» - «Ч». | Формулировать и реализовывать учебную задачу. | ||
64-65 | 2 | Дифференцация сограсных звуков «Щ» - «Ш». | |||
66-68 | 3 | Повторение |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
|
Информационно-коммуникативные средства –
- Копьютерные программы.
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.
Материально-технические средства:
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, персональные ноутбуки учеников),
- интерактивная доска,
∙ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,
∙ наушники для учеников.
∙ Индивидуальные зеркала для учеников.
Контрольно-измерительные средства
Итоговый (административный) учет проводится, как правило, в конце учебного года и может быть проведен в виде праздничного утренника, викторины, в ходе которой ученики демонстрируют свое умение выразительно, правильного, слитного чтения стихотворений, прозаических отрывков. Такое публичное представление результатов стимулирует учеников к правильной речи.
Примерные виды заданий.
По окончанию букварного периода детям для звукового и слогового анализа предъявляются изученного уровня сложности. Как правило, работа проводится в конце 2ой четверти.
Рекомендуемый материал для контроля: проанализировать без опоры на материализованную основу слова, типа: нос, сани, утка, оса, паук, , вилка.
Вопросы: Сколько звуков в слове? Какие гласные звуки, какие согласные, охарактеризуйте их. Какой звук стоит перед…, после…, между… ? Сколько слогов в слове? И т.п.
Критериями оценки качества звукопроизношения в ходе административной проверки является:
А) качество звукопроизношения на заученном материале (стихи, пословицы, поговорки, скороговорки, прозаический текст;
Б) качество звукопроизношения в процессе спонтанного общения.
При этом учитывается качество произношения только поставленных и пройденных звуков. Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по результатам обучения литературному чтению и русскому языку.
[1] Количество часов может быть увеличено за счет часов обучения грамоте в добукварный период (+2 часа) и в букварный период (+1 час).
[2] На каждом уроке присутствует следующие виды деятельности: артикуляционная гимнастика, дыхательная и голосовая разминки, слушанье, работа с картинками, дидактические игры, составление предложений и работа с диалогическими и монологическими высказываниями, звуковой анализ и синтез, звуко-слоговой анализ и синтез. Поскольку эти виды учебной деятельности являются обязательными, с целью экономии, они не указаны в таблицы и присутствуют по умолчанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедическая программа по развитию речи для детей 1 класса на 2012-2013 учебный год
В прграмме описывается вся логопедическая работа по развитию речи детей с 6 до 9 дет. Все занятия расписаны с целями, задачами, а также по временным периодам...
Рабочая коррекционно-логопедическая программа для учащихся 3 класса
Рабочая коррекционно-логопедическая программа разработана для учащихся 3 класса с логопедическим заключением "Дизорфография". Срок реализации 1 год. Программа состоит из пояснительной записки и календ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...
Программа "Произношение" для обучающихся 1-2 классов по АООП НООвариант 5.1
Освоение фонетико-фонематической стороны родного языка, способствующее успешному усвоению программы и личностному развитию обучающихся....
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов
Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...