Рабочая коррекционно-логопедическая программа для учащихся 3 класса
рабочая программа на тему
Рабочая коррекционно-логопедическая программа разработана для учащихся 3 класса с логопедическим заключением "Дизорфография". Срок реализации 1 год. Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования. В пояснительной записке даётся краткая характеристика группы, отражены основные направления работы. Прописано формирование универсальных учебных действий. Указана типология логопедических занятий на основе системно-деятельностного подхода и примерная структура логопедических занятий. В программе прописаны возможные методы и приёмы логопедического воздействия, основные принципы коррекционной работы с учащимися. Указаны современные педагогические технологии, применяемые при коррекционном обучении. В календарно-тематическом планировании отражена деятельность учащихся и использование электронных образовательных ресурсов. УУД прописаны на каждый блок занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3_kl.docx | 67.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Рекомендована методическим объединением социально- психолого-логопедической службы сопровождения обучающихся протокол № 1 от «10» сентября 2013 г. | Согласована «___»___________2013 г. заместитель директора по УВР ___________ | Утверждаю «__»______________2013 г. директор школы ____________ |
Рабочая коррекционно-логопедическая программа
Дизорфография
(наименование коррекционного курса)
для обучающихся 3 классов
(ступень образования)
1 год
(срок реализации программы)
Саурина Татьяна Петровна, учитель-логопед
(ФИО учителя-логопеда, составившего коррекционно-логопедическую программу)
2013
(год разработки
Пояснительная записка
(к программе «Дизорфография», 3 класс)
Характеристика группы
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах. Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.
Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
- общее недоразвитие речи (ОНР);
- фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- дисграфию и дислексию;
У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:
- снижение слухоречевой памяти;
- нарушение буквенного гнозиса;
- нарушение динамического праксиса руки;
- затруднено восприятие ритмической структуры слова;
- нечеткая дикция, плохая артикуляция;
6)нарушение лексико-грамматического строя речи;
7)различную неврологическую симптоматику (минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
8)пренатальную и постнаталъную патологию
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
IV. Развитие связной речи.
- Искажение логики и последовательности высказывания;
- Фрагментарность;
- Отвлечение от темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций;
- Быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи;
- Бедность и шаблонность лексического и грамматического строя;
- Наличие черт, присущих ситуативной речи (неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое, лексические повторы).
Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в число неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Основные направления работы
- Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Формирование связной речи:
Раздел «Предложение»:
- анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
- проводить качественный и количественный анализ предложений;
- обозначать границы предложений на письме;
- развивать умения распространять простые предложения;
- развивать инициативные формы речи: умение составлять развернутые и краткие ответы, задавать вопросы, рассуждать;
- через различные виды деятельности с деформированным предложением формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.
Раздел «Текст»:
- формировать умение определять тему текста, основную мысль, отделять главное от второстепенного;
- развивать умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, наречия, местоимения, союзы;
- совершенствовать приемы мыслительной обработки текстов: деление по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных слов, составление плана;
- понимать, как составление плана помогает последовательно пересказывать;
- устанавливать логическую связь и последовательность, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины);
- предупреждать искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
- Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными I приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог:«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Цель данной системы коррекционного обучения - усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи для создания полноценных предпосылок при усвоении учебного материала.
Задачи:
- совершенствование орфографических навыков и умений, полученных на уроках родного языка;
- формирование у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова, антонимии и синонимии родного языка;
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться способами словообразования;
- расширение и уточнение значений используемых синтаксических конструкций;
- совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
- развитие устойчивости внимания, способности к запоминанию и переключению;
- развитие умения понять и принять учебную задачу;
- работа в определённом темпе;
- анализ и оценка продуктивности собственной деятельности и контроль за ней;
- развитие умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия, адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;
- развитие умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией.
Предполагаемые сроки коррекционно-логопедического воздействия при дизорфографии предусмотрено проведение логопедических занятий 2 раза в неделю продолжительностью 40 минут, всего 60 академических часов.
В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. :
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. :
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Формирование универсальных учебных действий
Метапредметные УУД
Регулятивные:
- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Учить принимать и сохранять учебную задачу.
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
- Различать способ и результат действия.
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
- Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
- Представлять информацию в виде схемы, таблиц.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- Делать выводы на основе анализа объектов.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться в речевом материале.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
- Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
- Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе логическое рассуждение.
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные:
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
- Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Личностные УУД:
- Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
- Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
- Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
- Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
- Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.
- Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.
- Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
- Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
- Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
- Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе
- Создавать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательность
- Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля
- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их основные грамматические признаки;
- члены предложения: главные, второстепенные (без деления второстепенных членов на виды);
- слабую и сильную позицию звуков.
Обучающиеся должны уметь:
- согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах с предлогом и без предлога;
- понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и подбирать антонимы, синонимы;
- составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением, расширением, изменением лица, времени;
- производить фонетический разбор слов;
- анализировать морфологическую структуру слова: определять приставку, корень, суффикс, окончание и опасное место в морфеме;
- осуществлять синтаксический разбор предложения;
- орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст (60 – 70 слов);
- писать изложения по коллективно составленному план
Методическое обеспечение
При реализации данной системы коррекционного обучения соблюдаются основные принципы коррекционной работы:
- принцип комплексности- дизорфография, дислексия, дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма);
- патогенетический принцип – предполагает учёт механизмов нарушения чтения и письма. Во многих случаях сходные симптомы нарушений чтения и письма обусловлены различными причинами; поэтому важное звено в коррекционном обучении отводится диагностическому этапу;
- принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма – нарушения чтения и письма различают не только по своим механизмам, но и по симптоматике, а характер ошибок зависит также от этапа овладения этими навыками;
- принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути) – в основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование ВПФ в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем и первоначально ПФ предполагает участие различных анализаторов;
- принцип поэтапного формирования умственных действий – значимость этого принципа обусловлена тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой. В связи с этим формирование каких – либо действий осуществляется сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, схемы, памятки), затем в плане громкой речи и, наконец, во внутреннем плане (придумывание слов с определённым звуком и т.д.)
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому) – постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учётом психологических особенностей обучающихся и с учётом «зоны актуального речевого развития»;
- принцип системности – методика устранения дизорфографии представляет собой ситему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
- онтогенетический принцип – предполагает учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
При коррекции дизорфографии учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и др.
Основными формами проведения занятий являются:
- фронтальные;
- практические занятия;
- нетрадиционные занятия с использованием игры, сказки, соревнований;
- занятие-беседа;
Типология логопедических занятий
на основе системно-деятельностного подхода
Логопедические занятия деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 4 группы:
- занятия «открытия» нового знания;
- занятия рефлексии;
- занятия систематизации знаний;
- комбинированные занятия
Структура логопедического занятия
- Организационный момент
1. Психоэмоциональный настрой на занятие
II. Основная часть.
- Сообщение или определение темы занятия
- Задания, упражнения по основной теме занятия
- Расширение и актуализация словаря
- Проведение физминутки.
- Формирование языкового (звукобуквенного, звукослогового) анализа и синтеза
- Развитие лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи
III. Заключительная часть
- Смысловая рефлексия (Чему научились? Кому было непонятно?)
- Эмоциональная рефлексия (Что понравилось? Что не понравилось? Какое у вас настроение?)
- Пароль на выход (индивидуальные задания по теме занятия)
Структура логопедического занятия – «открытие» новых знаний
I этап – Мотивация
II этап – Актуализация знаний
III этап - Выявление затруднений
IV этап – Объяснение (добывание) нового знания
V этап – Закрепление во внешней речи
VI этап – Самостоятельная работа с самопроверкой
VII этап – Рефлексия, включение нового в систему знаний.
Методика устранения дизорфографии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного нарушения, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы на конкретном этапе, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Современные педагогические технологии,
применяемые при коррекционном обучении
- Технология поэтапного формирования умственных действий
- Личностно-ориентированное развивающее обучение
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов
- Игровые технологии
- Технологии на основе системно-деятельностного подхода в обучении
- Здоровьесберегающие технологии
- Модульно-блочные технологии
- Тест-технологии
Методы логопедического воздействия
- Словесные:
- беседа, рассказ, монолог, диалог, дискуссия;
- Наглядно-демонстрационные:
- рассматривание схем, картинок, памяток, рисунков, репродукций, показ образца выполнения упражнений, способа действия, прослушивание магнитофонных записей;
- Практические:
- по характеру языкового материала – орфоэпические, орфографические, грамматические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические;
- по характеру умственной деятельности – аналитико-синтетические, сопоставление, обобщение, сравнение, группирование;
- по форме проведения – устные и письменные;
- по уровню самостоятельности – с объяснением до выполнения задания, с проверкой после выполнения, полностью самостоятельные;
- метод решения грамматико-орфографических задач (упражнения на умение видеть орфограмму, на овладение операциями, обеспечивающими применение правил);
- метод языкового анализа и синтеза;
- имитативный метод (запоминание слов, не проверяемых правилами, письмо по зрительной памяти)
Приёмы логопедического воздействия:
- анализ;
- сравнение;
- сопоставление;
- группирование;
- для преодоления сниженной речевой активности используются двигательные реакции, сопряжённые с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма, стихотворные рифмы, сопровождаемые речью)
Литература
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.
- Шклярова Т.В. Как научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Пособие для родителей. – М.: «Грамотей», 2000
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии. Методические рекомендации и упражнения. – М.: Школьная пресса, 2003
- Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых работ по русскому языку. 3-4 классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М.: АРКТИ, 1997
- Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб.пособие для студентов. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003
12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
13. Т.П.Саурина Программа коррекционно-логопедической работы с обучающимися 3 класса при «Дизорфографии»
Список
обучающихся 3 б класса для
логопедических занятий
2013/2014 уч.г.
Ф.И | Дата рождения | Дата обследования | Логопедическое заключение | |
Валиуллина Эльвира | 18.12.2003 | 23.04.12 | Дизорфография, обусловленная ФФНР | |
Зарипов Тимур | 09.05.2004 | 02.04.12 | Дизорфография, обусловленная НВОНР | |
Карпеева Анастасия | 16.01.2004 | 19.03.12 | Дизорфография, обусловленная НВОНР | |
Кислова Анастасия | 06.04.2004 | 16.04.12 | Дизорфография, обусловленная ОНР III ур. Дизартрия. | |
Домашенко Дима | 02.02.2004 | 02.04.12 | Дизорфография, обусловленная НВОНР. Дизартрия | |
Сабашкин Артём | 23.05.2004 | 17.03.12 | Дизорфография, обусловленная фонематическим нарушением речи. | |
Сивков Константин | 30.07.2004 | 24.03.12 | Дизорфография, обусловленная ОНР III ур. Дизартрия. | |
Соболев Никита | 31.12.2003 | 09.04.12 | Дизорфография, обусловленная НВОНР | |
Копейкин Валерий | 29.12.2003 | 02.04.12 | Дизорфография, обусловленная ОНР. Дизартрия. | |
Чернышёва Валерия | 17.09.2004 | 12.03.12 | Дизорфография, обусловленная НВОНР | |
Шаблевский Марк | 05.10.2004 | 16.04.12 | Дизорфография, обусловленная ОНР III ур. Дизартрия. |
Расписание занятий
Понедельник, среда – 13.50 – 14.30
Календарно-тематическое планирование для обучающихся 3 б класса
дата | № п/п | Тема занятия | Деятельность обучающихся на занятии | ЭОР |
I этап Диагностический | ||||
С 01.09.2013 по 15.09.2013 | Исследование процесса письма. Слуховой диктант. Контрольное списывание Исследование процесса чтения. Исследование неречевых психических функций. Состояние связной речи. Исследование лексики и грамматического строя. | |||
II этап Коррекционный | ||||
Формирование универсальных учебных действий
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
| ||||
1-2 | Слова, обозначающие предметы | Определять имя существительное среди других слов. Определять категории числа, рода. Определять синтаксическую роль в предложении. Выполнять з/буквенный и звуко-слоговой анализ. Образовывать лексико-семантические ассоциации по типу парадигматической связи. Дифференцировать значения одушевленности и неодушевленности. УУД: Р – 2, 5, 7 П – 1, 2, 4 К – 3, 5. 7 Л – 12, 15 | Академия младшего школьника SORTWORD – 68-73, 100-101 POINT –161, 208; MEETENG – 90 Логопедия SORTWORD – 4-6, 20-22, 41, 100, 126 POINT – 1, 2, 74 ORTHOGR – 33, 58; SORTRIC - 29 | |
3-4 | Слова, обозначающие действия | Образовывать глаголы, обозначающие способ передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и т.д. определять синтаксическую роль в предложении. Выполнять з/буквенный и звуко-слоговой анализ слов. Ставить ударение. Формировать валентности глаголов. Образовывать глаголов от существительных (учитель – учить). УУД: Р – 1, 9, 11 П – 2, 4, 6 К – 4, 6, 9 Л – 12, 15 | Академия младшего школьника SORTWORD – 80, 81, 84 POINT –162 MEETENG – 42 Логопедия : COMBINE – 53 SORTWORD - 26, 66, 82, 101 XFILES – 3; POINT – 3 | |
5-8 | Р.Р. Изложение «Белка» | Делить текст на смысловые части. Находить основную мысль текста и использовать её в заглавии. Определять слова с непроверяемыми написаниями. Отличать разделительный Ь. Анализировать и редактировать написанные изложения. УУД: Р – 2, 3, 5, 7, 11, П – 1, 5, 7, 8, 10 К – 1, 3, 6, 9 Л – 3, 6, 8, 11 | Презентации к занятию | |
9 | Части речи: существительное, глагол | Расширять и активизировать глагольный и предметный словарь. Находить главные члены предложения. Согласовывать существительные и глаголы в роде, числе. УУД: Р - 4, 8, 12 П – 6, 7, 11, 14 К – 2, 8, 9 Л – 10, 13, 16 | Академия младшего школьника SORTWORD – 105-114, 147, 88 POINT – 2, 3 MEETENG – 42 Логопедия XFILES – 4 ; | |
10 | Слова, обозначающие признаки предмета | Образовывать прилагательные, обозначающие цвет, величину, форму, вкус, материал и др. качества. Определять синтаксическую роль в предложении. Называть слова с двойными согласными. Образовывать словосочетания с синтагматической связью. Согласовывать слова в роде, числе. УУД: Р - 2, 6, 10 П – 1, 3, 4, 6 К – 1, 4, 7, 8 Л – 6, 7, 9 | Академия младшего школьника SORTWORD – 74-79, 126, 127 POINT –169, 177 MEETENG – 41 Логопедия SORTWORD – 1-3, 83-85, 102, 125 POINT – 68, 138, 139 127 XFILES – 2 | |
11-14 | Р.Р. Изложение «Как кедровки помогали кедрам» | Составлять план в форме вопросительных предложений. Обогащать и активизировать словарь с помощью синонимов, антонимов. Определять род и число глаголов. Находить безударные гласные. И парные согласные. Запоминать текст и передавать близко к содержанию на письме. Анализировать и редактировать написанные изложений. УУД: Р – 2, 3, 5, 7, 11, П – 1, 5, 7, 8, 10 К – 1, 3, 6, 9 Л – 3, 6, 8, 11 | Презентация к занятию | |
15 | Части речи. Словосочетание и предложение (Н.Г.Андреева , Связная речь № 2, стр.8 занятие 1) | Дифференцировать слова-предметы, признаки, действия. Определять части речи, члены предложения. Образовывать словосочетания и включать их в предложение. Вычленять словосочетания из предложения. Выделять предложение из потока речи. Наблюдать за интонацией конца предложения и соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме. УУД: Р - 3, 6, 12 П – 1, 3, 4, 6 К – 2, 8 Л – 14, 16 | Академия младшего школьника POINT – 39 MEETENG – 66-70, 81-86 Логопедия POINT – 60; ORTHOGR – 172-176 COMBINE -2, 16, 32, 39-40 SENTENCE -4-6, 9-12 | |
16-17 | Части речи. Синтаксический разбор предложений (Н.Г.Андреева, Связная речь № 2, стр.14 занятие 2-3) | Работать с деформированным текстом. Определять зависимость прилагательного от существительного. Называть признаки, на основе которых слова объединяются слова в части речи. Дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение» УУД: Р - 3, 8, 11 П – 2, 9, 11, 13, 15 К – 3, 4, 7, 8 Л – 9, 12, 16 | Академия младшего школьника POINT – 39; LOCATE - 13 MEETENG -66-70 Логопедия SORTWORD -108-112 | |
18-20 | Р.Р. Выборочное изложение по рассказу Г. Скребицкого «Зима» | Проводить языковой анализ текста. Писать правильно слова с Ъ и Ь, гласные и согласные в приставках. Работать с деформированным текстом. Выполнять пунктуационный анализ предложения. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Расширять и активизировать словарь за счет образования синонимов, антонимов. Анализировать и редактировать написанные изложения. УУД: Р – 2, 3, 5, 7, 11, П – 1, 5, 7, 8, 10 К – 1, 3, 6, 9 Л – 1, 3, 6, 8, 11 | Презентация к занятию | |
21-23 | Слова – «приятели» (синонимы) (Н.Г.Андреева, Связная речь № 1, стр.140 – 148, занятие 9-11) | Формировать синонимические ряды и включать их в словосочетания. Находить синонимы в тексте. Объяснять лексическое значение слов. Обозначать на письме мягкость согласных с помощью Ь. Выполнять письмо по памяти. Выделять лишний предмет в д/и «Четвёртый лишний» (развитие внимания, слуховой памяти). Образовать тематические ряды с переходом к новому качеству. УУД: Р – 1, 5, 12 П – 6, 11, 13 К – 5, 7, 9 Л – 4, 10, 14 | Академия младшего школьника MEETENG -44-50
Логопедия COMBINE – 15, 19, 37, 41, 51, 54-56, 61 | |
24-25 | Слова – «неприятели» (антонимы) (Н.Г.Андреева, Связная речь № 1, стр.133 – 136, занятие 7 - 8) | Формировать антонимические ряды, включать их в словосочетания, предложения. Подбирать антонимы к словам различных частей речи. Находить антонимы в речевом потоке. Объяснять лексическое значение слов. Определять связь слов в предложении. Выделять главные и второстепенные члены предложения. Создавать семантических полей по типу парадигматической связи. УУД: Р - 3, 8, 11 П – 4, 9, 13, 15 К – 2, 4, 8 Л – 3, 9, 16 | Академия младшего школьника MEETENG – 51-56
Логопедия COMBINE – 20, 21, 33-37, 42, 57, 59, 60 | |
26 | Дифференциация синонимов и антонимов. Омонимы (слова – «близнецы») (Н.Г.Андреева, Связная речь № 1, стр.114 – 124, занятие 3-5) | Определять лексическое значение синонимов, антонимов, омонимов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением. Определять переносное значение слов и словосочетаний. Находить в тексте омонимы, антонимы, синонимы. Включать омонимов в синтагматические отношения со словами. УУД: Р - 3, 7, 10 П – 5, 6, 11 К – 3, 5, 8 Л – 7, 12, 15 | Академия младшего школьника MEETENG – 44-50, 51-56 Логопедия COMBINE – 20, 21, 33-7, 42, 57, 59, 60 COMBINE – 15, 19, 37, 41, 51, 54-56, 61 | |
27-29 | Р.Р Сочинение «Лиса и вороны» | Рассматривать серии сюжетных картинок, связывая их логически. Использовать в сочинении текстовых синонимов. Определять и раскрывать основную мысль в сочинении. Писать слова с непроверяемыми написаниями. Проверять безударную гласную в корне слов. Анализировать и редактировать текст. УУД: Р – 2, 3, 5, 7, 11, П – 1, 5, 7, 8, 10 К – 1, 3, 6, 9 Л – 1, 3, 6, 8, 11 | Презентация к занятию | |
30-33 | Состав слова. Корень. | Выделять корень слова. Подбирать родственные слова, включать в словосочетания по типу синтагматической связи. Определять слабую позицию гласных и согласных в корне слова. Писать текст с опорными словами по памяти. УУД: Р - 6, 10, 12 П – 1, 2, 3 К – 1, 4, 7 Л – 6, 10, 15 | Академия младшего школьника POINT – 40,149, 151, 152 ORTHOGR – 30, 31, 82, 106, 108, 251-253, 257 ANALWORD – 1-2, 24; CHOOSE – 35, 36 Логопедия COMBINE –34, POINT – 40, 61, 154-158 SORTWORD -19 | |
34-35 | Состав слова. Окончание | Определять окончание, выделять его из слов различных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов. Определять слабую позицию гласных в окончаниях. Находить отличие между формой слова и родственным словом.. Определять части речи члены предложения, родовые окончания. УУД: Р – 8, 10, 11 П – 1, 2, 3, 4 К – 2, 5, 8 Л – 12, 14, 16 | Академия младшего школьника SORTWORD – 45 POINT – 41 ORTHOGR – 63-65, 158, 160, 162, 213, ANALWORD – 5-7 Логопедия POINT – 41, 80, 149 | |
36-38 | Р.Р. Изложение «Какого цвета нос у грача» | Восстанавливать деформированный текст. Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составлять план в форме вопросительных предложений. Анализировать и редактировать изложения УУД: Р – 2, 3, 5, 7, 11, П – 1, 5, 7, 8, 10 К – 1, 3, 6, 9 Л – 1, 3, 6, 8, 11 | Презентация к занятию | |
39-40 | Состав слова. Сложные слова | Определять сложные слова. Выделять корни и соединительную гласную. Называть два признака родственных слов. Объяснять образование сложных слов. Писать правильно сложные слова. УУД: Р - 1, 7, 12 П – 3, 11, 12 К – 2, 6, 8 Л – 7, 9, 12 | Академия младшего школьника- ORTHOGR – 144, 145 Логопедия ORTHOGR – 10, 11 | |
41-44 | Состав слова. Приставки. | Определять приставку, определять значение, и написание. Выполнять З/б и звуко-слоговой анализ слов. Определять слабую позицию звуков в приставке. Дифференцировать глаголы с приставками в импрессивной и экспрессивной речи. Образовать глаголы с приставками В-, ВЫ-, НА-. Образовать глаголы пространственного значения с приставками ПРИ-, С-, У-, ПОД-, ОТ-, ПЕРЕ-, ЗА-, ДО-. Дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида УУД: Р - 5, 8, 10 П – 2, 3, 11, 15 К – 3, 5, 9 Л – 4, 10, 15 | Академия младшего школьника SORTWORD – 46-49 CHOOSE – 24 ANALWORD – 8-11 Логопедия SORTWORD – 9-12 CHOOSE – 24; POINT – 81, 150, 158 ORTHOGR – 8, 49; COMBINE – 9, 10 | |
45-46 | Состав слова. Суффикс | Выделять из слов суффикс, определять значение и написание. Определять слабую позицию звуков в суффиксе. Образовать существительные с уменьшительно-ласкательным значением с суффиксами -К–-, -ИК-, -ЧИК-, -ИЧК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, ЫШЕК-, -ЫШК-. Образовывать притяжательные прилагательнех с суффиксом –ИН-, -И- (без чередования - коровий, лисий; и с чередованием – волк – волчий). Образовывать относительные прилагательные с суффиксами –ЯНН-, -АН-, -ЕНН-, -Н-, -АТ-. Образовывать качественные прилагательные с суффиксами –ОВАТ-. УУД: Р - 1, 6, 9 П – 1, 3, 12 К – 4,7,8 Л – 2, 8,14 | Академия младшего школьника SORTWORD – 50, 51, 52, 54 ANALWORD – 12-14 Логопедия SORTWORD – 13, 87, 118 POINT – 82, 151 CHOOSE – 19 COMBINE - 11 | |
47 | Закрепление. Состав слов. | Определять состав слова. Подбирать слова соответствующей морфологической структуры по образцу и схемам. Выделять морфемы, определять значение и их правописание. Составлять слова по схемам. УУД: Р - 2, 3, 8 П – 1, 2, 3 К – 6, 8 Л -10, 13 | Академия младшего школьника SORTWORD – 52-54 ANALWORD – 15, 16, 26, 27 MEETENG – 37-39 Логопедия SORTWORD – 119, 121 | |
48-49 | Проверочная работа. Состав слова. | Определять состав слова. Подбирать слова соответствующей морфологической структуры по образцу и схемам. Выделять морфемы, определять значение и их правописание. Составлять слова по схемам. УУД: Р - 7, 9, 11 П – 5, 11, 15 К – 4, 7, 9 Л – 6, 14, 16 | ||
50-51 | Предлоги и приставки. | Сравнивать и различать предлоги и приставки. Соотносить предлоги и глагольные приставки. Различать правописание приставок и предлогов. Различать идентичные предлоги и приставки. Определять части речи. Расширять и активизировать словарный запаса УУД: Р - 4, 6, 9 П – 4, 5, 11 К – 2, 4, 7 Л – 4, 7, 15 | Академия младшего школьника SORTWORD – 23-24; ORTHOGR – 87, 154; Логопедия ORTHOGR – 87 | |
52 | Слуховой диктант с взаимопроверкой | . Писать правильно предлоги и приставки со словами.. Выполнять работу над ошибками. УУД: Р - 7, 9, 11 П – 5, 11, 15 К – 4, 7, 9 Л – 6, 14, 16 | ||
53-54 | Р.Р. Сочинение «Снег теперь уже не тот». | Определять и раскрывать тему сочинения. Использовать антонимы в рассказе описательного характера. Делить текст на части. УУД: Р – 2, 3, 5, 7, 11, П – 1, 5, 7, 8, 10 К – 1, 3, 6, 9 Л – 1, 3, 6, 8, 11 | Презентация к занятию | |
55-56 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | Сравнивать и различать слова с разделительными Ъ и Ь. Расширять и активизировать словарный запас, языковое чутьё. Объяснять выполнение общей роли Ъ и Ь: указание на спрятанный звук [й]. УУД: Р - 5,7, 11 П – 6, 14 К – 1, 4 Л -15, 16 | Академия младшего школьника SORTWORD – 55, 56; POINT - 205 ORTHOGR – 76, 81, 112 CHOOSE – 33; ANALISIS – 12 Логопедия CHOOSE – 25, 26 SORTWORD -7, 52, 90 POINT – 129, 130; ORTHOGR – 55, 111, 112 | |
57-59 | Слабая позиция гласной в корне слов. Проверяемые и непроверяемые гласные. | Ставить ударение в словах. Определять ударный и безударный слоги. Составлять схемы двусложных и трехсложных слов. Находить безударные гласные. Подбирать проверочные слова. Определять одну и две безударных гласных в корне. Образовывать семантические поля родственных слов и вычленять из них проверочные. Определять место нахождения гласной в слабой позиции. Выполнять звуко-буквенный анализ слов. УУД: Р - 8, 10, 12 П – 4, 14 К – 5, 8, 9 Л -3,10, 13 | Академия младшего школьника POINT –119, 149-152 ORTHOGR – 30, 31, 51, 53, 70, 82, 109, 251-253, 255-259 CHOOSE –35, 36 Логопедия ORTHOGR –2, 22, 31, 82, 251-253, 259 SORTWORD – 34, 78, 79, POINT – 37, 42, 105, 119 CHOOSE – 8, 9 | |
60 | Проверочная работа. Слуховой диктант | Проверочная работа. Слабая позиция звуков в различных морфемах. Работа над ошибками. УУД: Р - 7, 9, 11 П – 5, 11, 15 К – 4, 7, 9 Л – 6, 14, 16 |
По истечении третьего этапа коррекционного обучения учащиеся должны научиться:
- Свободно ориентироваться в морфологическом составе слова, уметь определять способ образования новых слов, отличать форму слова от нового слова.
- В экспрессивной речи пользоваться различными способами словообразования.
- Отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания
- Определять связность предложений и смысловую зависимость между ними.
- Составлять план связного высказывания.
- Уметь определять слабую позицию звуков и часть слова, в которой они находятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционных логопедических занятий в 1-4 классах общеобразовательной школы (составлена по материалам Ястребовой А.В,)
Программа направлена на предупреждение неуспевваемости по русскому языку учащихся начальной школы, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Будет интересна практикующим логопедам, специализи...
Программа концерта учащихся класса
В середине и в конце учебного года мы выступаем в детских дошкольных учреждениях с агитационными концертами.Многие учащиеся моего класса посещали детский сад №25,поэтому уже стало традицией проводить ...
Программа коррекционных логопедических занятий в 1 - 4 классах (ФФНР)
Программа предназначена для коррекции устной и письменной речи учащихся при ФФНР в 1- 4 классах...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)...
Тематическое планирование к рабочей коррекционно-логопедической программе для обучающихся с НОДА и УО
Тематическое планирование к рабочей коррекционно-логопедической программе для обучающихся с НОДА и УО...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
Коррекционное логопедическое занятие-конспект 2-4 классы "Синонимы. Подбор синонимов к слову".
Коррекционное логопедическое занятие-конспект по развитию связной речи для 2-4 классов у учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР, ОНР.Тема: "Синонимы. Подбор синонимов к слову".Формиро...