Программа социализации обучающихся "Мир вокруг тебя"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Программа социализации обучающихся 5-6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii_obuchayushchihsya_mir_vokrug_tebya.docx | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе по социализации обучающихся 5-6 класса по литературе «Мир вокруг тебя» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897); основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Глубокинской школы по ФГОС, федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (утверждён 29 декабря 2012 года №273-ФЗ); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; учебному плану МБОУ Глубокинской школы. Программа строится с учётом содержания пособий «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996 и «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999, которые является составной частью пособий к урокам литературы, подготовленных Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста.
Актуальность разработки Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по литературе (5- 6 класс) обусловлена тем, что после перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и личностного развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладываться в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов. Кроме того, отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, способности противостоять негативным явлениям социальной среды, неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения, недостаточное уважение к самобытной культуре своего народа отрицательно влияет на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку, в целом приводит к низкой общей культуре подрастающего поколения. Формирование нравственного должно быть основано на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностях, традиционных моральных нормах, отражённых в произведения русской и зарубежной литературы. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа должна обеспечить:
- усвоение обучающимися нравственных и культурных ценностей;
- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
- приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям;
- формирование у обучающихся способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
- формирование у обучающихся мотивации к труду;
- осознание обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование готовности к выбору жизненной позиции на основе осознания собственных возможностей.
Цели
Цель реализации Программы– социализация обучающихся (усвоение нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно-значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию) посредством приобщения к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Задачи
1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.
3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.
4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основными идеями программы являются:
1.Идея развития:
- развитие обучающегося, его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;
- развитие личности обучающихся.
2. Идея творчества:
- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству.
3. Идея сотрудничества:
- совместная деятельность детей и взрослых.
4. Идея толерантности:
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.
5. Идея социальной активности:
- формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию социально-значимой деятельности.
Программа «Мир вокруг тебя», построена на личностно-ориентированном, деятельностном обучении литературе учащихся, а именно на совместной учебно-познавательной, творческой, игровой деятельности.
Ценностные установки и ориентиры программы
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по литературе (5-6 класс) построена на основе базовых национальных ценностей российского общества.
Система базовых национальных ценностей:
- Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
- Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Сроки и этапы реализации программы
Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (10-12 лет). Данная программа предполагает обучение на 2 года, по 34 часа в год, всего 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. На первом этапе обучения происходит расширение читательской компетенции, коммуникативного взаимодействия, вербального и невербального способов общения, начинает активно формироваться умение обучающихся в решении практических упражнений различного характера и уровня. На втором этапе формирования, углубления и развития способностей учащихся происходит создание условий для развития комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства.
Принципы формирования учебных групп
- развивающий и воспитывающий характер обучения (направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности, развитие общечеловеческих ценностей);
- научности содержания и методов учебного процесса;
-систематичности и последовательности;
-связи обучения с практикой;
-доступности обучения;
- максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
- насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;
- поощрения результатов, которые содержат новые идеи.
Межпредметные связи
- русский язык;
- литература;
- история;
- живопись;
- иностранный язык
- музыка
Принципы отбора содержания образования и организации процесса его освоения обучающимися
Программой предусмотрено изучение основ литературы с позиции этических норм. Программа предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, их культурных и социальных потребностей.
При реализации программы используются следующие методы работы:
- Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;
- Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций, иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
- Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение технологических упражнений, игровая деятельность, написание эссе, разработка презентаций, проектов;
- Метод проблемного изложения, исследовательский;
- Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Основными формами организации образовательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется работа в малых группах.
Виды учебной деятельности
Используются: чтение, пересказ, анализ текста, лекциия, беседа, занятия-консультации, выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, тематические диспуты, дискуссии, круглые столы, написание статей, тезисов, рассказов, писем, сообщение, ролевые игры, турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газеты, плаката, защита рисунков, проектов, создание диафильма, работа с комиксом, развёрнутый письменный ответ на вопрос, создание вопроса, работа с афоризмом, просмотр фильма, слушание музыки.
Ожидаемые результаты программы:
- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью; - повышение активной жизненной позиции обучающихся; - осознание обучающимися своих возможностей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- адаптация детей к социуму;
- повышение уровня владения детьми ключевыми общепредметными и социальными компетенциями.
Способы диагностики (формы контроля)
С целью выявления уровня освоения программы предусмотрено проведение контрольных занятий: входного контроля для определения степени подготовленности детей, определения уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков на начало обучения в форме собеседования. Используется метод наблюдения. Выходной контроль в виде письма- послания, эссе, анкеты «Обратная связь». Промежуточный контроль проводится в форме защиты проекта. Используются различные формы: тестовые задания, конкурсы, педагогическое наблюдение, технологические упражнения, коммуникативные игры, самостоятельная работа, творческая работа, написание эссе - виды продуктивной творческой деятельности как средство оценки уровня результативности работы обучающихся по программе «Вокруг тебя – мир…».
Содержание программы
№ | Тема | Теория | Практика | Виды учебной деятельности |
5 класс | ||||
1-2 | Вводное занятие «Вокруг тебя - Мир…». Входной контроль. | 1 | 1 | Беседа, рассказ, ответ на вопрос, знакомство с комиксом, чтение фрагмента произведения Анри Дюнана «Воспоминание о битве при Сольферино», работа со словом «храм», «лелеять», «картечь», «брань», эссе «Все мы братья!», «Достучаться до сердец». |
3-4 | Общее счастье. Из фольклора. | 1 | 1 | Лекция. Беседа о жанре сказки, рассказ, пересказ, ответ на вопрос, работа с афоризмом, письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Что бы просил у Общего Счастья ты?», «Что ты делаешь, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?» |
5-6 | Вовремя сказать «Нет!» Татьяна Александрова «Светофорчик». | 1 | 1 | Чтение с элементами драматизации, беседа, ответ на вопрос, письмо Светику, представление содержания сказки в виде комикса, интервью. |
Учебно-методические средства обучения
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение, 1987
- Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.
- «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996
- «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999Винокуров Г.О. Культура языка. – М., 1989, с.38.
- Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».- М.: Дрофа, 2007
- Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.
- Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведения русских писателей XVIII-XX вв.- М.: Дрофа, 2007
- Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.– М.: Просвещение, 1994.
- Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007
Материально-техническое обеспечение: 1)Технические средства: компьютер; проектор; экран 2) Комплекты: видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц; программные иллюстрации 3) Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me (2000/XP); текстовый редактор MS Word; 4) Электронные пособия: Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2012, ООО «Физикон», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....
Рабочая программа элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» для 5 класса
Цель изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» в школе — приобщение обучающихся к основам международного гуманитарного права; формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа...
Авторская программа факультативного курса "Вокруг тебя- мир.."
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методические ресурсы. Факультатив разработан для уч-ся 5-8 классов....
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС (И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова)...
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс...
рабочая программа по курсу "Вокруг тебя мир"
рабочая программа...
Программа социализации "Мир вокруг тебя"
Программа социализации...